План-конспект урока по окружающему миру "Явления природы"
план-конспект урока (окружающий мир, 2 класс) по теме

Ефремова Юлия Владимировна

План-конспект урока по окружающему миру, программа "Школа России" (ФГОС) для 2 класса. Тема "Явления природы".

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Урок окружающего мира 2 класс941.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

города Кургана «Средняя общеобразовательная школа № 9»

Проект урока

по курсу

«Окружающий мир»

   Автор проекта: Ефремова Ю.В. учитель начальных классов первой        категории МБОУ г. Кургана «СОШ № 9»

Курган

2013

     Пояснительная записка

  1. Предмет: Окружающий мир
  2. Класс: 2
  3. Тема урока: Явления природы
  4. Место темы в учебном плане: 7-ой урок
  5. Программа: «Школа России». Учебник: Окружающий мир. 2 класс. Учебник для общеобразоват. учреждений. В 2 ч. / А.А.Плешаков. – М.: Просвещение, 2011.
  6. Цели: познакомить с понятием «явления природы», «сезонные явления», с различными видами термометров и правилами пользования ими; научить измерять температуру воздуха.
  7. Планируемые результаты.

     Предметные: получить возможность расширить и систематизировать свои знания о природе; познакомиться с разными видами термометров.

     Метапредметные:

    личностный результат - вызвать интерес к учебной деятельности; развивать доброжелательность, эмоциональную отзывчивость;  

    регулятивные УУД-  предвидеть возможность получения конкретного результата при выполнении исследовательской деятельности; контролировать свои действия; формировать умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;

    познавательные УУД- учиться выдвигать предположения, использовать полученные знания о явлениях природы для решения задач творческого характера;  

    коммуникативные УУД – учиться слушать друг друга, обмениваться мнениями, строить понятные, логические речевые высказывания, формулировать свои затруднения, оказывать в сотрудничестве взаимопомощь.

8. Тип урока: изучение нового материала; урок решения практических задач. Методы обучения: частично-поисковый, объяснительно иллюстративный, словесный. Формы организации образовательного процесса: индивидуальная работа, фронтальная работа, работа в парах и группах.

9.   Способы оценки: листы самоконтроля.

10. Материально-техническое обеспечение: ноутбук, мультимедиа проектор, интерактивная доска, термометры.

Технологическая карта

Дидактическая структура урока

Планируемые результаты (личностные, метапредметные, предметные)

Деятельность учителя

Деятельность учеников (познавательная, коммуникативная, регулятивная)

Задания для учащихся, выполнение которых приведет к достижению планируемых результатов

I. Организационный этап.

Личностные: обеспечить мотивацию изучения нового материала, вызвать интерес к учебной деятельности.

- А сейчас проверь, дружок,

Ты готов начать урок?

Все ль на месте,

Все ль в порядке,

Ручка, книжка и тетрадки?

Все ли правильно сидят,

Все ль внимательно глядят?

Каждый хочет получать

Только лишь отметку «5».

Дети проверяют: все ли готово к уроку.

II. Проверка домашнего задания.

Познавательные: формирование умения выделять сущность, особенности объекта; умения на основе анализа объекта делать вывод; умения устанавливать аналогии; умения обобщать и классифицировать по признакам.

Регулятивные: формирование умения определять цель и успешность выполнения своего задания.

Коммуникативные: формирование умения строить взаимодействие и сотрудничество с партнером.

- Посмотри, мой милый друг,

Что находится вокруг?

Небо светло-голубое,

Солнце светит золотое,

Ветер листьями играет,

Тучка в небе проплывает.

Поле, речка и трава,

Горы, воздух и листва,

Птицы, звери и леса,

Гром, туманы и роса.

Человек и время года –

Это все вокруг … (природа).

- На предыдущем уроке мы с вами начали говорить о природе. Давайте вспомним, какая бывает природа?

- Распределите по группам предметы живой и неживой природы (Приложение № 1).

- Объясните, почему вы сделали именно так.



















Ответы детей.





Зачитывают ответы. Объясняют, почему так распределили ответы (фронтальная работа).





















Работа с ноутбуками в парах. Один определяет предметы живой природы, второй – неживой, изделия распределяют совместно.

