Разработка урока по окружающему миру 4 класс.Тема: Луг - природное сообщество. Автор программы А.А. Плешаков
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс) по теме

Шишокина Ирина Львовна

Замысел урока заключается  в том, чтобы учащиеся самостоятельно  учились добывать  знания в ходе групповой работы.Специфика урока заключается  в использовании разных источников знаний. Структура урока соответствует  структуре изучения нового материала. Этапы урока учащиеся могут  проследить на доске в виде задач. Поставленные задачи  решаются  с помощью частично-поискового, наглядного, словесного методов. Деятельность учащихся заключается в распознавании, поиске и отборе  необходимой информации, моделировании, выдвижении версий,  предположений.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                    К конспекту прилагается презентация.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon lug_-_prirodnoe_soobshchestvo_pleshakov_4_klass.doc81 КБ
Файл prezentaciya1.pptx1.1 МБ

Предварительный просмотр:

                                                                     Ход  урока.                                                                        

  1. Орг. момент.

- Доброе утро.

- Садитесь.

- Готовы?

 -Начнём.

      2.Мотивация.Целеполагание.


 -   Сегодня урок окр. мира я хочу начать со строчек Александра  Балтина:

Как поёт, как весело сияет

Луг  великолепною травой!  

                                                Александр Балтин  


- Как вы думаете, почему многие художники и поэты обращаются в своих произведениях к теме «природа»?

( любят природу)

- Что значит любить природу?

(беречь, заботиться, охранять)

- А чтобы любить природу, надо её хорошо знать, понимать, т.е. человеку нужны знания.

 - Вернёмся к репродукции  «Цветущий луг» Александра Аверина

-  Как вы думаете, какие сегодня мы будем получать знания?

( уточним понятие «луг»,   выявим особенности растительного и животного мира,  поговорим  о значении и об охране луга).

       -Перед нами задачи урока и решать мы  их будем в группах.

 -Сейчас каждая группа получит план работы.

 - Ваша задача:

  1. познакомиться  с планом работы,
  2. подойти и взять необходимые источники для работы.

    -За источниками подходит 1 представитель от группы.

 - Не забывайте о взаимопомощи, взаимодействии. Вы работаете сообща.




1 группа: уточнит  понятие «луг»;

2 группа: растительный  мир луга и его особенности;

3 и 4 группа:  животный мир  луга и  его особенности.


3.Этап усвоения новых знаний. Стадия осмысления Работа по группам. (7 минут)

- Время работы 7 минут. Время пошло.

- Время.

- Сейчас, ребята, возьмите  листочки и по ходу выступления групп фиксируйте самое важное, наш взгляд, в таблицу.

 -Пожалуйста, 1 группа.

1 группа.   Что такое луг?            

                           План.

1.Происхождение слова «луг».

Источник: статья из этимологического словаря.

2. Что такое луг?

Источник: толковый словарь Ожегова.

3.Месторасположение луга.

Источник: статья, как энциклопедический  материал.

4. Интересная информация о луге.

Источник: статья, как энциклопедический  материал.

Статья из этимологического словаря.

ЛУГ.  От общеславянского  ляга  «лужа, болото, яма». От датского  lung  «болотистая земля».

Ответ:

 ЛУГ. - это общеславянское   слово: ляга . Что означает  «лужа, болото, яма».    Луг – это участок, покрытый травянистой растительностью.  (словарь С. И. Ожегова)

 Такие небольшие участки с травянистой растительностью, обычно называют лужайками, а большие - лугами. Луга расположены по берегам рек или озер, на границе леса. Эти луга - одни из самых  лучших. Во время весеннего половодья вода заливает прибрежные территории и выносит много ила. Такие луга называют заливные. Поэтому травы здесь особенно быстро разрастаются.



 -  1 группа  сказала, что «луг» с общеславянского  означает лужа.

- Что же на лугу могло быть мокрым, влажным? (почва)

- Почему на лугу влажная почва?

(Как правило луга расположены вдоль рек и озёр, и во время весеннего половодья вода заливает прибрежные территории).

- Каким образом это сказалось на растительном мире?

 1 условие -  влажная почва -  мы знаем, что корни у деревьев длинные, значит, будут загнивать и   погибнут и

 2 условие – освещённость: необходимо  много света.

- Проверяем, что вы записали в таблицу

      - Луг -

       - Условия?

 -  Какие именно травянистые растения мы встретим на лугу.  

 - Пожалуйста, 2 группа.

            2 группа.  Растительный мир.

                            План:

  1.Рассмотреть растения луга.

      Источник: учебник  стр. 183.

   2.Найти их в гербарии и подписать.

   3. Определить отличительную особенность растительного мира.

   4.Поделиться  интересной информацией.

   (ромашка – нивяник)  



 

Выходят к доске и прикрепляют  травянистые  раст.

Дети фиксируют в таблицу.

Особенность:     влаголюбивые

                            светолюбивые  травянистые  растения                                              

Возврат к условиям

 -Красивый луг?

- А вы знаете сельский житель, которому надо кормить домашний скот, на такой луг и не взглянет.

- Секрет в растениях…

- Как вы думаете, почему? ( на лугу растут ядовитые растения: лютик; вех ядовитый;)

- Проверяем, что вы зафиксировали  в таблицу.


- Как вы думаете, повлияет ли особенность растительного мира на животный?

 - Об этом расскажут 3 и 4 группы.

3 группа.

Животный мир.

                               План:

1.Рассмотреть иллюстрацию учебника      стр.184 – 185.

2.Прочитать статью в учебнике стр.186;  (представители насекомых , земноводных и пресмыкающихся  на лугу (вспомни признаки насекомых, земноводных  и пресмыкающихся));

 3. Найти насекомых, земноводных  и пресмыкающихся    среди картинок и подписать.

