Методическая разработка урока по окружающему миру «Ты и твои друзья»
методическая разработка по окружающему миру (2 класс) по теме

Формировать у учащихся понятия «друг», «дружба»,  формировать умения высказывать собственные суждения, связанным с этим понятием;  развивать умения видеть, понимать, оценивать чувства и поступки других людей, мотивировать, объяснять свои поступки и отношение к ним с позиции общечеловеческих  понятий; воспитывать чувства товарищества, дружбы, взаимопомощи, взаимовыручки, взаимоуважения.  

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok.doc55 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

 «Средняя общеобразовательная школа №8» округа Муром Владимирской области

Методическая разработка урока

 по окружающему миру

для учащихся 2 класса

«Ты и твои друзья»

Разработала учитель начальных классов

Печилина Елена Александровна

2013  год

Предмет: окружающий мир

Класс: 2

Тип урока: изучение нового материала

Тема урока: Ты и твои друзья.

Цели деятельности учителя:   формировать у учащихся понятия «друг», «дружба»,  формировать умения высказывать собственные суждения, связанным с этим понятием;  развивать умения видеть, понимать, оценивать чувства и поступки других людей, мотивировать, объяснять свои поступки и отношение к ним с позиции общечеловеческих  понятий; воспитывать чувства товарищества, дружбы, взаимопомощи, взаимовыручки, взаимоуважения.  

Планируемые результаты образования:

Личностные: умение  оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей.

Регулятивные:  умения  совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.

Познавательные:   общеучебные –  умение строить осознанное и произвольное речевое высказывание в устной форме по теме; логические -  умение осуществлять анализ ситуаций.

Коммуникативные: умение общаться друг с другом, с учителем,  в группах, высказывать и отстаивать  свои собственные  взгляды по теме урока.

Предметные  умения:

-  объяснять понятия «друг», «дружба», 

- определять своё отношение к  друзьям, дружбе,

- оценивать правильность поведения с другом.

Оборудование: музыкальные фонограммы, рисунки сказочных героев, мягкие игрушки, карточки со словами, индивидуальные карточки с пословицами, толковый словарь Ожегова, смайлы (весёлый и грустный), портфолио детей.

Ход урока

I. Орг. момент

Солнце красное проснулось,

В гости к нам пришло с утра,

Всем ребятам улыбнулось:

- Начинать урок пора!

II. Актуализация опорных знаний.

Давайте и мы подарим свою улыбку друг другу.

А наш урок начнём с замечательной детской песни «Улыбка» вместе с крошкой Енотом.

- Ребята, вам понравилась песня?

- Что же самое главное начинается с улыбки?

- О чём сегодня будем говорить на уроке?

 «Ты и твои друзья» - тема нашего сегодняшнего урока. Сегодня мы постараемся разобраться, кто такие друзья, что такое дружба и как же нужно общаться, чтобы у тебя были друзья.

III.  Постановка проблемной задачи.

 1. - К нам в гости пришёл гномик Вася. Он хочет найти себе друзей. На доске – рисунки сказочных героев. Назовите их имена. (На доске рисунки Чебурашки, Буратино, Карлсона, Бабы-Яги, старухи Шапокляк, Вредина, Незнайка, Волк, Леопольд.)

- Как вы думаете, с кем из них Вася мог бы подружиться? Почему?

- А с кем бы вы не советовали дружить Васе? Почему?

2. - Ребята, наш Вася очень скромный. Кто сможет его познакомить со сказочным героем?

Практическое занятие.

- Сейчас будете работать в парах. Представьте, что вы встретились в первый раз. Вас никто не может представить друг другу. Попробуйте познакомиться.

- Давайте послушаем несколько пар.

- Какие «вежливые» слова можно использовать при знакомстве?

3. - Посмотрите сценку и скажите: «Почему не заладилась игра?»

- Ребята, почему у ребят  не заладилась игра? Что вы можете им посоветовать? (Высказывания детей.)

