УМК "Школа России". Урок окружающего мира в 4 классе по теме: "Зона арктических пустынь"
учебно-методический материал по окружающему миру (4 класс) по теме

Квасова Вера Владимировна

Урок окружающего мира в 4 классе по теме: "Зона арктических пустынь" разработан с использованием технологии  развития критического мышления через чтение и письмо. Представлен подробный конспект урока и презентация.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл arktika.docx30.29 КБ
Файл arktika.pptx1.59 МБ

Предварительный просмотр:

                                                   «Скажи мне – я забуду,

                                                   Покажи мне – я запомню,

                                                   Вовлеки меня – я пойму».

Урок по курсу «Окружающий  мир»

по теме:

 

УМК «Школа России» 

Учебник: Плешаков  А.А. Окружающий мир. Мир вокруг нас. 4 класс. 1 часть.

                                 

  Подготовила:

                                   Квасова Вера Владимировна

                                   учитель начальных классов

                                   МКОУ «СОШ № 4» с. Московского

                                   Изобильненского района

                                   Ставропольского края

2012 год

Тема урока: ЗОНА АРКТИЧЕСКИХ ПУСТЫНЬ

Цель: создание условий для осмысления одной из важнейших задач общества – бережное отношение к природе - дело каждого гражданина России.

Задачи урока:

- способствовать формированию целеполагания  как постановки учебной задачи;

- развивать умение работать над понятиями «Природные зоны»,  «Арктика», «Экологическая проблема»; учить находить и показывать  на карте зону Арктических пустынь;

- способствовать формированию  смыслового чтения;

- развивать умение структурировать информацию;

- способствовать формированию готовности к сотрудничеству и произвольному общению;

- развивать  готовность к самостоятельной учебной деятельности;

- формировать у учащихся представление об  особенностях природы (условиями неживой природы, живыми существами, взаимосвязями в природе), значении природы зоны Арктики для человека;

- воспитывать  бережное отношения к природе, экономному использованию ее ресурсов;

- показать отрицательное влияние человека на экологию Арктики;

- учить прогнозировать события, отвечать на вопросы;

- развивать рефлексивные процессы.

Оборудование

для учителя: компьютер, проектор, презентация "Арктика"; компакт-диск (CD-ROM) содержит запись песни ..; «Физическая карта России»;

для детей: картинки с изображением белого медведя; карточки для работы в парах, таблицы для работы в группе.

Тип урока: комбинированный, работа с  научным текстом.

Технологии: поддерживающего обучения,  развитие критического мышления через чтение и письмо, ИКТ.

ХОД УРОКА:

  1. Стадия вызова

- Друзья мои, я очень рада войти в приветливый ваш класс

И для меня уже отрада вниманье ваших  умных глаз,

Я знаю каждый в классе гений, но без труда урок не впрок,

Скрестите шпаги ваших мнений, мы вместе сочиним урок.

- Я предлагаю Вам продолжить путешествие по бескрайним просторам России.

Работа по карте («Физическая карта России»)

Игра «Я знаю географические объекты»

Учитель называет горы, моря, реки, озера России. Двое учащихся у доски соревнуются: кто быстрее найдет данный географический объект.

-  Где находится Дальневосточный морской заповедник?

Индивидуальный опрос

- Расскажите о Дальневосточном морском заповеднике.

Работа в парах (по карточкам)

Карточка 1.

Игра «Найди лишний географический объект». Объясните почему.

        а)        Лена, Волга, Байкал, Енисей;

        б)        Дон, Марс, Енисей, Днепр;

             в)        Обь, Байкал, Онежское, Каспийское;

        г)        Кавказ, Альпы, Баренцево, Урал.

        д)        Каспийское, Тихий, Атлантический, Северный Ледовитый.

Карточка 2.

Какие моря  к какому океану относятся? (Соедините стрелками.)

Моря:                   Океаны:

Японское море

Балтийское море

море Лаптевых                                Северный   Ледовитый

Чукотское море        

Берингово морс                                Тихий

Карское море

Баренцево море

Восточно - Сибирское море                                Атлантический

Черное море

Охотское море

Ответы:

Северный Ледовитый океан: море Лаптевых, Чукотское, Карское, Баренцево, Восточно - Сибирское моря.

Тихий океан: Японское, Берингово, Охотское моря.

Атлантический океан: Балтийское, Черное моря.

Карточка 3.

Вставьте  пропущенное слово, чтобы получилось верное высказывание.

