Интегрированный урок "Путешествие в грибное царство"
план-конспект урока по окружающему миру (2 класс) по теме

Хакимзянова Земфира Марселовна

Интегрированный урок "Путешествие в грибное царство" во 2-ом классе выполняет образовательные, развивающие и воспитательные цели. Обобщает представление детей об отличительных признаках съедобных и несъедобных грибов. Систематизирует знания детей по оказанию первой медицинской помощи при отравлении грибами. Развивает умение детей сравнивать, анализировать и устанавливать причинно-следственные связи. Развивает навыки работы в группе. Формирует бережное отношение к природе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon puteshestvie_v_gribnoe_tsarstvo.doc54.5 КБ

Предварительный просмотр:

В царстве грибов

Урок природоведения во 2 классе

Цели:

  1. обобщить представление детей об отличительных признаках съедобных и несъедобных грибов;
  2. развивать навыки работы в группе;
  3. прививать интерес к познанию окружающего мира;
  4. способствовать формированию бережного отношения к природе.

Оборудование: мультимедиапроектор, экран, компьютер, муляжи грибов.

Ход урока:

I. Оргмомент

        Сегодня, объединив 2 урока русский язык и мир вокруг нас, мы с вами отправимся в лес на тихую охоту. Почему она тихая, вы узнаете разгадав загадку:

                                                        И на горке, и под горкой

                                                        Под берёзой и под ёлкой

                                                        Хороводами и в ряд

                                                        В шапках молодцы стоят

                                         (грибы)

        – Мы отправляемся в царство грибов. Самые активные ребята получат послание осени – грибы.

II. Повторение

- Давайте вспомним, что такое природа

- Какая бывает природа?

- Какие признаки живой природы знаете

- На какие царства ученые-биологи делят живую природу?

- Из каких частей состоят растения?

- Почему грибы нельзя отнести к царству растений? (у грибов нет листьев, стебля, веток)

- А можно ли грибы отнести к царству животных?

III. Новая тема

- Итак, что такое грибы?

- Из каких частей состоит гриб?

        Грибы – удивительнейшие из живых существ, населяющих нашу планету. Существует 120000 разновидностей грибов. При этом для человека важны примерно 500 видов: более 300 опасны для человека, а остальные используются в различных целях. Среди них есть съедобные и смертельно опасные ядовитые грибы, мясистые «цветы», микроскопическая плесень, паразиты и хищники. По размерам разные: дождевики иногда имеют вес 5 кг, а дрожжевые грибки видны только под микроскопом. 150 представителей царства грибов человек употребляет в пищу. Шляпочные грибы содержат витамины, белки прочие полезные вещества.

         Грибы довольно быстро заселяют пни, оставшиеся после вырубки. Эти грибы – лесные санитары. Они перерабатывают мёртвую древесину и очищают лес.

         Некоторые грибы занесены в Красную книгу (стр. 119 учебника)

         Наука изучающая царство грибов называется микология. Перевод с латыни микос – гриб, логос – наука.

         Название «грибы» появилось в XV-XVI веках от древнерусского слова горб. Грибами называли трубчатые грибы с горбатой шляпкой. А все остальные грибы назывались губы. Потом, в XVIII веке все виды были объединены под одним названием – грибы.

         Грибы – удивительный дар природы. Они обладают высокими пищевыми качествами. Свежие белые грибы, например, полезнее моркови и капусты, а сушёные почти вдвое калорийнее яиц. Бульон из сушёных грибов питательнее мясного бульона. Грибы содержат почти столько же минеральных веществ, сколько фрукты.

         Давайте рассмотрим некоторые грибы. Это чага – растёт на берёзе, лекарственный гриб (используют при лечении рака)

         Дома у многих в банках растёт чайный гриб.

         Это шампиньон. Его выращивают в теплицах.

- Что такое грибница? (подземная часть гриба, всасывает из почвы воду с растворёнными в ней питательными веществами)

- Чему способствуют грибы (разрушение остатков организмов и образованию перегноя)

- Почему грибы тесно связаны с деревьями? (Нити грибницы оплетает корни деревьев и получает от них готовый сахар, гриб же даёт дереву питательные вещества, которые он берёт из почвы)

Интегрирование с русским языком.

- Образуйте новые слова с помощью корня гриб. Разберите по составу и объясните смысл однокоренных слов (родственных)

        Гриб – грибочек – грибница – грибник – грибной – грибок – грибковая

- Отгадайте загадки. Напишите отгадки. Разберите их по составу.

        Волнушка, подосиновик, сыроежка, подберёзовик, боровик, маслёнок, чернушка, мухомор, сморчок, зеленушка.

