Программа по окружающему миру 4 класс УМК "Гармония"
рабочая программа по окружающему миру (4 класс) по теме

Гаранжа Вера Владимировна

Рабочая программа по окружающему миру 4 класс из расчёта 2 часа в неделю УМК "Гармония" 2013-2014 учебный год

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon okruzhayushchiy_mir_4_klass.doc787.5 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

  1.  Место дисциплины в структуре стандарта

Рабочая программа для 4 класса по курсу «Окружающий мир» образовательной области «Обществознание и естествознание» составлена на основе авторской программы общеобразовательных учреждений О.Т. Поглазовой по курсу «Окружающий мир» для 1-4 классов (О.Т. Поглазова – Смоленск: Ассоциация XXI век, 2013),  утвержденной и рекомендованной Министерством образования и науки РФ, в соответствии с требованиями Федерального компонента государственного стандарта начального образования.

Программа соответствует учебникам, рекомендованным Министерством образования и науки Российской Федерации.

Содержание программы направлено на освоение учащимися знаний, умений и навыков на базовом уровне, что соответствует Образовательной программе школы. Она включает все темы, предусмотренные федеральным компонентом государственного образовательного стандарта начального  общего  образования  по  окружающему миру и  авторской программой учебного курса.

Программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по темам курса и последовательность изучения тем с учетом логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся, межпредметных и внутрипредметных связей.

  1. Цель изучения курса «Окружающий мир» – формирование у младших школьников целостной картины природного и социокультурного мира, экологической и культурологической грамотности, нравственно-этических и безопасных норм взаимодействия с природой и людьми; воспитание гармонично развитой, духовно-нравственной личности, любящей своё Отечество, осознающей свою принадлежность к нему, уважающей образ жизни, нравы и традиции народов, его населяющих; личности, стремящейся активно участвовать в природоохранной, здоровьесберегающей и творческой деятельности.

Основными задачами образовательного процесса при изучении курса «Окружающий мир» являются: социализация ребёнка; развитие познавательной активности и самостоятельности в получении знаний об окружающем мире, развитие личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных универсальных учебных действий; формирование информационной культуры (знание разных источников информации, умения отбирать нужную информацию, систематизировать её и представлять); воспитание любви к природе и своему Отечеству, бережного отношения ко всему живому на Земле, сознательного отношения к своему здоровью и здоровью других людей, уважения к прошлому своих предков и желания сохранять культурное и историческое наследие.

Основной особенностью содержания курса «Окружающий мир» является его интегративный характер. В едином курсе объединяются знания о природе, человеке, обществе, важнейших событиях в истории Российского государства. Человек предстаёт перед учениками как биосоциальное существо, часть живой природы и член общества: член семьи, коллектива учеников, сообщества жителей родного края, гражданин государства. Это позволяет объединить в едином курсе знания о природе и социальной действительности, что создаёт условия для формирования у учащихся необходимых обществу нравственных и мировоззренческих убеждений. В содержание интегрируются на доступном данному возрасту уровне обществоведческие, исторические, физические, химические, биологические, географические, астрономические, экологические знания, что позволяет осуществить очень важную пропедевтическую роль курса для дальнейшего изучения предметов естественного и гуманитарного циклов в основной школе.

Интегративный подход даёт возможность ученику воспринять окружающий мир как единое целое, в котором все компоненты связаны, осознать богатство и сложность этого мира, узнать разные способы взаимодействия с ним. Между тем при отборе содержания соблюдается и разумная дезинтеграция, выделение крупных самостоятельных содержательных блоков, материал которых предоставляет ученику возможность глубже и конкретнее изучить закономерности и качественное своеобразие различных его структур (природы, человека, общества, истории государства), что способствует подготовке учащихся к изучению в основной школе дифференцированных курсов. Таким блоком, например, является раздел «Путешествие в прошлое России», где учащиеся погружаются в изучение истории своего Отечества, знакомятся с её важнейшими событиями.