 4.Определить отличительную особенность животного мира.

5. Поделиться  интересной информацией.

( жук – навозник и  жук- могильщик)

Выходят к доске и прикрепляют  насекомых, земноводных и пресмыкающихся.

4 группа:

Животный мир.

                                         План:

 1.Рассмотреть  иллюстрацию   учебника стр.184 – 185.

 2.Прочитать статью в учебнике стр.186 - 187; (представители птиц и млекопитающих  на лугу (вспомни признаки птиц и млекопитающих));

  3. Найти птиц и млекопитающих среди картинок и подписать.

  4.Определить отличительную особенность животного мира.

 5. Поделиться  интересной информацией.

Выходят к доске и прикрепляют птиц и млекопитающих.  Дети названия  фиксируют в таблицу.

Особенность: маленькие, окрас ( яркий: говорит: не тронь, опасно)

(Они маленькие должны быть, чтобы прятаться в траве или жить в земле и окрас должен быть неярким, чтобы было легче прятаться от врагов).

- Посмотрите, кого ещё мы можем встретить на лугу?

- В луговой почве ещё много червей  и почвенных бактерий.

Проверяем, что зафиксировали в таблицу:

Особенности

названия

 - Видите, насколько разнообразен растительный и животный мир луга.

  - Скажите,  а как ещё они связаны друг с другом? (да)

 - Каким образом? например

 Пчёлы собирают пыльцу и в то же время опыляют растения. Птицы следят за тем, чтобы насекомых и гусениц не было слишком много, иначе они погубят растения. (рисую двойные стрелочки) 

- Как мы можем проследить эту взаимосвязь?

Составление цепей питания.

Составьте цепь питания: перепел, тимофеевка, кобылка.

Беру гербарий и картинки. Приглашаю детей.                                                                            

 

    Лисохвост – мышь  - сова( прилетает из леса) сокол,ястреб

Тимофеевка – кобылка – перепел

Нивяник – цветочная муха -  жаба, ящерица

- Какой вывод мы можем сделать?

(- Как живут обитатели луга? (Вместе, сообща)

-Как поэтому можно назвать луг? (Природное сообщество))

 - Значит, какая была  тема урока?  В листочки

 - Можем ли мы поставить точку в изучении данной темы?

- Почему?

- Значит, о чём пойдёт речь на следующем уроке?

- Для чего  нам  нужны полученные знания по теме « Луг»?

 - Человек является частью природы. И он должен знать, беречь и  любить природу.



Рефлексия:

- Закончим урок как обычно  высказываниями … 







Домашнее задание:

Вновь вернёмся к репродукции Александра Аверина  « Цветущий луг». Так  с помощью красок и кисти  он передал образ луга .  

- А вы попробуйте создать коллаж « Луг – природное сообщество». И поможет вам в этом таблица, которую вы заполнили.

 Дополнительно:

-  Посмотрите  мультфильм «Как дед великое равновесие нарушил».

И ответьте на вопрос «Почему  дед великое равновесие нарушил»?

- Карточки ,как обычно, на краю стола.
































Слайд №1


(звучит музыка)


















Музыка - убираю

Слайд №2




На доску:

  1. Что такое луг?
  2. Растительный мир
  3. Животный мир
  4. Взаимосвязь
  5. Значение
  6. Охрана













Выдаю план работы

 и карточку с названиями






Выдать таблицы





Источники:

  1.  Статья из этимологического словаря;
  2. толковый словарь Ожегова  стр.334;
  3. статья из учебника стр.60

«Природоведение 3,5 класс» Мельчаков, Скаткина.

  1. «Природоведение 4 класс» Клепинина

Стр.83





  Ключевые слова

 Луг


Слайд  №3














Влажная почва

освещённость





Травянистые растения










Слайд  №4

(луг – это….)




Слайд  №5


Источники:

  1. учебник стр. 183
  2. гербарий

(гербарий)

Колокольчик

Клевер

Тысячелистник

Нивяник(ромашка)

Мышиный горошек

Мятлик

Тимофеевка

лисохвост












Слайд  №6

Слайд  №7






Животный мир           фиксирую доска

Дети вносят названия животных в таблицу

Пчёлы,

шмели,

бабочки,

цветочные мухи,

кобылка,

кузнечики,

жук – навозник,

жук – могильщик,

жаба, ящерица.

Дети названия  фиксируют в таблицу.


Перепел,

коростель,

трясогузка,

полёвки - р. п.,

мыши- р. п.






   


Слайд  №8

Слайд  №9




 




   























    Луг

   Влажная почва

   освещённость

            сообща

Тр. Раст.          Жив.

Слайд  №10








Слайд  №11










Слайд  №12


Слайд  №13






Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Как поёт, как весело сияет Луг великолепною травой! Александр Балтин «Цветущий луг» Александр Аверин

Слайд 3

Луг – это участок, покрытый травянистой растительностью . (словарь С. И. Ожегова)

Слайд 5

лютик

Слайд 9

Луг – природное сообщество.

Слайд 10

Продолжи высказывание: Я понял(а), что… Я научился … , потому что Наиболее трудным мне показалось … Я думаю, это потому, что … Самым интересным было …

Слайд 11

Как поёт, как весело сияет Луг великолепною травой! Александр Балтин «Цветущий луг» Александр Аверин

Слайд 12

Домашнее задание: Создать коллаж «Луг – природное сообщество». Дополнительное задание Посмотреть мультфильм «Как дед великое равновесие нарушил». Ответить на вопрос: «Почему дед великое равновесие нарушил». http://ya.ru/

Слайд 13

Как поёт, как весело сияет Луг великолепною травой! Александр Балтин «Цветущий луг» Александр Аверин