Конспект урока по окружающему миру "Пищеварительная система".
план-конспект урока по окружающему миру по теме

Васильева Ирина Ивановна

Материал данного  урока познакомит учащихся с органами пищеварения и необходимыми организму питательными веществами. Воспитательная задача направлена  на привитие учащимся навыков здорового образа жизни.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема: Пищеварительная система.

Цели:

  1. изучить органы пищеварения и познакомить с их работой,
    раскрыть значение питания для жизнедеятельности человека;
  2. расширить представления учащихся о пище и показать значение
    ее разнообразия;
  3. познакомить со строением и значением зубов, особенностями
    ухода за ними;
  4. воспитывать интерес и бережное отношение к своему
    организму;
  5. развивать внимание, память, кругозор.

Оборудование: 

  1. таблица «Органы пищеварения»;
  2. карточки с названием органов пищеварения;
  3. карточки с названием полезных и вредных продуктов;
  4. таблица «Зубы»;
  5. зеркальце.
  6. таблица «Пищеварительная система»;
  7. карточки «Полезные и неполезные продукты»;
  8. «Мы едим для того, чтобы жить, а не живем для того, чтобы
    есть»;
  9. «Овощи - кладовая здоровья»;

На доске: опорные точки урока.

ХОД УРОКА:

  1. Повторение пройденного материала.

Фронтальный опрос:

  1. Человек  -  живое   существо.   Что   это   значит?   (Дышит,   питается ,передвигается, размножается)
  2. Каково значение нервной системы? (Соединяет все части организма в единое
    целое и руководит его работой)
  3. Какую функцию выполняет скелет человека? (Опора организма,  защита
    внутренних органов от повреждений)
  4. Назови орган, в котором воздух согревается и очищается. (Нос)
  5. Почему при кашле и чихании необходимо закрывать рот платком? (Чтобы не
    заразить окружающих)
  6. Как изменяется  частота дыхания в плохо проветриваемом помещении?
    (Возрастает)

Назови правила, которые помогают человеку укрепить мышцы.

Как проверить, хорошая ли у тебя осанка?

Девочки поспорили. Одна уверена, что груз лучше нести в правой руке, только
нужно давать ей отдохнуть. А другая настаивает на том, что груз нужно нести, меняя
руки - то в правой, то в левой. Кто из девочек прав и почему?

Мышцы сравнивают с эластичной лентой. Почему?

Как беречь дыхательную систему?

  1. Работа по теме урока.

1.        Сообщение темы, целей урока.

  1. Инсценирование стихотворения С. Михалкова «Про девочку, которая плохо
    кушала».
  2. Беседа.

Почему к девочке пригласили врача?

Зачем человеку необходимо питаться?

Сегодня на уроке мы постараемся ответить на этот вопрос, а еще узнаем:

  1. какую пищу полезно есть;
  2. как правильно это делать;
  3. как устроены органы пищеварения;
  4. как всегда оставаться здоровым и красивым.

Пищеварительная система - это совокупность органов пищеварения у животных и человека (из словаря Даля).

Органы пищеварения:

  1. Беседа - рассказ.

-        Может ли человек обходиться без пищи? Сколько времени?

-        Приходилось ли вам голодать?  Сколько времени? Расскажите о ваших
ощущениях.

При длительном голодании человек слабеет, через два-три дня начинаются «голодные» обмороки. Для детского организма голодание очень вредно. Чтобы понять смысл питания, проследим путь съедаемой пищи.

  1. Чтение статьи учебника с. 15. Рассматривание схемы (самостоятельная работа).

1вариант.

Прочитать текст, рассмотреть схему. Назвать органы пищеварительной системы

(в том порядке, в каком проходит пища).

     

2вариант. Ответить на вопросы

1) Что происходит в каждом отделе пищеварительной системы.

2) Этот удивительный мир (для любознательных).