III. Актуализация знаний, определение темы.

Познавательные: формирование умения на основе анализа объекта делать вывод; умения устанавливать аналогии; умения обобщать.

Регулятивные: формирование умения высказывать свои предположения в диалоге с учителем.


 

- Сегодня на уроке мы продолжим говорить о природе. А вот о чем именно, вам предстоит догадаться самим.

- Что вы видите на фотографиях? (Приложение № 2) (Слайды № 1-6. Природные явления).

- Как все это можно назвать одним словом? Кто догадался?

- И так тема нашего урока «Явления природы» (Тема записывается на доске).

- Какие задачи будем решать на уроке?

- Что будем делать на уроке, чтобы реализовать поставленные задачи?

- По ходу урока будем оценивать свою работу в листах самооценки (Приложение № 3)






Комментарии детей: дождь, радуга, молния, торнадо, шторм, метель.





Высказывания детей.






Рассмотреть фотографии на мультимедиа и назвать явления, которые они видят.

IV.Этап освоения новых знаний.

Познавательные: формирование умения извлекать информацию из иллюстраций, текста; выявлять сущность, особенности объекта; обобщать и классифицировать по признакам.

Коммуникативные: формирование умения слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблемы; планировать учебное сотрудничество.

Личностные: формирование межличностных отношений.

- Все изменения в природе называются природными явлениями или явлениями природы.

- Давайте обратимся к учебнику и прочитаем, что еще относится к природным явлениям.

- Очень многие явления природы связаны со сменой времен года (сезонов), поэтому они называются сезонными.

- Сколько времен года вы знаете?




- Сейчас вы разобьетесь на 4 группы по временам года. Каждая группа выберет фотографию, по которой определим, каким временем года она будет. Затем вы дадите себе характеристику? (Приложение № 4) (Слайды № 7-10. Времена года: лето, осень, зима, весна).

Во время ответов детей на мультимедиа появляются по очереди те же фотографии.






Работа с учебником на с. 28.








Ответы детей: четыре – весна, лето, осень, зима.



По одному человеку подходят к столу учителя и вытягивают картинку.

Дают краткую характеристику временам года.






Прочитать о природных явлениях по учебнику.
















Разбиться на группы, выбрать фотографию, обсудить ответы.

V.Физкультминутка.

Регулятивные: умение контролировать действия.

Выросли деревья в поле.                              Хорошо расти на воле!         Каждое старается,                 К небу, к солнцу тянется.                        Вот подул веселый ветер,                             Закачались тут же ветки,                              Даже толстые стволы          Наклонились до земли.       Вправо-влево, взад-вперед –                    Так деревья ветер гнет.        Он их вертит, он их крутит.                        Да когда же отдых будет?

Потягивания – руки в стороны.


Потягивания – руки вверх



Машут руками.

Наклоны вперед.

Наклоны вправо-влево, назад-вперед.

Вращение туловищем.

VI. Совместное открытие знаний.

Познавательная: использование полученных знаний для решения задач творческого характера.

Регулятивные: формирование умения определять успешность своего задания в диалоге с учителем; оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.  

Коммуникативные: формирование умения участвовать в коллективном обсуждении проблемы; строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками.

- А какое время года сейчас?

- Сегодня вы шли в школу. Какой показалась вам погода?

- В зависимости от погоды люди одеты в соответствующую одежду. А как, находясь дома, можно определить, во что одеться?

- Температуру воздуха измеряют специальным прибором - термометром.

- А в чем измеряется температура?

- Назовите части термометра.




- Цифры, стоящие выше 0, показывают количество градусов тепла, а ниже 0 - количество градусов холода.

- Но шкалы все-таки отличаются. Почему?




- Давайте выполним практическую работу.

Ответы детей.







Высказывания детей.






Ответы детей.

- Стеклянная трубка, наполненная жидкостью, и шкала.






Объясняют, для чего нужен каждый из термометров.


















Каждая группа работает с различными видами термометров.











Каждая группа выполняет свое задание. 1 гр. определяет температуру холодной воды; 2 гр. – теплой; 3 гр. - температуру в классе и за окном; 4 гр. - температуру тела.

