План - конспект учебного занятия по окружающему миру. Тема «Разнообразие веществ»
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс) по теме

Русанова Лариса Александровна

Предствален план конспект учебного занятия по окружающему миру (3 класс) на тему "Разнообразие веществ"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 9_urok_raznoobrazie_veshchestv.doc108.5 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья  специальная (коррекционная) общеобразовательная школа (VII вида) № 561 Калининского района Санкт – Петербурга

Русанова Л.А., учитель начальных классов

План - конспект УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ  

по ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ

 (3 клАсс)  

Тема:  «Разнообразие веществ»

Пр.р «Определение наличие крах-мала в продуктах»

 Цели и задачи:

  1. Ознакомить учащихся с веществами: соль, сахар, крахмал, кислота.
  2. Развивать кругозор, память, мышление, совершенствовать навыки  самооценки и самоконтроля.
  3. Воспитывать интерес к окружающему миру.

Оборудование: Рабочая тетрадь. Плакат «Тела. Вещества. Частицы».

Соль: мелкая, крупная, морская.

Доп. пособия для пр.р.: стаканы, ложки/палочки, сахар, йод, пипетки, хлеб, картофель (ломтик), яблоко (ломтик), - 13 компл.

Словарь: химия, поваренная соль, крахмал, кислота.

Ход урока:

I. Актуализация знаний

 1.Организация класса

А) Приветствие детей с учителем.

- Ребята, какой сегодня чудесный день. Мне хотелось бы узнать с каким настроением вы пришли на урок.

- Кто пришел с хорошим настроением улыбнитесь.

- Если вам нравится общаться с одноклассниками – поднимите руки!

- Кто не любит ссориться, хлопните в ладони!

- Если вы стараетесь уважительно относиться к людям, пожмите друг другу руки.

-  Теперь можно начинать работу. Итак, у нас урок…

Б) Проверка готовности к уроку.

В) Повторение и закрепление изученного:

1.Первая ступень познания   / восприятие/

2.Крошечные организмы      /бактерии/

3.Совокупность людей, объединенных исторически обусловленными формами совместной жизни и деятельности   /общество/

4.Группа живущих вместе близких родственников    /семья/

5.Как называются огромные группы, на которые делят все живое?    /царства/

6.Как называется любой предмет, любое живое существо?/тело/

7.Участок земли, где вся природа находится под строгой охраной    /заповедник/

8.Население государства, жители страны        /народ/

 

 

  

         

Г) Проверка домашнего задания:

- Что такое вещества?

- Из чего состоят вещества?

- Что вы можете рассказать о частицах?

- Какие вещества бывают?

ДОСКА: СХЕМА

II.Формулирование темы и цели урока, создание мотивации к работе         

2.2. Сообщение темы и целей урока

- Ребята, сегодня мы продолжим знакомство с миром веществ, тема урока так и звучит «Разнообразие веществ». Мы будем не просто изучать, а исследовать эту тему. Вам предстоит побывать и в качестве студентов, когда я, как преподаватель университета, буду читать вам лекцию, и в качестве молодых ученых, когда мы с вами будем проводить опыты.

        III.Работа с новой темой         «Разнообразие веществ»

- А как называется наука, которая изучает вещества, кто знает?

Химия – наука, которая изучает вещества.

3. 1. Сообщение новой темы

- Итак, уважаемые молодые исследователи посмотрите перед вами на столах лежат три вещества, которые вы каждый день можете видеть на вашей кухне. Как они называются ? (СОЛЬ, САХАР, КРАХМАЛ).

- На  самом деле различных веществ в мире известно несколько миллионов. Некоторые существуют в природе и созданы природой, а некоторые, например – ПЛАСТМАССЫ -  созданы искусственно.

3.2. Соль

- Давайте изучим свойства веществ, которые находятся у вас на столе.  Угадайте, о чем идет речь?

«Отдельно я не так вкусна, но в пище каждому нужна» (соль) .