Самая длинная река России - это ... (Обь). Река, впадающая в Каспийское море, - это ... (Волга). Самое большое по площади озеро России - это ... (Каспийское). В список Всемирного наследия внесено озеро ... (Байкал). Подо льдом спят моря …. (Северного Ледовитого) океана.

Звучит песня

Где-то на белом свете

Там, где всегда мороз.

Трутся спиной медведи

О земную ось.

Мимо плывут столетья.

Спят подо льдом моря.

Трутся об ось медведи -

Вертится Земля.

- Мы отправляемся с вами туда,

 Где царство холода, снега и льда!

- К бескрайним просторам арктических пустынь лежит наш путь. У нашей экспедиции строгий маршрут.

- Рассмотрите карту путешествия (прикреплена на доске):

1. «Льдина географов»

2. «Льдина ботаников»

3. «Льдина зоологов»

- Наш путь проходит через льдины. Как вы думаете, что мы на них узнаем?

П/о

На «льдине географов» мы выясним климатические условия в зоне арктических пустынь; на «льдине ботаников» - какие встречаются растения; на «льдине зоологов» - каков мир животный.

  1. Стадия осмысления

Работа по карте учебника и «Физической карте» на доске.

Итак, в путь! Мы находимся на льдине «Географов». На карте природных зон в учебнике  найдите арктическую пустыню. Назовите, что к ней относится.

П/о (показывают на «Физической карте»).

Северный Ледовитый океан, острова: Земля Франца Иосифа, Северная Земля, Новосибирские острова, остров Врангеля.

Слайд 1-3.

- Северный Ледовитый океан скован толстым крепким льдом. В белых льдах кое-где видны трещины - разводья. По ним вслед за могучими ледоколами плывут корабли. А вокруг многометровые снежные сугробы. Снег и лед здесь никогда не тают, по безмолвным снежным просторам гуляют холодные ветры, поскольку коротким полярным летом солнце поднимается невысоко, и его нежаркие, косые лучи отражаются ото льда и снега. Летом - полгода день, зимой - полгода ночь. Температура понижается до - 60°...

Слайд 4.

- Вставьте пропущенные слова:

Арктика - это огромное пространство ... (Северного Ледовитого океана), с ... (морями) и ... (островами). Солнце направляет на это пространство ...(косые) лучи. Оно ... (светит), но не греет. Зимой в Арктике ... (полярная ночь). Дуют ... (ветры), бушует ... (пурга). Температура опускается до ... (-60) градусов. Летом в Арктике ... (полярный день), но ... (тепла) тоже нет. Это зависит от; географического ... (положения) арктической зоны. Учащиеся зачитывают текст вслух.

Слайд 5.

- К суровым условиям арктических пустынь приспособились немногие живые организмы. Смотрите, плывет зеленая льдина! Откуда она здесь?

П/о детей.

- Оказывается, есть мельчайшие растения, которые могут жить на снегах и во льдах. Их называют снежными водорослями.

Работа по иллюстрации учебника.

- Ребята, садимся на льдину «ботаников» и плывем! Рассмотрите иллюстрацию на с. 80-81 учебника. Назовите, какие растения приспособились к суровому климату Арктики.

П/о

Водоросли, лишайники, полярный мак.

Слайд 6 - 9.

Учитель показывает изображения растений Арктики: мхи, полярный мак, лишайники, водоросли.

Слайд 10.

- Вставьте пропущенные слова:

На островах прямо на голых ... (камнях) встречаются ... (лишайники), они очень ... (малы). Также приспособились к жизни на камнях ... (мхи) и ... (полярные маки). В толще воды, не покрытой ... (льдом), большое количество ... (водорослей).

Учащиеся зачитывают текст вслух.

Слайд 11

Приспособление растений к жизни в условиях Крайнего Севера

Работа по иллюстрации учебника.

А впереди нас ждет «льдина зоологов». Рассмотрите иллюстрацию на с. 80-81. Назовите, какие птицы и животные живут в Арктике.

Слайд 12- 24

П/о

Больше всего птиц: чайки, кайры, гагарки, тупики. Животные: белый медведь, тюлень, сайка, рачки, морж.

Слайд 25.

- Вставьте пропущенные слова:

Животных арктической зоны кормит ... (море). Морскими водорослями питаются ... (рачки), а ими - ... (рыбы). Основная пища птиц и животных - это ... (рыба). На скалистых берегах собираются ... (чайки), ... (кайры) и ... (гагарки), здесь они выводят ... (потомство).

