Азбука содержания животных (кружок)
рабочая программа по окружающему миру (1 класс) по теме

Лысова Елена Ивановна

Кружок научно - познавательной деятельности.Соответствует новым требованиям ФГОС.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon azbuka_soderzhaniya_zhivotnyh_rabochaya_programma.doc124.5 КБ

Предварительный просмотр:

Раздел 1: Пояснительная записка.

Программа курса составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. Программа рассчитана на 1 год; на 33 учебных часов, из расчёта 1 час в неделю.

  Курс изучения  программы  рассчитан на  учащихся 1-х классов.

Актуальность программы: успешное овладение знаниями в начальных классах общеобразовательной школы невозможно без интереса детей к учебе. Основной формой обучения в школе является урок. Строгие рамки урока и насыщенность программы не всегда позволяют ответить на вопросы детей, показать им красоту окружающего мира.

Включение элементов занимательности является обязательным для занятий с младшими школьниками. Вместе с тем широкое привлечение игровых элементов не должно снижать обучающей, развивающей, воспитывающей роли занятий по «Азбуке домашних животных».

В отборе материала к занятиям учитель должен ориентироваться на связи с программным материалом по окружающему миру, учитывая необходимость осуществления преемственности между начальным и средним звеном.

Программа данного курса позволяет показать учащимся, как увлекателен, разнообразен мир домашних животных. Это имеет большое значение для формирования подлинных познавательных интересов как основы учебной деятельности.

Содержание и методы обучения «Азбуки содержания животных» обеспечивают единство развития, воспитания и обучения; создание благоприятного микроклимата для развития каждого ребенка; восприятия класса как коллектива, где дети живут насыщенной эмоциональной жизнью, умеют слушать и слышать друг друга.

Для успешного проведения занятий используются разнообразные виды работ: игровые элементы, игры, дидактический и раздаточный материал, пословицы и поговорки, физкультминутки, рифмовки, считалки, ребусы, кроссворды, головоломки, сказки про животных. Дидактический материал в большинстве своем дается в стихотворной форме, что способствует его более легкому усвоению и запоминанию. Все это открывает для детей прекрасный мир слова, учит их любить и чувствовать родной язык и окружающий мир.

Раздел 2:  Цель и задачи курса.

Цель курса: формирование у детей культуры общения с животными как части экологической культуры, гуманного отношения к животным, освоение научно обоснованных способов взаимодействия с животными, а также потребности в активной личной поддержке мероприятий и акций, направленных на заботу о животных.

Общение с животными содержит в себе уникальный развивающий потенциал, и программа даёт возможность его использовать.

Задачи курса:

Обучающие:

  • формирование у детей системы представлений о социальной ценности животных, их биологических и экологических особенностях;
  • приобретение знаний о правилах содержания животных;
  • развитие  интереса к окружающему миру как к учебному предмету;
  • пробуждение потребности у учащихся к самостоятельной работе над познанием мира животных;
  • развитие мотивации к изучению родной природы;
  • развитие творчества и обогащение  словарного запаса;
  • совершенствование общего языкового развития учащихся;
  • углубление и расширение знаний и представлений о мире животных и помощи человека.

Воспитывающие:

  • воспитать гуманное отношение к каждому животному, потребности в активной личной поддержке мероприятий, направленных на заботу о животных;
  • формирование и развитие у учащихся разносторонних интересов, культуры мышления.

Развивающие:

  • развивать  смекалку и сообразительность;
  • приобщение школьников к самостоятельной исследовательской работе;
  • развивать умение  пользоваться  разнообразными источниками добывания информации.

Раздел 3: Учебно-тематический план

Количество часов

Темы

п/п

Всего

Теория

Практика

1

Как животные оказались в

2

1

1

нашем жилище?

2

Почему мы любим животных?

2

1

1

3

Собаки   —   самые   верные

3

1

2

друзья человека.

4

Кошки, которые не гуляют

3

1

2

сами по себе.

5

Пернатая радуга в комнате.

4

1

3

6

Хомка и его ближайшие род-

3

1

2

ственники.

7

Рыбы — самые тихие соседи.

3

1

2

8

Школа для ваших любимцев.

3

1

2

9

Взрослые,   которые   всегда

4

1

3

готовы помочь.

10

Мы  в  ответе  за  тех,   кого

3

1

2

приручили.

