Природное сообщество «Озеро». Экскурсия на водоем.
методическая разработка по окружающему миру (3 класс) на тему

 

Эффективность урока складывается из многих компонентов. Один из основных – это количество активно задействованных детей в определенный промежуток времени. При работе в малых группах активность учащихся повышается, создаются условия для получения знаний в ходе обмена мнениями и естественного общения детей. Поэтому в предлагаемом конспекте урока используются активные методы обучения: работа с раздаточным материалом, решение проблемных ситуаций, экологических задач. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka_ozero.rar2.94 МБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка  учебного занятия

Название УМК система Л.В.Занкова       Предмет  Мы и окружающий мир      Класс 3

Аннотация: Эффективность урока складывается из многих компонентов. Один из основных – это количество активно задействованных детей в определенный промежуток времени. При работе в малых группах активность учащихся повышается, создаются условия для получения знаний в ходе обмена мнениями и естественного общения детей. Поэтому в предлагаемом конспекте урока используются активные методы обучения: работа с раздаточным материалом, решение проблемных ситуаций, экологических задач.

Тема урока Природное сообщество «Озеро». Экскурсия на водоем.

Место и роль урока в изучаемой теме урок является пятым по счету в теме «Природное сообщество», направлен на развитие умения работать в группах, наблюдательность, любознательность, экологическую грамотность.

Тип урока  урок-путешествие,  закрепление изученного материал по теме «Водоем – природное сообщество» с применением информационно-коммуникативных средств

Цель урока: знакомство с многообразием животного и растительного мира водоемов и их защитой.

Задачи урока:

  1. Образовательные: способствовать обогащению представлений учащихся о многообразии растительного и животного мира водоемов, с весенними изменениями в их жизни.
  2. Развивающие: развивать способность наблюдать, мыслить, делать выводы, способствовать формированию умения выделять главное из информации учителя, развитию познавательного интереса.
  3. Воспитательные: способствовать формированию эмоционально-ценностного отношения к удивительным растениям и животным водоемов, воспитанию стремления бережно относиться к природе в повседневной жизни.

презентация Природное сообщество.pptx

Этап урока

Время

Содержание  учебного материала

Методы и приёмы работы

ФОУД (формы организации учебной деятельности)

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

ФУУД (формирование универсальных учебных действий)

Организационный момент.

Постановка учебной проблемы

2

2

На уроке мы совершим путешествие в мир красок и звуков  природы. Жизнь природы изменчива, она полна интересных событий и собственного смысла. Например, у весны есть три долга. Первый – тьму зимнюю одолеть, с этим март справляется. Второй – снег согнать, землю разбудить и согреть, для этого апрель живую воду даёт. Третий долг -  тёплую землю в зелень убрать, май землю наряжает, лето в гости ожидает.

Какие изменения в неживой природе произошли с приходом весны?

Почему говорят, что «весной проснулись реки и леса»?

Весна в воде – когда не только не хочется купаться, а даже подумать страшно о том, чтобы лезть в воду. Стоит только опустить палец  в воду, так сразу он стыть начинает. Как вы думаете, пробуждается ли жизнь в водоёмах с приходом весны, или она начинается только летом?

Чтобы достоверно ответить на этот вопрос и подтвердить или опровергнуть наши предположения, совершим путешествие на водоём.

Вводная беседа,

диалог

фронтальная

ведет диалог, презентация

слушают и рассуждают

Ответ ученика: Имеют в виду не только весенний шум вскрывающихся рек, всю зиму неслышных подо льдом, и не только ставшие шумными от шелеста распустившейся листвы и от гомона прилетевших птиц, но и то, что просыпаются от зимней спячки обитатели водоемов и лесов

Умение вступать в диалог.

Умение наблюдать сезонные изменения в природе.

Работа по теме урока. Совместное открытие нового знания

10

1 группа «Ботаники»

2 группа «Зоологи»

3 группа «Энтомологи»

4 группа «Экологи»

 

Самостоятельная работа, использование раздаточного материала, использование научной литературы

Групповая, индивидуальная

Распределяет группы, назначает ответственных, помогает при выполнении заданий

Обсуждение вопросов для самостоятельной работы:

Вопросы для самостоятельной работы группы №1

А) Вспомните правила поведения в природе.

Б) Как надо поступить, если увидишь красиво цветущее растение?

В) Надо ли рассматривать неприметные растения?

Г) Подумайте, на какие группы можно разделить растения водоёма, если принять во внимание их приближенность к воде. Расскажите о таких растениях.