- Давайте посмотрим, помогут ли ребятам наши советы? (показ с советами детей)

- В какой сценке ребята вам понравились больше? Почему?

IV. Изучение нового материала.  Совместное открытие новых знаний.

- «Вежливых» слов много. Некоторые из них написаны на карточках, размещённых в классной комнате. Поищите их и прочитайте:

ДОБРОЕ УТРО

ЗДРАВСТВУЙТЕ

ИЗВИНИТЕ

ДО СВИДАНИЯ

ДОБРОЙ НОЧИ

БЛАГОДАРЮ

- Слово «здравствуйте» означает пожелание здоровья тем людям, которым вы его говорите.

3. - А давайте вспомним как приветствовал всех прохожих герой стихотворения А. Барто «Вовка – добрая душа».  Кто хочет рассказать  это стихотворение?

- Ребята,  можно ли  приветствовать всех одинаково или нет?

- Вспомните и покажите, как здороваются мальчики и  девочки друг с другом.

- Как здороваться при встрече с директором, учителем, взрослым человеком.

- Вечер. Мама и папа приходят с работы. Как вы будете их приветствовать?

- Молодцы! Чаще используйте эти слова в своей речи, и окружающим людям будет очень приятно.

V. Физкультминутка.

Игра  «Миксер». Дети встают в круг.

1. Поменяйтесь местами те, кто пил на завтрак чай.

2. Хлопните в ладоши те, у кого в одежде присутствует белый цвет.

3. Выйдите в круг те, у кого дома есть домашние животные.

4. Возьмитесь за руки те, кто любит мороженое.

5. Возьмитесь за руки все и подарите соседу слева свое горячее рукопожатие.

                         

 VI. Самостоятельная работа.

  1. Я  хотела бы вас познакомить с одной очень старой и мудрой притчей.

Давным-давно жил в горах богатый человек. Имел он огромную отару овец и столько же друзей. 

Однажды к нему в дом пришла беда. В его овчарню ночью проникли воры и угнали всех овец. Когда наутро хозяин пришел в овчарню, чтобы выгнать свое стадо на выпас, ни одной овцы там не оказалось. Хозяин овчарни тяжело вздохнул и заплакал. Весь его многолетний труд был напрасен, а семья в одну ночь стала нищей. 

Вскоре вся округа знала о том, какая беда приключилась с этим человеком. Прошел еще один день, и на заре хозяин овчарни увидел облачко пыли на дороге. Оно все увеличивалось и увеличивалось. Вскоре он смог разглядеть в облаке пыли людей. Это были его друзья. Каждый из его друзей шел не с пустыми руками, а вел за собой маленькое стадо овец. Когда они все вошли к хозяину овчарни во двор, он понял, что друзья пришли ему помочь. С тех пор его стадо стало в несколько раз больше прежнего. Каждый раз по утрам, когда этот человек шел выгонять свое стадо, он вспоминал глаза своих друзей, которые спасли жизнь его семьи.

- Понравилась вам притча? Перед вами лежат пословицы. Какие  пословицы на ваш взгляд очень точно выражают смысл этой притчи? Дети выбирают пословицы.

2. А Валера был дома исследователем и нашёл толкование  слов «дружба»  и «друг» в словаре  Ожегова. 3.  Работа в парах.

Я предлагаю вам, опираясь на личный опыт и мудрость пословиц, вывести несколько законов дружбы. Запишите их на листе.  Затем зачитывают.

А знаете ли вы, что ученые изучили правила дружбы у разных народов и вывели 10 законов дружбы.

  1. Помогай другу в беде.
  2. Умей с другом разделить и беду и радость.
  3. Не смейся над недостатками друга.
  4. Останови друга, если он делает что-то плохое.
  5. Умей принять помощь, совет.
  6. Не обманывай  и не предавай друга.
  7. Храни доверенные тайны.
  8. Относись к другу как к себе.
  9. Умей признавать свои ошибки.
  10. Всегда выполняй свои обещания.

