Рабочая программа по окружающему миру к учебнику Н.Я. Дмитриевой 4 класс
рабочая программа по окружающему миру (4 класс) по теме

Рахимова Наталья Минифлеровна

 

          Рабочая программа по предмету «Окружающий мир» для 4 класса разработана на основе авторской программы (система развивающего обучения Л.В.Занкова), утверждённой МО РФ в соответствии с требованиями федерального компонента Государственного стандарта начального образования. В программу включены темы по ОБЖ и темы "Разговор о правильном питании"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_po_okruzhayushchemu_miru_4_klass.docx60.53 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

          Рабочая программа по предмету «Окружающий мир» для 4 класса разработана на основе авторской программы (система развивающего обучения Л.В.Занкова), утверждённой МО РФ в соответствии с требованиями федерального компонента Государственного стандарта начального образования.

        Учебный курс «Окружающий мир» интегрирован знаниями из области истории, географии, биологии, что предусматривается Образовательным государственным стандартом нового поколения.

Цели курса:

– развитие умений наблюдать, анализировать, обобщать, характеризовать объекты окружающего мира, рассуждать, решать творческие задачи;

– освоение знаний об окружающем мире, единстве и различиях социального; о человеке и его месте в природе и в обществе;

– воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру; экологической и духовно-нравственной культуры, патриотических чувств; формирование потребности участвовать в творческой деятельности в природе и обществе, сохранять и укреплять здоровье.

Задачи курса:

  • формировать широкую целостную картину мира с опорой на современные научные достижения;
  • на основе предметных знаний и умений подвести учеников к осознанию причинно-следственных связей между природой, обществом и человеком, к осознанию разнообразия и многомерности окружающего мира, его противоречивости;
  • в ходе решения первых двух задач развивать логичность и самостоятельность мышления, развивать историческое мышление, формировать экологическую культуру, элементарные правила нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;
  • формировать общеучебные умения: воспринимать проблему, выдвигать гипотезу, классифицировать, сравнивать, обобщать, делать выводы; ориентироваться в  пространстве и времени; работать с картами, таблицами, схемами; добывать информацию в соответствующей литературе, пользоваться справочниками, развивать устную и письменную речь;
  • освоить доступные способы изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение, опыт и др. с получением информации из разных источников);
  • воздействовать на развитие эмоционально-волевых, нравственных качеств личности; воспитывать чувство патриотизма и любви к Родине, гордости за свой край, уважения к своей семье, истории, культуре, способствовать эстетическому воспитанию.

        Рабочая программа предусматривает развитие конкретных умений школьников по организации разнообразной деятельности, по творческому применению знаний, элементарные умения самообразования.

         В содержание программы включён материал, превышающий уровень обязательных требований, что позволяет реализовать дифференцированный и индивидуальный подход к обучению, расширить кругозор учащихся, познакомить их с интересными фактами и явлениями окружающего мира.

       Содержание курса в 4 классе - следующий этап познания человеком окружающего мира. Начинается эпоха Великих географических открытий. Дети знакомятся с историей открытия, населением, природой Америки, Австралии, Антарктиды при постоянном сравнении с природой России. Развиваются науки, люди изобретают все больше машин, бытовой техники, технических средств, которые входят в повседневную жизнь человека. Растет интерес человека к познанию самого себя, к своему здоровью и необходимости принимать меры по его сохранению.

       Курс интегрирован с программой «Разговор о правильном питании».

       Цель программы: формирование у детей основ культуры питания как составляющей здорового образа жизни.

      Задачи:

  • расширение знаний детей о правилах питания, формирование готовности соблюдать эти правила;
  • формирование навыков правильного питания как составной части здорового образа жизни;
  • формирования представления о правилах этикета, связанных с питанием, осознание того, что навыки этикета являются неотъемлемой частью общей культуры личности;
  • пробуждение у детей интереса к народным традициям, связанным с питанием и здоровьем, формирование чувства уважения к культуре своего народа и традициям других народов;
  • просвещение родителей в вопросах организации правильного питания детей.

