Рабочая программа по Окружающему миру в 4 классе (КРН, VII вида), автор А.А. Плешаков.
рабочая программа по окружающему миру (4 класс) по теме

Бакаева Ирина Юрьевна

Программа разработана для обучения детей с ЗПР и расчитана на 2 часа в неделю.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №310»  Фрунзенского района, Санкт-Петербурга

«Слово»

«Согласовано»

Руководитель МО


Протокол № ___ от «__»

______________20___г.

«Согласовано»

Заместитель директора по УР

«__»______________20___г.

«Утверждаю»

Директор

Приказ №_____________от «__»_______________20___г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

Окружающий мир

4 класс КРН VII вида

                                                                                   Учитель:

Бакаева И.Ю.

Рассмотрено на заседании

педагогического совета

протокол № ______

от «____»__________2012 г.

Санкт-Петербург

2012-2013 год

СОДЕРЖАНИЕ

1. Пояснительная записка……………………………………………………………...3

2. Тематическое планирование………………………………………………………..8

3. Календарно – тематический план…………………………………………………..9

4. Учебно – методический комплект………………………………………………...11

5.Список литературы………………………………………………………………….11

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ  ЗАПИСКА

    Рабочая программа по курсу «Окружающий мир» для IV класса разработана на основе Примерной программы начального общего образования, авторской программы А.А. Плешакова «Окружающий мир», утвержденной МО РФ в соответствии с требованиями Федерального компонента государственного стандарта начального образования. Данная программа будет реализовываться в  IV классе КРН VII вида.

Структура документа

Рабочая  программа по русскому языку представляет собой целостный документ, включающий три раздела: пояснительную записку; основное содержание; требования к уровню подготовки учащихся.

Рабочая  программа раскрывает на доступном для обучающихся с ОВЗ VII вида  уровне сложившиеся противоречивые отношения между обществом и природой, пути его разрешения. Обучающиеся узнают о реальных экологических проблемах, вставших перед людьми, как: защита неживой природы и почв от загрязнения, разрушения и истощения; сохранение многообразия видов организмов и целостности их сообществ; охрана природы как необходимое условие сохранения здоровья людей. Наряду с этим рабочая программа способствует формированию у обучающихся убеждения в необходимости охраны природы, как в своём крае, так и в стране, на всей планете. Дети младшего школьного возраста приобретают определённые умения, позволяющие им участвовать в практической деятельности по охране природы.

Программа учитывает особенности детей с ОВЗ VII вида.

  1. Наиболее ярким признаком является незрелость эмоционально-волевой сферы; ребенку очень сложно сделать над собой волевое усилие, заставить себя выполнить что-либо.
  2. Нарушение внимания: его неустойчивость, сниженная концентрация, повышенная отвлекаемость. Нарушения внимания могут сопровождаться повышенной двигательной и речевой активностью.
  3. Нарушения восприятия выражается в затруднении построения целостного образа. Ребенку может быть сложно узнать известные ему предметы в незнакомом ракурсе. Такая структурность восприятия является причиной недостаточности, ограниченности, знаний об окружающем мире. Также страдает скорость восприятия и ориентировка в пространстве.
  4. Особенности памяти: дети значительно лучше запоминают наглядный материал (неречевой), чем вербальный.
  5. Задержка психического развития нередко сопровождается проблемами речи, связанными с темпом ее развития. Наблюдается системное недоразвитие речи – нарушение ее лексико-грамматической стороны.
  6. У детей с ОВЗ VII вида наблюдается отставание в развитии всех форм мышления; оно обнаруживается в первую очередь во время решения задач на словесно - логическое мышление. К началу школьного обучения дети не владеют в полной мере всеми необходимыми для выполнения школьных заданий интеллектуальными операциями(анализ, синтез, обобщение, сравнение, абстрагирование)
  7. Учащиеся  классов КРН характеризуются ослабленным здоровьем из-за постоянного проявления хронических заболеваний, повышенной утомляемостью.

Изучение окружающего мира в 4 классе направлено на достижение следующих целей:

 развитие умений наблюдать, характеризовать, анализировать, обобщать объекты окружающего мира, рассуждать, решать творческие задания

•освоение знаний об окружающем мире, единстве и различиях природного и социального; о человеке и его месте в природе и обществе;

•воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру, экологической и духовно-нравственной культуры,

патриотических чувств; потребности участвовать в творческой деятельности в природе и обществе, сохранять и укреплять здоровье.

