Урок "Смена времен года в родном селе"
методическая разработка по окружающему миру (2 класс) по теме

Филимонова Марина Михайловна

Разработка урока "Смена времен года."  К уроку добавляется презентация "Родное село в разные времена года".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл okruzhayushchiy_mir_smena_vremyon_goda_v_rodnom_sele.rar417.25 КБ

Предварительный просмотр:

Цели:

1.Расширить и уточнить представления детей о временах года, объяснить причины смены времён года.

2.Развивать мышление, наблюдательность, речь, умение анализировать увиденное и делать выводы.

3.Воспитывать любознательность, взаимоуважение, интерес  и любовь к родному краю.

Оборудование: ИК, проектор, экран. Картинки.Визуалайзер.

                          Презентация.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Определение темы урока

Ребята, вы узнаете, о чём пойдёт речь на нашем уроке, отгадав загадки.

Обернулась в лёд вода

Перестал медведь реветь:

В спячку впал в бору медведь.

Кто скажет, кто знает,

Когда это бывает? (Зима)

Я раскрываю почки

В зелёные листочки,

Деревья одеваю,

Посевы поливаю. (Весна)

Я соткано из зноя

Несу тепло с собою

Я реки согреваю,

“Купайтесь!” - приглашаю. (Лето)

Несу я урожаи,

Поля вновь засеваю,

Птиц к югу отправляю,

Деревья раздеваю. (Осень)

По мере отгадывания на слайде открываются картинки с  временами года. (Слайд 4)

Итак, о чём пойдёт речь сегодня на уроке? (О временах года). Верно.

Ученик:

Придумала  мать  дочерям   имена,

Вот Лето и Осень, Зима и Весна.

Приходит Весна —  зеленеют леса,

И птичьи повсюду звенят голоса.

А Лето пришло —  всё под солнцем цветет,

И спелые ягоды просятся в рот.

Нам  щедрая  Осень  приносит  плоды,

Дают урожаи поля и сады.

Зима засыпает снегами поля.

Зимой отдыхает и дремлет земля.  

Сегодня на уроке мы поговорим о временах года и постараемся ответить на вопросы: Почему происходит смена времён года? (Вопрос на доске)

И пронаблюдаем, как выглядит наше село в разные времена года?

Как бы вы ответили на вопрос «Почему происходит смена времён года?» сейчас? (Дети выдвигают разные гипотезы, в том числе и то, что смена времён года происходит из-за движения Земли вокруг Солнца)

В ходе урока мы проверим так ли это и есть ли другие причины смены времён года. Для этого внимательно пронаблюдаем за годовым движением Земли вокруг Солнца.

Земля движется по кругу справа налево (по часовой стрелке), но ось всегда нацелена в одну сторону на Полярную звезду.

Вы видите позицию, которую занимает наша Земля на своей орбите 22 июня.

(на доске)

Какое полушарие, по вашему мнению, получает больше солнечного света и тепла?

Верно, Северное, здесь лето.

Земля продолжает своё движение.

Какое полушарие теперь обращено к Солнцу?

Как вы думаете, какое время года теперь в Северном полушарии? Почему?

По временам года меняется высота Солнца над горизонтом и продолжительность светового дня.

Когда солнце занимает самое высокое (низкое) положение над горизонтом?

Эти дни называют: 22 июня – день летнего солнцестояния,

22 декабря – день зимнего солнцестояния,

22 марта и 22 сентября день равен ночи, это дни весеннего и осеннего равноденствия.

Полный оборот Земли вокруг Солнца происходит за 365 суток и 6 часов.

Когда в Северном полушарии лето, тогда в Южном – ? (Ответы детей)

Если в Северном полушарии весна, какое время года будет в Южном полушарии?

Сколько различают времён года? Назовите их.

Сколько месяцев в каждом времени года?  Назовите,  какие?

Раньше на Руси месяцы называли по-другому.

Попробуйте объяснить некоторые названия (сечень, лютень, берёзол, цветень, травень, червень, липень, серпень, вересень, листопад, грудень, студень.) Список на доске.

III.Давайте теперь посмотрим,  как выглядит наше село в разные времена года.

Ученик:

Деньки стоят погожие,

На праздники похожие,

А в небе — солнце теплое,

Веселое и доброе.

Все реки разливаются,

Все почки раскрываются,

Ушла зима со стужами,

Сугробы стали лужами

Покинув страны южные,

Вернулись птицы дружные.

На каждой ветке скворушки

Сидят и чистят перышки.

Пришла пора весенняя,

Пришла пора цветения.

И, значит, настроение

У всех людей — весеннее!

Чем характерна весна для нашего края? Её приметы?

Слайды  5-8

Расскажите, что вы увидели?