VII. Обобщение и систематизация знаний.

Познавательная: использование полученных знаний для решения поставленной задачи.

Регулятивные: формирование умения прогнозировать; соотносить, получившийся результат, с правильным ответом, с целью обнаружения ошибок.

Индивидуальная работа с ноутбуками.

- Расставьте слова под соответствующей картинкой (Приложение № 5). Один будет выполнять задание на интерактивной доске. Затем мы сравним ваши результаты.

- Что такое явления природы?

- Что называется сезонными явлениями?

- Чем измеряют температуру?

- Назовите части термометра?

Каждый ребенок работает индивидуально. Один работает на интерактивной доске.



Ответы детей.

Расставить слова под соответствующую картинку.

VIII. Домашнее задание.

Регулятивные: соотнесение того, что уже известно, и того, что еще неизвестно.

- Дома каждый из вас продолжит работу с термометром и измерит температуру воздуха в комнате и на улице, холодной воды и теплой, а также температуру своего тела.

По учебнику с. 28 – 31.

- Дополнительное задание для любознательных: найти художественные произведения, в которых описываются природные явления.

Фиксируют домашнее задание.

IX. Подведение итогов.

Регулятивные: формирование умения определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем; оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей; осуществлять познавательную и личностную рефлексию

- Что нового вы сегодня узнали?

- На какие вопросы получили ответы?

- Какие остались?

- Где вы сможете найти ответы на эти вопросы?

- Когда вам могут пригодиться знания сегодняшнего урока?

- Какой вывод сделали?

- Какую работу мы сегодня выполнили?

- Чему научились?

- Кто или что вам помогло справиться?

- Кто доволен сегодня своей работой, громко скажите себе «Молодец».

Дети отвечают на вопросы (фронтальная работа).










Анализ листов самооценки.

Приложение №1

Инновационный учебно–методический комплекс «Начальная школа»              3 часть. Задание 12.

                                                   Заполни таблицу.

Живая природа

Неживая природа

Изделия

книга

солнце

ткань

дом

горы

автомашина

акула

вода

одежда

гриб

луна

цветок

камни

бабочка

дождь

кустарник

тюлень

дерево

лось

грач

холодильник

снег

шалаш

карась

звезды

Приложение № 2.

Приложение № 3

                                                   Лист самооценки.

Виды  деятельности на уроке

Оценка деятельности

Выполнил самостоятельно

Были трудности

Выполнил с помощью товарищей

Определение темы

Планирование

Изучение нового материала

Работа в группе

Обобщение знаний

Приложение № 4

                                           Приложение № 5

                Расставить слова под соответствующие картинки.

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/ccee66f5-e491-4816-8ac8-165fc8a2b453/%5BNS-TECH_2-10%5D_%5BIM_115%5D.html


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План -конспект открытого урока по окружающему миру для 1 класса

Предмет: окружающий мир.Тема: «Наши помощники – органы чувств». Урок №21.По типу урок: изучения и первичного закрепления новых знаний, урок-практикум.Цель:·        Ф...

План-конспект современного урока по окружающему миру 1 класс

Урок  в 1 классе по теме  " Где и когда? ", " Когда наступит лето?" Урок с использованием  ЭОР из Единой коллекции ЦОР о смене дня и ночи и смене времён года с использованием игрового ...

План-конспект проведения урока по окружающему миру

Тема: «Как живут животные. Бурый медведь» (УМК «Школа России», учебник «Окружающий мир» - 1 ч.; авт. А.А. Плешаков)...

План – конспект открытого урока по окружающему миру в 1 классе на тему: "Осень"

Тип урока: изучение новой темы.Цель: 1)    Обучающая:-формировать представления о характерных признаках осени в живой и  неживой природе;  - учить устанавливать связи меж...

План – конспект открытого урока по окружающему миру в 4 классе. Тема урока: Многогранный мир чувств.

Тип урока: комбинированный, урок-исследование.Цель:1) Обучающая:-формировать у учащихся новые понятия об органах чувств, о строении и роли органов слуха, равновесия, обоняния, вкуса и осязания, ...

План-конспект открытого урока по окружающему миру 3 класс

План-конспект урока окружающего мира на тему "Мы и наше здоровье" 3 класс "Школа России"....