- Правильно, это соль. Прежде, чем я начну свой рассказ, хотелось бы услышать, что вы знаете о соли. (Ответы детей)

- Хорошо. Теперь моя очередь поделиться с вами знаниями. Итак – соль. В глубокой древности люди добывали соль, сжигая в костре некоторые растения, а золу использовали в качестве приправы. Прошло очень много времени, прежде, чем люди научились получать соль из морской воды, путем выпаривания. Что значит – выпаривание? (Ответы детей)

- В наше время – соль – это единственное минеральное вещество, которое люди употребляют в чистом виде. Соль – это пищевой продукт, и мы ее знаем, как мелкие кристаллы белого цвета. На самом деле, соль природного происхождения имеет сероватый оттенок. Производится соль в разных видах: неочищенная (каменная) и очищенная (поваренная, крупная и мелкая, морская (детям предлагается рассмотреть разные виды соли) .

- Хочу вам напомнить правила  безопасности: соль можно пробовать только пищевую, и очень осторожно, чтобы песчинки солим не попали в дыхательные пути.

- На гербах разных городов отмечено изображением то, чем он знаменит или то, что добывают в этом городе (например, в г. Салехард добыча пушнины, поэтому изображена чернобурка). А изображение соли можно встретить на гербах города Энгельса (бык везет чашу с солью) и Солигалича (три ступки с солью). В этих городах издавна добывают соль .

        

- Каменную соль добывают в глубоких рудниках. Как она туда попала? – спросите вы. Все очень просто. Месторождения каменной соли находят высоко в горах. В Палеозойскую эру на месте этих гор был океан. В условиях сухого и жаркого климата морская вода испарялась, а соль кристаллизовалась и спрессовывалась в мощные пласты. Что значит кристаллизовалась? (Ответы детей.)

- Правильно, превращалась в кристаллы. Давайте рассмотрим кристаллы, которые мы с вами начали выращивать на прошлой неделе.

(Дети рассматривают образовавшиеся кристаллы соли, и объясняют весь процесс проведения опыта)

Беседа с детьми о Морской соли.

- А вот это ребята что за соль? (демонстрация баночки с морской солью).

- Каким путем эта соль добывается из моря? (Путем испарения воды под воздействием Солнца)

- В морской соли есть полезные минеральные вещества? Или нет?  (Йод.) Значит. Если в соли есть полезные минеральные вещества, то и сама соль – полезна.

- Для кого? (ответы детей).

- И не только полезна, но и жизненно необходима, не только для людей, но и для всех живых существ (например, люди специально дают лошадям соль, которой нет в траве и сене) .

- Конечно, это не значит, что нужно употреблять в пищу много соли. Слишком большое ее количество, может нанести вред. Поэтому - все хорошо в меру.

-За многообразие полезных свойств соль называют «белым золотом». Целебные свойства соли были известны с древности. В наше время эти свойства учитывают при изготовлении различных косметических средств и для лечения (например, соляные комнаты, (вывод: свойства соли - убивает микробы, антисептик) .

- В Средние века соль играла роль денег, то есть ею расплачивались, и имела она очень высокую цену. Искусство солить мясо и рыбу пришло к нам из Древнего Египта, где были организованы специальные рыбосолельни. Солили египтяне и мелкую птицу. А для чего? Конечно же, для длительного хранения, ведь холодильников тогда не было, (вывод: свойства соли - убивает микробы, не дает портится продуктам) .

- На кухне соль можно использовать не только в качестве приправы к различным блюдам. Например, чтобы с легкостью очистить вареные яйца от скорлупы, надо в воду в которой они варятся, добавить немного соли – процесс очистки станет намного легче.

- Ребята, а кроме того, что соль добавляют в повседневные блюда, как с помощью соли хозяйки делают зимние заготовки? (Солят овощи, рыбу, мясо). – Какой свойство соли мы можем назвать? (Убивает болезнетворные бактерии)

- А вспомните, когда начинается зима, чем посыпают дороги и зачем?  (Лед, который посыпали солью, растаял (вывод: свойства соли - растворяет) .