На изучение данной программы в 4 классе отводится 7 часов.

       На изучение курса отводится 68 часов (2 часа в неделю).  В том числе: практических работ – 18; экскурсий – 4; проверочных работ – 8; контрольных работ – 2. 

СОДЕРЖАНИЕ ПРЕДМЕТА

Человек и окружающий мир

Человек и природа

Взаимосвязи между человеком, природой и миром, созданным человеком. Энергия -

источник движения. Человек познает самого себя. Клетка - основа строения и роста живых организмов. Рост и развитие человека. Ваша родословная. Тело человека: опорно-двигательная система. Изобретение микроскопа, открытие микроорганизмов. Кожа. Младший школьник. Правила здорового образа жизни: правила гигиены, режим труда и отдыха, физкультура и спорт. Лекарственные растения. Первая помощь при переломах и порезах.

Человек и общество

Условия жизни европейцев в Средние века. Эпидемии и борьба с ними. Расширение знаний о Земле. Открытие Америки Христофором Колумбом. Кругосветное плавание Фернана Магеллана. Представление о странах мира, о разных народах, об их культуре и особенностях быта.

Практические работы. Осенние работы на пришкольном участке; составление комплекса упражнений утренней гимнастики; составление режима дня; определение своего роста и веса; наблюдение за работой мышц и их утомляемостью; рассматривание

клетки под микроскопом; оказание первой помощи при ушибах и порезах; изучение

внешнего вида лекарственных растений при рассматривании гербарных образцов; работа с картами: контурной, физической, природных зон.

Исследовательская работа. История развития транспортных средств. Транспорт будущего. Открытие Америки, ее природа, население.

Экскурсии в музей (при возможности).

Преобразования в России

Человек и общество

Россия при Петре I. Санкт-Петербург: достопримечательности (Зимний дворец, памятник Петру I _ Медный всадник, разводные мосты через Неву и др.). М.В. Ломоносов - основоположник русской науки. Ведущая роль образования, труда, значение творчества в жизни человека и общества

Человек и природа

Горное дело: горные породы и минералы (гранит, известняк, мрамор, соль, руды металлов, горючие полезные ископаемые), происхождение полезных ископаемых, их

свойства и разработка. Значение полезных ископаемых в хозяйственной деятельности

человека, бережное отношение людей к полезным ископаемым. Полезные ископаемые

родного края (2-3 примера). Люди, занятые горным делом.

Человек и общество

Развитие русского военного искусства. А.В. Суворов. Отечественная война 1812 г.

М.И. Кутузов. План местности.

Практические работы. Определение состава и свойств полезных ископаемых (гранита и известняка, песка и глины), работа с коллекциями горных пород и минералов; работа с физической картой России (полезные ископаемые); работа с исторической картой; составление плана комнаты, школьного или садового участка.

Исследовательская работа. Петербург - один из прекраснейших городов мира.

Экскурсии в краеведческий, минералогический музеи (при возможности).

Мир человека в Новое время

Человек и природа

Открытие новых земель: северные земли России, Антарктида, Австралия, Уссурийский край. Особенности природы России в сравнении с природой других материков.

Природные зоны гор.

Человек и общество

События в России в начале ХХ века. Развитие промышленности. Ликвидация безграмотности. Образование СССР. Великая Отечественная война (1941-1945). Государства - участники войны. Герои Великой Отечественной войны. Судьба родного края в этот период. Развитие науки и техники. Сельское хозяйство: растениеводство, животноводство. Выращивание овощных и цветковых культур на пришкольном участке.

Особенности сельского хозяйства родного края. Отношения между городом и селом.

Человек и природа

Экологические проблемы России и вашей местности. Положительное и отрицательное влияние человека на природу (в т.ч. на природу родного края). Охрана природы. Заповедники и национальные парки. Красная книга России. Новые знания о человеке. И.П. Павлов. Открытие нервной системы (как нервная система управляет работой всех органов организма). Нервная система и органы чувств. Система кровообращения. Первая помощь при кровотечениях. Дыхательная система. Болезни дыхательных путей и их профилактика. Пищеварительная система. Правильное питание и здоровье. Гигиена ротовой полости и зубов. Выделительная система и ее значение для организма. Правила

здорового образа жизни: правильное питание, полезные и вредные привычки. Личная

ответственность каждого человека за состояние своего здоровья и здоровье окружающих его людей. Внимательное и уважительное отношение к людям с ограниченными возможностями здоровья.

