Открытый урок "Насекомые весной". 1 класс.
план-конспект урока (окружающий мир, 1 класс) по теме

Машкова Марина Владимировна

Урок был разработан по УМК "Начальная школа XXI век". Публикация прошла в газете "Начальная школа. "Первое сентября".

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_uroka.doc53 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока по окружающему миру учителя начальных классов  

  ГБОУ  СОШ  № 332 города Москвы Машковой марины Владимировны.

 № 257 – 184 – 506

 Тема урока: "Жизнь насекомых весной».

Учебник: “Окружающий мир” 1 класс, 2 часть, автор Виноградова Н.Ф.

Цели деятельности педагога:

  1. Создать условия для ознакомления с разнообразием насекомых, с календарём появления комаров, бабочек, пчёл, муравьёв после зимнего покоя;
  1. учить пониманию главной мысли текста;
  2. учить детей участвовать в проблемном  диалоге;
  3. формировать предпосылки научного мировоззрения;
  4. способствовать развитию речи, умения описывать насекомых;
  5. формировать нравственно-эстетические чувства.

Планируемые результаты образования:

Предметные: учить рассматривать календарь появления насекомых (комаров, бабочек, пчёл, муравьёв) после зимнего покоя; называть представителей насекомых.

Метапредметные УУД:

Регулятивные: осуществление учебных действий выполнять учебные действия в материализованной, гипермедийной, громкоречевой и  умственных формах.

Познавательные: общеучебные – ориентироваться в разнообразии способов решения учебных задач; предметные – рассматривать календарь появления насекомых после зимнего покоя; знакомиться с разнообразием насекомых.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром; учить работать в группах.

Личностные: самоопределение – проявление положительного отношения к школе; смыслообразование – осознание значения учебной деятельности; нравственно – этическая ориентация – выражение эмоционально – нравственную отзывчивость.

Средства обучения:

  1. учебник “Окружающий мир” 1 класс 2часть Виноградова Н.Ф. ;
  2. презентация «Насекомые»;
  3. кроссворд «Насекомые»;
  4. Машкова М.В.                     № 257– 184 -  506      
  5. фотографии «Насекомые».
  6. Лёгкая музыка.
  7. Конверты с дидактическим заданием.
  8. «Короны»  с изображением насекомых.

  Ход урока

1. Организационный этап. Сообщение темы урока.

Учитель:

- Какое время года наступило? (Весна).

- Какие изменения происходят с наступлением весны?

/Солнце сильнее греет, длиннее становится день, стало теплее,

оттаивает почва, осадки в виде дождя, прилетают птицы, просыпаются животные после зимнего покоя/

Проблемная ситуация. (Слайд «Проблемная ситуация)

Однажды, гуляя по весеннему лесу со своими друзьями, Маша задумалась, к какой группе животных относятся пчёлы, комары, бабочки, стрекозы? Она обратилась к друзьям: Зайчику Пушу,  Винни-Пуху и Пятачку.

Пуш сказал: « По – моему, это звери, ведь у них есть лапки.»

Винни- Пух: « Нет! Это птицы. У них есть крылышки и они умеют летать.»

Пятачок ответил: «Смотрите! А рядом с пчёлкой на цветке сидит гусеница! Какая она смешная! Но ведь у неё нет крылышек.»

А  Маша опять спрашивает:

- А кто они – пчёлы, шмели, бабочки?

Задумались друзья.

- Какой возникает вопрос?

/К какой группе животных можно отнести этот вид?/

Поиск решения.

- Какие есть предположения? Согласны ли вы с этой гипотезой? (предположением). Почему?

- Так кто же это? (Насекомые).

- Кто же из друзей был прав?  (Никто)   

- Сегодня мы будем закреплять знания о насекомых. Насекомые – самая многочисленная группа животных. Учёным уже известны более 1 миллиона видов, и каждый год открываются тысячи новых.  

2. Формирование новых знаний.

  1. Машкова М.В.                     № 257– 184 -  506      

Учитель:

- Мы с вами сегодня послушаем весну, звуки весны в апреле, подслушаем разговоры насекомых. А для этого отправляемся на весенний  луг.  (Слайд «Весенний луг»)

 - Взошло и заиграло над лугом  весеннее ласковое солнышко, зажгло янтарным светом журчащие ручейки. Набухли на деревьях почки и послышался на лугу  чей-то голосок. (Слайд «Бабочка – лимонница»)

- Кого же мы встретили первой? Посмотрите на бабочку. Сколько крыльев у бабочки?

- Есть ли у неё усики?

- А сколько лапок? Каким способом передвигается бабочка?

- А как питается?

- У вас на столах для каждой группы лежат конверты – задания. Откройте их. Что вы видите?  (Разрезная картинка).

- Правильно. Давайте посоревнуемся на время: кто быстрее соберёт картинку.

Сценка

- Что это? Тихо.

-Это насекомые собрались на собрание.

-Давайте подслушаем, о чем они “говорят”.

(Выходят дети, на голове “короны” с изображением насекомых).

Весна.  - Здравствуйте, мои дорогие! Целый год не виделись! Как провели зиму?        

Шмель.  - Я спал. Похудел!

Муравей.  - У меня запасов полно было. Не голодный. Сейчас так хорошо себя чувствую, будто и не было холодной зимы.

Бабочка.  - А я все крылышки себе помяла. Теперь такая, наверное, некрасивая!