-   Действительно, соль растворяет лед. Поэтому в гололед улицы посыпают солью.

Закрепление. Работа с учебником: Чтение учебника с. 39

- Какие основные свойства соли можете назвать? ( необходим для человека и животных, соленый вкус, растворимость, убивает болезнетворные бактерии)

- Хорошо поработали, давайте поиграем. Так, каким образом хозяйки заготавливают на зиму капусту? Что они делают?

Физ. минутка

Мы капусту рубим-рубим,

(размашистые движения руками, как топором)

Мы капусту мнём-мнём,

(«мнут капусту»)

Мы капусту солим-солим,

(«берут» щепотку соли и «солят»)

Мы капусту жмём-жмём.

(сгибание и разгибание кистей рук)

3.2. Сахар

- А о чем эти загадки?

Бел как снег, в чести у всех.

В рот попал- там и пропал

Или

Что же это за песочек,

Сладок с ним у нас  чаёчек,

В каждой кухне проживает,

всем хозяйкам угождает

(сахар)

- Да. С этим веществом вы знакомы всю свою жизнь. С раннего детства до глубокой старости человек испытывает потребность в сладостях. Кулинария и кондитерское производство выработали огромный, буквально неисчислимый ассортимент сладких блюд и изделий, причем в большинстве случаев — основу сладости составляет свекловичный или тростниковый сахар. 

- Давно ли человек узнал о сахаре? Когда воины Александра Македонского вступили на индийскую землю, среди бесчисленных чудес древней Индии внимание их привлекло одно маленькое «чудо». Индийцы ели неведомый белый твердый продукт, обладавший приятным сладким вкусом.

- Один из сподвижников Александра Македонского писал по этому поводу, что в Индии растет тростник, который без пчел дает мед. А в Китае, куда спустя некоторое время попал этот диковинный индийский продукт, его назвали каменным медом, в Египте — индийской солью. А было это ничем иным, как тростниковым сахаром. Да и назывался этот продукт на древнеиндийском наречье — санскрите: «саркара» или «саккара». Это слово впоследствии перешло во все европейские языки. Сахар — по-русски, sugar — по-английски, surce — по-французски, zucKer — по-немецки — и всюду слышен один и тот же древнеиндийский корень. Таким образом, производство сахара зародилось в Индии, затем оно было перевезено в Персию, а в VII веке после завоевания Персии, арабы завезли сахар в Европу. 


          - У нас, на Руси, тростниковый сахар был известен в ХП веке, а в XVI веке он появился на царском столе. Сахар считался тогда очень дорогим и недоступным лакомством. Его продавали в аптеках по рублю за золотник (немногим более 4 граммов). 

- В 1718 году по приказу Петра I в Петербурге на Выборгcкой стороне был построен первый в России сахарный завод. С тех пор и существует в Санкт-Петебурге Сахарный переулок. А в начале XVIII века в Московском Кремле существовало небольшое заведение «сахарная палата», вырабатывавшее сахар из заморского сырца. Для всей Европы сахар был заморским продуктом, который вырабатывали из тропического растения — сахарного тростника. 

Закрепление. Работа с учебником: Чтение учебника с. 40 – 41 (вкл. сведения о крахмале)

- Какие основные свойства сахара можете назвать? ( необходим для человека, сладкий  вкус, растворимость, убивает болезнетворные бактерии)

3.3. Крахмал

- О каком веществе вы еще узнали? (О крахмале)

- В чем его важность для человека? (Питательные вещества)

- В чем содержится крахмал?

- Давайте проверим экспериментальным путем.

Опыт:

Положите перед собою кусочки продуктов, хлеб, картофель, яблоко, сыр.

Наберите пипеткой небольшое количество разбавленного йода и капните на эти продукты.

- Что вы наблюдаете? Какие выводы можно сделать?

Откройте рабочую тетрадь на стр. 18 и заполните таблицу практической работы.

