Конспект урока "Древние жители Руси"
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс) на тему

Скворцова Елена Анатольевна

Конспект урока окружающий мир 3 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл drevnie_zhiteli_rusi_1.docx19.42 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Древние  жители  Руси»

Класс: 3 класс

Предмет: Окружающий мир

Цель: познакомить учащихся с древними жителями Руси

Задачи:

образовательные:  сформировать представление о наших предках –    

                                  славянах,    занятиях, быте восточных славян, расселении,  

                                   продолжать  знакомство с исторической картой.

воспитательные:   воспитывать интерес к истории, наблюдательность,

                                  воспитывать чувство патриотизма.

развивающие:  развивать внимание, память, логическое мышление, связную

                           грамотную речь.

Оборудование: карта, наглядный материал, раздаточный материал.

Этап урока

Содержание

Примечание

1. Орг. момент

Приветствие, проверка готовности к уроку.

2. Проверка Д/З и ранее изученного.

- Давайте вспомним с какой наукой мы продолжаем знакомиться? (с историей)

- На прошлом уроке вы работали с картой. Какие карты вы знаете? (историческая, географическая, физическая)

- Вспомните в чём особенности исторической карты?

- Почему карта называется исторической? (так как она показывает события происходившие в определенном месте и времени).

- С чего мы начинаем работу с картой? (с названия)

-А почему с названия? (так как мы узнаём о событиях которые происходили в определённом месте в определённое время).

- На что ещё мы должны обратить внимание при работе с картой? (на условные обозначения)

- А что такое легенда карты? (легенда – условные обозначения и пояснения к карте).

- На дом вам было задано : нарисовать условные обозначения и по ним составить рассказ.

3. Изучение нового материала

- Сегодня с помощью этой карты мы будем знакомиться с древними жителями Руси.

- Кто же были древними жителями Руси? (славяне)

- Древними жителями были славяне. Существует несколько версий происхождения слова «славяне».

Часто связывают со словом «слово» - люди, которые говорят словами. Другие считают славяне – это «знаменитые люди», т.е. люди о которых идёт слава.

- А сейчас я прочитаю вам отрывок из летописи «Повесть временных лет».

- Что такое летопись? (погодовой рассказ о событиях; рассказ о событиях каждого года в летописях начинался словами: «в лето» - отсюда и название – летопись).

…..Славяне пришли и сели по Днепру и назвались полянами, а другие – древлянами, потому что сели в лесах, а ещё другие сели между Припятью и Двиною и назвались дреговичами, иные сели по Двине и назвались полочанами, по речке, впадающей в Двину, именуемой Полота, от неё и назвались полочане. Те же славяне, которые сели около  озера Ильменя, назывались своим именем – славянами, и построили город, и назвали его Новгородом. А другие сели по Десне, и по Сейму, и по Суле, и навались северянами.

- Какие племена вы запомнили?

- Почему назывались полянами?

- Почему назывались древлянами? (селились в лесах).

- Полочане? (от реки Полота)

- Северяне? (северо-восток по Десне, Сейму, Суле)

- Дряговичи? (от слова «дряга» – болото, селились в болотистой местности)

- Мы знаем, что славяне селились около рек. Давайте найдём на карте. (Днепр, Волхов, Ока, Западная Двина, Десна).

- Чтобы узнать, чем занимались, во что одевались, где строили поселения, как выглядели славяне – мы узнаем внимательно рассмотрев иллюстрацию.

- Где строили поселение?

- Почему около реки?

- Чем занимались?

- Как выглядели?

- А сейчас мы узнаем правильно ли мы ответили на вопросы, прочитав текст.

Жили славяне в посёлках, обнесённых бревенчатыми стенами. Чаще всего посёлки ставили на высоком берегу реки. Река защищала от врагов, давала воду. В реке водилась рыба. По рекам можно было путешествовать на лодках – реки являлись главными дорогами.

Лес одевал людей. В непогоду и холода накидывали на себя славяне звериные шкуры. На голову одевали шапки из меха зверей. На ногах носили лапти. Одевались славяне в простые одежды: женщины в длинные рубахи, похожие на платья, а мужчины в рубахи, подпоясанные кожаными ремнями и штаны.