Вопросы для самостоятельной работы группы №2

А) Отгадайте загадки:

- С крыльями, а не летает?

- Кто дважды родится, один раз умирает?

- Скачет зверушка,

Не рот, а ловушка.

Попадут в ловушку

И комар, и мушка.

Б) Можно ли этих животных назвать обитателями водоёма? Ответ обоснуйте.

В) Расскажите о животных водоёма.

Вопросы для самостоятельной работы группы №3

А) Вспомните правила наблюдения за насекомыми.

Б) Сделайте предположение: какие насекомые могут встретиться во время путешествия? Где их искать – на берегу или в воде?

В) Расскажите о насекомых водоёма.

Вопросы для самостоятельной работы группы №4

А) Можно ли назвать водоём природным сообществом?

Б) Докажите, что любое животное нельзя лишать тех условий, в которых оно живёт.

В) Какие нарушения природного равновесия могут произойти на водоёме по вине человека?

Целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися и того, что ещё неизвестно.

Умение договариваться, находить общее решение.

Проявление познавательной инициативы в учебном сотрудничестве.

Осознание ответственности человека за общее благополучие  жизни на планете.

Обобщение материала. Расширение нового знания

Динамическая пауза

15

2

Можно ли утверждать, что растительность водоёма скудная?

Подумайте, почему ряска занесена в Книгу рекордов Гиннеса. 

Как вы думаете, почему там, где ряски много, снижается количество рыбы?

Украшением наших водоёмов является белая кувшинка и жёлтая кубышка. Подземные части этих растений находятся на дне, ярко-зелёные листья плавают на поверхности воды. В листьях кувшинки есть много воздушных ходов. Есть воздух и в цветоножках, поэтому цветки держатся вертикально и не уходят под воду. Цветки белой кувшинки могут предсказать время. В ясную погоду около 7-8 часов утра лилии раскрывают свои цветки, к 17-18 часам закрываются.

- Перед нами четыре пруда. Но какие они разные! Каждый таит в себе нечто свое. Один пруд покрыт плавающим рдестом, другой – белыми кувшинками, третий – телорезом, с жесткими и острозубчатыми листьями, а четвертый – белыми водяными лютиками. До чего соблазнительно взять и дополнить флору каждого пруда растительностью соседних водоемов! Почему же по законам природы так делать нельзя?

Выслушаем ответы зоологов

А теперь прослушаем информацию, подготовленную энтомологами

Какое насекомое самое прожорливое?

Озеро и пруд, наверное, потеряли бы половину своей прелести, если бы по нему не скользили в разные стороны водомерки. А почему водомерки не тонут? 

Подумайте!

Очень часто в тёплый день, приблизившись к водоёму, можно заметить, что одни участки пруда красноватого цвета, другие – беловатого. Что же так «раскрашивает» пруд? 

Почему, оберегая растения водоёма, мы тем самым помогаем животным?

 

беседа,

беседа

Диалог

Беседа

Экологическая задача

Рассказ

Рассказ

Показ слайдов

рассказ

Фронтальная, групповая

Коллективная

Коллективная

Коллективная

колективная

коллективная

Слушает, комментирует ответы учащихся, презентация

Презентация

Презентация

Делает вывод:

Оказывается корни ряски не доходят до дна, а разрастаются прямо в воде. Из-за обилия ряски ухудшаются условия для развития планктона, кормовая база рыб снижается. Кроме этого, заросли таких растений как рогоз, стрелолист затрудняют прогревание воды, резко снижают количество кислорода и тогда водоём начинает закисать, заболачиваться.

Презентация

Презентация

Презентация

Слушает, комментирует ответы

Читает стихотворение:

Мы устали чуточку, отдохнем минуточку. Поворот, наклон, прыжок, улыбнись давай, дружок. Еще попрыгай: раз, два, три. На соседа посмотри, руки вверх и тут же вниз и за парту вновь садись.

Слушает, комментирует ответы

Информация:

Стрекоза-коромысло за 2 часа может съесть 40 мух, комаров или мошек. Будь она с величиной со льва, наверное, съела бы целую корову.

Вывод: Скопление мельчайших рачков дафний раскрашивает пруд в красный цвет, скопление циклопов – в белый.

Слушает, комментирует ответы

Ботаники дают ответы на вопросы.

Растительный мир водоёмов разнообразен. Одни растения целиком находятся под водой, другие погружены только своей нижней частью, третьи плавают на поверхности, а четвёртые – растут по берегам водоёма, где почва очень сырая. Таким образом, растения водоёма можно разделить на 4 группы:

  1. Прибрежные растения;
  2. Плавающие на поверхности;
  3. Частично погруженные в воду;
  4. Целиком находящиеся под водой.

