Мы - часть окружающего мира
план-конспект урока по окружающему миру (1 класс) на тему

Шпыркова Татьяна Борисовна

Урок окружающего мира в 1 классе. Цель урока: определить место человека в мире животных.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл predmet.docx24.5 КБ

Предварительный просмотр:

Предмет: Окружающий мир

Класс: 1-е

Тема урока: Мы – часть животногого мира.

Тип урока: закрепление и развития знаний, умений и навыков.                             

Технология: развивающее обучение. 

Планируемые результаты:

Предметные результаты:

  1. определить вместе с учащимися место человека в окружающем (животном) мире, сравнить человека с животными и при этом сначала выявить сходные признаки, позволяющие сделать вывод о принадлежности человека к царству животных, а затем выявить коренные отличия человека от других животных;
  2.  ввести  понятие «человечество», способствовать формированию знаний о том, как  люди должны относиться к миру природы, правил поведения в окружающем мире;
  3. развитие воображения, способности выделять главное, обобщать, анализировать;
  4. вызвать интерес к учебному материалу и способам познавательной деятельности.

Метапредметные результаты:

Универсальные учебные действия

Личностные

Познавательные

Коммуникативные

Регулятивные

Проявлять интерес к содержанию урока.

Формирование адекватной самооценки.

Развитие готовности к сотрудничеству и дружбе. Формирование внутренней позиции школьника на уровне бережного  отношения  к природе.

Формирование умения поиска и выделения нужной информации, читать осознанно небольшой текст, пересказать прочитанное, толковать понятие «человечество»

Умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.

Формирование умения в сотрудничестве с учителем ставить новые задачи.

Умение  слушать и отвечать на заданный вопрос, ориентироваться в учебнике, выполнять учебные действия в материализованной, громкоречевой и умственной форме.

Оборудование:

- учебник «Окружающий мир 1 класс» Часть 2, автор Н.Я Дмитриева, А.Н. Казаков,

- творческие работы учащихся,

- презентация, музыка для физкультурной минутки,

- макет – силуэт человека, на который крепятся ответы детей.

Ход урока:

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Время

(в мин.)

1.

Орг.момент

Одному или одной

Трудно справиться с бедой.

Слово «мы»

Сильней, чем «я».

Мы – семья

И мы – друзья.

Сегодня на уроке мы будем работать по группам. Это будут наши 4 команды. Помните, что:

  1. Работать должны все.
  2. Один говорит, остальные слушают.
  3. Если не понял, переспроси.
  4. Своё несогласие высказывай вежливо.

Определяют правила работы в группе.

2.

Актуализация опорных знаний.

- Отгадайте загадки:

 Кто же это ходит

 В каменной рубахе?

 В каменной рубахе

 Ходит...(черепаха)

Моет в речке свою пищу,

Чтоб она была почище,

Лишь потом отправит в рот.

А чистюля тот - ...

(енот)

 Скачет зверушка

 Не рот, а ловушка.

 Попадут в ловушку

 И комар, и мушка. (лягушка)

Те, с кем рядом я жужжала,

Помнят – у меня есть жало

И на брюшке полоса,

Потому, что я…(оса)

 Окраской – сероватая,

 Повадкой – вороватая,

 Крикунья хрипловатая –

 Известная персона.

 Кто она? … (ворона)

 Эту сказку ты прочтёшь

 Тихо, тихо, тихо...

 Жили-были серый ёж

 И его...(ежиха)

 Он зеленый, попрыгучий,

 Совершенно неколючий,

 На лугу весь день стрекочет,

 Удивить нас песней хочет.

(кузнечик)

- Как вы думаете, о ком пойдет речь на уроке? (о человеке)

- К какому понятию относятся все слова отгадки? (животные)

- Почему в кроссворде объединены животные и человек?

-На какие группы можно разделить царство животных?

- Для названия команд мы возьмём название четырёх групп: рыбы, птицы, звери, насекомые.  

Разгадывают кроссворд.

3.

Постановка учебной задачи

- Сегодня мы с вами на уроке постараемся определить место человека в окружающем мире, а для этого нужно выявить сходство и отличие человека от животных.

4.

Работа по теме урока.

- У каждой группы есть карточки, в которых указаны черты сходства и различия с животными вашей группы, разделите черты сходства и различия. (собираем «человека»)

- Ребята, вы выделили черты сходства и различия с животными. Сделайте вывод по проделанной работе.

1 группа. Рыбы.

Наличие костного скелета: есть у рыб и человека.

Тело рыбы покрыто чешуёй, они имеют плавники, хвост, дышат жабрами, а люди лёгкими.

 Человека любит плавать, нырять, погружается на дно водоёмов с помощью изобретённых аппаратов.

Люди не умеют “разговаривать” в воде.

2 группа. Птицы.

Две ноги у птиц и человека.