Вставали рано. Многое им надо было сделать до темна. В числе основных занятий были охота и рыболовство. Также пахали землю и сеяли рожь, пшеницу, ячмень, овёс, выращивали лён. Славяне разводили скот (коров, овец) и домашнюю птицу (кур и уток). Ещё одно занятие славян – пчеловодство. Диких пчёл называли бортями, борть – дупло. Бортничеством занималась каждая семья.

Славяне были сильными, круглолицыми, с русыми волосами, с большими голубыми глазами. Рост они были высокого, широки в плечах.

-Теперь давайте найдём те предложения которые доказывают наши ответы.

- Внешность славян?

- Одежда славян?

- Где строили посёлок? – Почему около реки?

- Назовите основные занятия славян?

- Давайте рассмотрим иллюстрацию орудия труда славян и украшения.

- Назовите основные орудия труда : топор, цеп, соха, серп, коса, борона-суковатка, плуг, мотыга.

Работа с словом (происхождением слова).

Читаю несколько раз отрывок из летописи. Учащимся необходимо внимательно слушать, так как они будут отвечать на вопросы.

Несколько человек выходят к доске по очереди, находят реки, остальные ищут на своих картах.

Большая иллюстрация на доске, маленькие раздаю всем учащимся.

Приложение 1

Раздаю учащимся напечатанный текст.

Вывешиваю на доску иллюстрации.

Приложение 2,3

Приложение 4

4. Подведение итогов.

Для того, чтобы проверить как вы поняли материал, выполним тест.

Объяснение работы с тестом.

Подписываем тест (фамилия, класс). В тесте 5 вопросов и даны несколько вариантов ответов. Внимательно читаете вопрос, выбираете правильные ответы, обводите в кружок. Возможны несколько  правильных ответов.

В 5 задании вы должны соединить стрелками занятия славян с орудиями труда.

Если кому, что-то не понятно поднимаете руку.

1.  Славяне жили:

  1. в пустыне
  2. по берегам рек и озёр
  3. среди лесов
  4. в степях

2.  В жилищах славян были:

  1. паркетный пол
  2. каменная печь
  3. постель из соломы
  4. деревянные лавки
  5. кожаный диван

3.  Славяне носили:

  1. платья
  2. лапти
  3. рубаху и штаны
  4. меховую шапку
  5. спортивный костюм

4.  Для работы славяне использовали:

  1. топор
  2. борону – суковатку
  3. серп
  4. комбайн
  5. трактор

5.  Соединить стрелками занятия с орудиями труда:

лук и стрелы

охота

топор

земледелие

борона - суковатка

рыболовство

сети

серп

копьё

Приложение 5

Далее проверяем устно.

5. Д/З

Составить рассказ по картине о жизни славян.

Приложение 6


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок окружающего мира "Наши предки – древесные жители" Тема: Наши предки – древесные жители.

Урок окружающего мира "Наши предки – древесные жители". Тема: Наши предки – древесные жители. Цель: формирование у учащихся новых понятий: сходство и различие человека и обезьян.На уроке исп...

Конспект урока окружающего мира по теме "Мы - жители Земли" (2 класс)

I. Познакомить детей с названиями планет, обращающихся вокруг Солнца.2.Познакомить детей с порядком следования планет по мере  уда­ления от Солнца.3.Показать учащимся место Земли во   В...

Конспект открытого урока по окружающему миру Тема: Наши предки – древесные жители

Каждый ученик должен знать о происхождении человека. Об сходствах и различиях человека и обезьян...

Конспект урока "Крещение Руси"

Цель урока формирование представления о принятии христианства на Руси и огромной роли Крещения в истории русского государства....

Конспект урока "Подвижники Руси и землепроходцы."

Предмет: Окружающий мир (история)Класс: 4Тема урока: Подвижники Руси и землепроходцы.Цели урока: сформировать представление о деяниях наших соотечественниках XVI- XVII вв.; познакомить с развити...

Конспект урока по окружающему миру «Во времена Древней Руси. Князь Владимир и крещение Руси» 4 класс (УМК «Школа России»)

Тема: «Во времена Древней Руси. Князь Владимир и крещение Руси.»Цели деятельности учителя: формирование представлений о Древней Руси, первых князьях, о крещении Руси и значении принятия хр...