11

Итоговое  занятие.   Конфе-

3

1

2

ренция, выставка.

Итого

33

11

22

Раздел 4: Содержание  тем курса

Тема 1. Как животные оказались в нашем жилище? (2 ч.)

Традиции содержания животных. Отношение к животным первобытных людей. Поклонение животным, священные животные. Животные-помощники: собака, лошадь, верблюд, слон и др. Животные, которыми можно любоваться. Животные, за которыми особенно интересно наблюдать. Традиции содержания животных у разных народов.

Практическая работа: составление словарика терминов, раскрывающих особенности различных видов работ по уходу за животными. 

Тема 2.  Почему мы любим животных? (2ч.)

Красота и привлекательность животных. Интерес к животным, их огромное разнообразие. Содержание и разведение животных как увлечение, как искусство и мастерство. Животные, с которыми можно дружить. Животные помогают сохранить здоровье. Животные нас воспитывают, помогают стать добрыми, отзывчивыми, мудрыми людьми. Животные во многом похожи на нас, поэтому мы понимаем и любим их.

Практическая работа: конкурс эрудитов — любителей животных.

Тема 3.   Собаки — самые верные друзья человека. (3ч.)

 Основы практической кинологии — науки о собаках. История одомашнивания. Выведение различных пород. Выставки.   Выдающиеся   собаки.   «Профессии»   собак.   Профессии людей, связанные с собаками. Что нужно собаке для хорошего самочувствия. Как выбирать собаку. Воспитание щенка. Как ухаживать  за  взрослой  собакой  и  правильно  выстраивать с ней отношения. Психология поведения собаки. Профилактика и преодоление проблем, иногда возникающих у владельца собаки с родственниками и соседями. Литература о собаках.

Практическая работа: просмотр видеоматериалов, посещение выставки собак.

Тема 4.   Кошки, которые не гуляют сами по себе. (3 ч.)

 Основы практической фелиологии —  науки о кошках.

История домашней кошки. Особенности поведения кошек. Породы кошек. Удивительные истории о кошках и об их хозяевах. Что нужно кошке для хорошего самочувствия. Как выбирать кошку. Воспитание котят. Как ухаживать за взрослой кошкой. Что помогает подружиться с кошкой. Литература о кошках.

Практическая работа: освоение приёмов ухода за взрослой кошкой.

Тема 5.  Пернатая радуга в комнате. (4 ч.)

Основы содержания комнатных птиц. Основные группы комнатных птиц. Волнистый попугай. Корелла. Неразлучники. Канарейка. Зебровая и японская амадины. Как выбрать и обустроить клетку. Покупка птицы. Что нужно птице для хорошего самочувствия. Корма и правила кормления. Основные трудности и опасности содержания птиц в жилище. Говорящие птицы, кого и как можно обучить подражанию человеческой речи. Разведение птиц в неволе. Почему не стоит ловить птиц в природе. Литература о птицах.

Практическая работа: просмотр видеоматериалов о птицах, освоение приёмов чистки клетки.

Тема 6.  Хомка и его ближайшие родственники. (3 ч.)

Основы содержания мелких грызунов. Особенности жизни грызунов в природе. Хомяки. Морские свинки. Ручные крысы. Мышевидные. Бурундук. Клетки для грызунов и их оборудование. На что нужно обращать внимание, приобретая мелких грызунов. Корма и правила кормления. Особенности содержания и разведения в неволе. Литература о грызунах.

Практическая работа: оформление места проживания хомячка.

Тема 7.  Рыбы — самые тихие соседи. (4 ч.)

Основы аквариумистики. История аквариумистики: Китай — Европа — Россия. Типы аквариумов. Выбор и покупка аквариума. Размещение и оборудование аквариума: грунт, камни, коряги, вода. Приборы для аквариума: осветительные, обогревательные, компрессоры и фильтры; другие необходимые приспособления. Аквариум как модель природного водоёма. Выбор и посадка растений в аквариуме. Из чего складывается красота аквариума. Основные группы рыб: живородящие (меченосец, гуппи), лабиринтовые (петушок, гурами), карповые (золотая рыбка, барбусы, данио, кардинал), сомы (крапчатые сомики, акциструсы), цихлиды (скалярии, хромисы), харациновые (неоновые рыбки, тернеции). Правила покупки и транспортировки рыб. Корма и кормление рыб. Уход за аквариумом. Разведение. Типичные ошибки. Литература по аквариумистике.