Практические работы. Сбор материала о судьбе края в обозначенный исторический

период; оказание первой помощи при легких травмах; подсчет ударов пульса в спокойном состоянии и после физических упражнений; определение количества дыхательных движений в минуту; составление меню с учетом содержания необходимых

для организма веществ; весенние работы на пришкольном участке; работа с картами:

физической, политической, природных зон России и мира, с контурными картами.

Исследовательская работа. Как работают органы чувств. Витамины в жизни человека.

Экскурсии в краеведческий, исторический музеи (с учетом возможностей).

Современная Россия

Человек и общество

Наша Родина - Россия, Российская Федерация. Ценностно-смысловое содержание понятия «Родина» («Отечество», «Отчизна»). Государственная символика России: Государственный герб России, Государственный флаг России, Государственный гимн России; правила поведения при прослушивании гимна. Конституция - основной закон Российской Федерации. Права ребенка. Государственное устройство. Президент Российской Федерации -глава государства. Ответственность главы государства за социальное и духовно-нравственное благополучие граждан. Обязанности граждан, их права. Нравственные нормы жизни. Праздник в жизни общества как средство укрепления общественной солидарности и упрочения духовно-нравственной связи между соотечественниками. Новый год, Рождество, День защитника Отечества, 8 Марта, День Весны и Труда, День Победы, День России, День защиты детей, День народного единства, День Конституции. Россия на карте, государственная граница России. Москва -столица государства. Святыни Москвы - святыни России. Достопримечательности Москвы: Кремль, Красная площадь, Большой театр и др. Герб Москвы. Расположение Москвы на карте. Государства - соседи России. Россия - многонациональное государство. Народы, населяющие Россию, их обычаи, характерные особенности быта (по выбору). Уважение к культуре, языку, религии, истории народов России. Духовно-нравственные и культурные ценности – основа жизнеспособности общества. Выдающиеся люди разных эпох как носители базовых национальных ценностей.

Матрица учебного содержания

Раздел

Кол-во часов

1

Человек и мир, созданный им

5 ч

2

Наши соседи на Западе

18 ч

3

Преобразования в России

9 ч

4

Разнообразие природы Земли

7 ч

5

События XIX-XX веков

9 ч

6

Человек и природа

12 ч

7

Современная Россия

8 ч

Работа по курсу обеспечивается

УМК

Материально-технической базой

Для учащихся

Для учителя

1. Дмитриева Н.Я., Казаков А.Н. Окружающий мир: Учебник для 4 класса. - Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров».

2. Дмитриева Н.Я., Казаков А.Н. Рабочая тетрадь для 4 класса к учебнику «Окружающий мир». - Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров».

1. Дмитриева Н.Я., Казаков А.Н. Методические рекомендации к курсу «Окружающий мир», 4 класс. - Самара: Издательство

«Учебная литература»: Издательский дом «Федоров».

 

Наглядные пособия:

- натуральные: гербарии, чучела, коллекции минералов и горных пород, скелет человека, скелет любого млекопитающего;

- изобразительные:

- муляжи плодов, животных и отдельных органов человека;

- таблицы групп растений и животных, отдельных органов человека и систем органов, внешнего и внутреннего строения человека, значения полезных ископаемых;

- физический глобус Земли, компас, теллурий, муляжи;

- атлас для начальных классов;

- настенные карты: «Физическая карта полушарий», «Физическая карта мира», «Физическая карта России», «Карта природных зон мира», «Карта природных зон России», «Политическая карта мира»;

- рисунки, слайды, диафильмы;

- интерактивная доска.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Личностные универсальные учебные действия

У обучающегося будут сформированы

Обучающийся получит возможность для формирования

– внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, ориентация на содержательные моменты школьной действительности и принятие образца «хорошего ученика»;

– широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;

– учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;

– ориентация на понимание причин успеха

в учебной деятельности, в т.ч. на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, на понимание предложений и оценок учителей, товарищей, родителей и других людей;

– способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности;

– осознание своей гражданской идентичности:

«Я» как гражданин России, своей этнической

принадлежности, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю;

– осознание смысла и нравственного содержания собственных поступков и поступков других людей;

– основные моральные нормы поведения в обществе, проекция этих норм на собственные поступки;

– этические чувства – стыда, вины, совести как

регуляторы морального поведения;

– понимание чувств одноклассников, учителей,

других людей и сопереживание им;

– принятие установки на здоровый образ жизни;

– принятие ценности природного мира, готовность следовать в своей деятельности нормам природоохранительного, нерасточительного, здоровьесберегающего поведения;

– чувство прекрасного на основе знакомства

с миром природы и лучшими образцами мировой и отечественной культуры.

– внутренней позиции обучающегося на уровне

понимания необходимости учения, выраженного в преобладании учебно-познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний;

– выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения;

– устойчивого учебно-познавательного интереса к новым общим способам решения задач;

– адекватного понимания причин успешности/неуспешности учебной деятельности;

– адекватной дифференцированной самооценки

на основе критерия успешности реализации социальной роли «хорошего ученика»;

– компетентности в реализации основ гражданской идентичности в поступках и деятельности;

– морального сознания, способности к решению

моральных проблем на основе учета позиций

партнеров в общении, устойчивого следования

в поведении моральным нормам и этическим требованиям;

– осознанных устойчивых эстетических предпочтений и ориентации на искусство как значимую сферу человеческой жизни;

– эмпатии как осознанного понимания чувств

других людей и сопереживания им, выражающихся в поступках, направленных на помощь и обеспечение благополучия.

Регулятивные универсальные учебные действия

Обучающийся научится

Обучающийся получит возможность научиться

– принимать и сохранять учебную задачу;

– учитывать выделенные учителем ориентиры

действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем, одноклассниками;

– планировать свои действия в соответствии с

поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане;

– следовать установленным правилам в планировании и контроле способа решения;

– осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату (в случае работы в интерактивной среде пользоваться реакцией среды решения задачи);

– адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;

– различать способ и результат действия;

– вносить необходимые коррективы в действия

на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок;

– выполнять учебные действия в устной, письменной речи, во внутреннем плане.

– самостоятельно находить несколько вариантов решения учебной задачи, представленной на наглядно-образном, словесно-образном и словесно-логическом уровнях;

– преобразовывать практическую задачу в познавательную;

– проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;

– самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале;

– осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия, актуальный контроль на уровне произвольного внимания;

– самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия.

Познавательные универсальные учебные действия

Обучающийся научится

Обучающийся получит возможность научиться

– осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая при возможности электронные, цифровые) в открытом информационном пространстве, в т.ч. контролируемом пространстве Интернета;

– осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем мире и о себе, в т.ч. при возможности с помощью инструментов ИКТ;

– использовать знаково-символические средства, в т.ч. овладеет действием моделирования;

– строить сообщения в устной и письменной форме;

– ориентироваться на разнообразие способов решения учебных задач;

– воспринимать и анализировать сообщения и важнейшие их компоненты – тексты;

– анализировать изучаемые объекты с выделением существенных и несущественных признаков;

– осуществлять синтез как составление целого из частей;

– проводить сравнение, сериацию и классификацию изученных объектов по заданным критериям;

– устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;

– строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;

– обобщать (самостоятельно выделять класс объектов) на основе выделения сущностной связи;

– подводить анализируемые объекты (явления) под понятия разного уровня обобщения (например, мир – государства – Россия – республика, область (край) – город (село) и т.д.) на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза;

– устанавливать аналогии.

– осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;

– записывать, фиксировать информацию об окружающем мире с помощью инструментов ИКТ;

– создавать и преобразовывать модели и схемы

для решения учебных задач;

– осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;

– выбирать наиболее эффективные способы решения учебной задачи в зависимости от конкретных условий;

– осуществлять синтез как составление целого

из частей, самостоятельно достраивая недостающие компоненты;

– осуществлять сравнение, сериацию и классификацию изученных объектов по самостоятельно выделенным основаниям (критериям);

– строить рассуждение, включая установление

причинно-следственных связей;

– произвольно и осознанно владеть общими приемами решения учебных задач.

Коммуникативные универсальные учебные действия

Обучающийся научится

Обучающийся получит возможность научиться

– строить монологическое высказывание (при

возможности сопровождая его аудиовизуальной

поддержкой), владеть диалогической формой

коммуникации, используя в т.ч. при возможности средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения;

– допускать возможность существования различных точек зрения, в т.ч. не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;

– учитывать другое мнение и позицию, стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

– формулировать собственное мнение и позицию;

– договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в т.ч. в ситуации столкновения интересов;

– задавать вопросы;

– контролировать действия партнера;

– использовать речь для регуляции своего действия;

– адекватно воспринимать и передавать информацию в заданном формате.

– учитывать и координировать в сотрудничестве позиции других людей, отличные от собственной;

– учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;

– понимать относительность мнений и подходов

к решению проблемы;

– аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;

– продуктивно содействовать разрешению конфликтов на основе учета интересов и позиций всех участников;

– с учетом целей коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действия;

– задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером;

– осуществлять взаимоконтроль и оказывать в сотрудничестве необходимую помощь;

– адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности.

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

4 КЛАСС 2013/2014 уч.год

Тема урока

Кол-во

часов

Планируемые результаты

Дата

Человек и мир, созданный им 5 ч

Цель: сформировать представление о связях между человеком и миром; условия современной жизни

1

Условия современной жизни

1

Установить связи между человеком, миром, созданным им, и природой

04.09

2

Техника и человек

ОБЖ: безопасное обращение с электроприборами

1

Установить, какое влияние оказывают на современного человека достижения науки и техники. Рассмотреть экологические проблемы современного мира

05.09

3

Человек познает
самого себя

1

Установить взаимосвязи и  взаимообусловленности форм и функций органов. Познакомить со строением клетки –  основой строения и роста живых организмов – и видами клеток

11.09

4

Режим дня в жизни человека

РПП: блюда из зерна

1

Формировать представление о здоровом  образе жизни. Показать важность и пользу соблюдения режима  дня

12.09

5

Достижения медицины в древние времена. Лекарственные растения

ОБЖ: правила сбора и хранения лекарственных растений

1

Познакомить с историей развития медицины; лечебными свойствами лекарственных растений

18.09

Наши соседи на Западе 18 ч

Цель: познакомить с особенностями средневекового общества, формировать представления детей о развитии науки.

6

Где и как жили
рыцари

РПП: какую пищу можно найти в лесу

1

В ходе совместной работы выявить
природные условия в средневековой Европе, выделить особенности средневекового общества

 19.09

7

Почему осанка
выделяла рыцаря

1

Продолжить формирование представлений о жизни в Средние века в Западной Европе. Формировать убеждение в необходимости правильной осанки

 25.09

8

Опора и защита тела. Скелет. Состав
и свойства костей

ОБЖ: первая помощь при травмах

1

Познакомить с функциями и строением костной системы человека (скелета). Познакомить с правилами и мерами сохранения скелета, позвоночника

 26.09

9

Части скелета.
Позвоночник

1

Познакомить со строением и функциями позвоночника. Выработать потребность детей бережно относиться к своему организму, в частности  к позвоночнику

 02.10

10

Части скелета. Череп. Грудная клетка

1

Познакомить со строением и функциями черепа и грудной клетки, костями, образующими грудную клетку. Формировать  убеждение в необходимости сохранения и укрепления своего здоровья

 03.10

11

Части скелета. Живые рычаги

ОБЖ: помощь при ушибах и переломах

1

Познакомить со строением верхних

и нижних конечностей. Формировать убеждение о необходимости сохранения и укрепления своего здоровья

