Тема "Почему Солнце светит днём, звёзды - ночью"
методическая разработка по окружающему миру (1 класс) по теме

Синицына Светлана  Степановна                учитель  начальных  классов

Изучение  нового материала.

Цель: формирование представлений  о звёздах, о солнце.

Урок - путешествие.

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon okruzh.mir_solnce_i_zvyozdy.ppt642.5 КБ
Microsoft Office document icon predmet.doc126 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

путешествие в космос

Слайд 2

почему солнце светит днём , а звёзды - ночью?

Слайд 5

Солнце всходит, освещает землю, начинается день.

Слайд 6

А когда заходит солнце, начинается ночь. Ночью светят луна и звёзды, но их свет слабее солнца.

Слайд 7

Звезда Альдебаран

Слайд 8

Звезда Регул

Слайд 9

Звезда Сириус

Слайд 10

созвездие льва

Слайд 11

Солнце- это огромный пылающий шар, это тоже звезда, которая нам кажется большой и яркой, т.к. она расположена ближе к Земле.

Слайд 12

Солнце очень горячее. Без него в нашем космическом доме- Солнечной системе- темно и холодно.

Слайд 13

спасибо за урок!



Предварительный просмотр:

Предмет: окружающий мир

 Класс: 1

Название темы: «Почему Солнце светит днем, звезды — ночью?»

Цель: формирование представлений о звездах, о Солнце на основе использования ИКТ в начальной школе;

                                                             Задачи:  показать, что Солнце ближайшая к Земле звезда;

                                                познакомить с созвездием Льва;

                                                                                                  развивать представление о форме, размерах, цвете объектов;

                                                                                   анализировать  распознавания природных объеков;

Тип:  изучение нового материала                              

Форма:  урок-путешествие

Методы:  иллюстративный

                                                                                            (демонстрация слайдов), картинка с изображением звездочёта,

                                                                                 солнца( по количеству детей),сигнальные знаки (+,-,?)

беседа

                                                    практические (работа с пластилином)

Технические средства:  мультимедийные проектор

Ожидаемые результаты:  знать что звёзды- огромные пылающие шары, находящиеся очень далеко от земли;

                                                                          уметь осознавать ,что Солнце- ближайшая к Земле звезда;

                                                                          научиться узнавать созвездие Льва

 Программные средства: Microsoft Word и Microsoft Power Point.

 Ресурсы Интернет: http://www.fairytale-info.ru/, http://festival.1september.ru/, http://www.mail.ru/, http://it-n.ru/

 Использование компьютера при подготовке учителя к уроку: учитель  использует Интернет (для поиска картинок, музыки), программы Microsoft Word (для  создания кроссворда, теста) и Microsoft Power Point (для мультимедийного показа).

Межпредметные связи на уроке:  история, технология

Этапы

Содержание

Деятельность

учителя

Деятельность

учащихся

Используемое оборудование

Ожидаемые

результаты

1.

Орг.

Момент



Начинается урок,

Он пойдёт ребятам впрок.

Постарайтесь всё понять,

Много нового с урока взять.


Сегодня мы с вами отправляемся в далёкое  путешествие. А вот каким транспортом мы воспользуемся, вы узнаете, если отгадаете загадку.


Чудо птица – алый хвост

Полетела в стаю звёзд.

Крыльев нет у этой птицы,

Но нельзя не подивиться:

Лишь распустит птица хвост –

И поднимется до звёзд. (Ракета)

- А куда мы полетим на ракете? А что мы можем там увидеть?

- Вот об этом мы сегодня и поговорим. Потому что я предлагаю отправиться в путешествие по звёздному небу, где нас ждёт только самое удивительное.


Психологичес-кая подготовка учащихся  к активной работе на уроке.







Декломация догадки









Сообщение темы.


Анализируют информацию приходят к выводу,

высказывают свои предположения










 Слайд 1

(изображение космоса)















 Слайд 2 (тема урока)


Кратковремен-ность, быстрота включения учащихся в деловой ритм, готовность класса и оборудования.




Положительный

результат



2.

Повторение изученного материала

Но, чтобы отправиться в космос, нужно выполнить задание, которое приготовил для нас Звездочёт

Викторина:

1. Человек, который изучает звезды и другие небесные тела.

2. Птица, которая живет в теплых странах и не умеет летать.

3. Часть велосипеда.

4. Время года, которое наступает после осени.

5. Основная работа этого человека – печь хлеб.


– С заданием справились.

А сейчас мы с вами, дети,

Улетаем на ракете

Актуализация изученного материала в вопросно-ответной форме.












Подготовить учащихся к изучению нового материала.


Анализируют информацию делают выводы






























Слайд 3

(подумай)




Слайда 4

(ракета в полёте)


Положительный результат


3.







4.



5.
















6.

Работа над новой темой






Физминутка



Продолжения изучения нового материала














Физминутка

Итак, звездочёт предлагает отправится в путешествие. Спинки прямые, начинаем отсчёт 10, 9, 8, 7, 6, 5, 4, 3, 2, 1, пуск.