Птиц с необычными клювами называют ... (тупики). Все звери - прекрасные - ... (пловцы). От холода их защищает ... (слой жира). Это ... (моржи) и ... (тюлени). На тюленей охотятся ... (белые медведи). У них длинная густая шерсть ... (белого) цвета и ... (широкие) лапы, чтобы удобнее было ... (передвигаться по льду и снегу).

Учащиеся зачитывают текст вслух.

Слайд 26.

- Что помогает выжить животным Арктики?

Слайд 27.

Физкультминутка

Что за чудо-чудеса:

Загорелись небеса!

Ой, горит-пылает пламя

Над сверкающими льдами!

Кто зажег огонь чудесный,

Золотой костер небесный?

Никого за тучей нет.

Это с неба льется свет.

 - Что же это?

П/о  Северное сияние

Чтение с пометами.

-  Северное сияние всегда манило человека в Арктику, но  человек не является коренным жителем Арктики.

Прочитайте  в учебнике статью о том, как люди осваивают Арктику на странице          83-84. Читайте внимательно, с пометами!

- Чем занимаются люди в зоне Арктических пустынь? (Слайд 28-29).

П/о детей

- Как их деятельность влияет на окружающую природу? (Слайд 30 - 31).

П/о детей

- Какие экологические проблемы возникают в Арктике? (Слайд 32).

П/о детей

- Как мы можем решить их? (Слайд 33- 35).

П/о детей

- Проблему сохранения животных и растений решают учёные арктического заповедника «Остров Врангеля»

Слайд 36- 37.

- Этот заповедник расположен на острове Врангеля, он был организован в 1976 году. На остров прилетает большое количество птиц на гнездовья. Через весь остров с запада на восток идут параллельно три цепи гор, разделенные долинами. Весной на южном побережье можно встретить редкую птицу - розовую чайку. Прирожденные кочевники полярных льдов выводят здесь свое потомство. На острове обитает самое крупное из копытных животных Арктики - овцебык, завезенный в заповедник из Америки. Остров Врангеля - единственное место, где гнездятся белые гуси.

  1. Стадия рефлексии

Слайд 38

Объясните предложение: «Арктика - царство льда и снега».

Работа в группах.

- Заполните таблицу (Дети заполняют правую часть)

Арктика - царство льда и снега

Географическое положение

Северный Ледовитый океан

северные моря

острова

Освещенность

полярный день и полярная ночь северное сияние

Растительный и животный мир

лишайники, мхи, полярный мак, водоросли

рачки,  рыбы,  чайки,  гагарки ,тупики, морж, тюлень, белый медведь

Деятельность человека

научные станции, рыбный промысел, охота Северный морской путь

Работа по карте.

- Фигурками-картинками белого медведя отметьте на карте зону Арктики.

  1. Домашнее задание:

- Сегодня вы работали ударно. Спасибо за урок.

Мои юные гении, откройте дневники, и давайте вместе оценим ваши старания на уроке, поставим отметку.

Запишите домашнее задание: прочитайте текст на стр.78-86, ответьте на вопросы «Проверь себя!», выполните задание 2.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

АРКТИКА

Слайд 2

АРКТИЧЕСКАЯ ПУСТЫНЯ ЗИМОЙ АРКТИЧЕСКАЯ ПУСТЫНЯ ЛЕТОМ

Слайд 3

Большая часть Северного Ледовитого океана в течение всего года покрыта льдами. Толщина однолетнего льда достигает 1.8 м, м ноголетнего - 3 - 4 м. Большая часть северного ледовитого океана в течение всего года покрыта льдами. Толщина однолетнего льда достигает 1.8 м, многолетнего - 3 - 4 м.

Слайд 4

Арктика - это огромное пространство ... , с ... и ... . Солнце направляет на это пространство ... лучи . Оно ... , но не греет. Зимой в Арктике ... . Дуют ... , бушует ... . Температура опускается до ... градусов. Летом в Арктике ..., но ... тоже нет. Это зависит от географического ... арктической зоны.

Слайд 5

К жизни в трудных условиях ледяной зоны приспособились немногие живые существа . . К жизни в трудных условиях ледяной зоны приспособились немногие живые существа. .

Слайд 6

Растительный мир арктических пустынь представлен мхами и лишайниками

Слайд 7

лишайники Лишайники.

