Фольклорный праздник "Как праздновали Новый год в Допетровский период".
план-конспект занятия (окружающий мир, 2 класс) на тему

Фадеева Ольга Владимировна

При наличии большого количества публикаций, связанных с празднованием Осенин в начальной школе, нами предлагается свой вариант праздника осени - через призму исторического рассмотрения Осенин, как  новогоднего праздника в Допетровскую эпоху. При этом сохраняется доступность восприятия материала школьниками (2 класс), создается возможность для расширения темы (на примере исторических преобразований Петра 1), закладывается основа для изучения курса ОРКСЭ (4 класс).

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Фольклорный праздник.327 КБ

Предварительный просмотр:

Фольклорный праздник

«Как праздновали Новый год»

в Допетровский период.

Цели  мероприятия:

  1. Знакомство с историческими традициями  славянских народов.
  2. Частичное погружение в историческую эпоху.
  3. Формирование понятия коллективизма на конкретных примерах.
  4. Создание заинтересованности в дальнейшем изучении исторической темы.

Время проведения: сентябрь.

Оборудование:

- предметы народного быта (прялка, гребни, коромысло),

- глиняная и деревянная посуда,

- национальные костюмы,

- творческие работы учащихся (лубки, миниатюры).

Ход проведения мероприятия:

  1. Вступительное слово учителя. Когда мы празднуем Новый год? Почему раньше (до указа Петра 1) праздновали 1 сентября? Дети дают разные варианты ответов, пока не приходят к выводу, что все мероприятия проводились после окончательного завершения подготовки к зиме.
  2. Выступления учащихся (как раньше называли месяца). Каждый ученик  проговаривает 1 название.

Январь — морозный
Февраль — суровый
Март — хлопотун
Апрель — водолей
Май — кудрявич
Июнь — светлозорник
Июль — жарник
Август — хлебосол
Сентябрь — листопадович
Октябрь — туманович
Ноябрь — зимник
Декабрь — снеговей.

3.Эвристическая беседа «Кого или что могли благодарить славяне»? Дети пытаются дать ответ на поставленный вопрос (землю, воду, лес, возможны и другие варианты ответа).

Учащиеся  читают стихи и здравницы.

1 ученик:

Уж ты Гой еси, Матушка Сыра-Земля,

Земля родная, кормилица щедрая,

Всех ты нас породила, вспоила-вскормила,

Угодьем наделила, а злак всякий взрастила.

Прости ты нас, в чём досадили тебе!

Гой-ма! Слава!

2 ученик:

Познакомьтесь, мой дружок -
Маленький и быстрый
Синеглазый ручеек
Чубчик серебристый.
Он бежит издалека,
По камням и сучьям.
Я завидую слегка:
Ах, какой везучий!

3 ученик:

Мы летом в лесу
Собирали малину,
И доверху каждый
Наполнил корзину.
Мы лесу кричали
Все хором: - Спа-си-бо!
И лес отвечал нам:
"Спасибо! Спасибо!"
Потом вдруг качнулся,

вздохнул … и молчок.
Наверно, у леса устал язычок.


4. Беседа о малых жанрах фольклора 

(потешках, небылицах, загадках, частушках) с последующим выступлением учащихся в данном жанре.

Небылицы.

1 ученик:

Небылица в лицах, небывальщина,
Небывальщина да неслыхальщина.
По поднебесью сер медведь летит,
Он ушками, лапками помахивает,
Он чёрным хвостом принаправливает.

2 ученик:

Долгоногий журавель
На мельницу ездил,
На мельницу ездил,
Диковинку видел,
Ай-люли, ай-люли,
Диковинку видел:


3 ученик:
Коза муку мелет,
Козёл засыпает,
Малые козляточки
Муку выгребают,
Ай-люли, ай-люли,
Муку выгребают.


4 ученик:

А барашки — круты рожки
В дудочку играют,
Ай-люли, ай-люли,
В дудочку играют.