Человек может летать высоко в небе на аппаратах, которые он изобрёл.

Тело птиц покрыто перьями.

 У птиц острое зрение, которое позволяет птицам налету ловить маленьких насекомых, замечать с высоты птиц и мышек на земле.

3 группаНасекомые.

У насекомых три части тела, шесть ножек, есть чувствительные усики.

Люди, как и насекомые строят жилища и переносят тяжести.

Куколки бабочек, как и люди переносят тяготы погоды в коконе.

4 группа. Звери.

Человека имеет волосяной покров. Количество конечностей у человека и животных одинаковое. Хорошим зрением обладают звери и люди. Те и другие воспитывают детёнышей, хорошо заботятся о них. Мать начинает заботиться о детёныше ещё до его рождения, вынашивая в своём теле. Потом она выкармливает его своим молоком.

Тело зверей покрыто густой шерстью.

Вывод: человек имеет общее и различное с животными, но всё же является частью животного мира.

Работа с учебником.

- Обсуждение рисунка на стр. 14 вопрос 3.

???

Человек обладает разумом он трудится, овладевает науками. Создаёт разные машины, технические приспособления. Человек живёт в обществе, но некоторые животные тоже живут семьями, колониями. Послушайте рассказы своих одноклассников.

1.

Муравьи живут семьями. У каждого муравья в семье есть своя профессия – обязанность: одни муравьи няньки, другие — участвуют в строительстве гнезда, третьи — чистят помещения и т. д. Муравей не может жить в одиночку. Семья может состоять из ста и  даже тысячи муравьёв. В семье каждый кормит друг друга.

2.

 Волки живут семьями, в которых  обычно 4 - 8 животных. Стая представляет собой семейную группу, состоящую из разновозрастных животных. Обычно стая состоит из родителей и детей. Родители не оставляют заботу о своих детенышах до тех пор, пока те не станут совершенно самостоятельными.

вывод???

У животных можно обнаружить выразительные движения, связанные с так называемыми эмоциями. Высшие животные, как показывает опыт внимательного наблюдения за их общением, прекрасно разбираются в жестах и мимике друг друга. (видео ролик)

вывод???

Связь со сказочными героями

(творческие работы детей)

Выступление детей.

Кроссворды, алфавит.

- Человек – часть животного мира. Но в то же время человек – потребитель и разрушитель. На Земле уже исчезли многие виды животных, растений, некоторые оказались на грани исчезновения, хотя и занесены в Красную книгу. Ребята нашего класса, изучив эту проблему написали обращение о защите окружающего мира.

Выступление детей.

Нас в любое время года

Учит умная природа.

Птицы учат пению,

Паучок терпению.

Пчёлы в поле и в саду

Обучают нас труду.

И к тому же в их труде

Всё по справедливости.

Отражение в воде

Учит нас правдивости.

Учит снег нас чистоте,

Солнце учит доброте.

У природы круглый год

Обучаться нужно.

И к тому ж лесной народ

Учит крепкой дружбе.

Итог урока.

- Ребята, закончите предложенные мною фразы.

- Сегодня на уроке я узнал..

-Мне понравилось..

-У меня получилось..

-Было трудно..

- За что бы вы себя могли похвалить?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс "Мы - часть окружающего мира"

Предмет: Окружающий мир Класс: 1-б Тема урока: Мы – часть окружающего мира. Тип урока: комбинированный Технология: развивающее обучение....

Иллюстративная презентация к уроку Окружающего мира по теме "Часть света - Америка" Часть 2

Презентация содержит иллюстративный метериал по данной теме (географическое расположение, коренные жители, крупнейшие страны, флора и фауна, чем славится каждая страна)...

Иллюстративная презентация к уроку Окружающего мира по теме "Часть света - Америка" Часть 3

Презентация содержит иллюстративный метериал по данной теме (географическое расположение, коренные жители, крупнейшие страны, флора и фауна, чем славится каждая страна)...

Урок окружающего мира в 1 классе Тема: « МЫ – ЧАСТЬ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА»

Урок окружающего мира в 1 классеТема: « МЫ – ЧАСТЬ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА»...

Технологическая карта по окружающему миру по теме: "Превращение и круговорот воды в природе" (3 кл.) «Школа России», учебник окружающего мира: 3 класс, А.А. Плешаков.: часть 1, учебная презентация

Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: формирование у учащихся понятие о разных состояниях воды, о превращении и круговороте воды в природе;Задачи урока Планируемые результаты...

Технологическая карта по окружающему миру по теме: "Зачем люди осваивают космос?" (1 кл.) «Школа России» (учебник «Окружающий мир» Плешаков А.А., 1 класс 2 часть; рабочая тетрадь Плешаков А.А., 1 класс 2 часть).

Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: формирование у обучающихся знаний о космонавтике; познакомить с искусственными спутниками Земли, с космическими научными станциями и их ролью...