Урок окружающего мира 1 класс "Природа и мы"
учебно-методический материал по окружающему миру (1 класс) по теме

Урок окружающего мира по ОС 2100.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_okruzhayushchego_mira.rar2.67 МБ

Предварительный просмотр:

Окружающий мир

Урок 53.

Тема: Природа и мы.

Цель:

ознакомить учеников с правилами поведения в природе.

Символы:

                    

Этапы урока

Ход урока

Формирование УУД

и технология оценивания учебных успехов

Ι. Мотивация к учебной деятельности

Дети:

Громко прозвенел звонок.

Начинается урок.

Наши ушки – на макушке,

Глазки широко открыты.

Слушаем, запоминаем,

Ни минуты не теряем.

- Девиз урока: «Знаешь – говори, не знаешь – слушай»

- Значит, чему будет посвящён наш урок? (изучению нового)

1.Учитель читает стихотворение

Посмотри, мой милый друг,

Что находится вокруг?

Небо светло-голубое,

Солнце светит золотое,

Ветер листьями играет,

Тучка в небе проплывает.

Поле, речка и трава,

Горы, воздух и листва, птицы, звери и леса,

Гром, туманы и роса.

Человек и время года -

Это все вокруг…(природа)

- А что такое природа? (Все, что нас окружает, и не сделано руками человека).

(На доске прикрепляется табличка (природа)

- А какая бывает природа? (живая и неживая).

прикрепляется

живая

Неживая

- А что относится к живой природе? (растения, животные, человек)

Прикрепляются таблички: (растения, животные, человек)

- Назовите объекты неживой природы (солнце, камни, облака, дождь, воздух…)

- Может ли существовать живая природа без неживой? (нет).

- Докажите (Солнце – неживая природа, но без него погибнет все живое. Воздух – неживая природа, но без воздуха невозможно жить.)

- Как нужно относиться к природе?

 

Познавательные УУД:

1) развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов;

2) представлять информацию в виде схемы;

3) выявлять сущность, особенности объектов;

4) на основе анализа объектов делать выводы;

5) обобщать и классифицировать по признакам;

6) ориентироваться на развороте учебника;

ΙΙ. Формулировка темы урока, постановка цели.

-Какая тема нашего урока?( Природа и мы)

-Какую цель ставим?

-Чтобы вы ещё хотели узнать на уроке?    

– Давайте составим план урока.

План (примерный)  1

  1. Что связывает человека с природой?
  2. Что такое экология?
  3. Как человек должен относиться к природе?

– Что мы сейчас с вами делали? (Составляли план урока.)

 

7) находить ответы на вопросы в иллюстрации.

Коммуникативные УУД:

1) развиваем умение слушать и понимать других;

2) строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;

3) оформлять свои мысли в устной форме;

4) умение работать в паре.

ΙΙΙ. Изучение нового

 

-Закройте глаза и послушайте.( Звучат звуки леса)

-Что представили себе?

- Посмотрите на эти 2 картинки. (слайд 1)

- Как относятся к природе люди на каждом из рисунков??

Какая I картинка? Что чувствуете вы, глядя на этот рисунок?  

Какая II картинка?  

- В какой лес вы хотели бы отправиться? Почему?  

-Да, ребята! Не всегда наша природа выглядит как на 2 картинке.

-Есть целая наука о бережном отношении к природе.

Как называется эта наука, кто знает?

(экология)

Слово экология произошло из греческих слов: «Эко» - дом, жилище, «Логос» - наука. Наука о доме.

    Мы все стараемся создать уют, чистоту в своем доме. Но ведь за порогом – тоже наш дом. Наш дом – это наш город, республика, страна, планета. И от каждого из нас зависит, чтобы она оставалась такой же прекрасной. Чтобы на ней были голубые озера, а не грязные лужи, зеленые леса и прекрасные луга, а не горы мусора.

-Давайте прочитаем  по учебнику значение слова «Экология» на с.74.

 А как вы думаете, кто такой эколог?     

– Чем он занимается?

-Итак, мы отправляемся в лес не на простую прогулку, а отправляемся в экологический поход.

Определим маршрут

Опушка леса

Привал

Тревожная полянка

Птичий посёлок

-Работать будем по группам. Каждая группа подготовилась к этому походу.

- Сначала мы отправимся на опушку леса.( слайд) Ребята из 1 группы приготовили  о ней сообщение.

