Рабочая учебная программа по курсу «Природоведение» в 3 классе
рабочая программа по окружающему миру (3 класс) по теме

Булашова Наталья Александровна

Рабочая учебная программа по предмету «Природоведение» в 3 классе составлена на основе Базисного учебного плана специальных (коррекционных) образовательных учреждений I вида (2 вариант) 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochayaprogramma_po_prirodovedeniyu_3_klass.docx28.56 КБ

Предварительный просмотр:

Краевое государственное казенное специальное (коррекционное) образовательное учреждение

для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья

 «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат I вида»

                                          Рекомендовано методсоветом                                                             Утверждаю:

                                                 к реализации                                                                                          Директор  

                                                 Протокол № _____ от ______ 20__ г.                                                  Сиприкова С.А. ________

                                                                                                                                                                 « _____ » __________ 20__ г.

 

Рабочая учебная программа

по курсу «Природоведение» в 3 классе

2011-2012 учебный год

Составитель:

учитель начальных классов

первой квалификационной категории

Булашова Н.А.

                                                                                                                                                 

Хабаровск 2011 г.

        ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая учебная программа по предмету «Природоведение» в 3 классе составлена на основе Базисного учебного плана специальных (коррекционных) образовательных учреждений I вида (2 вариант), утвержденного Министерством образования Российской Федерации (приказ № 29/2065-п от 10.04.2001 г.), и Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений I вида (раздел «Природоведение». Автор Хотеева Э.Н.).

Согласно базисному учебному плану на изучение предмета «Природоведение» в 3 классе начальной школы отводится

2 часа в неделю, всего – 68 часов в год.

В осуществлении задач воспитания, образования и развития неслышащих учащихся, в формировании и развитии представлений об окружающем мире, в котором они живут, важную роль играет курс природоведения.

Природоведение, которое изучается в школе неслышащих в 3 классе, ставит своей целью:

  1. сообщить школьникам элементарные сведения о неживой и живой природе и труде людей, о близлежащем окружении    школы, о своем крае, об изменениях природы и труда людей по временам года;
  2. обогатить личный опыт учащимся путём проведения с ними систематических наблюдений за живой и неживой природой;
  3. раскрыть некоторые доступные для детей этого возраста взаимосвязи предметов и явлений природы; показать влияние изменений в природе на труд человека;
  4. дать учащимся некоторые знания о значении охраны природы, познакомить с мероприятиями по охране природы в данной местности (крае);
  5. дать первоначальные знания об организме человека и охране его здоровья;

В процессе изучения природы устанавливается, какие изменения  происходят в разное время года в неживой природе, какое влияние они оказывают на жизнь растений и животных, на характер и содержания сельскохозяйственных работ, на другие виды деятельности человека. Большое внимание уделяется выработке у учащихся навыков поведения в лесу, у реки, а также в своём населённом пункте, в озеленённом дворе и на улице. Каждый школьник должен знать, что охране подлежит вся природа. Он должен знать и профессии людей, призванных охранять природу. Усвоение этих общих сведений базируется на накопленных детьми знаниях о природе своей местности, которые постоянно обогащаются и систематизируются. Формирование понятий о многих природных объектах невозможно без выяснения их положения на Земле. Необходимые пространственные представления глухие учащиеся получают с помощью ориентировки на местности, работы с планом, глобусом, картой. Дети должны научиться читать карту: определять направления, находить  географические объекты по условным знакам. Важно, чтобы на уроках природоведения школьники получили общее представление о применении человеком знаний о природе в жизни и трудовой деятельности.

Содержание курса природоведения используется также для патриотического воспитания, которое должно включать и воспитание любви и бережного отношения к природе, своему краю. Изучение вопросов охраны природы должно быть стержнем для всего курса природоведения, помогать воспитывать у детей стремление охранять и приумножать природные богатства.

Коррекционная направленность курса связана с реализацией ряда условий:

  1. индивидуальный подход к учащимся в сочетании с широким использованием коллективных и групповых форм работы;
  2. насыщение учебного процесса активными формами деятельности (как речевой, так и наглядно- практической);
  3. формирование речевого поведения;
  4. работа над речью в связи с формированием природоведческих знаний и умений;
  5. обучение приёмам умственной деятельности на специфических для природоведения видах учебных занятий как средство развития мышления глухих детей и успешного овладения природоведческими понятиями;
  6. усиление работы над обобщениями как средство повышения качества усвоения знаний, умений, умственного развития учащихся.

Программное содержание раздела «Природоведение» служит пропедевтикой к усвоению знаний по общеобразовательным предметам. На уроках природоведения особое внимание следует уделять развитию речи и мыслительной деятельности школьников. Работа в этом направлении предусматривает накопление соответствующего словаря, включающего термины, характерные для данного предмета, словосочетания и фразы, а также реализацию общих требований к восприятию неслышащими детьми обращённой к ним речи и оформлению высказываний.