Я с гордостью хочу заявить, что ваши законы и законы ученых похожи

VII.Закрепление и применение новых знаний

1. Игра «Собери пословицу».

- Вам предстоит вспомнить известные пословицы о дружбе.

На одной стороне классной доски написаны начала пословиц, а на другой в произвольном порядке их продолжения.

 Дерево держится корнями, а человек – друзьями.

Один за всех, все -  за одного.

 Нет друга – ищи, а нашёл – береги.

- Как вы их понимаете?

VIII.  Рефлексия

1.  А теперь давайте поиграем в театр.

Встаньте друг против друга и выполняйте мои команды. Превратитесь:

- В сердитого волка.

- В испуганного зайчика.

- В печального и грустного козлика.

- В дружелюбного и воспитанного кота Леопольда.

- В весёлого и жизнерадостного Незнайку.

Кого приятнее было изображать?

И я хочу, чтобы вы были всегда весёлыми и дружелюбными

2.   - В мультфильме, который очень вы любите, Крокодил Гена и Чебурашка построили дом Дружбы. Я вам тоже предлагаю построить такой дом из кирпичиков. У нас разные кирпичики и вам надо подумать, какие подойдут для нашего дома Дружбы.

 (улыбка, успех, счастье, горе, доброта, понимание, уважение, ссора, доверие, помощь, умение уступать.  Крыша -   дружба)

- Ребята о чём же главном мы говорили сегодня на уроке?

 - Дружба, друзья помогают во всём, любую невзгоду преодолеют. Ведь беда, разделённая с другом, становится в два раза меньше, а радость, подаренная другу, становится в два раза больше. Я желаю вам оставаться дружными и весёлыми, дорожить своими друзьями.

3.   Работа с портфолио. 

- Ребята, у вас на столах лежат ваши портфолио и небольшой смайлик. Найдите страничку, где изображена «Лесенка достижений». Возьмите свой кружок и приклейте его на том месте, где, по вашему мнению, находитесь вы как друг.

(Дети прикрепляют на «Лесенку достижений» свои кружки.)

IX. Итог урока

1.  Домашнее задание.

- Напишите письмо другу.

2.  Из двух смайликов, лежащих на парте, выберите тот, который соответствует вашему настроению. (Смайлики вывешиваем на доску).

- Я вижу, что настроение ребят нашего класса на уроке было очень хорошим. Давайте постараемся беречь хорошее настроение друг друга и чаще улыбаться друг другу.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока по окружающему миру во 2 классе "Твое тело"

Цели: Образовательные:- ввести понятие «внешнее» и «внутреннее» строение тела человека;- познакомить с частями тела и внутренними органами человека;- дать первоначальное представление о работе внутрен...

Конспект урока по Окружающему миру Ты и твои друзья 2 класс

План-конспект урока  Окружающий мир   по теме "Ты и твои друзья"...

Конспект урока по окружающему миру "Ты и твои друзья" 2 класс, Школа России

Вы можете воспользоваться данным конспектом урока. Урок составлен по ФГОС....

Конспект урока по окружающему миру "Ты и твои друзья"

Конспект урока по окружающему миру "Ты и твои друзья"...

Методическая разработка урока по окружающему миру "Весна в мире насекомых"

Не только первые цветы радуют глаз человека ранней весной. Не меньший восторг испытывает человек, впервые увидев весной порхающую бабочку, степенного шмеля, торопливого муравья.Сегодня  нам предс...

Методическая разработка урока по окружающему миру 3 класс по теме "Наши пернатые друзья"

Целью  урока: определить отличия птиц родного края по месту обитания, способам питания....

Методическая разработка урока по окружающему миру "Ты и твои друзья"

Разработка урока для 2-го класса по окружающему миру.Урок открытия новых знаний,построен в соответствии с ФГОС,в рамках системно-деятельностного подхода.Для достижения цели урока была использована тех...