Мы попадаем в космос, посмотрите как там удивительно и красиво.

 

Представьте, что вы ракеты. Встали все.

На носочках подтянись,

Руки верх, летите ввысь!

- Пока мы с вами летали, Звездочёт  уже приготовил для вас вопрос. Как вы думаете, о чём он вас может спросить?

Учитель направляет:

Солнце не просто светит днем, а оно-то и создает нам день.

Когда Солнце восходит и освещает Землю, начинается день.

А когда Солнце заходит, начинается ночь.

И только ночью становятся видны звезды.

Где мы можем увидеть звёзды?

- Что интересного вы узнали про Солнце ?


На небе ярко светит Солнышко.

Появилась тучка.

Пошёл дождик.

Ещё сильнее пошёл дождик.

Ещё сильнее.

Дождик стал стихать.

Ушла тучка.

Появилось Солнышко.

Звездочёт приготовил для вас следующие задание в виде загадки.

Рассыпалось к ночи зерно,

Глянули утром – нет ничего.

Что это? (Звезды)

- Как догадались? С чем сравнивают Звёзды? Почему? Когда на небе мы видим звёзды? Почему?

В старину люди думали, что звезды – это блестящие фонарики, подвешенные к хрустальному своду неба. Но это не так. Кто знает, что такое звезды?








Чтение и показ

физкультминут-ки.

Следить за выполнением движений , корректировать

по необходимости

Объяснение нового материала .. Организация деятельности учащихся по   усвоению новых знаний.

Закрепление первичных знаний


Чтение и показ

физкультминутки.

Следить за выполнением движений , корректировать

по необходимости.






Декламация отгадки












Показ движений за учителем






Предположительные ответы детей



Усвоение нового материала на основе ранее изученных


















Анализируют, делают выводы, сравнивают, приходят к ответу.

















Слайда 5день)

Слайд 6 (ночь)










































Профилактика здорового образа жизни







Положительный результат







Профилактика здорового образа жизни























7.

Работа по учебнику


Атеперь звездочёт предлагает поработать с учебником.

– Рассмотреть рисунок на стр. 22.

(Учитель с детьми читает названия звезд) Что можно рассказать о этих звездах? (отличаются размером и цветом).

- О звёздах нам расскажет Данил.

– Так что же такое звезды?

- Какие бывают Звёзды? По цвету? (голубые, белые, желтые, красные). Какие звёзды горячие? (белые, голубые). Холоднее белых? (жёлтые). Холоднее Солнца? (красные). По размеру?

 

- Звёзды, которые в десятки раз больше Солнца – гиганты. Само Солнце называют жёлтым карликом.

- Вернитесь к рисунку на стр. 22.

Что можно сказать про Альдебарана? (холодный гигант). 

Про Регул и Сириус? (нормальные горячие Звёзды)..

Про Солнце? (менее горячий карлик).

- Почему такая большая звезда, как Альдебаран, на небе меньше, чем Солнце и не греет лучше. Чем Солнце? (далеко расположена).

Вывод: - Самые яркие звёзды испускают в 100 тыс. раз больше тепла и света, чем Солнце. Но Солнце – самая близкая к Земле звезда, поэтому она даёт нам достаточное количество тепла и света.

– Почему они кажутся нам маленькими светящимися точками? (расположены далеко от Земли)

Контролирует работу учащихся по учебнику ,читает названия звезд


Заблаговременная выдача доп. материала



Познакомить с

информационным сообщением.








Направляет, корректирует ответы.



















Работа по учебнику

Принятие к ведению информации.

Просмотр рисунка

Анализируют, делают вывод.

.Выступление ребёнка с заранее подготовленной информацией













Воспринимают информацию, анализируют

Учебник

















 

 


Слайд  7

(звезда Альдебаран)

Слайд 8

(звезда Регул)

Слайд 9

(звезда Сириус)


















Заинтересовать

учащихся









Восприятие наглядности



8.

Практическая работа в группах.


Звездочёт предлагает вылепить из пластилина модели звёзд  на которых мы с вами побывали.

1группа-звезда Альдебаран

2 группа-звезда Регул

3 группа-Соллнце

4 группа-Сириус



Вывод: – Что такое звезды? Что такое Солнце?

(вывод: Солнце – звёзда)

– Что создает нам Солнце?

– Почему днем не видно другие звезды? (Солнце ближе к Земле, оно освещает Землю, а блеск других звёзд незаметен)

Вспомните кто изучает звёзды? (астроном)

– С помощью чего астроном изучает звезды?

- В стародавние времена люди с удивлением и страхом смотрели на загадочное ночное небо. Звезд на небе очень много. И чтобы разобраться в них, люди объединили отдельные группы звезд в созвездия. Из самых ярких звёзд они мысленно составляли загадочные рисунки и придумывали к ним сказочные истории. На небосводе 88 созвездий. На территории нашей страны – можно видеть 54. Созвездиям и самым ярким звездам люди дали имена, которые пришли из Др.Греции и связаны с персонажами различных мифов и легенд.