09.10

12

Мышцы и движение

ОБЖ: первая помощь при растяжении связок и вывихах

1

Познакомить обучающихся со строением и функциями мышц; формировать представление о работе мышц, познакомить с видами мышц; рассказать о причинах усталости, способах предотвращения утомляемости мышц

10.10

13

Мышцы и движение. Проверочная
работа

1

Продолжить формирование представлений о значении мышц. Провести проверку знаний о скелете и мышцах

16.10

14

«Черная смерть»

ОБЖ: инфекционные болезни

1

Расширить знания детей об особенностях жизни в средневековой Европе: образ жизни людей, здоровье,  эпидемии Средневековья

17.10

15

Начало Нового времени

1

Познакомить с изменениями, которые стали происходить с ХIV в. в Западной Европе. Показать значение открытий

 в различных областях жизни для человечества

23.10

16

Расширение знаний о Земле

РПП: что и как приготовить из рыбы

1

Продолжить формирование представлений детей о развитии знаний о Земле,  познакомить обучающихся с новыми
понятиями, новыми именами

24.10

17

Расширение знаний о Земле. Природа
Нового Света

1

Расширить представления детей
о географических открытиях, о природе Нового Света

30.10

18

Развитие науки.

Устройство Вселенной. Почему предметы падают вниз?

1

Формировать представление детей
о развитии науки и ее значении
в развитии человечества

31.10

19

Открытие невидимого мира

ОБЖ: вредные привычки

1

Познакомить со значением в науке изобретения микроскопа и открытием «невидимого» мира микроорганизмов

13.11

20

Победа над эпидемиями. Проверочная работа

1

Показать учащимся неоценимый вклад ученых в дело по борьбе с микробами. Проверить знания детей по теме «Начало Нового времени. Развитие науки»

14.11

21

Зачем нужна
гигиена

1

Воспитывать в детях потребность соблюдать правила гигиены, способствовать формированию потребности вести здоровый образ жизни

20.11

22

Кожа и её значение

ОБЖ: если кожа повреждена

1

Познакомить со строением и функциями покровного органа – кожей.
Формировать потребность беречь своё здоровье

Подготовиться к проверочной работе по теме «Кожа»

21.11

23

Особые образования кожи (загар,
волосы, ногти).
Проверочная работа

1

Расширить знания детей  о функциях
кожи, познакомить с особыми образованиями: волосы, ногти. Формировать потребность беречь своё здоровье, беречь кожу от повреждений. Проверить степень усвоения материала
по теме «Кожа»

27.11

Преобразования в России. Россия при Петре I 9 ч

Цель: формировать историческое мировоззрение.

24

Царь – плотник.
Выход к морю

1

Формировать представление о преобразованиях в России, связанных с правлением Петра I. Выявить значение этих преобразований

28.11

25

Петр I, царь
и человек

1

Продолжать знакомить учащихся с личностью Петра I, реформами,  проводимыми Петром I, и его вкладом в развитие России

04.12

26

Становление Российской науки.

Горные породы. Полезные ископаемые

1

Сформировать представление о горных породах и полезных ископаемых, выявить свойства гранита и известняка. Показать неоценимый вклад Ломоносова в российскую науку

05.12

27

Каменное царство

1

Расширить представления обучающихся о горных породах (различных
камнях), сформировать представление об использовании различных камней

11.12

28

Руды металлов

ОБЖ: правила обращения с огнем

1

Познакомить с месторождениями
железных руд и использованием их
человеком

12.12

29

Горючие полезные ископаемые.

Кто открывает и добывает полезные ископаемые

1

Изучить свойства нефти и каменного угля, торфа. Познакомить со способами добычи полезных ископаемых и трудом геологов

18.12

30

Проверочная работа по теме «Полезные ископаемые».

Русское военное искусство. Ни разу не побеждённый
А. В. Суворов

1

Проверить степень усвоения материала по теме «Полезные ископаемые».