Новый материал по теме и материал заключительного урока, на котором предполагается более высокий уровень обобщения знаний, должны восприниматься в основном слухо-зрительно. В процессе организации деятельности на уроках, в условиях повторения и закрепления знаний и умений по природоведению рекомендуется включать в урок восприятие неслышащими учащимися обращённой к ним речи только на слух. На слух воспринимается разговорная речь, организующая урок, а также хорошо знакомый учащимся речевой материал конкретной темы. Таким образом, на каждом уроке происходит развитие слухо-зрительного и слухового восприятия речи. Кроме того, осуществляется контроль за произношением учащихся и исправлением допущенных ими ошибок в речи. Более основательному изучению и прочному усвоению и закреплению программного материала способствует реализация межпредметных связей и особенно природоведения и предметно-практического обучения. Предметная практическая деятельность обеспечивает неслышащим учащимся базу для изучения природы. На уроках предметно-практического обучения учащиеся овладевают понятиями, представлениями, словами, их выражающими, которые помогают им овладеть знаниями о природе. Создавая  своими руками модели объектов, увиденных в природе, дети более полно и точно познают их, усваивают понятия.

Предусмотренные программой знания, умения и навыки должны усваиваться в основном на уроках, под руководством учителя. Вместе с тем обучение природоведению потребует и систематического выполнения домашних заданий в основном практического характера. Они предполагаются с третьего года обучения.

Содержание курса охватывает весьма широкий круг вопросов: от элементарных знаний о природе своего края, изменений в жизни растений и животных по сезонам и их охраны; изменений в неживой природе; охрана здоровья человека, до знаний о нашей планете и небесных тел. При этом человек и природа рассматриваются в их неразрывном, органичном единстве.

Материал учебного курса "Природоведение" в 3 классе представлен в программе следующими содержательными линиями:

  1. «Летние и осенние явления в природе» (26 ч.)
  2. «Зимние явления в природе» (20 ч.)
  3. «Весенние явления в природе» (22 ч.)

Изложение материала по этим темам осуществляется по одному плану: изменения в неживой природе, изменения в жизни растений и их охрана, изменения в жизни животных и их охрана, сезонный труд людей.

Такая последовательность диктуется естественными связями, существующими в самой природе. В процессе изучения природы устанавливается, какие изменения происходят в разное время года в неживой природе, какое влияние они оказывают на жизнь растений и животных, на характер и содержание сельскохозяйственных работ, на другие виды деятельности человека.

Уроки по этим содержательным линиям распределены в течение учебного курса.

Формы и методы ознакомления детей с природой разнообразны:

Наиболее типичные задания: описание предметов, группировка предметов, описание природных процессов, обобщение наблюдений, сопоставление и сравнение предметов и др.

При изучении курса природоведения ведущее место занимают практические методы, свойственные естественным наукам: ознакомление с природным окружением путем проведения наблюдений, опытов, экскурсий, практических работ. Такие виды работ, как чтение деловых статей, рассказов, объяснение учителя, являются обязательными на уроках природоведения, но они занимают значительно меньше времени, чем практические.

Формы организации урока:

  1. совместная с учителем учебно-познавательная деятельность;
  2. работа обучающихся в парах;
  3. самостоятельная работа детей.

Распределение часов на работу по основным разделам программы является примерным. Учитель имеет право изменять соотношение часов в рамках отведенного учебного времени на четверть в зависимости от возможностей учащихся.

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН УЧЕБНОГО КУРСА

Период обучения

Количество часов

Диагностический  и практический материал

1 четверть

18 часов

    Практических работ – 2;  экскурсий - 1

2 четверть

14 часов

    Практических работ – 1;  экскурсий – 1; тест - 1

3 четверть

20 часов

Практических работ – 1; экскурсий – 1; тестов - 2

4 четверть

16 часов

Практических работ – 1; экскурсий – 2; тестов - 2

Итого:

68 часов (2 часа в неделю)

Практических работ – 5; экскурсий – 5; тестов - 5

В программе определены  требования к знаниям и умениям учащихся, необходимые для осуществления преемственной связи с природоведением последующих естественно-научных дисциплин: ботаники, зоологии, анатомии, географии.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ

обучающимися к окончанию 3 класса

Неслышащие  учащиеся

 должны знать:

  1. характерные признаки времен года в своей местности, а также некоторые взаимосвязи в неживой и живой природе;
  2. особенности, значение и зависимость от изменений в природе сезонного труда людей своей местности;
  3. строение, назначение термометра;
  4. простейшие физические свойства снега и льда;
  5. названия и различия не менее 5-6 декоративных травянистых растений;
  6. названия и различия местных растений — не менее 3-4 деревьев 2-3 кустарников, 3-4 травянистых растений;
  7. особенности и различия деревьев, кустарников, травянистых растений, лиственных и хвойных растений;
  8. некоторые способы размножения растений, цикл развития растения от семени до семени;
  9. названия и различия 5-6 комнатных растений;
  10. простейшие правила ухода за комнатными растениями;
  11. названия и различия во внешнем виде и использовании человеком 4-5 растений поля;
  12. особенности перелетных и зимующих птиц;
  13. названия и различия разводимых в данной местности домашних животных;
  14. названия и различия 10 диких животных (черви, членистоногие, земноводные, пресмыкающиеся, рыбы, птицы, звери).

        должны уметь:

  1. вести наблюдения в природе по заданиям «Рабочей тетради» и фиксировать их;
  2. измерять температуру воздуха с помощью термометра;
  3. правильно строить режим дня, выполнять необходимые правила личной гигиены;
  4. охранять своё здоровье от  простудных заболеваний;
  5. в доступной форме охранять растения и животных;
  6. ухаживать за комнатными растениями; выращивать растения одним из изученных способов;
  7. устно описывать предмет, природное явление, расспрашивать о предмете или явлении;
  8. самостоятельно составлять пооперационный и краткий планы работы.

использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  1. обогащения жизненного опыта, решения практических задач с помощью наблюдения, измерения, сравнения;
  2. установления связи между сезонными изменениями в неживой и живой природе;
  3. оценки воздействия человека на природу, выполнения правил поведения в природе и участия в её охране;
  4. удовлетворения познавательных интересов о родном крае, родной стране, нашей планете;

Учебно-методический комплект

ДЛЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММНОГО СОДЕРЖАНИЯ ИСПОЛЬЗУЮТСЯ:

Программа

Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений I вида (для глухих детей). Сборник 1. Подготовительный, 1-7 классы. М., «Просвещение», 2005

Раздел

программы

Природоведение  (Э. Н. Хотеева)

Учебник

Клепинина З.А., Титова М.Ф. Природоведение. Учебник для учащихся 3 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений I и II вида. М.: Владос, 2008,159 с.

Дидактические средства

Наглядно-методическое пособие «Мир в картинках» М.: Мозаика-Синтез 2003 (Насекомые. Родная природа. Дикие и домашние животные. Птицы. Рыбы. Времена года. Правила поведения в общественных местах. Будь вежливым. Деревья. Цветы. Транспорт. Одежда. Мебель)

Клепинина З.А., Титова М.Ф. Рабочая тетрадь по природоведению: 3 класс. Учебное пособие для учащихся 4 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений I и II вида. М.: Владос, 2001,54 с.

Методическая литература

Титова М.Ф. Изучение природы в 1-4 классах специальных (коррекционных) образовательных учреждений 1и 2 вида (пособие для учителя).: М., Просвещение, 1983 г., 169 с.

Титова М.Ф. Изучение природы в 1-3 классах школ глухих: Книга для учителя, М., Просвещение, 1983 г., 153 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая учебная программа курса "Окружающий мир"

Рабочая учебная программа по курсу "Окружающий мир". УМК "Шола 2100". Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС....

Рабочая учебная программа курса "Литературное чтение"

Рабочая программа составлена в соответствии с ФГОС. УМК "Школа 2100" Р.Н. Бунев, Е.В. Бунеева...

Рабочая учебная программа курса «Изобразительное искусство»

Рабочая программа составлена по УМК "Школа 2100" в соответсвии с ФГОС....

Рабочая учебная программа курса «Обучение грамоте»

Рабочая программа составлена в соответствии с ФГОС, УМК "Школа 2100"...

Рабочая учебная программа. Курс логопедических занятий. Общее недоразвитие речи III уровень. 1 класс.

Рабочая учебная программа курса логопедия 1 класса составлена  на основе «Программно-методических материалов для логопедических занятий с младшими школьниками» под редакцией А.М. Козыревой и лого...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ, КУРСУ УЧИТЕЛЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ В СВЕТЕ ТРЕБОВАНИЙ ФГОС НОО

Как составить рабочую программу учителю начальных классов в соответствии ФГОС НОО, какие пункты включить в содержание....

Рабочая программа по курсу природоведение 5 класс (для детей с умственной отсталостью, интеллектульными нарушениями, обучающихся по адаптированной основной общеобразовательной программе образования)

Характеристика предмета окружающий мирПриродоведение-это новый учебный предмет, который изучают в 5 классе. Он является обобщением знаний учащихся об окружающем мире, полученных в младших классах. В т...