Слайд 8

мхи Мхи.

Слайд 9

полярный мак камнеломка Полярный мак. Камнеломка.

Слайд 10

На островах прямо на голых ... встречаются ... они очень ... . Также приспособились к жизни на камнях ... и ... . В толще воды, не покрытой ... большое количество ... .

Слайд 11

Приспособление растений к жизни в условиях Крайнего Севера : растут в защищённых от ветра местах; низкорослые, часто стелятся по поверхности (защита от ветра, тепло от земли); используя летнее круглосуточное освещение, успевают прорасти из семени, отцвести и образовать семена в течение короткого полярного лета.

Слайд 12

Животный мир Арктики морж

Слайд 13

Все тюлени – полуводные животные, без суши обойтись не могут и от большой воды далеко не отходят Под кожей -толстый слой жира (сохраняет тепло, облегчает плавание). Питается крабами, рыбой. Все тюлени – полуводные животные, без суши обой- тись не могут и от большой воды далеко не отходят. Под кожей -толстый слой жира (сохра- няет тепло, облегчает плавание). Питается крабами, рыбой.

Слайд 14

Самым крупным хищником на Земле является белый медведь , который достигает 2,5 м в длину и 450 кг веса. Он прекрасно плавает и, в отличие от своего бурого родственника, ведет активный образ жизни круглый год. Белые медведи. Самый крупный наземный хищник.

Слайд 15

белуха Белуха.

Слайд 16

Окраска однотонная: тёмная у молодых, белая или жёлтая у взрослых. Длина тела до 6 м, вес до 2 т. Питается рыбой и ракообразными. Окраска однотонная: тёмная у молодых, белая или жёлтая у взрослых. Длина тела до 6 м, вес до 2 т. Питается рыбой и ракообразными.

Слайд 17

касатка Длина тела до 10 м, масса тела до 8 т. Развивает скорость до 55км/ч.Питается рыбой, моллюсками. Касатка длина тела до 10 м, масса тела до 8 т. Развивает скорость до 55км/ч.Питается рыбой, моллюсками.

Слайд 18

гренландский кит Длина тела достигает 21 м, масса 100 т и более. <> нарвал Гренландский кит длина тела достигает 21 м, масса 100 т и более. <>. Нарвал.

Слайд 19

В просторах океана живут киты. Обживать арктические пустыни дерзают немногие виды животных - белые медведи, песцы, лемминги. На прибрежных скалах летом собираются несчетные множества птиц - их крикливые скопления заслужили меткое название: птичьи базары. Всех этих птиц кормит море. А в море живут различные рачки и рыбы . В просторах океана живут киты. Обживать арктические пустыни дерзают немногие виды животных - белые медведи, песцы, лемминги. На прибрежных скалах летом собираются несчетные множества птиц - их крикливые скопления заслужили меткое название: птичьи базары. Всех этих птиц кормит море. А в море живут различные рачки и рыбы.

Слайд 20

гагарка Гагарка. Всех этих птиц кормит море.

Слайд 21

кайра морская чайка сизая чайка Кайра. Морская чайка. Сизая чайка.

Слайд 22

Все обитатели этого края связаны с морем, где много рыбы: камбала, треска, морской окунь, сайка, мойва, селёдка, пикша. Все обитатели этого края связаны с морем, где много рыбы: камбала, треска, морской окунь, сайка, мойва, селёдка, пикша.

Слайд 23

камбала Камбала.

Слайд 24

морской окунь сайка пикша Морской окунь. Сайка. Пикша.

Слайд 25

Животных арктической зоны кормит ... Морскими водо­рослями питаются ... , а ими - ... . Основная пища птиц и животных - это ... . На скалистых берегах собираются ... , ... и ... , здесь они выводят ... . Все звери - прекрасные - ... . От холода их защищает ... . Это ... и ... . На тюленей охотятся ... . У них длинная густая шерсть ... цвета и ... лапы, чтобы удобнее было ...

Слайд 26

Что помогает выжить животным в Арктике? Толстый слой жира. Густая тёплая шерсть у зверей, пух у птиц. Широкие лапы у зверей. Окраска меха. Сезонные передвижения. Близость моря и пищи.

Слайд 27

Что за чудо-чудеса: Загорелись небеса! Ой, горит-пылает пламя Над сверкающими льдами! Кто зажег огонь чудесный, Золотой костер небесный? Никого за тучей нет. Это с неба льется свет. Иногда возникают удивительной красоты полярные сияния.

