«Почему нужно беречь и охранять воду?»
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс) по теме

Гладышева Марина Владимировна

Показать значение воды в жизни человека, раскрыть основные факторы ее загрязнения, познакомить с мерами охраны водоемов от загрязнения, воспитать бережное отношение к воде как бесценному дару природы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_okr_mira.docx27.98 КБ

Предварительный просмотр:

Урок окружающего мира

3 класс

Гладышева М. В., учитель начальных классов

Тема «Почему нужно беречь и охранять воду?»

Цели: показать значение воды в жизни человека, раскрыть основные факторы ее загрязнения, познакомить с мерами охраны водоемов от загрязнения, воспитать бережное отношение к воде как бесценному дару природы.

                        Ход урока:

  1. Организационный момент.

  1. Проверка домашнего задания. Игра «Да – нет».

  • Вода встречается в природе в трех состояниях: жидком, твердом, газообразном. (Да).
  • Вода превращается в лед при температуре  + 10 градусов. (Нет).
  • Лед и снег – вода в твердом состоянии. (Да).
  • При превращении в лед вода сжимается. (Нет).
  • Водяной пар – вода в газообразном состоянии. (Да).
  • Вода имеет запах и цвет. (Нет).
  • В природе постоянно происходит круговорот воды. (Да).
  • Вода входит в состав любого живого организма. (Да).

  1. Сообщение темы и целей урока.

Шел по морю корабль.

В тот миг роковой

Кипела вода

За высокой кормой.

Но прямо по курсу

Сквозь грохот и гул

Услышал матрос

За бортом: «Караул!»

Учитель. Как вы думаете, чей это зов о помощи? (Ответы детей)

 - Оказывается, на помощь зовет вода. Итак, на какой вопрос  мы с вами должны сегодня ответить? (Почему нужно беречь и охранять воду?)

  1. Изучение новой темы в форме «круглого стола».

Учитель. Первыми к обсуждению приглашаются биологи.

Биолог 1. Если взглянуть на глобус, больше всего на нем голубой краски. Голубым цветом на нем изображают воду. Вода – одно из самых важных для человека веществ. Без нее не обойтись никому и некогда, и заменить ее нечем.

        Организм человека, в том числе кровь, мозг, больше чем наполовину состоит из воды. А в некоторых растениях ее содержится еще больше. Достаточно сорвать и помять в руках лист растения, чтобы убедиться в этом.

Вода – важное для организма вещество:

На 1 кг тела коровы – 600 г воды,

                       Утки- 700 г воды,

У медузы на 100 г тела – 99 г воды.


- Таким образом, мы видим, что вода входит в состав любого организма.

Биолог 2. Вода также является домом для множества растений и животных. Рассмотрите картинки и скажите, как связана с водой их жизнь?

        При недостатке воды жизнь живых существ сильно нарушается. Растения без воды увядают и могут погибнуть. Животные, если лишить их воды, быстро гибнут.  Например, собака может прожить без пищи 100 дней, а без воды – не больше 10 дней.

        Без пищи человек может прожить больше месяца, без воды – всего лишь несколько дней. Человек за сутки употребляет от 3 до 6 литров воды.

        Биолог 3. Не умыться, не напиться без воды.

                       Листику не распуститься без воды.

                      Без воды прожить не могут

                      Птица, зверь и человек!

                       И поэтому всегда

                        Всем везде нужна вода!

        Учитель. Итак, можно сделать вывод, что вода – это жизнь!  Своими мыслями снами поделится инженер.

        Инженер.  Вода – друг человека. Она – удобная дорога. По рекам и океанам ходят корабли и лодки. Именно поэтому,  издавна многие города строились на берегах рек. Вода оживляет пустыни, повышает урожай. Минеральная вода обладает лечебными свойствами. Горячие источники дают тепло, гидроэлектростанции – электричество.

        Вода – важный помощник человека.

        Учитель. Есть на Земле места, где вода на вес золота. Рядом плещутся волны, а люди покупают воду почему? (Морская вода не пригодна для питья.)