Общая характеристика учебного предмета

Программа строит обучение  детей с ОВЗ VII вида на основе принципа коррекционно-развивающей направленности  учебно-воспитательного процесса. То есть учебный материал учитывает особенности детей, на каждом уроке включаются задания, обеспечивающие восприятие учебного материала.

  Окружающий мир как учебный предмет несет в себе большой развивающий потенциал: у детей с ОВЗ VII вида формируются предпосылки научного мировоззрения, их познавательные интересы и способности; создаются условия для самопознания и саморазвития ребенка. Знания, формируемые в рамках данного учебного предмета, имеют глубокий личностный смысл и тесно связаны с практической жизнью младшего школьника.

    Особенностям содержания этого учебного предмета является: интегрированный характер предъявления естественнонаучных и обществоведческих знаний, особое внимание к расширению чувственного опыта и практической деятельности школьников, наличие содержания, обеспечивающего формирование общих учебных умений, навыков и способов деятельности возможность осуществлять межпредметные связи с другими учебными предметами начальной школы. Учебный предмет «Окружающий мир» вносит существенный вклад в формирование информационной культуры младших школьников; они осваивают различные способы получения информации, используют алгоритмы, модели, схемы и др. 

Для реализации рабочей программы на уроках окружающего мира используются: фронтальная беседа, устная дискуссия, самостоятельные и практические работы, работа с картой, коллективные способы обучения в парах постоянного и сменного состава, в малых группах, предусматриваются различные виды проверок (самопроверка, взаимопроверка, работа с консультантами), внедряются новые педагогические технологии: ИКТ, развивающее, модульное и дифференцированное обучение. Внедряются различные методы обучения, такие, как: частично-поисковые, исследовательские, метод проектной деятельности, практические, наглядные. Применяются разнообразные средства обучения: разноуровневые карточки, тесты, справочники, словари, демонстрационный материал, гербарии, таблицы, карты.

Применение разнообразных методов форм, средств обучения позволяют учителю широко использовать моделирование: создание графических и динамических схем, которые помогают обучающимся понять и формулировать правила и нормы экологически приемлемого поведения и хозяйствования, выполнять практические работы, несложные опыты, формировать общеучебные умения и навыки, осваивать способы деятельности, выполнять задания творческого характера 

Программа строит обучение  детей с ОВЗ VII вида на основе принципа коррекционно-развивающей направленности  учебно-воспитательного процесса. Это означает, что учебный материал учитывает особенности детей, на каждом уроке включаются задания, обеспечивающие восприятие учебного материала.

Методы и формы через которые будет реализована программа:

  1. обучение на интересе, на успехе, на доверии;
  2. адаптация содержания, очищение от сложности подробностей и многообразия учебного материала;
  3. одновременное подключение слуха, зрения, моторики, памяти и логического мышления в процессе восприятия материала;
  4. использование опорных сигналов (ориентировочной основы действий);
  5. формулирование определений по установленному образцу, применение алгоритмов;
  6. взаимообучение, диалогические методики;
  7. комментированные упражнения;
  8. оптимальность темпа с позиции полного усвоения.

Основные содержательные линии «Окружающего мира» определены стандартом начального общего образования и представлены в примерной программе 6 разделами: «Земля и человечество», «Природа России», «Родной край - часть большой страны», «Страницы всемирной истории», «Страницы истории Отечества», «Современная Россия».

Разделы: «Страницы всемирной истории», «Страницы истории Отечества», «Современная история» вводят школьников в мир истории, которая изучается на близком ученикам материале. Обучающиеся знакомятся с историей Отечества и родного края через представления об образе жизни людей в разные эпохи, описания памятников культуры, рассказов о конкретных событиях и их участниках.

Следует отметить, что содержание разделов дается в хронологической последовательности — с древности до современности, что способствует созданию у младших школьников конкретных образов исторических эпох, а также способствует формированию у них историко-временных представлений, помогает преодолеть присущие их возрасту сближение прошлого и настоящего.

Предмет “Окружающий мир” предусматривает активное использование на уроке учителем ИКТ-технологий в качестве наглядного материала (использование презентаций, учебных дисков, видео- и аудио, игровых программ), что делает процесс обучения более эффективным.