Пчёлка. – А у меня столько за зиму дел накопилось! Да и тепла хочется: солнышка яркого и тёплого, да денька пригожего.

Весна. А меня-то вы рады видеть?

Насекомые. Да!

Учитель. 

- Почему звери рады весне?

  1. Машкова М.В.                     № 257– 184 -  506      

Презентация. /Слайд Майский жук/

Два жука

Жили-были два жука

Два жука.

Жизнь была у них легка:

Пляшут, взявшись за бока,

Полевого трепака,

Дразнят ос и паука.

Ничегошеньки не боятся,

Всё жужжат и веселятся -

Два жука.

Два жука весёлых,

В зелёных камзолах,

В красивых сапожках,

На тоненьких ножках.

(М.Л.Моравская)

- Посмотрите на изображение жука. Сколько лапок у жука?

- А есть ли у жука крылышки? Сколько их? Какие они?  (Верхние – жёсткие, нижние – тонкие, прозрачные)

-  Как передвигается жук?

- А питается?

3. Работа с учебником (с. 68 – 69) 

- Откройте учебники на с.68.  Давайте прочитаем статью «Весенние картинки».

Вопросы после чтения:

- Чем питается жужелица?

  1. Машкова М.В.                     № 257– 184 -  506      

- Почему весной у муравьев много “работы”?

- Почему покидают свои дома - ульи пчелы? Куда они летят?

- Что вы узнали о майских жуках?

5. Работа в тетради  /с. 72 - 73/

С. 72  № 3 – Обсуждение задания.

С. 73 №1 – Заполнение схемы – рисунка. Работа в парах.

6. Физминутка.

Поднимайте плечики,

Прыгайте, кузнечики,

Прыг – скок, прыг – скок!

Сели, травушку покушаем,

Тишину послушаем.

Тише, тише, высоко

Прыгай на носках легко.

7. Закрепление пройденного.

1)- Наше путешествие продолжается. Посмотрите,  кто это замер на дереве? (Паук)

- Где живут пауки? Какой у них домик? (Гнездо из нитей паутины.)

- А пауки летают? Почему? (Нет крыльев)

- А сколько у них ног? Давайте посчитаем. (8)

- Как вы думаете, относятся ли пауки к насекомым? (Нет)

- Правильно, нет. Вы сейчас сами это и доказали.

2) – Отгадайте загадки  (Слайды):

На лужайке росла большая сосна,                                 Имя взял у кузнеца,

А под сосной кипела работа.                                 Цвет – у огурца,

  1. Машкова М.В.                     № 257– 184 -  506      

Без работы, хоть убей,                                               Крылья – у мошки,

Жить не может…                                                       Ножки – у блошки.

                (муравей)                                                        (кузнечик)   

Не зверь, не птица,                                                            На ромашку у ворот

Носок как  спица.                                                         Опустился вертолёт.

Летит – пищит,                                                         Золотистые глаза…

Сядет – молчит.                                                         Кто же это?        

          (комар)                                                                (стрекоза)                

Он шнырял, шуршал в шалфее,                                Над цветам я жужжу,

Он ужасный шум затеял.                                        Целый  день в заботах –

Сколько дел он натворил,                                         Собираю я пыльцу,

Даже муху разбудил!                                        Наполняю соты.

                (шмель)                                                                (пчела)                            

8. Работа в группах.

- Откройте в рабочей тетради страницу 72 и найдите задание №1. Выполните задание. ( У кого сколько ног?)

- Давайте проверим: как вы выполнили это задание.

9. Закрепление знаний.

- Откройте учебник на с. 71. Прочитайте вывод. Согласны ли вы с авторами учебника?

Презентация слайда №16 (учитель читает наизусть).

В лесу летают мотыльки,

Ползут козявки и жуки.

Природа – мать им жизнь дала –

У них у всех свои дела.

Ты их увидишь на пути –

Не обижай, а отойди!

Без насекомых лес, друг мой,

И одинокий и пустой!

  1. Машкова М.В.                     № 257– 184 -  506      

10. Итог урока.

- Вот и подошло к концу наше путешествие.

- Что узнали интересного на уроке?

- Что больше всего понравилось?

- Что нового вы сегодня узнали? 

Рефлексия.

- Поставьте оценку (смайлик – магнит) нашему сегодняшнему путешествию.

        

  1. Машкова М.В.                     № 257– 184 -  506      


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок "Весна: пробуждение природы" 1 класс Школа 2100

В процессе данного урока учащиеся смогут самостоятельно определить признаки весны, указав приметы весны. Презентация направлена на поиск путей решения проблемных ситуаций....

открытый урокв 1 классе по Обучению грамоте

Знакомство с буквой и звуком Г...

Праздник "Открытие недели начальных классов"

В данной разработке представлены стихи, песни, частушки, сценки. объединенные тематикой изучения предметов начальной школы. В параде школьных наук представлены основные предметы начального цикла...

Деление с остатком (открытый урок). 3 класс

Урок объяснения нового материала по теме "Деление с остатком"  разработан по учебнику математики автора Л.Г. Петерсон. Содержание учебника позволяет дифференцированно подходить к материалу, учиты...

Открытый урок "Весна: природа пробуждается"

Здесь представлен открытый урок по окружжающему миру на тему : "Весна : Природа пробуждается"...