Урок окружающего мира 3 класс "Экосистема поле"
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс) по теме

Денисова Лия Фаризуновна

Тема урока "Экосистема поле"

Цель :Познакомить с обитателями полей; объяснить причину малой устойчивости этой экосистемы.

Задачи урока: Сформировать знания об искусственной экосистеме поля, выявить взаимосвязь между кормильцами, едоками и мусорщиками и их связь с человеком.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ekosistema_polya.docx34.33 КБ

Предварительный просмотр:

Цель: познакомить с обитателями полей; объяснить причину малой устойчивости этой экосистемы.

Задачи урока:

  1. сформировать знания об искусственной экосистеме поля, выявить взаимосвязь между кормильцами, едоками и мусорщиками и их связь с человеком;
  2. формирование новых понятий , убеждений;
  3. развитие коммуникабельности, познавательной активности учащихся;
  4. вызвать ощущение личной ответственности за состоянием природной среды, стремление к участию в деле её охраны.

Техническое обеспечение:

  1. Демонстрационный экран.
  2. Мультимедийный проектор.

Ход урока.

  1. Организационный момент. (слайд 1,1)

Урок наш начнем

Он о природе – природа наш дом.

На уроке будь смекалист

Будь внимателен вдвойне

Нам сегодня предстоит

Много новых тайн открыть

Быстро думать, отвечать

Нашу память развивать

Любознательными стать

На пятерки отвечать.

  1. Актуализация знаний. (слайд 1,2)

Есть просто храм, 
 Есть храм науки.
А есть ещё природы храм—
С лесами, лугом, полем, вьюгой,
Всегда откроет двери нам.
Он свят в любое время суток,
Открыт для нас в жару и стынь.
Входи сюда, будь сердцем чуток,
 
Не оскверняй его святынь.

  И в этот храм природы с его законами и тайнами, с его обитателями, я вас приглашаю войти. Итак, мы снова в гостях у природы.

На предыдущих уроках окружающего мира, мы уяснили, что в экосистемах леса, луга, озера и болота - все убрано и украшено самой природой. Все в порядке без нашего с вами участия каждый день и в любое время года.  Что же такое экосистема?(слайд2,1)

Экосистема – единство живой и неживой природы, в котором сообщество живых организмов разных «профессий» способно совместными усилиями поддерживать круговорот веществ. (слайд2,2)

Давайте вспомним их.

Работа в парах по карточкам.

(Проверка - вопросы задает учитель. Отвечают дети. Ответ появляется на экране.)

  1. Экосистема озера. (слайд3,1,2)
  1. Верхний слой составляют мелкие организмы, которые плавают в толще воды. Их называют… (планктон) (слайд3,3)
  2. Какое растение часто путают с камышом?... (рогоз) (слайд3,4)
  3. Мелкие рачки, знакомые любителями аквариумов. Их используют в качестве корма для рыб.  (дафнии, циклопы) (слайд3,5)
  4. Хищники озёр. (окунь, щука) (слайд3,6,7)
  5. Личинки комаров, живущие на дне озера, называют(мотыль) (слайд3,8)

  1. Экосистема болота. (слайд4,1,2)
  1. Болотное растение, которое может впитывать в себя лишнюю воду, называют… (мох-сфагнум) (слайд4,3)
  2. Отмершие остатки мха накапливаются в болоте, уплотняются, из них образуется… (торф) (слайд4,4)
  3. Кто не справляется с работой в экосистеме?  (разрушители) (слайд4,5)
  4. Толща торфа становится всё выше , болото суше, оно начинает зарастать травами. На смену болоту приходит… (экосистема луга) (слайд4,6)

  1. Экосистема луга. (слайд5,1,2)
  2. Травянистые растения с полым стеблем – соломиной и невзрачными цветками. (злаки) (слайд5,3)
  3. Кого привлекают лепестками цветки?(насекомых-опылителей) (слайд5,4)
  4. Какое растение живет 2 года: 1 год накапливает силу в корне, а на второй год дает семена? (лопух) (слайд5,5)

  1. Экосистема леса. (слайд6,1,2)
  1. Многолетние растения с крепким одревесневшим стеблем. (дерево) (слайд6,3)
  1. Многолетнее растение, у которого несколько твердых стеблей которые ответвляются от общего корня. (куст) (слайд6,4)
  2. Растения с мягкими зелеными стеблями. (трава) (слайд6,5)
  1. Постановка проблемной ситуации (слайд7,1,2)

Что такое поле? Это экосистема?

Что человек получает с полей? (слайд7,3)

На какой вопрос вы бы хотели получить ответ на этом уроке? Сегодня мы познакомимся с новой уникальной экосистемой, экосистемой поля. И наша задача –чем экосистема поля отличается от других экосистем,  проследить, может ли поле существовать без помощи человека.

  1. Открытие нового знания
  1. Загадки про обитателей полей. (слайд 8,1)

Кто же обитает в экосистеме поля? 