К каждому разделу ставится комплексно-дидактическая цель.

Раздел № 1 «Земля и человечество» даёт детям возможность увидеть, что Земля - это дом человечества, большой и одновременно очень маленький, надёжный и в то же время очень хрупкий.

Раздел №2 «Природа России» поможет узнать разнообразие и красоту природы России, знакомит с различными картами и учит читать их, рассматривать возможные пути экологической помощи природе.

Раздел №3 «Родной край - часть большой страны» знакомит с природой родного края, помогает разобраться в экологических связях, учит правилам поведения в природе, необходимым для её сохранения.

Раздел № 4 начинает новый раздел «Страницы всемирной истории», который поможет школьникам получить представление об отрезках времени, разделяющих историю человечества, знакомит детей с достижениями людей в разные исторические времена.

Раздел № 5«Страницы истории Отечества» расскажет о важных событиях в истории России.

Раздел №6 «Современная Россия» даст школьникам представление о государственном устройстве нашей страны, поможет узнать о правах человека, познакомит с государственной символикой, а также с главными праздниками страны.

Место предмета в базисном учебном плане 

Согласно Федеральному базисному учебному плану для образовательных учреждений Российской Федерации для обязательного изучения окружающего мира в 4 классе отводится 68 часов из расчета 2 часа в неделю. 

Количество часов в неделю по программе - 2

Количество часов в неделю по учебному плану - 2

Количество часов в год - 68

Требования к уровню подготовки учащихся

В результате изучения окружающего мира ученик должен

знать/понимать

  1. название нашей планеты, родной страны и ее столицы; региона, где живут учащиеся; родного города;
  2. государственную символику России;
  3. государственные праздники;
  4. основные (легко определяемые) свойства воздуха, воды;
  5. общие условия, необходимые для жизни живых организмов;
  6. правила сохранения и укрепления здоровья;
  7. основные правила поведения в окружающей среде (на дорогах, водоемах, в школе);

уметь

  1. определять признаки различных объектов природы (цвет, форму, сравнительные размеры);
  2. различать объекты природы и изделия; объекты неживой и живой природы;
  3. различать части растения, отображать их на рисунке (схеме);
  4. приводить примеры представителей разных групп растений и животных (2—3 представителя из изученных); раскрывать особенности их внешнего вида и жизни;
  5. показывать на карте, глобусе материки и океаны, горы; равнины, моря, реки (без указания названий); границы России, некоторые города России (родной город, столицу, еще 1—2 города);
  6. описывать отдельные (изученные) события из истории Отечества;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  1. обогащения жизненного опыта, решения практических задач с помощью наблюдения, измерения, сравнения;
  2. ориентирования на местности с помощью компаса;
  3. определения температуры воздуха, воды, тела человека с помощью термометра;
  4. установления связи между сезонными изменениями в неживой и живой природе;
  5. ухода за растениями (животными);
  6. выполнения изученных правил охраны и укрепления здоровья и безопасного поведения;
  7. оценки воздействия человека на природу, выполнения правил поведения в природе и участия в ее охране;
  8. удовлетворения познавательных интересов, поиска дополнительной информации о родном крае, родной стране, нашей

ТЕМАТЧИЕСКОЕ  ПЛАНИРОВАНИЕ

Тема раздела

Кол-во часов по программе

Земля и человечество

10

Природа России

10

Наш край – часть большой страны

14

Страницы всемирной истории

5

Страницы истории Отечества

20

Современная Россия

9

Всего

68

Практические работы, экскурсии  курса

Практическая работа: знакомство с картой звездного неба

Практическая работа: поиск и показ изучаемых объектов на глобусе и географической карте; 

Практическая работа: знакомство с историческими картами.

Практическая работа: поиск и показ на физической карте изучаемых географических объектов.

Практическая работа: рассматривание гербарных экземпляров растений, выявление признаков их приспособленности к условиям жизни.

Практическая работа: знакомство с картой края.

Практическая работа: рассматривание образцов полезных ископаемых своего края, определение их свойств;

Экскурсия: знакомство с растениями и животными леса, их распознавание в природных условиях с помощью атласа-определителя.