5 ученик:

Две сороки-белобоки
Пошли танцевать,
Ай-люли, ай-люли,
Пошли танцевать.


6 ученик:

А сова из-за угла
Ногами топочет,
Ногами топочет,
Головой вертит,
Ай-люли, ай-люли,
Головой вертит.


Потешки.

1 ученик:

Тень-тень, потетень,
Выше города плетень.
Сели звери под плетень,
Похвалялися весь день.

2 ученик:
Похвалялася лиса:
— Всему свету я краса!

3 ученик:
Похвалялся зайка:
— Поди, догоняй-ка!

4 ученик:

Похвалялися ежи:
— У нас шубы хороши!

5 ученик:

Похвалялся медведь:
— Мoгy песни я петь!

Частушки.

1 девушка.

В низенькой светелке
Огонек горит.
Молодая пряха
У окна сидит.
Молода, красива,
Карие глаза.
По плечам развилась
Русая коса.

 
1-я девушка.

Ой, девчонки, что это мы все загрустили? Давайте, что-нибудь веселенькое споем.

2-я девушка.
У меня на кофте белой
Кружева-снежиночки.
Как по улице пойду —
Любуйся, ягодиночка!
 


3-я д е в у ш к а.
Хорошо бы к сарафану
Кружевные рукава,
Да боюсь я — возле печки
Изорвутся кружева.


4-я девушка.
Повстречались мы с миленком
У лесочка на мосту.
Про лесочек, про мосточек
Нынче кружево плету.
 
1-я девушка.

Ну, плети, плети.

5. Знакомство с традициями приема пищи во время ее приема..

Учитель занимает место в центре стола, рассаживает детей в соответствии с их днями рождений и ведет рассказ о старинном быте.

 Расположение мебели в избе: бревенчатый стол – посередине избы, по краям лавки для сна взрослых членов семьи и сундуки, полки развешаны по стенам;

 Какая была традиционная посуда: деревянная, в некоторых случаях из глины и чугуна, отмечается особый аскетизм  посуды.

Рассадка за столом: по старшинству рождения детей,  

Продукты: наличие большого количества ягод, изделий из круп, грибов, отваров, принципиальное значение имело отсутствие мяса на  обычном столе,  его наличие на праздничном.


6. Народные забавы. 

   Знакомство с играми:

- «Перетягивание каната»,

- «Вышиби соперника из круга, стоя на одной ноге»,

- «Чок, чок, пятачок, передайте башмачок»). Все участники снимают обувь и после слов «Чок, чок, пятачок, передайте башмачок» начинают передавать по кругу свой 1 башмачок, при этом напевая песенку, например «В траве сидел кузнечик». Тот, у кого окажется 2 башмачка в момент остановки игры, покидает ее. Игра продолжается до выявления победителя. Нельзя перебрасывать башмак, можно передавать в такт ритму.


7. Подведение итогов. Обмен впечатлениями

«Что запомнили?»

«Хотелось бы что-нибудь взять из старинного быта?»

 «О чем бы еще хотели узнать?»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Как празднуют Новый год в Англии.

2 класс. Праздник "Как празднуют Новый год в разных странах". Одно из многих сообщений учащихся начальной школы....

«Как празднуют Новый год в разных странах мира»

Внеклассное занятие для учащихся начальной школы....

Модуль "Как празднуют Новый год в разных странах"

Каждый учебный день был посвящен одной стране. На уроках математики, русского языка были использованы задания, связанные с традициями встречи Нового года в той или иной стране. Ребята разделились по ...

Как празднуют Новый год в разных странах

Презентация "Как празднуют Новый год в разных странах"...

Как празднуют Новый год в разных странах

Презентация к новогоднему празднику...

Презентация "Китайский Новый год" +сценарий "Как празднуют Новый год в Китае"

Для участия в конкурсе "Путешествие по миру" мы собрали  материал о новогодних традициях Китая.Подготовили костюмы, фонарики для танца, масштабного дракона.Может пригодиться как на уроке, так и в...