Экологическое воспитание в начальной школе через проектную деятельность.
статья по окружающему миру (3 класс) по теме
Экологическое воспитание начинается с раннего детства, когда ребенок начинает ходить, говорить, думать, мечтать, любоваться красотой родной природы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ekologicheskie_proekty.docx | 15.35 КБ |
Предварительный просмотр:
Экологическое воспитание в начальной школе через проектную деятельность.
Давайте вместе Землю украшать,
Сажать сады, цветы сажать повсюду.
Давайте вместе Землю уважать
И относиться с нежностью, как к чуду!
Мы забываем, что она у нас одна –
Неповторимая, ранимая, живая.
Прекрасная: хоть лето, хоть зима…
Она у нас одна, одна такая!
(Е. Смирнова)
Экологическое воспитание начинается с раннего детства, когда ребенок начинает ходить, говорить , думать, мечтать, любоваться красотой родной природы.
Экологическая культура это результат воспитания, который выражается в умении достигать гармоничных отношений с окружающим миром и самим собой. В детстве это умение формируется в процессе усвоения специальных знаний и умений . Младший школьный возраст является наиболее благоприятным периодом для формирования основ экологической культуры, так как в этот период развития ребенка, характеризующийся преобладанием эмоционально-чувственного способа освоения окружающего мира ,интенсивно формируются свойства и качества личности, которые определяют ее сущность в будущем. В этом возрасте в сознании детей происходит формирование наглядно- образной картины окружающего мира и нравственно- экологической позиции личности, которая определяет отношение ребенка к природе и самому себе. Яркость и чистота эмоциональных реакций обуславливает глубину и устойчивость впечатлений, получаемых ребенком.
Очень важно не пропустить этот период в жизни малыша и использовать его в целях экологического образования , воспитания в детях бережного отношения к природе, сочувствия к ней. В настоящее время учителя стараются прививать любовь к природе через проектную деятельность.
Экологический проект может рассматриваться как дополнение к существующим программам. Опыт показывает, что детям младших классов очень нравится заниматься проектами на доступном для них уровне. Экологический проект предполагает интегрированный подход. Работу можно проводить во внеурочное время, а также на уроках окружающего мира, Чтения, рисования и труда.
Первым нашим проектом был экологический проект « Мой любимый цветок». В качестве объектов дети выбрали свой любимый цветок. На примере цветка могут быть рассмотрены взаимосвязь растений с окружающим миром. Дети выбрали цветы, которые им чем- то понравились и и начали проводить исследования и наблюдения. Параллельно они участвовали в практической деятельности по уходу за своим цветком. Многие дети посадили другие цветы и принесли их в класс. Больше всего радовало то , что они сами ухаживали за своими цветочками. Им это очень нравилось. Ребята много нашли стихов, некоторые дети сами сочинили стихи, нарисовали свои цветы и записывали свои исследования в альбом « Мой любимый цветок». Этой работой увлеклись не только дети, но и многие родители. Они выделяли в квартирах или домах уголок для своих любимых цветов. А какая красота ждала нас, когда они начали цвести. Дети делились информацией о правильном уходе за своим цветком. На собрании вместе с родителями решили провести конкурс с презентацией « Самый красивый и полезный цветок». К этому конкурсу готовились очень серьезно и творчески. В конкурсе приняли участие практически все дети и родители. На этом конкурсе и раскрылись таланты детей и родителей. Они подготовили песни, сочинили стихи, показали интересные сценки, сочинили и продемонстрировали сказки. А цветы радовали нас и гостей своей красотой и благоуханием. На летние каникулы дети забрали своих любимцев домой и ухаживали за ними.
Экологический проект предполагает единство обучения и воспитания, использование различных форм воспитательной работы: урок, беседа, классный час, экскурсия, внеклассное занятие. Многое удается сделать с детьми и с родителями, если постоянно поддерживать их интерес, вводить элементы игры и занимательности.
Самое главное, что в работе над проектом дети научились правильно ухаживать за своим зеленым другом, наблюдать, исследовать, видеть и беречь красоту родной природы. Дети много читали и сами находили нужную им информацию. Если у ребенка появился интерес к проектной деятельности, то это значит он обязательно начнет участвовать в новом проекте. Экологический проект стимулирует потребность ребенка в самореализации, реализует принцип сотрудничества детей и взрослых. Он обеспечивает рост личности ребенка, позволяет вести ребенка по ступенькам роста - от проекта к новому проекту.