Интегрированный курс «Окружающий мир» предоставляет широкие возможности для реализации межпредметных связей всех предметных линий начальной школы. В процессе его изучения, расширяя и углубляя представления об объектах и явлениях окружающего мира, учащиеся могут объединять информацию, используемую в разных дисциплинах, разные способы и средства её отображения: в слове, в естественно-научном, историческом, математическом понятии, в рисунке, в мелодии, в рукотворном изделии.

При отборе содержания курса были положены следующие концептуальные идеи: разнообразие и красота объектов окружающего мира, их изменчивость и её закономерности, взаимосвязи и взаимозависимости в природе и обществе. Учебный материал, тематически повторяющийся в разные годы обучения, служит основой для интеграции в него последующих знаний и умений в системе развития, с обогащением новыми сведениями, связями и зависимостями, с изменением уровня сложности.

  1. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины  окружающего мира

 В результате изучения окружающего мира ученик должен знать/пониматъ:

- название нашей планеты, родной страны и ее столицы, региона, где живут учащиеся родного города;

- государственную символику России;

- государственные праздники;

- основные (легко определяемые) свойства воздуха, воды;

- общие условия, необходимые для жизни живых организмов;

- правила сохранения и укрепления здоровья;

- основные правила поведения в окружающей среде (на дороге, водоемах, школе);
             уметь:

- определять признаки различных объектов природы (цвет, форму, сравнительные размеры);

- различать объекты природы и изделия; объекты живой и неживой природы;

- различать части растения, отображать их на схеме;

- приводить примеры представителей разных групп растений и животных, раскрывать особенности их внешнего вида и жизни;

- показывать на карте, глобусе материки и океаны, горы и равнины, моря и реки (без указания названий); границы России, некоторые города России;

- описывать отдельные (изученные) события из истории Отечества;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:

- для обогащения жизненного опыта, решения практических задач с помощью наблюдения, измерения, сравнения;

- ориентирования на местности с помощью компаса;

- определения температуры воздуха, воды, тела человека с помощью термометра;

- установления связи между сезонными изменениями в неживой и живой природе;

- ухода за растениями (животными);

- выполнения и изучения правил охраны и укрепления здоровья, безопасного поведения;

- оценки воздействия человека на природу, выполнения правил поведения в природе и участие в ее охране;

- удовлетворения познавательных интересов, поиска дополнительной информации о родном крае, родной стране, нашей планете.

4. Структура и содержание дисциплины (модуля) окружающего мира

В соответствии с Образовательной программой школы на изучение учебного предмета «Окружающий мир» в 4 классе отводится 68 часов в год, 2 часа в неделю (при 34 учебных неделях):

– количество часов в 1-й четверти – 18;

– количество часов во 2-й четверти – 14;

– количество часов в 3-й четверти – 20;

– количество часов в 4-й четверти – 16.

ПРОГРАММА КУРСА «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР», 4 КЛАСС (68 ч)

Ориентирование в пространстве и во времени (7 ч.)

Путешествия – источник знаний об окружающем мире. Путешествия в пространстве и «путешествия « во времени. Профессия археолог. Археологические раскопки – источник знаний о прошлом.

Движение Земли, Луны и счёт времени. Сутки, неделя, месяц, год. Устройства для счёта времени. Разнообразие часов. Историческое время: век, тысячелетие, эра. Дата. Календарь.

«Лента времени». Важность умения ориентироваться. Горизонт, стороны горизонта. Ориентирование на местности по Солнцу, местным признакам. Компас, его устройство, использование для ориентирования на местности.

Наблюдения, практические и творческие работы: наблюдения за движением и длиной тени от гномона; изготовление маятникового секундомера или модели водяных часов – минутомера (по выбору); освоение приёмов ориентирования на местности с помощью компаса.

Экскурсии в музей часов (часовой завод), на пришкольный участок.

Способы изображения предметов окружающего мира (9 ч.)

Рисунок, чертёж, план предмета. Измерение расстояний в старину и в наше время. Масштаб. План местности. Условные знаки на плане городской и сельской местности.