К прибрежным растениям можно отнести иву.

Недаром эта модница

Склонилась над водой, всё время в воду смотрится –

Любуется собой.

Латинское название рода ива означает «близко вода», так как большинство из них растут по берегам рек, прудов. Ранней весной цветёт жёлтыми пуховками. Ива – очень неприхотливое дерево. Можно срубить или срезать её тонкий ствол, воткнуть в землю – сама примется, пустит корни, начнёт расти и ветвиться. В ивовых кустах обычно живут и поют соловьи. Корни разросшихся ив защищают от размыва вешней водою берега водоёмов.  Особый вид ивы называют вербой. Цветущая верба служит верным признаком прихода весны.

А теперь о растениях, частично погруженных в воду.

Нижняя часть этих растений погружена в воду, а верхняя возвышается над водой. К таким растениям можно отнести: частуху подорожную, стрелолист, камыш, хвощ, рогоз, тростник. Для этих растений характерно явление разнолистности, то есть им свойствен разный внешний вид подводных и надводных листьев.

Например, камыш озёрный часто образует заросли неподалёку от берега. Стебли камыша рыхлые, пористые. Латинское название камыша означает «плести», «вязать». Он успешно применяется для плетения сумок и циновок.

Поговорим о растениях, плавающих на поверхности воды.

Ответ ученика:

Это самое маленькое цветковое растение в мире. Ряска играет большую роль в жизни водоёма. Она энергично поглощает углекислоту и обильно выделяет кислород. Ряска очищает воду стоячих водоёмов от  многих вредных веществ, является кормом для обитателей пруда.

Ответ ученика: Видовой состав растений в пруду зависит от содержания в воде солей, извести, условий освещенности, глубины водоема.

Зоологи дают ответы на вопросы.

Богат животный мир водоёмов. Например, лягушка. Из семейства бесхвостых земноводных в России встречается 11 видов: озёрная, травяная, прудовая и т.д. самая крупная из них – озёрная (до 17 см длиной). Они питаются насекомыми, моллюсками, мальками.

Кроме этого, в озёрах можно увидеть многообразие рыб: карась, краснопёрка, линь, карп, сазан и другие.

Послушайте о карпе. Золотой карп — большая всеядная рыба жёлто-зеленого и коричневого цвета, имеет по два уса с каждой стороны верхней челюсти. Держится карп стайками, Карп относится к теплолюбивым рыбам и кормится при температуре воды не ниже 14 °C.

Карп кормится в местах богатых растительной и животной пищей. Его рацион разнообразят моллюски, рачки, черви, личинки насекомых. Карп питается почти без перерыва, т.к. относится к безжелудочным рыбам. Его называют «всеядным водяным», и приравнивают к свинье по неприхотливости в выборе пищи, быстрому росту и ожирению.

Карп может жить до 50 лет, или больше. Вес среднего карпа — около 9 кг, но он может достигать и 35 кг.

Повторяют слова и движения

Энтомологи дают ответы на вопросы. (Презентация)

На прибрежных растениях можно увидеть множество насекомых. Например, стрекоза. Несмотря на то, что стрекоза обитает в воздухе, яйца она откладывает на подводные растения. В воде из яйца вылупляется личинка, которая растёт два года и при этом несколько раз линяет, меняя свой ставший для неё маленький покров. Она очень прожорлива. Питается маленькими рачками и другой живностью. Личинка стрекозы называется нимфа. На третье лето нимфа становится очень большой, что может поедать головастиков и мальков. Во взрослую стрекозу нимфа превращается, выползая по стеблю водного растения на поверхность воды. Спинка нимфы трескается, и из трещины появляются крылья, а затем и вся взрослая стрекоза. Она отползает от шкурки, сидит некоторое время неподвижно, крылышки её высыхают, и затем, взмахнув ими, стрекоза отправляется в свой первый полёт.

Ответ ученика:

Тонкая водная плёнка для этих существ – почти твёрдая поверхность. Она только слегка прогибается под ножками бегающих водомерок. Ноги водомерки широко расставлены по поверхности, передняя пара вытянута вперёд, средние ноги сильно раздвинуты в стороны и служат как бы вёслами, а задние заменяют руль.

Ответы дают экологи.

Между растениями и животными водоёмов существует тесная связь. Водные растения выделяют кислород, необходимый для дыхания, очищают воду от загрязнения. Кроме того, водные растения служат пищей для некоторых животных и убежищем для них. Нельзя рвать растения. Люди недолго могут любоваться красотой водных растений, потому что они быстро увядают и их обычно выбрасывают.