Практическая работа: рассматривание гербарных экземпляров растений, их распознавание с помощью атласа – определителя.

Экскурсия знакомство с растениями и животными луга, их распознавание в природных условиях с помощью атласа-определителя;

Практическая работа: рассматривание гербарных экземпляров растений, их распознавание с помощью атласа – определителя.

Природные сообщества: пресный водоем. Разнообразие растений и животных различных сообществ. Экологические связи в сообществах. Охрана природных сообществ.

Экскурсия знакомство с растениями и животными пресного водоема, их распознавание в природных условиях с помощью атласа-определителя.

Практическая работа: рассматривание гербарных экземпляров растений, их распознавание с помощью атласа – определителя.

Практическая работа: знакомство с культурными paстениями края. 

Экскурсия: знакомство с историческими достопримечательностями родного края (города, села).

Практическая работа: найти и показать изучаемые объекты на исторических картах.

ИТОГО:    Экскурсии: 4 

                Практические работы: 17

КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ  ПЛАНИРОВНАИЕ


п/п


п/п

урока в теме

Наименование разделов и тем программы

Стр.

Дата

По плану

По факту


1

2

3

4

5

6

7

8

9

10



11

12

13

14

15

16

17

18

19

20


21

22

23

24

25

26

27

28

29

30

31

32

33

34


35

36

37

38

39


40

41

42

43

44

45

46

47

48

49

50

51

52

53

54

55

56

57

58

59



60

61

62

63

64

65

66

67

68


1

2

3

4

5

6

7

8

9

10



1

2

3

4

5

6

7

8

9

10


1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14


1

2

3

4

5


1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20



1

2

3

4

5

6

7

8

9

Тема: «Земля и человечество». – 10 ч.

Мир глазами астронома.

Планеты Солнечной системы.

Звёздное небо – Великая книга Природы.

Мир глазами географа.

Пояса Земли.

Мир глазами историка.

Когда и где?

Прошлое и настоящее глазами эколога.

Сокровища Земли под охраной человечества.

Обобщающий урок по разделу «Земля и человечество».

Тема: «Природа России». – 10 ч.

Равнины и горы России.

Моря, озёра и реки России.

Зона арктических пустынь.

Тундра.

Леса России.

Лес и человек.

Зона степей.

Пустыни.

У Чёрного моря.

Экологическое равновесие.

Тема: «Наш край – часть большой страны»–14ч

Наш край.

Поверхность нашего края.

Водоёмы нашего края.

Наши подземные богатства.

Охрана подземных богатств.

Земля – кормилица.

Жизнь леса.

Жизнь луга.

Луга и человек.

Жизнь пресного водоёма.

Если вмешается человек.

Растениеводство в нашем крае.

Незаметные защитники урожая.

Животноводство в нашем крае.

Тема: «Страницы всемирной истории». – 5 ч.

Начало истории человечества.

Мир древности: далёкий и близкий.

Средние века: время рыцарей и замков.

Новое время: встреча Европы и Америки.

Новейшее время: история продолжается сегодня.

Тема: «Страницы истории Отечества». – 20 ч.

Жизнь древних славян.

Во времена Древней Руси.

Страна городов.

Из книжной сокровищницы Древней Руси.

Трудные времена на русской земле.

Русь расправляет крылья.

Куликовская битва.

Иван третий.

Мастера печатных дел.

Патриоты России.

Пётр Великий.

Михаил Васильевич Ломоносов.

Екатерина Великая.

Отечественная война 1812 года.

Страницы истории XIX века.

Россия вступает в XX век.

Страницы истории 20-30-х годов.

Великая война и великая победа.

Страна, открывшая путь в космос.

Обобщающий урок по разделу «Страницы истории Отечества».

Тема: «Современная Россия». – 9 ч.

Основной закон России и права человека.

«Дети имеют право на особую заботу и помощь».

Мы – граждане России.

Славные символы России.

Такие разные праздники.

Путешествие по России.

Путешествие по России.

Путешествие по России.

Обобщающий урок – игра КВН.