1. Мы расскажем о первоцветах, ведь сейчас апрель. Растения цветущие ранней весной, называются раннецветущими. Их можно увидеть и в лесу, и на открытых местах. Тепла им требуется немного. Поэтому они зацветают, когда еще не весь снег растаял.

2. В это время на деревьях и кустарниках еще не распустились листья и в лесу много света. В почве много влаги.

3. В апреле первыми появляются подснежники, мать-и-мачеха. Зацветают ольха, ива.

4. Будем беречь эти красивые растения. Будем любоваться ими в природе. Пусть наша родная земля всегда будет прекрасной и цветущей.

- О чем нам рассказали ребята 1 группы?

-Ребята! Впереди – привал.

А как вы понимаете слово привал? (отдых, остановка)

Отдохнем и мы. Физминутка

-Отправляемся дальше. Держим путь к тревожной полянке.( слайд)

- Как вы думаете, почему она тревожная?

- Послушайте что расскажут нам ребята из 2 группы

1.Ребята, вы слышали когда-нибудь о Красной книге? (слайд)

 Красная книга содержит сведения о редких, исчезающих растениях и животных. Красный цвет – сигнал опасности.

2. Он как бы призывает всех людей: растения и животные в беде, помогите им! Поэтому она и «одета» в красный переплет.

3. Вот некоторые из растений и животных, занесенных в красную книгу России.(слайд)

Венерин башмачок. Встречается в лесах. Цветки его по форме напоминают башмачки. Зацветает это растение только на 15-17 году жизни.

4. Шмели – украшение весенней природы. Мохнатые, ярко украшенные, басовито гудящие…. К сожалению, их становится все меньше и меньше. Одна из причин этого – применение человеком ядохимикатов для борьбы с опасными насекомыми.

5. Подснежник. Иногда так называют любое раннецветущее растение. Весной они зацветают рано. Заморозков не боятся, а вот перед человеком беззащитны. Их часто губят любители весенних букетов.

- Для чего создана Красная книга?

- Почему она красного цвета?

- Назовите животных и растения.

Учитель:  Каких еще насекомых мы можем встретить в лесу? (Бабочек).

- Можно ли их ловить? Почему?

А еще каких насекомых много в лесу? (В лесу много комаров).

- А может нужно бы уничтожить всех комаров? (Нельзя! Комары откладывают яйца в воду, личинками комаров питаются рыбы. А взрослыми комарами питаются птицы.)

- А что можем сказать о муравьях, бабочках и других насекомых? Как будем к ним относиться?

 -  Послушайте внимательно небольшой рассказ. Потом оцените ситуацию.

    Маленький мальчик стоял на цветочной поляне и бил прутиком по головкам цветов.

- Что ты делаешь? - спросила бабушка.

- Пчел прогоняю, они жалят цветы.

  Бабушка улыбнулась и что-то ему рассказала. После этого мальчик выбросил прутик, удивленно пожал плечами и сказал: «А я и не знал».

   О чем рассказала ему бабушка?

- На нашем маршрутном листе – птичий поселок.( слайд)

-О том, что происходит весной в жизни птиц расскажут ребята 3 группы.

1. Еще, когда лежит снег, зимующие птицы чувствуют приближение весны. Синицы запели, будто зазвенели серебряные колокольчики. Весело зачирикали воробьи. А в лесу застучал дятел.

2. Возвращаются из теплых краев перелетные птицы. Раньше всех прилетают грачи, следом за ними скворцы и жаворонки, потом зяблики.

В) Ласточки и стрижи прилетают попозже, когда в воздухе будет много летающих насекомых.

3. Почти все птицы весной строят гнезда, откладывают яйца и будут высиживать их. Поэтому  нельзя шуметь в лесу, подходить к гнездам, трогать вылупившихся птенцов.

4. Что бы мы делали без птиц. Своим пением, своей красотой они согревают нам душу. Неоценима польза, которую  приносят они, уничтожая насекомых вредителей.

Учитель:  О ком нам рассказали ребята из 3 группы?

Что вы поняли для себя?

   -  Ребята подходит к концу наш экологический поход.

Чему мы учились в походе? (Мы учились вести себя в природе правильно.)

  Давайте сейчас эти правила прочитаем все вместе.( слайд)

4. Закрепление нового

     -А сейчас я вам предлагаю проверить свои знания, то чему вы научились за урок, что новое для себя усвоили и поиграть в викторину, которая находится у вас на стр. 75 учебника. Вам необходимо будет отвечать на вопросы, выбирая правильный ответ. На работу я даю вам 5 минут. Приступаем.( работа в группах) Пишут ответы на листочках.