Чтобы не уменьшилось количество рыбы в водоёмах, её разрешается ловить удочками и только в определённое время. Иногда по разным причинам мальки оказываются на пересыхающих участках водоёма. Они могут погибнуть, но на помощь приходят люди. Они переносят мальков в ту часть водоёма, где достаточно воды.

Всем известна пора сенокоса. Иногда люди выкашивают и «подводные леса» водоёмов. Для чего проводится такой «сенокос»? Оказывается, слишком густые подводные «леса» мешают прогреву придонных слоёв, и здесь всегда холодно, вода бедна кислородом. Рыбе трудно поймать добычу в густых зарослях. Поэтому  необходимо численность подводных растений сокращать.

Мелкие водоёмы нуждаются в постоянном уходе и охране. Нельзя в них спускать загрязнённые воды, так как они отравляют всё живое и жизнь в водоёмах прекращается. Люди должны всегда об этом помнить.

Умение аргументировать своё предложение, убеждать и уступать.

Умение проводить сравнение; устанавливать аналогии; строить логическое рассуждение, включающее установление причинно- следственных связей.

Формирование умения адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач.

Умение  слушать и отвечать на заданный вопрос.

Умение  слушать и отвечать на заданный вопрос.

Анализируют

Понимание положительного и отрицательного влияния деятельности человека на природу.

3

Послушайте начало сказки и подумайте, что могло бы произойти дальше.

Придумайте конец этой сказке.

Беседа, экологическая сказка

Индивидуальная, групповая

«Жил-был Пруд. Он очень обрадовался, когда однажды стал разноцветным, как радуга. А случилось это так. Завод, находящийся неподалеку, подарил Пруду немного красной воды; люди вылили в него из бочки остатки бензина – поплыли по воде цветные пятна; женщина, живущая на берегу постирала в Пруду белье и вода окрасилась в белый цвет. Весело было Пруду, но вдруг…»

Слушают, сочиняют

Дают ответы

Умение устанавливать причинно-следственные связи.

Рефлексия.

5

«Природа будет ограждена от опасности только тогда, когда человек хоть немного полюбит ее за то, что она прекрасна».    Жан Дорст. Я предлагаю вам написать экологический синквейн.

Беседа, использование раздаточного материала, экологический синквейн

Индивидуальная, фронтальная

Для написания стихотворения вы используете следующие строчки:

Охрана водоема.

Добросовестная, всенародная.

Защищать, беречь, восстанавливать.

Охранять растения и животных – значит охранять Родину.

Продолжение жизни.

Формирование внутренней позиции школьника на уровне бережного  отношения  к природе.

Итог урока.

4

Путешествие на уроке подошло к концу. Но путешествие в мир природы не кончается. Вслушайтесь в песню весны, всмотритесь в ее краски – вы как будто выпьете волшебный напиток и поймете, о чем щебечут птицы, журчит ручей, квакает лягушка, тихо шепчут листья ивы. Слушайте и смотрите.

Рассказ

Коллективная

Читает стихотворение:

Ты – Человек,

Ты – царь Природы.

Поскольку все в ней сущее

Тебе подвластно.

Живи, сверяя каждый шаг с Природою,

И будет все прекрасно!

Слушают

Домашнее задание.

2

1.Подготовить сообщение об обитателях водоемов.

2.Придумать продолжение сказки, услышанной на уроке. 3.Нарисовать запрещающие знаки.

Беседа

Индивидуальная

Читает

Слушают и комментируют

осмысление

Холодилина Марина Николаевна, учитель начальных классов муниципального общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №3» муниципального образования Ясненский район, Оренбургская область


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Озеро - природное сообщество

Папка содержит конспект урока и презентацию по теме: "Озеро - природное сообщество"....

Озеро – природное сообщество

.Урок окружающего мира по системе Занкова...

ВОДОЕМ ( РЕКА, ОЗЕРО) (экскурсия)

Цели: воспитывать экологическую культуру, любовь к родному краю; формировать представление о понятии «экология»; прививать навыки экологически грамотного, ос...

Разработка урока окружающего мира 3 класс по системе Л.В.Занкова «Природное сообщество - озеро»

Этот урок формирует представления учащихся об озере как о природном сообществе. Знакомит с разнообразием живых организмов озера....

"Природное сообщество- озеро"

Урок -знакомство с природным  сообществом- озеро. О растительном и животном мире  озёр....