Слайд 28

В Арктике хорошо развит рыболовный промысел . Обилие морских зверей способствует охоте. Продолжается исследо - вание Арктики . В арктике хорошо развит рыболовный промысел.Обилие морских зверей способствует охоте. Продолжается исследо- вание арктики.

Слайд 29

Помогают передвигаться людям на севере друзья - собаки. Помогают передвигаться людям на севере друзья - собаки.

Слайд 30

С появлением мощных ледоколов, стрелкового оружия высокой точности и дальности – положение животных Крайнего Севера резко ухудшилось. С появлением мощных ледоколов, стрелкового оружия высокой точности и дальности – положение животных крайнего севера резко ухудшилось.

Слайд 31

Занесены в красную книгу такие виды, как белый морж, тюлени, медведь, гренландский кит, нарвал. В результате широкого хозяйственного освоения арктики всё больше её пространства становятся непригодными для жизни северных животных, всё заметней сокращается их численность. Основные причины: загрязнение морей; сокращение количества пищи; усиливающийся фактор; беспокойства ( суда, вездеходы, вертолёты, посёлки).

Слайд 32

Занесены в Красную книгу такие виды, как белый морж, тюлени, медведь, гренландский кит, нарвал. В результате широкого хозяйственного освоения Арктики всё больше её пространства становятся непригодными для жизни северных животных, всё заметней сокращается их численность. Основные причины: загрязнение морей; сокращение количества пищи; усиливающийся фактор; беспокойства ( суда, вездеходы, вертолёты, посёлки). Занесены в красную книгу такие виды, как белый морж, тюлени, медведь, гренландский кит, нарвал. В результате широкого хозяйственного освоения арктики всё больше её пространства становятся непригодными для жизни северных животных, всё заметней сокращается их численность. Основные причины: загрязнение морей; сокращение количества пищи; усиливающийся фактор; беспокойства ( суда, вездеходы, вертолёты, посёлки).

Слайд 33

Не загрязняй моря Арктики и океан! Не загрязняй моря арктики и океан!

Слайд 34

Лов рыбы ограничен! Лов рыбы ограничен!

Слайд 35

Ограничена охота на животных ! Ограничена охота на животных!

Слайд 36

Крупным животным трудно жить рядом с челове - ком. Чтобы уменьшить контакты человека и жи - вотных , создаются заповедники и заказники. Заповедник «Остров Врангеля» белые гуси моржи Крупным животным трудно жить рядом с челове- ком. Чтобы уменьшить контакты человека и жи- вотных, создаются заповедники и заказники. Заповедник «остров врангеля». Белые гуси. Моржи.

Слайд 37

овцебык белые медведи Овцебык. Белые медведи.

Слайд 38

«Арктика - царство льда и снега». А в начале 80-х гг. На острове врангеля и на полуострове таймыр появились новые обитатели. Это длинношерстные и мохнатые мускусные быки, которых называют овцебыками, потому что они одновременно похожи и на быка, и на овцу. Когда-то они жили по всей арктике, но в большинстве ее районов вымерли и сохранились только на островах гренландия и шпицберген. Доставленные за тысячи километров на самолете, они прижились в новых местах.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок окружающего мира 4 класс Школа России. Зона Арктических пустынь.

Урок составлен с использованием электронных образовательных ресурсов. Тип урока комбинированный....

Программа «Школа России». Урок окружающего мира. 3 класс.

Разработка урока по окружающему миру. Тема: Разнообразие животных. 3 класс....

Презентация к уроку окружающего мира 4класс ПНШ по теме: "Зона пустынь"

Тема урока: Зона пустынь. Жизнь человека в пустыне.Цель: формирование представлений о деятельности человека в пустыне и его влиянии на природу пустыни.Задачи:1.Актуализировать особенности неживой и жи...

Технологическая карта. урок окружающего мира 4 класс Школа России "Зона Арктических пустынь"

Климат, растительный и животный мир Арктики. Экологические проблемы Арктики....

Технологическая карта по окружающему миру 4 класс на тему: "Зона Арктических пустынь"

Технологическая карта и конспект урока окружающего мира в 4 классе. Тема: зона арктических пустынь...

«Природные зоны России», урок Окружающего мира 4 класс

Цель:   создать условия для формирования представлений о природных зонах России; получения первоначальных умений поиска необходимой информации и анализа найденной информации; развитию интере...