Формировать историческое миро-
воззрение. Познакомить с личностью
А. В. Суворова, значением его деятельности в жизни России

19.12

31

Отечественная война 1812 года

1

Познакомить обучающихся с событиями Отечественной войны 1812 года
и значением для России Бородинского сражения. Способствовать формированию чувства гордости за свою страну и благодарность великим людям, служившим России

25.12

32

План местности

1

Сформировать представление о плане местности и его значении, показать отличие плана от карты; учить составлять план местности, используя условные знаки и масштаб

26.12

Разнообразие природы Земли 7 ч

Цель: расширить представление об освоении мира и открытии новых земель

33

Северные земли
России

1

Познакомить учащихся с развитием
географических исследований просторов России

34

Самый маленький материк

1

Расширить представление обучающихся об освоении мира и открытии новых земель

35

Поиски неведомой земли. Растительный и животный мир Австралии

1

Расширить представление об освоении мира и открытии новых земель, показать необычность растений и животного мира Австралии

36

Русские на шестом континенте

ОБЖ: что мы знаем о курении

1

Познакомить учащихся с историей открытия Антарктиды, сформировать представление о природных и климатических особенностях Антарктиды

37

Дальний Восток
России

РПП: дары моря

1

Расширить представление о разнообразии природы лесной зоны, показать
необычность природы Дальнего Востока (Уссурийской тайги)

38

Особенности природы гор

1

Расширить представление о разнообразии природы горной местности, показать особенности природы гор, смены ярусов

39

Человеческие расы. Проверочная работа по теме «Разнообразие природы Земли»

1

Познакомить с тремя основными человеческими расами и их особенностями в зависимости от природных условий. Проверить степень усвоения знаний по теме «Разнообразие природы Земли»

События XIX–XX веков 9 ч

Цель: формировать представление о развитии науки и техники в XIX–XX веках.

40

Развитие науки
и техники

1

Познакомить обучающихся с развитием науки и техники в XIX в. и причинами развития мира. Выяснить их значение для современного человека

41

Развитие науки
и техники.

Урок-семинар

1

Продолжать знакомить обучающихся
с развитием науки и техники в XIX в. Выявить значение изобретений для современного человека

42

Новые знания о человеке. Открытие деятельности нервной системы

1

Продолжить формирование представлений о развитии науки и техники
в XIX в. Продолжить изучение достижений науки в познании человека

43

Строение и работа нервной системы

1

Продолжать знакомить обучающихся
с особенностями нервной системы,
ее ролью и значением

44

Значение кровеносной системы. Кровь

1

Познакомить обучающихся со значением, составом и свойствами крови

45

Значение кровеносной системы. Путь крови

1

Продолжать знакомить обучающихся
со значением, составом и свойствами крови

46

Россия в ХХ веке. События начала
века

1

Продолжить формирование исторических представлений о России начала
XX в. и проходивших в это время
преобразованиях

47

Великая Отечественная война 1812 года и 1941–1945 гг.

1

Углубить знания детей о событиях 1941–45 гг. провести сравнительный
анализ отечественных войн 1812 Сталинград, Курская дуга, страны-участники Второй мировой войны

48

Век научных открытий

ОБЖ: правила пользования телевизором, монитором, компьютером

1

Расширить знания учащихся о научных открытиях и изобретения второй половины XX века

Человек и природа 12 ч

49

Охрана природы

ОБЖ: предосторожности при обращении с животными

1

Познакомить учащихся с возникновением и созданием заповедных зон и природных парков на территории России. Способствовать формированию экологического сознания

50

Охрана природы.
Заповедники

(урок-семинар)

1

Продолжать знакомить учащихся с заповедными зонами России. Способствовать формированию экологического сознания

51

Дыхание человека

ОБЖ: первая помощь при отравлении парами, газом.

1

Раскрыть значение дыхания как важнейшей системы жизнеобеспечения
человека. Познакомить с органами
дыхания

52

Органы дыхания.

Гигиена дыхания

1

Продолжать знакомить с органами
дыхания. Учить заботиться о своём
здоровье

53

Сельское хозяйство.