- Какие основные свойства крахмала можете назвать? ( необходим для человека, как питательное вещество)

3.5. Кислоты. Самостоятельная работа с учебником.

- Прочитайте материал учебника на с. 41- 42 еще об одном веществе, с которым мы встречаемся очень часто. И ответьте на вопросы:

- Как называется это вещество?

- Где содержится?

- Необходимо ли оно для человека или вредно?

- Нужны ли меры предосторожности при обращении с этим веществом?

(Беседа по вопросам по завершении самостоятельного чтения)

- Какие основные свойства кислоты можете назвать? (необходима для человека, кислый  вкус, растворимость, убивает болезнетворные бактерии, в больших количествах опасна)

3.6 Заполнение словаря

- Откройте словарь (с. 68 рабочей тетради) – запишите в словарь слова: химия, поваренная соль, крахмал, кислота - и дайте им объяснение.

3.7. Для самых любознательных

Материалы учебника с. 42

IV. Итог

- Какие новые понятия вы узнали на уроке?

- Что еще нового узнали на уроке?

 -Что запомнилось?

        Вывод:

  1. В природе несколько миллионов различных веществ.
  2. Каждое вещество имеет свои свойства: вкус, цвет, растворимость, полезность и / или  опасность для организма человека

V. Домашнее задание:

с. 38 – 43 чит.; с. 43 вопросы; тетр. с. 16 – 17.

        VI. Оценки

Оценки по результатам работы.

Самооценка:

Оцените свою работу на уроке:

  1. Зелёный – я был активен и доволен своей работой.
  2. Жёлтый – я старался, но у меня ещё не всё получилось.
  3. Красный –  я работал не достаточно хорошо.

Нарисовать кружок выбранного цвета  рядом с темой урока в «Рабочей тетради»

Источники:

http://www.openclass.ru/node/36522 (кроссворд)

http://www.maaam.ru/detskijsad/poznavatelno-isledovatelskaja-dejatelnost-dlja-detei-6-7-let-volshebnaja-sol.html (о соли)

http://www.womanseek.ru/house/cooking/78-istorii-o-sakhare (о сахаре)

Естественные тела

(тела природы)

Искусственные тела  (тела, созданные руками человека)

Твердое

Жидкое

Газообразное

ТЕЛА

ВЕЩЕСТВА

ЧАСТИЦЫ


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План – конспект учебного занятия по изобразительному искусству. Тема «Деревянное зодчество России. Повтор узоров резного узорочья»

Представлен подробный план – конспект учебного занятия по изобразительному искусству для 3 класса по теме «Деревянное зодчество России. Повтор узоров резного узорочья»....

План – конспект учебного занятия по изобразительному искусству. Тема «Двор что город, изба что терем. Изображение терема для сказочных героев»

Представлен подробный план – конспект учебного занятия по изобразительному искусству для 3 класса по теме «Двор что город, изба что терем. изображение терема для сказочных героев»....

План - конспект учебного занятия по окружающему миру. Тема "Введение. Царства живой природы"

Представлен план - конспект учебного занятия по окружающему миру по теме "Введение. царства живой природы", вкл. дидактические карточки...

План- конспект учебного занятия по окружающему миру. Тема «Человек – часть живой природы»

Представлен подробный план- конспект учебного занятия по окружающему миру (3 класс). Тема «Человек – часть живой природы»...

План - конспект учебного занятия по окружающему миру. Тема «Тела, вещества, частицы»

Представлен подробный план - конспект учебного занятия по окружающему миру (3 класс). Тема «Тела, вещества, частицы»...

Конспект урока по окружающему миру. Тема: Разнообразие веществ

Тема:  Разнообразие веществЦель: познакомить с веществами и их свойствами.Планируемые результаты: учащиеся научатся различать ве­щества, их свойства, описывать изученные вещества, проводить н...

Внеурочное занятие по окружающему миру. Тема "Разнообразие растений". Дневник юного исследователя.

Дневник юного исследователя. Внеурочное занятие по окружающему миру....