Географическая карта, её отличие от плана местности. Условные знаки физической карты. Историческая карта, её отличие от физической карты. Изображение исторических событий на исторической карте.

Представления древних о форме Земли. Земля – шарообразное космическое тело. Глобус – модель Земли. Условные линии и точки на глобусе(полюса, экватор, меридианы, параллели). Материки и океаны на глобусе. Карта полушарий Земли. Солнечная система. Земля в Солнечной системе. Естественный и искусственные спутники Земли. Первые космические полёты вокруг Земли и на Луну. Вид Земли из космоса. Использование искусственных спутников Земли.

Практические и творческие работы: составление плана комнаты, школьного двора (по выбору); чтение плана местности и физической карты. Работа с глобусом и картой полушарий; сравнение размеров материков; составление аппликации «Солнечная система».

Экскурсия в планетарий.

Природные богатства России  (8 ч.)

Россия на глобусе и карте полушарий. Физическая карта России. Моря, омывающие территорию России. Крупнейшие равнины и горные системы, реки и озёра России. Родной край на глобусе и на карте России. Особенности рельефа и крупнейшие водоёмы родного края. Горные породы и минералы. Полезные ископаемые, их добыча, перевозка и использование. Полезные ископаемые, используемые в строительстве. Металлические руды. Использование металлов в технике и в быту. Горючие полезные ископаемые. Роль древних растений в образовании торфа и угля. Богатства недр родного края. Экологические проблемы, обусловленные добычей, перевозкой и переработкой полезных ископаемых. Проблемы рационального использования полезных ископаемых.

Практические и творческие работы: раскраска контурной карты России и нанесение на неё условных знаков и названий; составление маршрута путешествия по карте; работа с коллекциями образцов горных пород и минералов.

Экскурсия в минералогический музей (в карьер, на шахту).

Путешествие по природным зонам и природным сообществам (14 ч.)

Природная зона. Зона арктических пустынь, тундра, лесная зона, степь, пустыня на территории России. Особенности неживой природы разных зон и приспособляемость растений и животных к условиям обитания. Условия жизни и занятия коренного населения. Экологические проблемы, возникающие в результате деятельности человека, и пути их решения. Организация заповедников, заказников, национальных парков в природных зонах. Горные районы на карте России. Разнообразие растений и животных на разных высотах в горах. Занятия жителей гор. Природная зона и особенности природы родного края, экологические проблемы и возможные пути их решения. Лес – природное сообщество. Значение леса для природы и человека. Жизнь в воде и у воды. Природные сообщества моря, озера, болота. Разнообразие растений и животных водоёмов, их приспособляемость к условиям обитания и взаимосвязи. Опасность путешествий по болотистой местности. Экологические проблемы, возникающие в связи с загрязнением морей, озёр и осушением болот. Местные водоёмы и особенности их природы. Природное сообщество луга. Значение лугов для сельского хозяйства. Природоохранные меры по сохранению лесов и лугов.

Практические и творческие работы: работа с картой природных зон России; оформление аппликаций, иллюстрирующих растительный и животный мир природных зон или природных сообществ, рекламного плаката «Родной край».

Экскурсии к водоёму, в лес, (в окрестности города, посёлка).

Путешествие в прошлое России (20 ч.)