Загадки

Стоял на крепкой ножке,

Теперь лежит в лукошке (белый гриб)

Растут на опушке

Рыжие подружки

А зовут их (волнушки)

А вот кого-то важный

На беленькой ножке

Он с красною шляпкой

На шляпке горошки (мухомор)

Я в красной шапочке расту

Среди корней осиновых

Меня узнаешь за версту,

Зовусь я (подосиновик)

Вдоль лесных дорожек

Много белых ножек

В шляпках разноцветных,

Издали приметных

Собирай, не мешкай,

Это (сыроежки)

Не спорю, не белый

Я, братцы, попроще

Расту я обычно

В берёзовой роще (подберёзовик)

Нет, грибов дружней, чем эти;

Знают взрослые и дети.

На пеньках растём в лесу

Как веснушки на носу (опята)

Я стою на ножке толстой

Я стою на ножке гладкой

Под коричневою шапкой

С нежной, бархатной подкладкой (боровик)

У него невзрачный вид

Воланчик на ножке его украсит –

Ты не трогай этот гриб

Учти: он очень ядовит,

Смотри, не бери его с полянки,

Его называют (поганка)

Ходят в рыженьких беретах,

Осень в лес приносят летом,

Очень дружные сестрички

Золотистые (лисички)

Стоят под ёлкой пять ребят,

Все в ярких шапках рыжих.

Стоят, обнявшись, и молчат,

Один другого ниже.

Рассказали нам жуки

Это братья - (рыжики)

Землю пробуравил,

Корешок оставил,

Сам на свет явился,

Шапочкой прикрылся (гриб)

        Названия грибов.

Боровики — за любовь к борам, сосновым лесам.

Волнушка — из-за рисунков волн.

Зеленушка — шляпка зеленая.

Лисички — эти грибы всегда растут россыпью, семейкой. Издали семейка рыжая, может лисеньком показаться.

Масленок — шляпка, словно маслом помазана, блестит и из рук выскальзывает.

Мухомор — мух морить. Красив, но ядовит. Для людей —  отрава, для мух— погибель, если настойку из этого гриба приготовить.

Опенок — вокруг пня растет.

Подберезовик — под березами растет.

Подосиновик — под осинами растет.

Рыжик — рыженький, яркий грибок, часто под ёлками любит прятаться.

Сатанинский гриб — сатана, черт, леший, нечистая сила его пусть ест, а людям нельзя. А люди его часто с лучшими грибами — белым, или боровиком путают.

Серушка — серенькая шапка.

Сморчок — сморщенный весь, шапка смятая, сплющенная.

Чернушка — второе имя — темный черный груздь.

Физкультминутка.

Опенок.

Влез опенок на пенек,

Простоял один денек.

На ветру качался,

Резко наклонялся.

Тоненький, тоненький,

Ножка, что соломинка!

А потом склонился

И совсем свалился.

Гриша шел, шел, шел,

Белый гриб нашел,

Раз грибок

Два грибок

Три грибок —

Положи их в кузовок.

Пословицы и поговорки.

Появились опята – лето кончилось.

Поздний гриб – поздний снег.

Кто пораньше встаёт, тот и грибки себе берёт.

А сонливым и ленивым даётся лишь крапива.

Не ходи за грибами с ведром – не губи лесное добро. Клади их в плетёное лукошко – пускай подышат немножко.

Приметы.

  1. На зорьке росистой – гриб крепкий, душистый

А в знойный день – как гнилой пень.

     2.  Много комаров – готовь много коробов (для ягод)

          Много мошек – готовь много лукошек (для грибов)

  1. Будет дождик – будут и грибки.

А будут грибки – будут и кузовки.

          Первый туман лета – верная грибная примета.

Проблемные экологические задачи.

  1. Нашел грибник боровик и разрыл вокруг него весь мох, выискивая мелкие грибочки. Какой вред он нанес природе? (погубил грибницу, возраст которой 300-500 лет)
  2. Два друга отправились в лес за грибами. Они долго бродили по лесу, но грибов не было. Изредка попадались старые грибы да мухоморы, которые Вова сбивал палкой.

          — Зачем ты это делаешь? — спросил Коля — Ведь они нужны лесу,

        животным.

          — Они несъедобные, поганки, — ответил Вова.

          Кто из мальчиков прав?

  1. Костя и Миша отправились в лес за грибами. Через несколько часов, выйдя на полянку, Костя увидел своего друга, у которого в руках была корзинка, полная мухоморов.

     — Ты зачем набрал мухоморов? — удивленно спросил Костя.

     — Я их собрал, чтобы другие не отравились.