Загадки:

1.Белые горошки на зеленой ножке (ландыш)

2.Я шариком пушистым белею в поле чистом, а дунул ветерок - остался стебелек. (одуванчик)

3.Над цветом порхает, пляшет,

Веерком узорным машет.

( Бабочка)

Ученик:

Луга, речушка и поля

И запах трав, черемухи цветение,

Жужжание на шиповнике шмеля.

Вот зацвела на косогоре земляника,

И начался в деревне сенокос,

Уж появилась первая клубника,

И выпадение первых теплых рос…

Какое время года характеризуют эти строки? (Лето)

Что скажем о летних изменениях в природе в нашем  крае?

Слайды 10-14

Что увидели?

Загадки:

1. Прыгает пружинка –

Зеленая спинка –

С травы на былинку,

С ветки на тропинку. ( Кузнечик)

2. Мала, как мышь,

Красна, как кровь,

Вкусна, как мед.(Вишня)

3. На припеке у пеньков много тонких стебельков,

Каждый тонкий стебелек держит алый огонек,

Разгребаем стебельки-собираем огоньки.(Земляника)

4. Это старый наш знакомый:

Он живет на крыше дома –

Длинноногий, длинноносый,

Длинношеий, безголосый.

Он летает на охоту

За лягушками к болоту. ( Аист)

Ученик:

Любимое время года.

Пришла увяданья  пора.

Вся в пышном убранстве природа.

Осень стоит у двора.

Наполнился мир ожиданьем.

Грустит в одиночестве лес.

Ни звука не слышно окрест.

Листва шелестит позолотой,

Ласкает и сердце и взор.

Красивой и тонкой работой

Расписан кленовый узор.

Я листья возьму на прощанье,

Поставлю в хрустальный бокал.

От осени светлой посланье

Зимой согревать будет зал.

Какие признаки осени характерны для нашего края?

Слайды 16-21

Дети исполняют частушки:

Осень дунула легонько

Подтолкнула лист тихонько.

Он тотчас же полетел

И на землю плавно сел

        Листик к листику ложился,

        Ткал цветной ковер, кружился.

        Солнце радостно сияло,

        Краски ярче выбирало.

Тучи по небу бежали -

Краски Осени увяли.

Дождик долго моросил

Яркий цвет красивый смыл.

        Сел я дома у окошка,

        Посмотрел на дождь немножко.

        Лист бумаги в руки взял

        Все, что видел, описал.

Дети во дворе гуляли

И друг друга обсыпали

Яркой пестрою листвой.

Были рады мы с тобой.

        А потом мы так визжали,

        Листья в кучу все собрали,

        Стали прыгать, кувыркаться

        В куче из листвы купаться.

Жалко с Осенью прощаться.

А ведь надо расставаться.

Время движется вперед

Зиму в гости к нам зовет.

Что можно сказать о зиме в нашем крае?

Слайды 23-24

Загадки:

1. Гуляет в поле,

Да не конь.

Летает на воле,

Да не птица. (Вьюга)

2. Я прихожу с подарками,

Блещу огнями яркими,

Нарядная, забавная,

На Новый год я главная! (Елка)

3. Всю зиму лежал у плетня за избой

В серебряных ножнах кинжал голубой.(Замерзший ручей).

4. У избы побывал -

Все окно разрисовал,

У реки погостил -

Во всю реку мост мостил. (Мороз).

VII. Закрепление и проверка полученных знаний

Каждый ученик  получает лист с заданиями тестового характера (Приложение 1),

выполняют задания и желающие озвучивают результаты своей работы. По возможности –

оцениваются.

VIII. Итог урока

- Итак, вернёмся к вопросу, поставленному в начале урока. Как теперь вы ответите: Благодаря чему происходит смена времён года?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родное село.

Научно- исследовательская работа....

Презентация "Родное село в разные времена года"

Добавление к уроку "Смена времен года" - Презентация "Родное село в разные времена года". Можно использовать самостоятельно....

"Ориентирование во времени: время года "Осень". Признаки времени года".

Коррекция и развитие сенсорных процессов и психомоторики учащихся....

"Времена года. Смена времен года"

Конспект урока с использованием ИКТ "Времена года. Смена времен года"...

Конспект урока по "Окружающему миру" на тему "Времена года. Смена времен года" для 2 класса.

Конспенкт урока по предмету "Окружающий мир" 2 класс УМК "Перспектива"....

Конспект урока по ИЗО 4 класс Тема урока: Пейзаж родной земли. Характерные черты и красота всех времен года.

Цель урока: познакомить учащихся с выразительными средствами художественной деятельности для передачи настроения в природе, с разнообразием пейзажных сюжетов; рисовать по памяти, развивать воображение...

Времена года. Смена времен года.

Формирование у учащихся  представлений о временных изменениях в природе; создать условия для уточнения  знаний  детей о временах года, причинах смены времён года....