Экологическое воспитание в начальной школе через проектную деятельность.
статья по окружающему миру (3 класс) по теме

Долгова  Татьяна  Николаевна

Экологическое воспитание начинается с раннего детства, когда ребенок начинает ходить, говорить, думать, мечтать, любоваться красотой родной природы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ekologicheskie_proekty.docx15.35 КБ

Предварительный просмотр:

Экологическое  воспитание   в начальной  школе  через  проектную  деятельность.                                                                                                                      

                                                      Давайте вместе Землю украшать,
Сажать сады, цветы сажать повсюду.
Давайте вместе Землю уважать
И относиться с нежностью, как к чуду!


Мы забываем, что она у нас одна
 
Неповторимая, ранимая, живая.
Прекрасная: хоть лето, хоть зима…
Она у нас одна, одна такая!

                                                       (Е. Смирнова)

Экологическое  воспитание  начинается  с  раннего  детства, когда  ребенок  начинает  ходить, говорить , думать, мечтать, любоваться  красотой   родной  природы.

Экологическая  культура  это  результат  воспитания, который  выражается   в  умении достигать гармоничных  отношений  с  окружающим  миром и   самим  собой. В  детстве  это  умение   формируется   в  процессе  усвоения  специальных знаний  и  умений .  Младший  школьный  возраст  является  наиболее  благоприятным  периодом  для  формирования  основ  экологической культуры, так как  в этот   период  развития  ребенка, характеризующийся  преобладанием  эмоционально-чувственного  способа   освоения  окружающего   мира ,интенсивно  формируются  свойства  и качества  личности, которые   определяют  ее  сущность  в  будущем. В  этом  возрасте  в  сознании  детей происходит  формирование  наглядно- образной  картины  окружающего  мира  и   нравственно- экологической  позиции  личности, которая  определяет    отношение  ребенка  к  природе  и  самому  себе. Яркость  и чистота  эмоциональных  реакций   обуславливает  глубину  и  устойчивость   впечатлений, получаемых  ребенком.

Очень  важно  не  пропустить этот  период в  жизни   малыша  и  использовать его  в  целях  экологического  образования , воспитания  в  детях  бережного  отношения  к  природе, сочувствия  к  ней.  В настоящее  время  учителя  стараются  прививать   любовь  к  природе через  проектную  деятельность.

Экологический  проект  может  рассматриваться как  дополнение  к   существующим  программам. Опыт  показывает, что  детям  младших  классов  очень  нравится  заниматься  проектами  на   доступном  для  них  уровне.  Экологический  проект   предполагает  интегрированный  подход.  Работу  можно  проводить  во  внеурочное  время, а  также  на  уроках окружающего  мира, Чтения, рисования  и   труда.

Первым  нашим  проектом был  экологический  проект « Мой  любимый  цветок». В  качестве  объектов    дети  выбрали  свой  любимый  цветок.  На  примере цветка   могут  быть  рассмотрены   взаимосвязь  растений с   окружающим  миром. Дети  выбрали цветы, которые  им чем- то  понравились и  и  начали  проводить  исследования  и  наблюдения. Параллельно  они   участвовали  в  практической  деятельности  по  уходу  за  своим   цветком. Многие  дети   посадили  другие  цветы  и  принесли  их  в  класс.  Больше  всего  радовало то , что   они  сами  ухаживали  за  своими  цветочками. Им  это  очень  нравилось. Ребята  много нашли  стихов, некоторые  дети  сами  сочинили  стихи, нарисовали   свои  цветы   и записывали  свои  исследования  в  альбом  « Мой  любимый  цветок». Этой  работой  увлеклись  не  только  дети, но  и  многие  родители.   Они   выделяли  в  квартирах  или  домах  уголок   для  своих  любимых   цветов.   А  какая  красота   ждала  нас, когда  они  начали  цвести.   Дети  делились  информацией  о  правильном  уходе  за  своим  цветком.   На  собрании  вместе  с  родителями  решили  провести  конкурс    с  презентацией   «  Самый красивый  и  полезный  цветок». К  этому  конкурсу  готовились  очень  серьезно  и   творчески.    В  конкурсе  приняли  участие    практически  все  дети  и  родители.  На  этом  конкурсе и  раскрылись  таланты   детей  и  родителей.  Они  подготовили  песни, сочинили  стихи,  показали  интересные  сценки,  сочинили  и  продемонстрировали    сказки.  А  цветы  радовали  нас  и  гостей  своей  красотой  и   благоуханием.    На  летние  каникулы  дети забрали  своих  любимцев  домой  и  ухаживали  за  ними.

Экологический   проект  предполагает  единство  обучения   и  воспитания, использование  различных  форм  воспитательной  работы:  урок, беседа, классный  час, экскурсия, внеклассное  занятие. Многое  удается  сделать  с  детьми  и  с  родителями, если  постоянно  поддерживать их  интерес,  вводить  элементы  игры  и  занимательности.

Самое  главное, что  в  работе  над проектом  дети  научились  правильно  ухаживать за  своим зеленым  другом, наблюдать, исследовать,  видеть  и   беречь  красоту  родной  природы.  Дети  много  читали и  сами  находили  нужную  им  информацию.  Если  у  ребенка  появился  интерес  к  проектной  деятельности,  то  это  значит  он  обязательно  начнет   участвовать  в  новом  проекте. Экологический  проект  стимулирует  потребность  ребенка   в самореализации,  реализует  принцип  сотрудничества детей  и  взрослых. Он  обеспечивает рост  личности  ребенка,  позволяет  вести  ребенка  по ступенькам роста - от  проекта  к  новому  проекту.