Беседы с младшими школьниками.
статья по окружающему миру (1 класс) по теме

Самохина Анна Александровна

Беседы с младшими школьниками на экологической тропе. Описывается экскурсия на пришкольном участке, которая проводится в форме игры. В статье приводятся примеры "Экологических станций".

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Беседы с младшими школьниками.32 КБ

Предварительный просмотр:

БЕСЕДЫ С МЛАДШИМИ ШКОЛЬНИКАМИ

НА УЧЕБНОЙ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ТРОПЕ.

А.А. Самохина.

     Развитию интереса к изучению современных экологических проблем, играющего важную роль в становлении мотивов дальнейшей деятельности младших школьников по отношению к природному окружению, в нашей гимназии уделяется большое внимание. Одной из форм в работе учителя по формированию правильного поведения в природе является экскурсия на учебной экологической тропе. Природная территория, специально оборудованная в обучающих и воспитательных целях, позволяет проводить интегрированные беседы. Маршрут тропы выбран таким образом, чтобы в нем были представлены не только участки дикой природы такие, на которых видна деятельность человека (строительство жилых домов около здания гимназии, гаражей в овраге, где произрастали интересные для изучения травы, мусорные баки, до которых не доходят нерадивые жильцы). Это дает возможность сравнивать естественную и преобразованную среду, изучить характер природопреобразующей деятельности человека, учиться прогнозировать последствия антропогенного воздействия.

     Главное условие — выделение определенных остановок ( так называемые «видовые  точки»), на которых проводятся наблюдения, исследования, описания, измерения. Названия остановок, придуманные детьми, подчеркивают вид деятельности на ней. Одна из таких точек называется: «Мой любимый плодовый сад», на ней произрастают древесные растения: яблоня, груша, абрикос, вишня и кустарники: смородина, шиповник, рябина.

     Принцип сезонности изучения природы, а начальных классах соблюдается в построении содержания бесед на тропе. Перед экскурсией учитель задает вопрос о том, что нового увидят дети в данное время года в саду, затем приглашает учащихся к выбору гипотезы, получающей в дальнейшем подтверждение наблюдениями учащихся.

     Промежуток тропы разбивается на отдельные части, которые носят соответствующие названия. Первая остановка «Поэтическая» позволяет выразить свое отношение к миру растений в поэтической форме. На ней читаются стихи, загадываются загадки, ответы на которые находят ученики непосредственно в природном окружении: «Есть у ребят зеленый друг, весёлый и хороший. Он им протянет сотни рук и тысячи ладошек».

      «Узнайте люди, как бывают прекрасны яблоки мои. Когда не силой их срывают, а я сама роняю их». Это четверостишие В. Солоухина заставляет задуматься о том, почему в школьном саду стал совсем маленький урожай плодов. Дети делают выводы. Во-первых, виной этому являются они сами, так как не дожидаются созревания плодов и этим нарушают связь между растениями и животными, которые кормятся ими. Особенно достается смородине и абрикосу они лишаются плодов в незрелом состоянии. Во-вторых, за садом недостаточно ухаживают, мало поливают, не проводят подкормку земли, не рыхлят ее, и поэтому плодовые деревья дичают.

     Второй остановке дали название «Исследовательская», она особенно интересна весной. Дети получают огромный эмоциональный подъем от наблюдений за первыми распустившимися листьями, раскрывающимися цветочными бутонами, порхающими ба бочками, собирающими нектар и пыльцу пчелами и т. д. Учащиеся наблюдают за деятельностью насекомых, обсуждают значимость их в саду, выявляют вредителей плодовых культур, составляют простейшие экологические цепочки.

      Третья остановка под названием «Поиграй-ка» служит для закрепления знаний учащихся, полученных во время экологической экскурсии. На ней предусмотрены ответы учеников на вопросы по правилам поведения в природу и решения ситуационных задач.

     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Беседа с младшими школьниками "Один дома"

Данная беседа проводиться с детьми с целью предупреждения несчастных случаев, когда ребёнок находится один дома....

Конституция Российской Федерации - основной закон нашей страны. Как построить беседы с младшими школьниками по Конституции Российской Федерации.

Конституция - те самые базовые правила игры, по которым мы выстраиваем нашу жизнь в нашем государстве. Конституцию как неотъемлемую часть правового воспитания молодого гражданина, как главный зак...

Беседа с младшими школьниками ко Дню Победы: Никто не забыт, ничто не забыто.

Цели: воспитывать чувство гордости за свой народ; воспитание гражданско-патриотических чувств у младших школьников.Ход беседы:22 июня 1941 год. В этот далёкий летний день никто не подозревал, что...

Беседа с младшими школьниками на тему "Этикет подарка"

Данная разработка прелогается воспитателям по правилам этикета....

Беседы для младших школьников

Дан.ный материал адресован классному руководителю с указанием дат проведения бесед и инструктажей по пожарной безопасности, поведении во время каникул, обращении с электроприборами....

Конспект беседы для младших школьников на тему: Этикет

Конспект беседы для младших школьников на тему: Этикет...

Этические беседы с младшими школьниками

Методика проведения этических бесед включает в себя: подготовительный этап, проведение беседы, организацию и оценку повседневной деятельности и отношений детей на основе усвоенных нравственных норм и ...