- Что такое созвездия? (группа звёзд)

Отгадайте, о каком созвездии идет речь:

Из какого ковша

Не пьют, не едят,

А только на него глядят? (Созвездие Большой Медведицы).

Это созвездие состоит из 7 ярких звёзд. -Под ногами Большой Медведицы расположено созвездие Льва. Оно состоит из 70 звезд. Но ярких звёзд – 8.



Организация практической работы в группах.

Оформление выставки детских рисунков к род. собранию











Контролирует усвоение нового материала





Сообщение исторических сведений















Практическая деятельность,творческое моделирование















Анализируют приобретенные знания






Воспринимают информацию





















Пластилин

Самооценка результатов своей деятельности





















Положительный результат























9.

Работа по учебнику


Звёздный друг предлагае пролететь мимо созвездия Льва и прочитать онём сведения на стр.23 (учебник)

Миф о созвездии Льва:

Созвездие названо в честь льва, который свирепствовал около греческого города Немен. Геркулес настиг льва около логова и пустил в него 3 стрелы с бронзовыми наконечниками. Но стрелы отскочили от шкуры, как от стали. Тогда герой выдернул из земли дуб и вместо палицы ударил им зверя. Оглушенный лев упал на землю. Геркулес бросился на зверя и задушил его голыми руками. С тех пор львиная шкура заменяла Геркулесу панцирь и шлем.

-Самая большая звезда этого созвездия – Регул, что значит “царь”.

Контролирует работу учащихся по учебнику




Работа с учебником, читают.









Учебник



Слайд 10 (созбездие Льва)



Восприятие информации






10.

Самостоятельная работа


Продолжим путь по звёздам зозвездия Льва.

Рабочая тетрадь: Соединить звёзды, чтобы получилось созвездие)

Контроль выполнения задания в рабочей тетради.

Выполнение задания в тетради


Рабочая тетрадь


Положительный результат


11.

Итог урока

Итак. Из чего состоят созвездия? - Что такое созвездия? (группа звёзд)

-Что такое звезды?

-Что такое Солнце?

-Что вы запомнили о звездах и Солнце?

-Почему днем на небе не видно звезд?

Почему они становятся видны ночью?

Организация общения для самостоятельного подведения итогов

Готовность учащихся к проверки








Слайд 11, 12

(понятие о солнце)

Формулировки новых знаний.

12.

Релаксация


Звездочёт незнает кого похвалить и за что?

Кто похвалить может себя и за что?

Солнышки на партах. Нарисуйте своё настроение после этого урока.

Анализ успешности . Раздаёт картинки с изображением солнца каждому ученику


Самооценка учащихся,

Рисуют на солнышке своё настроение

Картинки с изображением солнышка

Формирования причин успеха и неуспеха.


13.

Рефлексия


Наше путешествие подходит к концу, чтобы благополучно вернуться на Землю нужно нажать  кнопку на пульте управления

Тест:

Да + , нет - , не знаю ?

- Солнце – ближайшая к Земле звезда.

 - Звезды – огромные пылающие шары.

- Солнце – самая большая звезда.

- В созвездии Большой Медведицы семь ярких звезд.

- Звёзды по размеру и цвету все одинаковые.

- Созвездия – это группы звёзд.

Проверить усвоение материала в виде теста

Актуализация изученного материала в вопросно-ответной форме, теста








Выполнение теста по новой теме.Выбирают нужный знак



Знак «+»,«-«,

«?»
















Слайд 13(спасибо за урок)

Положительные эмоции,

хорошее настроение.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок-проект по окружающему миру "Почему Солнце светит днём, а звёзды -ночью"1 класс

Урок для 1 класса с видеофильмами, видеоинтервью, с презентацией. Подготовка идет совместно в родителями.Класс разделен на 4 группы, каждая из которых готовит свой блок....

Конспект урока по окружающему миру в 1 классе "Почему Солнце светит днём, а звёзды - ночью?" ("Школа России")

В конспекте урока даны комментарии, в которых делается акцент на использование в ходе урока современных подходов к образованию, организации самостоятельной учебной и творческой деятельности учащихся. ...

Презентация к уроку "Почему Солнце светит днём, а звёзды - ночью?" 1 класс, "Школа России"

Презентация представляет собой пошаговое сопровождение урока "Почему Солнце светит днём, а звёзды - ночью?"...

Открытый урок в 1 классе "Почему Солнце светит днём, а звёзды ночью"

Данный урок интересен тем, что дети в процессе урока сами узнают, что такое звёзды, когда мы их видим , а когда нет, и почему это происходит. На уроке используются различные формы работы, поэтому на н...

Почему солнце светит днём, а звёзды ночью?

Почему солнце светит днём, а звёзды ночью?...

урок окружающего мира по теме: Почему солнце светит днём, а звёзды - ночью

Тип урока: Усвоение новых знаний.Цели: формировать представления о звёздах, Солнце и созвездиях;развивать познавательные способности учащихся в процессе самостоятельной учебной и творческой деяте...