  1. Проверка   самостоятельной   работы   (дети   называют   органы,   к   таблице прикрепляются карточки, на которых написаны их названия).
  1. ротовая полость -   зубы разжевывают пищу, слюнные железы - слюна смачивает

пищу, язык проталкивает пищу в глотку;

  1. глотка;
  2. пищевод;
  3. желудок (переваривается с помощью желудочного сока);
  4. тонкая кишка (заканчивается переваривание пищи);
  5. толстая кишка (непереваренные остатки удаляются из организма).

Итак, сначала пища попадает в рот. Во рту мы дробим и перетираем пищу зубами, пережевывая ее, при этом она смачивается слюной, чтобы ее было легче проглотить.

Раздробленная, смоченная слюной пища превращается в кашицу и отправляется через глотку в пищевод - специальную хрящевую трубку. Далее по пищеводу пища опускается в желудок, напоминающий кожаный мешок. Стенки желудка начинают выделять желудочный сок. Это не что иное, как кислота. Желудочный сок начинает растворять пищу и образует из этой смеси что-то похожее на бульон. Мы говорим: идет пищеварительный процесс.

Д/з :№ 13 «Р.т.»

  1. Этот удивительный мир (Рассказ ученика)*.

Самый тяжелый орган нашего тела - печень. У взрослого человека она весит примерно 1,5 кг.

Печень очищает кровь от вредных веществ, т.е. выполняет роль фильтра.

Самый «длинный» орган - тонкая кишка. Ее длина более 6 м, тогда как толстая кишка длиной всего 2м.

  1. Объясни смысл высказывания (на доске).

«Пища - это топливо, необходимое организму для жизни».

Печень - крупная железа, участвует в процессах пищеварения, обмена веществ, кровообращения.

  1. Значение питания для жизнедеятельности человека.

  1. Продолжи историю (творческая работа).

«Жила - была дна девочка. Она любила только сладкое. И с нею случилась беда...» (выслушиваются ответы детей)

  1. Как правильно питаться (беседа - рассказ).

Чтобы правильно питаться, нужно выполнять два условия: умеренность и разнообразие. Древним людям принадлежат мудрые слова: «Мы едим для того, чтобы жить, а не живем для того, чтобы есть».

Как вы понимаете эти слова?

Какие продукты человек использует для питания?

Что значит «разнообразное питание»?

Ни один продукт не дает всех питательных веществ, которые необходимы для поддержания хорошего здоровья.

Одни продукты дают организму энергию, чтобы хорошо двигаться, не уставать, хорошо думать: мед, гречка, геркулес, изюм, масло.

Другие помогают строить организм и делать его более сильным: творог, рыба, мясо, яйца, орехи.

Третьи - содержат много витаминов и минеральных веществ, которые помогают организму расти и развиваться: ягоды, зелень, капуста, морковь, бананы (овощи и фрукты).

«Овощи - кладовая здоровья» (на доске)

Как вы понимаете пословицу?

Откуда пришли овощи? (сведения из учебника «Азбука Смоленского края». Мир
культуры, стр. 124-128)

  1. Витамины (сообщение консультантов)*.

Д/з: рецепт блюда, богатого витаминами.

Оздоровительная минутка:

«Вершки и корешки»

(Если едим подземные части продуктов, надо присесть, если надземные - встать во весь рост и вытянуть руки вверх).

Картофель, фасоль, морковь, свекла, огурец, репа, тыква.

Д/з: № 12 «Р.т.», записать перечисленные продукты в таблицу. Витамины С, А, Д.

  1. Советы Доктора «Здоровая пища».

  1. Воздержитесь от жирной пищи.
  2. Остерегайтесь острого и соленого.
  3. Сладостей тысячи, а здоровье одно.
  4. Какие два вида зубов есть у человека?

Ответ: у человека зубы вырастают два раза. Первые - временные (молочные) их 20. Вторые - постоянные, их от 28 до 32. Молочные сохраняют пространство для постоянных, направляют рост постоянных зубов.

Смена зубов - естественный процесс, который происходит у всех людей, и не надо этого бояться.

Это интересно!