Практическая работа: просмотр видеоматериалов; освоение приёмов очистки стенок аквариума.

Тема 8.   Школа для ваших любимцев. (3 ч.)

Основы воспитания и дрессировки животных. Как приучить собак и кошек к чистоплотности. Представление об условных рефлексах. Поощрение и наказание. Правила дрессировки собак, основные команды. Животные в цирке. Знаменитые животные-артисты. Методика дрессировки животных династией Дуровых. Обучение домашних животных различным трюкам.

Практическая работа: отработка навыков дрессировки животных.

Тема 9.   Взрослые, которые всегда готовы помочь. (4ч.)

 Сведения об организациях и учреждениях,  связанных с содержанием животных. Общество охраны животных. Выбор товаров в зоомагазинах для содержания животных. Приобретение животных у любителей. Городской птичий рынок. Лечение животных. Ветеринарные врачи и ветеринарные клиники. Клубы любителей различных животных. Газеты, журналы и телепередачи, посвящённые содержанию животных.

Практическая работа: освоение приёмов оказания первой помощи пострадавшим животным.

Тема 10.  Мы в ответе за тех, кого приручили. (3 ч.)

Культура содержания и этика взаимоотношения с животными. Что такое культура содержания животных. Как достичь успеха в своём увлечении животными. Дневник наблюдений и картотека. Как собирать книги и статьи. Как правильно фотографировать домашних животных. Рисование животных.

Законы, регулирующие правила содержания животных. Права и обязанности хозяев животных. Сопереживание, сочувствие и содействие животным. Как защищать животных от жестокого обращения. Как помочь другим ребятам полюбить животных. 4 октября — Всемирный день животных.

Практическая работа: освоение приёмов фотографирования птиц и животных.

Тема 11. Итоговое занятие. Конференция, выставка. (2 ч.)

Подведение итогов занятий. Подготовка конференции, выставки фотографий. Компьютерная презентация результатов работы юных любителей животных.

Раздел 5: Ожидаемые результаты.

В  итоге 1 года обучения  обучающиеся  должны: 

Приобрести  понимание социальной реальности и повседневной жизни приобретение  школьниками знаний  о значении животных в жизни человека; о принятых в обществе нормах  охраны и заботе животных; об основах здорового образа жизни; о правилах поведения с разными животными; о правилах конструктивной групповой работы: об основах разработки социальных проектов и организации коллективной творческой деятельности; о способах самостоятельного поиска, нахождения и обработки информации; о правилах проведения исследования.

Сформировано  позитивное отношения школьника к базовым ценностям нашего общества и к социальной реальности в целом): развитие ценностных отношений школьника к животным, родной природе и культуре, труду, знаниям, своему собственному здоровью и внутреннему миру.

Приобретение школьником опыта самостоятельного социального действия: школьник может приобрести опыт исследовательской деятельности; опыт публичного выступления; опыт самообслуживания, самоорганизации и организации совместной деятельности с другими детьми.

   

Личностные результаты:

  • осознавать роль животных в жизни людей;
  • эмоционально «проживать» добытую информацию, выражать свои эмоции;
  • понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;
  • развитие ценностных отношений к Малой Родине, природе, животным.

Метапредметне результаты :

Регулятивные УУД:

  • определять и формулировать цель деятельности  с помощью учителя;  
  • учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом;
  • учиться работать по предложенному учителем плану.

Познавательные УУД:

  • находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;
  • делать выводы в результате совместной работы класса и учителя.

Коммуникативные УУД:

  • оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);
  • слушать и понимать речь других;
  • учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя);
  • договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения оценки и самооценки и следовать им.

Раздел 6. Календарно-тематическое планирование

№ п/п

Тема занятия

1

Традиции содержания животных у разных народов.

2

Животные помощники.

3

Красота и привлекательность животных.

4

Содержание и разведение животных.

5

Основы кинологии.

6

Воспитание щенка.

7

Как ухаживать за взрослой собакой.

8

Основы практической фелиологии-науки о кошках.

9

Воспитание котят.

10

Как ухаживать за взрослой кошкой.

11

Основы содержания комнатных птиц.

12

Разведение птиц в неволе.

13

Обучение птиц подражанию человеческой речи.

14

Корма и правила кормления.