Животноводство

1

Познакомить учащихся с отраслями
животноводства и значением сельского хозяйства в жизни человека

54

Растениеводство

1

Формировать представление об отраслях растениеводства и его зависимости от природных условий

55

Животноводство
и растениеводство. Практическая
работа

1

Обобщить представления детей

об отраслях сельского хозяйства

56

Зачем человек ест.  Состав пищи

РПП: кулинарное путешествие по России

1

Сформировать представление о значении питания в жизни человека. Продолжить работу по формированию представлений о значении питания для человека. Дать понятие о витаминах и их значении в жизни человека

57

Состав пищи

РПП: что можно приготовить, если выбор продуктов ограничен

1

Продолжать формировать представление о значении питания в жизни человека. Продолжить работу по формированию представлений о значении питания для человека. Продолжить изучение свойств витаминов и их значения в жизни человека

58

Органы пищеварения. ОБЖ: забота о зубах

1

Познакомить с органами пищеварения и определить их основные функции. Познакомить с типами зубов, строением зубов, способствовать формированию потребности следить за здоровьем своих зубов

59

Длинная дорога
бутерброда

ОБЖ: культура питания

1

Систематизировать знания детей о пищеварительной системе и значении питания в жизни человека

60

Система пищеварения. Проверочная
работа

1

Обобщить представления детей о системе пищеварения. Проверить уровень усвоения изученного материала

Современная Россия 8 ч

Цель: формировать представление о символах и об устройстве государственной власти.

61

Человек и общество

1

Формировать представление о современном устройстве общества, зависимости устройства общества от уровня знаний человека об окружающем мире

62

Устройство государственной власти

1

Формировать представление обучающихся об устройстве государственной власти в России, разъяснить функциональные обязанности каждой ветви
власти

63

Символы и праздники России

1

Расширить знания детей о символах
государственной власти: флаге, гербе, гимне. Способствовать воспитанию
патриотизма и гражданственности

64

Человек в современных условиях

РПП: как правильно вести себя за столом

1

Продолжить работу над проблемой развития человеческого общества в современных условиях и о развитии цивилизации

65

Нравственные нормы жизни

ОБЖ: как вести себя с незнакомыми людьми

1

Формировать нравственные нормы
жизни

66

Проверочная работа

1

Выявить уровень знаний обучающихся

67

«Есть порох в пороховницах!»

1

Обобщить знания и представления детей об окружающем мире. Способствовать развитию познавательного интереса обучающихся

68

Экскурсия в краеведческий музей

1

Расширить представления обучающихся об историческом прошлом родного края, изучить особенности природных условий области


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по окружающему миру к учебнику А.Вахрушева. 1 класс. ФГОС.

Данная программа создана на основе авторской программы Вахрушева А.А....

Рабочая программа по окружающему миру к учебнику А.А. Плешакова "Мир вокруг нас" 4 класс

Курс «Мир вокруг нас» имеет экологическую направленность, которая определена особой актуальностью экологического образования в современных условиях. С началом третьего тысячелетия экологические пробле...

Рабочая программа по окружающему миру УМК «Школа 21 века» 3 класс к учебнику под редакцией Виноградовой Н.Ф. «Окружающий мир»

Рабочая программа по окружающему миру УМК «Школа 21 века» 3 класс к учебнику под редакцией Виноградовой Н.Ф. «Окружающий мир»...

Рабочая программа по окружающему миру к учебнику Н.Я.Дмитриевой,А.Н.Казаковой.

Рабочая программа по окружающему миру составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования,  программы начального образо...

Рабочая программа по"Окружающему миру" к учебнику Плешакова А.А.

Рабочая программа по"Окружающему миру" (1-4 класс) к учебнику Плешакова А.А. "Школа России"...

Рабочая программа по окружающему миру к учебнику Н.Я.Дмитриевой,А.Н.Казаковой 4 класс

Рабочая программа по окружающему миру составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования,  программы начального ...

Рабочая программа по окружающему миру, автор учебника А.А. Плешаков 2 кл

Рабочая программа по окружающему миру УМК "Школа России" 2 класс...