   -Закончили работу, и теперь я предлагаю вам сделать самопроверку, смотря на экран, проверьте, правильно ли вы ответили на вопросы. (Словарное слово – валежник. Валежник - лежащие на земле деревья или их части. Образуется при естественном отмирании дерева, ветровале, буреломе, навале снега, неполной уборке порубочных остатков).

 

Правильные ответы к викторине.( слайд)

  1. Подснежник – первый весенний цветок в средней полосе России. Одуванчик распускается в мае, а клевер – только с наступлением лета.
  2. (Б) Белая кувшинка, ландыш и венерин башмачок – особо охраняемые растения, их рвать запрещено.
  3. (А)
  4. (В)
  5. (В) Муравьи – лесные санитары, они защищают лес от чрезмерно размножившихся насекомых. Кроме того, бессмысленное уничтожение муравейников неэтично.
  6. (В) Комарами питаются многие: лягушки, птицы, стрекозы.
  7. (Б)
  8. (А)
  9. Самый правый – шампиньон. А мухомор и бледная поганка ядовиты.

– Какой вывод вы можете сделать, ответив на вопросы викторины?

– Сравните его с выводом учебника на с. 77.

Главный вывод всей темы: чтобы человеку жить в гармонии с природой, нужно её знать и уметь себя правильно вести.

Личностные результаты:

1) развиваем умения выказывать своё отношение к героям и

выражать свои эмоции;

2) оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией;

3) формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

Регулятивные УУД:

1) развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника;

2) оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;

3) прогнозировать предстоящую работу (составлять план);

4) осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

ΙV.Рефлексия учебной деятельности.

- Какая тема урока была?

- Какую цель ставили? Достигли цели?

- Расскажите по схеме, чему научились на уроке.( слайд)

                                                             

                   знаю

Я                    запомнил

                       смог                                                        

- Оцените свою деятельность на уроке, используя один из кружочков: зелёный, красный, жёлтый.

Учитель: Ребята, мне хочется , чтобы каждый из вас задумался над этими словами:

                 Дерево, трава, цветы и птицы

                 Не всегда умеют защититься.

                 Если будут уничтожены они-

                 На планете мы останемся одни!

Урок окончен.

ТОУУ


   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс урока окружающего мира по теме "Про воздух". Мастер-класс урока окружающего мира по теме "Про воздух".

Одна из основных задач педагогов -  разработать и показать урок в рамках реализации нового образовательного стандарта.Тип урока – урок изучения и первичного закрепления новых знаний. Е...

Методическая разработка раздела образовательной программы по окружающему миру "Формирование экологической культуры учащихся на уроках окружающего мира"

Методическая разработка раздела образовательной программы по окружающему миру составлена по плану аттестационных требований.В работе представлен раздел по окружающему миру 3 класс А.А.Плешаков "Как ус...

Урок окружающего мира по теме "Если хочешь быть здоров" МБОУ лицея №32 г.Орла Тип урока: обобщение изученного материала. Форма урока: урок - путешествие Программа: УМК "Перспективная начальная школа" Учебник: Окружающий мир 2-й класс, часть 2. Авторы:

Урок окружающего мира  по теме "Если хочешь быть здоров"Тишина Ирина Викторовна, учитель начальных классовМБОУ лицея №32 г.ОрлаТип урока: обобщение изученного материала.Форма урока:...

Урок окружающего мира по теме "Если хочешь быть здоров" МБОУ лицея №32 г.Орла Тип урока: обобщение изученного материала. Форма урока: урок - путешествие Программа: УМК "Перспективная начальная школа" Учебник: Окружающий мир 2-й класс, часть 2. Авторы:

Урок окружающего мира  по теме "Если хочешь быть здоров"Тишина Ирина Викторовна, учитель начальных классовМБОУ лицея №32 г.ОрлаТип урока: обобщение изученного материала.Форма урока:...

Урок окружающего мира во втором классе по теме «Моря». ОБЖ Правила поведения на воде. Интерактивная доска при изучении окружающего мира

Конспект урока по теме "Моря". Окружающий мир 2 класс. В приложении представлена презентация и печатный материал: кроссворд и правила поведения на воде....

Урок окружающего мира в 1 классе Тема: « МЫ – ЧАСТЬ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА»

Урок окружающего мира в 1 классеТема: « МЫ – ЧАСТЬ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА»...