4-8

9-15

16-21

22-29

30-34

35-41

42-46

47-53

54-62

(см.метод.пособие)

64-71

72-77

78-86

87-97

98-105

106-113

114-122

122-131

132-140

141-142


144-146

147-153

154-158

159-167

168-170

171-175

175-182

182-187

187-190

191-196

196-200

201-207

208-213

214-222


4-7

8-14

15-21

22-27

28-32


34-39

40-45

46-54

55-58

59-64

65-69

70-74

75-81

82-86

87-91

92-100

101-104

105-111

112-119

120-126

127-133

134-139

140-146

147-152

(см.метод.пособие)


156-159

160-169

164-167

168-174

175-179

180-186

187-196

197-205

(см.место.пособие)

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ  КОМПЛЕКТ

Авторы учебника: А.А.Плешаков, Е.А.Крючкова.

Издательство: «Просвещение», г. Москва, 2005г.

Автор программы: Плешаков А.А.

Издательство: «Просвещение», г. Москва, 2006г.

Автор поурочных разработок по курсу «Окружающий мир» в 4 классе: Дмитриева О.И.

Издательство: «ВАКО», г. Москва, 2010 г.

Автор тестов по предмету «Окружающий мир» в 4 классе: Тихомирова Е.М.

Издательство: «Экзамен», г. Москва, 2011 г.

Авторы рабочей тетради (в 2-х частях) по предмету «Окружающий мир» в 4 классе: А.А.Плешаков, Е.А.Крючкова.

Издательство: «Провсещение», г. Москва, 2010 г.

СПИСОК  ЛИТЕРАТУРЫ

Для учителя:

  1. Брыкина Н. Т., Жиренко О. Е., Барылкина Л. П. Нестандартные и интегрированные уроки по курсу «Окружающий мир»: 1-4 класс. – М.: ВАКО, 2004
  2. Кульневич С. В., Лакоценина Т. П. Нетрадиционные уроки в начальной школе (Часть 1: математика, природоведение): Практическое пособие для учителей начальной школы, студентов средних и высших педагогических учебных заведений, слушателей ИПК. –

Ростов-на-Дону: Учитель, 2004

  1. Природоведение. Нестандартные уроки и творческие задания 1-4 классы/ Сост. И. Г. Юдина. – Волгоград: Учитель – АСТ, 2004

Для учащихся:

  1. Атлас по природоведению. С комплектом контурных карт. 3-5 классы. Федеральная служба геодезии и картографии России
  2. Белицкая Н. Г., Орг А. О. Школьные олимпиады. Начальная школа: 2-4 классы. – М.: Айрис-пресс, 2007
  3. Новые олимпиады для начальной школы/ Н. А. Шевердина, Л. Л. Сушинскас. – Ростов н/Д: Феникс, 2007/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по математике. 7 класс. Школа VIII вида.

В рабочей программе по математике для школы VIII вида есть пояснительная записка, основное содержание, требования к учащимся, календарно-тематическое планирование....

рабочая программа по ритмике 4 класс школа 8 вида

рабочая программа и календарно-тематическое планирование...

Рабочая программа по кубановедению 4 класс 1 -го вида

Программа разработана на основе авторской программы «Кубановедение», Еременко Е.Н., Кириченко Н.В., Зыгина Н.М., Мирук  М.В., Науменко Т.А., Паскевич Н.Я.  Краснодар, ОИПЦ «Перспективы образ...

Рабочая программа по риторике 4 класс УМК «Школа 2100» (авторы: Т.А. Ладыженская, Н.В. Ладыженская)

Цель риторики как предмета филологического цикла – научить речи, развивать коммуникативные умения, научить младших школьников эффективно общаться в разных ситуациях, решать различные коммуникати...

Рабочая программа по математике 4 класс УМК «Школа 2100» (автор: Л.Г. Петерсон)

Предметные знания и умения, приобретённые при изучении математики в начальной школе, первоначальное овладение математическим языком являются опорой для изучения смежных дисциплин, фундаментом об...

Рабочая программа по технологии 4 класс УМК «Школа 2100» (авторы: О.А. Куревина, Е.А. Лутцева)

Учебный предмет «Технология»  в  начальной школе выполняет особенную роль, так  как обладает мощным развивающим потенциалом. Важнейшая особенность этих уроков состоит в том, что о...

Рабочая программа по математике 3 класс, УМК "Школа 2100", авторы учебников: Козлова С.А., Демидова Т.Е., Тонких А.П.

Рабочая программа составлена с учётом ФГОС для учащихся 3 класса общеобразовательных школ....