  1. В поле, сочен и высок,

Вырос вкусный колосок.

Я, грызун, его сорву,

Только я боюсь сову.

Я же маленький, пи-пи,

Совушка, покрепче спи! (Мышонок) (слайд 8,2)

  1. На стеблях белеют чашки.

В них и нитки и рубашки. (хлопок) (слайд 8,3)

  1. Две недели отцветает,
    Две недели наливает,
    Две недели подсыхает? (рожь) (слайд 8,4)
  2. Золотое решето
    Чёрных домиков полно.
    Сколько чёрненьких домков,
    Столько беленьких жильцов. (подсолнух)
     (слайд 8,5)
  3. Колосится в поле рожь. 
    Там, во ржи, цветок найдешь. 
    ярко-синий и пушистый, 
    Только жаль, что не душистый. (василек)
     (слайд 8,6)
  4. Рос шар бел,
    Ветер дунул —
    Шар улетел.  (одуванчик)
     (слайд 8,7)
  5.  У меня нет рук и ног,

Сам я тонкий, как шнурок.

Для любого рыбака

Я наживка для крючка.(червяк) (слайд 8,8)

  1.  В поле росла,

Под жерновом была,

Из печки на стол

 Караваем пришла. (пшеница) (слайд 8,9)

  1. Что копали из земли, 
    Жарили, варили?
     
    Что в золе мы испекли,
     
    Ели да хвалили? (
     Картофель) (слайд 8,10)
  2. Надевает эта крошка
    Платье красное в горошек.
    И летать умеет ловко
    Это… (божья коровка) (слайд 8,11)

  - Какие из   представленных организмов можно отнести к производителям, потребителям, разрушителям?

  1. Знакомство с потребителями , производителями и разрушителями полей. (рассказывают дети)

Производители – культурные растения.

Пшеница - одна из важнейших зерновых культур. Получаемая из зерен мука идет на выпечку белого хлеба и производство других пищевых продуктов.

Пшеница.

У пшеницы путь особый,

Чтобы зёрна стали сдобой

Нужно солнышком налиться,

Дождевой водой напиться,

Постоять под небесами

Золотыми колосками,

Покачаться на ветру

И однажды поутру

Соберут в снопы пшеницу,

Увезут в село, в станицу

На крылатой мельнице

Зерна перемелются

Чьей-то доброю рукою

Станут зёрнышки мукою.

Хлопок- это своего рода шерсть. Географическое происхождение хлопчатника – Южная Азия. На кустах высотой в 6, а то более 12 метров к осени вызревали худосочные коробочки с семенами. Коробочки с хлопком обычно собирают вручную, и это очень тяжелый труд. 

Историю картофеля в России связывают с Петровской эпохой.  Повсюду, первое время, картофель считался диковинным экзотическим овощем. Россия не была исключением. На дворцовых балах и банкетах его подавали как редкое и лакомое блюдо, посыпая его сахаром, а не солью.

Подсолнух на языке цветов – символ оптимизма, веселья и благополучия, цветок тепла и солнца.  Подсолнух, пожалуй, один из самых ярких цветов земли.  Является основной масличной культурой в России и на Украине и одной из важнейших масличных культур в мире. Промышленное производство подсолнечного масла впервые было запатентовано в 1716 году в Англии.

Рожь - ценная продовольственная и кормовая культура. Она является второй
после пшеницы хлебной культурой и выращивается в нашей стране свыше 1000лет.

Производители – сорняки.

Василек. У василька огромное множество родственников. Смотрят люди на васильки - любуются, собирают из них букеты, плетут венки. Но вот земледельцы такой красоте не очень-то рады: васильки истощают почву, когда их много, губят посевы. За это называют васильки сорняками. Вредны васильки и для животных - коров, лошадей. Если они наедятся васильков, то могут даже погибнуть. Но в природе нет бесполезных растений. В его цветках - много меда: пчелы, шмели так и вьются над ними. Василек — растение-медонос.

Одуванчик . В природе можно встретить одуванчик повсеместно, да и в садах это частый непрошеный гость. Но с древних времён одуванчик используют в лечебных целях и называют «эликсир жизни» не зря: все части этого полезного растения – и корни, и листья, и цветки - имеют целебные свойства.

Потребители.

Полевая мышь живет на лугах, полях, на опушках смешанных и лиственных лесов. Ночью под покровом темноты разыскивают корм: семена диких и культурных растений, насекомых. Этот корм рассеян на большом пространстве луга или поля, и чтобы его найти, им приходится отбегать далеко от норки. В поисках корма помогают такие приспособления, как хорошо развитые ноги, способствующие быстрому бегу, и длинный хвост, выполняющий роль балансира.

Невинная внешность божьей коровки очень обманчива.  Божья коровка хищник и её в основном она промышляет охотой. Жертвами божьих коровок становятся малоподвижные мягкие насекомые, живущие огромными скоплениями и питающимися соками растений – в основном это тли. 