        Учитель. Предоставим слово экономистам. У них к нам несколько вопросов.

        Экономист 1. Как вы думаете, много ли весит 1 кубометр воды? И сможет ли поднять такое количество воды один человек? (Ответы детей.)

         - 1 кубометр воды весит тонну (1000 кг), а поднять ее могут 15-20 человек или подъемный кран.

                

Хватит ли воды?

Для производства 1 т стали – 150 т воды.

Для изготовления 1 т бумаги – 250 т воды.

Чтобы вырастить 1 т свеклы – 10 т воды.


Экономист 2. Предлагаю вам решить экономические задачи.

                (Работа по карточкам.)

        3адача 1. В квартире несправен кран, из которого за час вытекает 1 стакан чистой воды. Сколько воды утекает за сутки?

        Задача 2. При утечке из крана воды за сутки набирают одно ведро. Сколько ведер наберется за неделю? За 3 недели?

         Учитель. Но в жизни часто бывает так, что люди забывают о цене воды. Послушаем историков.

        Историк 1. Я предлагаю вам послушать старинную легенду об армянском каменотесе.  В отвесной скале он просверлил отверстие, из которого текла тонкая струйка живительной влаги.  На скале он высек слова о том, что эта скала священная и  что отверстие в ней нельзя расширять.  И все же спустя века нашелся человек, который в угоду сиюминутной выгоде  расширил отверстие. Вода пошла сильнее, шумнее.  Человека объявили героем. Но слава его была недолгой. Вскоре родник высох, а за ним «высохла» и деревня.

        Учитель. Как вы понимаете слова «деревня высохла»? (Так как негде стало взять воду, люди стали покидать свои дома, и деревня перестала существовать, то есть «высохла».)

Учитель.  Таким образом, природные источники нельзя считать неисчерпаемыми.  Прочитайте пословицы, придуманные разными народами. Они жили далеко друг от друга, но все ценили воду. Объясните смысл пословиц.

  • Вода – мать полей, а без матери не проживешь. (Китайская пословица)
  • Мы не ценим воду до тех пор, пока не высохнет колодец. (Английская пословица)
  • Капля за каплей – образуется озеро, а перестанет капать – образуется пустыня. (Узбекская пословица)

Физкультминутка

Учитель. Свою точку зрения выскажут экологи.

        Эколог 1. Чистой воды на Земле становится все меньше. Заводы и фабрики, электростанции потребляют много воды и одновременно загрязняют ее отходами производства.

        Рыба, растения, звери  - все живое погибает в такой воде. Грязные воды отравляют воздух, вызывают заболевания.  Но есть ли предел загрязнению вод? Ведь это не может продолжаться бесконечно.

        Беречь воду – это означает беречь жизнь, здоровье, красоту окружающего мира.

        Эколог 2. До тех пор пока в водоемы попадало не очень много вредных примесей, полного загрязнения не происходило. Почему?  Потому что вода обладает удивительной способностью самоочищаться.

         Это выглядит примерно так: вредные примеси оседают на дно, разлагаются, уничтожаются бактериями, разбавляются свежими водами (так как вода -  хороший растворитель) и становятся безвредными.

         Так может продолжаться до тех пор, пока воды загрязняются не очень быстро и не в большом количестве. Но в наше время все больше сточных вод сбрасывается в водоемы.  Вода не успевает самоочищаться.

        (Работа в тетради - № 1 с. 25.)

        Учитель. А сейчас слово краеведу.

        Краевед. Речушка вдоль околицы текла

                    Негромкая…

                             Но мы ее любили – дети.

                    Она ведь первою была для нас

                     И, значит, лучшею на свете.

                     Сейчас в ней всякий хлам

                     И ржавь, и слизь зеленая

                     И хвощ болотный вылез…

                            Как будто люди целью задались

                     Убить ее – и своего добились.

        Учитель. К описанию, каких водоемов нашей местности можно отнести эти строки? К каким последствиям все это может привести? Докажите.

        (Работа в парах – разработка правил охраны водоемов.)

Учитель. Подробнее о заболеваниях, вызванных загрязненной водой, мы можем узнать у врача. Почему нельзя пить воду из-под крана?