     Правильно ли он поступил?

     (Мухоморы едят белки, полевки, барсуки, ежи, сороки, слизни и лоси)

Правила поведения на природе.

      Не сбивай грибы, даже несъедобные. Помни, что грибы очень нужны в природе. Своей подземной частью — грибницей — они срастаются с корнями деревьев, кустарников, трав, обеспечивая их водой, минеральными солями, ростовыми веществами. Для животных грибы служат пищей и лекарствами (мухоморы лекарством для лосей). Грибы являются санитарами леса, они участвуют в разложении растительных остатков. Грибы украшают лес. Именно мухомор является одним из самых красивых наших грибов. Среди грибов есть и редкие, занесенные в Красную книгу, например гриб-баран.

Как нужно собирать грибы.

  1. Не рвать, не тянуть гриб из земли.
  2. Аккуратно срезать ножиком.
  3. Выкручивать гриб из земли.
  4. Собирай только те грибы, которые хорошо знаешь.
  5. когда ищешь грибы, не разрывай и не раскидывай в стороны листву, мох. Грибница, оказавшись под лучами солнца, может высохнуть и погибнуть.
  6. Не надо брать старые грибы. В них может быть опасный для человека яд.
  7. Нельзя собирать грибы возле шоссейных дорог и промышленных предприятий, в городских скверах. В этих грибах накапливаются вредные вещества, которые выбрасывают в окружающую среду автомобили и предприятия.
  8. Старайтесь не пробовать незнакомые грибы на вкус.
  9. Собранные грибы нельзя складывать в пакеты, так как в пакете они ломаются, крошатся, потом нельзя будет определить виды грибов.
  10. Не оставляйте маленьких детей без присмотра в лесу, в парках. Они любят есть красивые красные мухоморы.
  11. Грибы — скоропортящийся продукт. Своевременно перерабатывайте принесенные из леса грибы.
  12. Соблюдайте известные правила переработки.

Частушки о грибах.

  1. Шоколадная папаха,

     Белый шелковый мундир

          Посмотрев, опенок ахнул:

          Настоящий командир!

  1. Не играйте вы, опятки,

     Дотемна с Валюшей в прятки.

     Окажите вы ей честь —

     В кузовке местечко есть.

3. Сколько лет тебе, сморчок?

    Ты по виду старичок.

    Удивил грибок меня:

    Возраст мой — всего два дня.

Плесневые грибы.

— А сейчас я покажу вам грибы, которые вы видели много раз, но никогда не догадывались, что это грибы. (Хлеб, картофель, апельсиновая корка покрытые плесенью).

— Посмотрите в микроскоп, что там видите? (Плесень).

— А плесневые грибы человек как-нибудь использует?

Антибиотики — пенициллин (упаковка таблеток) изготавливают из плесневых грибов. Дают таблетки больным.

Итог.

— Что нового узнали о грибах?

— Понравилась ли вам тихая охота?

— Сколько грибов собрал каждый из вас?

Оценки по количеству набранных грибов.

Домашнее задание.

Упражнения 143, 144 — по рус. языку.

«Мир вокруг нас» стр. 118-123 — пересказ.

А в тетради — стр.54-55.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект "Тайны грибного царства"

Материал представляет собой презентацию проекта "Тайны грибного царства", над которым учащиеся 3 класса работали один месяц. Выходом проекта является книга "Тайны грибного царства"...

Интегрированный урок в 3 классе "В царстве грибов"

Интегрированный урок математики, окружающего мира и технологии в 3 классе по теме: "Круг.Окружность.Грибы." с мультимедийным приложением.УМК "Школа России"...

Методическая разработка урока естествознания "Тайны грибного царства".

В материале представлен урок естествознания на тему "Тайны грибного царства" для 1 класса по программе "Гармония". Урок может быть использован учителями, которые работают по другим УМК....

Окружающий мир 2 класс "Грибное царство"

Конспект урока по окружающему миру для 2 класса по теме "Грибное царство" в помощь учителю...

Конспект интегрированного урока по ИЗО и живому миру во 2 классе для детей с тяжёлыми и множественными нарушениями развития. Тема урока: "Грибная поляна"

Тема: «Грибная поляна»Цель: научить детей раскрашивать грибы акварельными красками, закрепить понятие «грибы».Задачи:  - повторить признаки осени,   - закрепление названий цветов,...

Познавательная игра – викторина «Грибное царство»

Аннотация  к занятию ТемаПознавательная игра – викторина «Грибное царство»Цельрасширить знания учащихся о грибах, о правилах сбора грибовЗадачи&bull...

Съедобное грибное царство

презентация - про грибы!...