Разрушители.

Дождевые черви знакомы каждому, кто когда-либо держал в руках удочку или лопату, вскапывая огород. Их вклад в формирование плодородной почвы трудно переоценить. Эти неутомимые подземные труженики разрыхляют и перемешивают почву, увлажняют ее и насыщают кислородом.

Физминутка.

Вы, наверное, устали?

Ну, тогда все дружно встали.

Ножками потопали,

Ручками похлопали.

Покрутились, повертелись

И за парты все уселись.

Глазки крепко закрываем,

Дружно до 5 считаем.

Открываем, поморгаем

И работать продолжаем.

  1. Работа по учебнику.
  1. Чтение по ролям диалога (стр70)

Значит чем отличается экосистема поля от всех остальных? (Главное отличие – на поле человек выращивает определенный вид растений.)

Мы ответили на первый вопрос, который задали в начале урока.

Давайте подумаем, что будет, например с полем ржи, если за нимне ухаживать?

  1. Знакомство с текстом учебника (стр 70 – 71)

Какая экосистема придет на место поля, если за ним не ухаживать? (луг)  

(стр 71 – иллюстрация)

Выведенные человеком культурные растения дают высокие урожаи, но требуют определенного ухода – рыхлой почвы, удобрения, отсутствие сорняков. Что же нужно сделать человеку, чтобы ржаное поле сохранилось?

  1. Знакомство с текстом учебника (стр 71 – 73)
  2. Живые помощники человека.

Божья коровка - полезнейшее насекомое, т.к. сама и ее личинка пожирает тлю в большом количестве. Коровкой прозвана потому что выделяет из лапок оранжевое "молочко" которое отпугивает хищников. А "Божья" - наверное потому что летает...

Наездники развиваются, как паразиты, на различных хозяевах, которыми могут быть многие насекомые, за исключением пауков. Для садоводов наездники имеют большое значение, так как они уничтожают гусениц бабочек, личинок мух и тлю. Внешним видом наездники напоминают ос и в большинстве случаев имеют темную или пеструю окраску.

Жужелица. Жуки активны в различное время суток. Быстро бегают. Хищник, питается наземными моллюсками — в основном виноградной улиткой. Поедая улитку жуки не разгрызают раковину, а выедают моллюска погружая голову и переднеспинку в устье раковины. Сытые жуки могут зарываться в почву на несколько дней. При опасности из конца брюшка извергает едкую бурую жидкость с резким запахом, которая, при попадении в глаза, может вызвать рези и быстро проходящие конъюнктивиты.  Вид занесен в Красную книгу Украины (III категория), занесена в Европейский красный список. Охраняется в заповедниках Крыма.

4. Работа в группах.

Составить цепочки питания. Выбрать подходящие картинки. (мышь, божья коровка, дождевой червяк, подсолнух, колосок, лисица) Коллективная проверка.

  1. Итог урока. Рефлексия.

  - Какие обитатели полей мешают человеку?

  - Кто является потребителем урожая полей?

  - Чем поле отличается от природных экосистем?

  - Как человек может помочь экосистеме замкнуть круговорот веществ?

На столе у каждого из вас есть колосок. Возьмите его и разместите в нужную вазу.  (на доске 3 вазы с оценками: «5», «4», «3»)

Какую оценку вы можете поставить себе на этом уроке.

Если вы хорошо работали на уроке, у вас все получилось – поставь оценку 5.

Если ты работал хорошо, но у тебя не все получилось – поставь оценку 4.

Если материал урока вызвал у тебя затруднение – оценку 3.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Фрагмент личностно-ориентированного урока окружающего мира в 3 классе по теме "Экосистема поля"

Урок построен на основе деятельностного подхода с применением информационных технологий. Программа "Школа 2000"...

Урок окружающего мира по теме "Луг, лес, поле" в 3 классе

Урок является обобщеющим по теме "Луг, лес, поле", разработан по УМК Школа 2100. Разработан в качестве флипчарта для интерактивной доски....

Урок окружающего мира "Ягодная поляна"

Урок разработан с учетом ФГОС. Цель: создание условий для осмысления правил поведения в природе....

Урок окружающего мира во 2 классе по программе "Начальная школа 21 века" по теме "Поле и его обитатели. Растения поля"

Урок окружающего мира по теме "Поле и его обитатели. Растения поля". Практическое занятие. Групповая, фронтальная и индивидуальная формы работы. Урок  с использованием доски MIMIO....

Конспект урока окружающего мира на тему: "Поле и его обитатели" (УМК "перспективная начальная школа", 3 класс)

Цели деятельности учителя: формирование представления о поле как сообществе, искусственно созданном человекомдля культурных растенийПланируемые результатыПредметные:знать растения и животных поля;умет...

Урок окружающего мира во 2 классе по теме: «Поле и его обитатели. Растения поля.»

Тема: «Поле и его обитатели. Растения поля.» Применение сингапурских технологий....