15

Основы содержания мелких грызунов.

16

Особенности жизни грызунов в природе.

17

Особенности содержания и разведение грызунов в неволе.

18

История аквариумистики.

19

Размещение и оборудование аквариума.

20

Основные группы рыб их разведение.

21

Уход за аквариумом.

22

Основы воспитания и дрессировки животных.

23

Правила дрессировки собак, основные команды.

24

Обучение животных различным трюкам.

25

Общество охраны животных.

26

Лечение животных.

27

Приобретение животных.

28

Уход за животными.

29

Культура содержания и этика взаимоотношения с животными.

30

Права и обязанности хозяев животных.

31

Защита животных от жестокого обращения.

32

Выставка фотографий любителей животных.

33

Итоговое занятие.

Раздел7: Перечень учебно-методической литературы литературы:

  1. Гуржи и А. Н. Аквариумные, наземные и древесные земноводные / А. Н. Гуржий. — М., 1999,
  2. Дрийверова М. У. У нас дома животные / М. У. Дрийве-рова. — М., 1995.
  3. Дурова Н. Ю. Мой дом на колёсах: рассказы / Н. Ю. Дурова. — М., 1993.
  4. Жердев Э. С. Пернатая радуга: справочное пособие для любителей птиц / Э. С. Жердев. — М., 1988.
  5. Животные в доме: энциклопедия. — М., 1994.
  6. Круковер В. 500 практических советов владельцам собак / В. Круковер. — М., 1998.
  7. Круковер  В. Всё о собаках / В. Круковер. — М., 1999.
  8. Махлин М. С. Аквариум в школе / М. Д. Махлин, Л. П. Солоницина. — М., 1984.
  9. Махлин М. Д. Путешествие по аквариуму / М. Д. Махлин. — М., 1993.
  10. Мередит  С. Хомячки / С. Мередит. — М., 1999.
  11. Пайере  X. Кошка / X. Пайерс. — М., 1997.
  12. Полонский В. Д. Мир аквариума: большая иллюстрированная энциклопедия / В. Д. Полонский. — М., 2000.
  13. Романова Н. Дайте кошке слово / Н. Романова. — М., 1996.
  14. Старк К. Кошки и котята / К. Старк. — М., 1999.
  15. Старк  К. Собаки и щенки / К. Старк. — М., 1999.
  16. Фрей  Г. Твой аквариум / Г. Фрей. — М., 1991.
  17. Хэрриот Дж. О всех созданиях — больших и малых / Дж. Хэрриот. — М., 1995.
  18. Ясвин В. А. Азбука содержания животных / В. А. Ясвин, М. Ф. Пупинын. — М., 2001.
  19. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего   образования. - М.: Просвещение, 2010.
  20. Примерная основная образовательная программа начального общего образования. – М.: «Просвещение», 2010.
  21. Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование. – М.: «Просвещение», 2010.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Азбука содержания животных"

Актуальность данной программы в том, что ее содержание отражает основные принципы построения экологического образования детей, начиная с младшего школьного возраста. Программа позволит подготовить дет...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Азбука содержания животных" , 3 класс

Рабочая  программа по внеурочной деятельности «Азбука содержания животных» разработана на основе примерной программы внеурочной деятельности доктора педагогических наук В.А. Ясвина.  Разрабо...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Азбука содержания животных"

Рабочая программа внеурочной деятельности "Азбука  содержания животных" составлена для младших школьников 9-10 лет....

Анализ кружка "Азбука содержания животных"

Выполнение учебного плана:Кружок «Азбука содержания животных»  научно-познавательное  направление.По программе учебных часов- 68,дано- 68 часов.Цель программы – удовлетворение познавательных...

Дополнительная общеразвивающая программа научно - познавательной направленности « Азбука содержания домашних животных»

Актуальность. Ведения этого курса связана с проблемой детского творчества на фоне обостряющихся противоречий между деятельностью общества и состоянием окружающей среды. Хотелось творческую деятел...

Рабочая программа по внеурочной деятельности (начальная школа) "Азбука содержания животных"

Рабочая программа внеурочной деятельности "Азбука содержания животных" разработана в соответствии с требованиями ФГОС начального общего образования  второго поколения для обучающихся 1-4 классов....

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Азбука содержания животных"

Программа по внеурочной деятельности "Азбука содержания животных" Программа рассчитана  на 2 года обучения....