        Врач. Вода, которая течет из-под крана, хлорируется. Это делается для того, чтобы в воде погибли болезнетворные микробы. Весной и осенью хлор часто чувствуется в воде и на запах, и на вкус, в это же время вода бывает мутной из-за присутствия в ней других примесей. Посмотрите, как хлор действует на различные ткани.

        Попадая в организм, хлор наносит вред человеку не так быстро и явно, как представлено в опыте. Но внутренние ткани нашего организма тоже разрушаются. Поэтому воду лучше пить отфильтрованной или, по крайней мере, отстоявшейся и кипяченой.

        Учитель. Выслушаем синоптиков. Почему нельзя гулять без зонта под дождем?

        Синоптик 1. В наше время, когда вокруг городов, поселков много промышленных предприятий, гуляние под дождем стало небезопасным. Часто встречаются осадки в виде разбавленной азотной или сернистой кислоты.

        Все это происходит из-за загрязнения окружающей среды. Вы спросите: какая связь между промышленными предприятиями и дождем? Давайте посмотрим. Перед нами фабрика. Она из своих труб выбрасывает в воздух газообразные отходы производства. Они поднимаются вверх и оседают в облаках. Подует ветер и унесет облака дальше от фабрики. Затем из облаков пойдет дождь, и сего каплями на наши головы выпадают вредные вещества.

        Синоптик 2. Кислотные дожди наносят огромный вред природе и здоровью человека. Вода в морях, реках, озерах становится непригодной для жизни.

        В Канаде, например, из-за частых кислотных дождей более 4 тысяч озер объявлено мертвыми. В Норвегии исчезла рыба в половине озер южной части страны.

        Кислотные дожди разъедают не только все живое, но и сооружения из металла (мосты, самолеты, машины и т. д.)

  1. Итог урока.

Учитель. Давайте ответим на вопрос, поставленный в начале урока: почему нужно беречь и охранять воду?

Вода входит в состав любого организма.

Вода – это жизнь, красота, здоровье.

Вода – помощник человека.

Количество воды ограничено.

Вода загрязняется.

Чтение вывода по теме урока в учебнике с. 61.

Тестирование «Береги воду!»

Диагностика эмоционального отношения к уроку.

Ученик 1. О, люди, мыслю я,

                       У всех у нас есть мать одна

                    По имени Природа!

Ученик 2. У ней для всех хватает доброты

               И мы живем, запечатлев навеки,

                В душе ее прекрасные черты –

                Поля, луга, леса, моря  и реки.

Ученик 3. Три клада у природы есть:

                    Вода, земля и воздух – три ее основы.

                Какая бы не грянула беда –

                 Все возродится снова.

  1. Домашнее задание – с. 58-61, № 2 с. 35.

        

МОУ «Старосеславинская средняя общеобразовательная школа»

Открытый урок

по окружающему миру по теме

«Почему нужно беречь и охранять воду?"

                                                Учитель – Гладышева М. В.

2009 – 2010 учебный год


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Почему нужно беречь сердце?

Разновозрастные группы учащихся знакомятся с работой сердца и узнают, почему надо о нем заботится....

презентация "Зачем нужно беречь и охранять воду?"

Класс разделен на кафедры, на уроке решаются экономические задачи, связанные с водой....

«Почему нужно беречь и охранять воду?»

Технологическая карта урока окружающего мира в 3 классе по теме "Почему нужно беречь и охранять воду?"...

Почему воду нужно беречь и охранять?

Материал поможет уточнить и дополнить представление детей о важной роли воды в жизни человека. Уделяется внимание  экологической проблеме. Детям предлагаются ситуации, в которых они пытаются опре...

"Почему нужно беречь воду?"

Презентация для начальной школы...

Технологическая карта урока окружающего мира "Почему нужно беречь воду?" УМК "Школа России" (3 класс)

Тип урока: «открытия» нового знания Цель урока: формирование представления о причинах загрязнения воды; обобщение правил по сохранению чистой воды. Задачи урока Планируемые ...