  1. В разных странах существуют разные обычаи, связанные с выпадением зубов.
  2. У испанцев надо забросить зуб на крышу дома и рассказать смешной стишок, приглашая мышонка, взять старый зуб и принести новый.
  3. Когда японский ребенок теряет зуб, он бросает его в воздух и кричит: «Превратись в зуб Они» (Они - это японское чудовище, у которого очень крепкие зубы).
  4. У корейцев ребенок бросает зуб на крышу и говорит: «Черная птица, я даю тебе старый зуб, пожалуйста, дай мне новый» (черная птица символизирует удачу).

А что делаете вы, когда у вас выпадает зуб?

Чем отличаются молочные зубы от постоянных?

Постоянные больше по размеру.

Временные бело-голубоватого цвета. Это - отличие, а сходство спрятано внутри.

  1. Строение зуба (рассказ учителя).

Каждый зуб имеет корень, шейку, погруженную в десну, коронку. Коронка покрыта зубной эмалью, которая предохраняет зуб от стирания и проникновения микробов. Под эмалью находится плотное, походе на кость вещество - дентин. Внутри зуба имеется полость, заполненная мякотью. В ней ветвятся кровеносные сосуды и нервы. Мягкая часть в центре зуба называется пульпой.

Что такое кариес? (разрушение зуба)
(на доске рассматривается схема.)

  1. Уход за зубами и полостью рта.

        

Сформулируйте правила ухода за зубами (проверка самостоятельной работы).
Рассм.иллюстрации на с. 16.

  1. Ешьте фрукты и овощи. Нет - сахару и сладостям.
  2. Чиcтите зубы не менее двух раз в день.
  3. Меняйте зубную щетку каждые три месяца.
  4. Дважды в год посещайте стоматолога.
  5. Не есть слишком горячую и слишком холодную пищу.
  6. Не ковырять в зубах металлическими предметами (булавка, иголка).
  7. Не грызть зубами орехи, твердые конфеты.
  8. Не откусывать нитки.
  9. Не открывать зубами бутылки с газированной водой. ПОЧЕМУ?

ОСЛЕПИТЕЛЬНАЯ УЛЫБКА

Д/з: № 17 «Р.т.» Написать как часто ты чистишь зубы.

  1. Закрепление пройденного.

Групповая работа.

Игра «Что разрушает здоровье, что укрепляет».

Разделите продукты питания на полезные и вредные.

(На доске развешать карточки с названием полезных и неполезных продуктов под номерами. Распределить их в два столбика)

 

Полезные продукты

Рыба, кефир, геркулес, подсолнечное масло,
морковь, лук, капуста, яблоки, чеснок.


Неполезные продукты

«Пепси», «Фанта», чипсы, торт, «Сникерс», шоколадные конфеты, сало, жирное мясо.

Этап рефлексии.

Имя существительное - еда, зубы.

2 прилагательных - прожорливый.

3 глагола - стараюсь, узнавала, читала, пригодится.

Фраза, которая объединяет 2 и 3 пункты - интересный урок.

Существительное (итог всего) пятерочка, пища

Опорные точки урока

 Органы пищеварения        

Ротовая полость

Глотка

Пищевод

Желудок

Тонкая кишка

Толстая кишка

Значение питания      

Разнообразие

Умеренность

Витамины

Строение зуба

Берегите зубы                  

Кариес

Уход за зубами


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по окружающему миру в 4 классе на тему "Кровь" система Л. В, Занкова

В данном конспекте урока подробно описан ход урока. В ходе исследования ученики получают сложный материал в доступной форме.  Презентация составлена по материалу учебника Н.Я.Дмитриевой и А....

Конспект урока по окружающему миру "Планеты солнечной системы"

Данный урок проводится вторым в 4 классе по программе "Школа России", А.А.Плешаков....

Конспект урока по окружающему миру в 4-м классе по системе Л.В. Занкова на тему:"Мышцы человека.Их движение"

Конспект урока по окружающему миру в 4-м классе по системе Л.В. Занкова на тему:"Мышцы человека.Их движение"...