Славянские племена и образование Древней Руси. Первые русские князья. Крещение Руси. Старинные русские города –памятники культуры Древней Руси. Распад Древней Руси на отдельные княжества. Нашествия на Русь в XIII веке. Александр Невский. Подчинение Руси Золотой Орде. Объединение русских князей вокруг Москвы в XIV веке. Куликовская битва. Дмитрий Донской. Образование Московского государства. Освобождение от ига Орды. Московский Кремль и его соборы – памятники культуры России XV века. Иван Грозный. Нашествие на Русь поляков и шведов в начале XVII века. Кузьма Минин и Дмитрий Пожарский. Закрепощение крестьян. Исторические памятники Красной площади Москвы, памятники истории родного края XIV-XVII веков. Пётр I – первый император Российской империи, его деятельность по укреплению и расширению Российского государства. Санкт-Петербург – новая столица России. Изменения в жизни дворян и простых людей во время правления Петра I. Россия времён Екатерины II. Отечественная война 1812 года. Бородинское сражение. Михаил Кутузов. Освобождение крестьян. Отражение исторических событий России и родного края XVIII-XIX веков в памятниках архитектуры и произведениях искусства. Революции в России в начале XX века. Образование Советской России. Гражданская война. Образование Советского Союза. Успехи и трудности строительства социалистического хозяйства. Великая Отечественная война 1941@1945 гг. Ратный и трудовой подвиг народа в годы войны. Г.К. Жуков. 9 мая – День Победы, память о Великой Отечественной войне. Ветераны войны и тыла, памятные места боёв (памятники воинам) родного края. Успехи и неудачи в развитии Советского Союза после войны. Распад Советского Союза. Образование современной России. Государственное устройство современной России: Президент, Государственная дума, Совет федерации.

Практические и творческие работы: рассматривание семейных реликвий, вещественных и письменных исторических источников; работа с исторической картой; оформление страниц в тетради по истории родного края; ролевая игра «Я –экскурсовод по историческим местам родного края».

Экскурсии: в исторический музей, в краеведческий музей, к историческим памятникам города или посёлка.

Материки, океаны, страны и народы Земли – (10 ч.)

Открытие материков Земли. Роль путешественников и купцов в открытии новых земель. Первооткрыватели и исследователи Азии, Африки, Америки, Австралии, Антарктиды. Кругосветные путешествия. Имена российских путешественников на карте мира, России и родного края. Растения и животные материков и океанов. Коренные народы континентов (одежда, жилища, занятия). Проблемы сохранения природных богатств материков и океанов, чистоты морей. Международная Красная книга.

Практические и творческие работы: работа с картой полушарий и глобусом; прокладывание маршрутов путешествий; изготовление аппликаций «Растительный и животный мир континентов» (по выбору)

5. Образовательные технологии

Проблемная,  ИКТ, личностно-ориентированная, здоровьесберегающие, технологии критического мышления, технология педагогических мастерских, исследовательский и проектные методы

6. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости

Практические, лабораторные и творческие работы, тесты, проекты и исследовательские работы.

 7. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины окружающего мира

Для учителя:

1). Окружающий мир: Программа. 1–4 классы. Поурочно-тематическое планирование. 1–4 классы /О.Т. Поглазова. – Смоленск: Ассоциация ХХI век, 2013

2). Поглазова ОТ. Методические рекомендации к учебникам «Окружающий мир» для 3, 4 классов. - Смоленск: Ассоциация XXI век, 2013.

Для учащихся:

1). Поглазова ОТ., Шилин В.Д. Окружающий мир. 4 класс: Учебник. Часть 1 и 2. - Смоленск: Ассоциация XXI век, 2012.

2). Поглазова ОТ., Шилин В.Д. Окружающий мир. 4 класс. Рабочие тетради № 1 и № 2. -Смоленск: Ассоциация XXI век, 2012.

3). Окружающий мир: Тестовые задания для учащихся 4 класса общеобразовательных учреждений. /О.Т. Поглазова.– Смоленск: Ассоциация XXI век, 2013;

Электронные приложения к учебникам, тетрадям и методическим пособиям

www.a21vek/ru

http://school-collection.edu.ru/ 

http://www.umk-garmoniya.ru/

http://www.umk-garmoniya.ru/ooprogrammy/

8. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Печатные и другие пособия

Для организации работы с разными источниками информации желательно иметь в классе научно-популярные, художественные книги для чтения (в соответствии с изучаемым материалом), энциклопедии, справочники, словари естественнонаучного, обществоведческого, исторического содержания, видеофильмы, звукозаписи. В соответствии с содержанием программы, в классе желательно иметь:

  • таблицы («Строение растения», «Организм человека» и др.);
  • плакаты (природные сообщества болота, озера, леса, луга; ландшафтные картины Арктики, тундры, степи, пустыни; растения и животные материков, репродукции картин художников, отражающих общественные явления, исторические события и др.);
  • портреты выдающихся людей России (политических деятелей, военачальников, царей, писателей, художников, поэтов, композиторов, изобретателей и др.);
  • географические (физическую карту полушарий, карту России, природных зон) и исторические настенные карты, атлас географических и исторических карт; адаптированную карту звёздного неба (по возможности); иллюстративные материалы (альбомы, комплекты открыток);
  • рельефные модели равнины, холма, оврага;
  • модели дорожных знаков, транспортных средств, часов;
  • модель торса человека с внутренними органами;
  • муляжи грибов, фруктов и овощей;
  • макеты исторических памятников, старинных жилищ, оборонительных сооружений (по возможности);
  • разрезные плоскостные модели строения цветкового растения, цветка, реки; плоскостные или объёмные модели молекул;
  • коллекции минералов, горных пород, полезных ископаемых, почв;
  • гербарии дикорастущих и культурных растений, наборы семян, плодов;
  • предметы старинного быта, одежды, элементы национальных узоров (родного края);
  • живые объекты (комнатные растения, животные живого уголка).

Оборудование для экскурсий в природу:

  • фотографии, открытки растений, животных, минералов и др.;
  • лупы, бинокли, компасы, рулетки, садовые совки, пакеты для сбора природного материала, пакеты для мусора и приспособления для его сбора;
  • фотоаппарат и видеокамера (по возможности).

Учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование:

  • демонстрационный экземпляр микроскопа;
  • демонстрационный экземпляр глобуса;
  • комплект луп для работы в группах по 5-6 человек;
  • комплект компасов для работы в группах по 5-6 человек;
  • демонстрационный экземпляр флюгера;
  • демонстрационный экземпляр барометра;
  • демонстрационный экземпляр бинокля;
  • демонстрационный экземпляр весов с набором разновесов;
  • демонстрационные экземпляры термометров разных видов (спиртового, биметаллического, медицинского) для измерения температуры воздуха, воды и тела.

Большинство уроков окружающего мира являются предметными. На них учащиеся действуют с различными предметами - рассматривают, определяют признаки и свойства, сравнивают и группируют их. Для организации такой работы Желательно иметь раздаточный материал на пару или группу учащихся. Наряду с предметами различных коллекций, гербарными листами, можно использовать природный материал, собранный на экскурсиях.

Для выполнения заданий по моделированию природных объектов надо иметь пластилин (гипс), глину, песок, цветную бумагу, клей и ножницы с тупыми концами.

Лабораторное оборудование и материалы для проведения опытов и демонстраций:

  • посуда (стаканы, колбы, пробирки, чашки и др.);
  • измерительные и осветительные приборы (свеча, фонарик), фильтры, магниты;
  • песок, глина, почва, известняк, каменный уголь, нефть, семена растений (подсолнечника, пшеницы, гороха, огурца и др.).


п/п

                Тема

Час

Дата

Словарь терминов

Практическ. работы, экскурсии, ОБЖ  

Региональный компонент

ПДД

Страницы учебника,

№ тетради

Домашнее задание

                                                                  Ориентирование в пространстве и во времени (7 ч.)

1

Путешествия – источник знаний

1

Археология, Кунсткаме

ра

Уч. 4-10

Р. т. №1,2,3

Вопросы с. 9, чит. и переск. с. 4-10

2

Природные явления и счёт времени

1

Сутки, год, месяц, високосный год

П.р. Исторические факты

ПДД  Причины ДТП. Обеспечени

е безопасности пешеходов

Уч. 11- 17

Р.т.  №4,6,11

Пересказ с.12-17  Р.т. №5, 7, 8, 9. 10

3

Устройства для счёта времени

1

Неделя

летопись

П.р. Изменение тени в течение дня

Р.т. №12,

Уч.18-21

Р.т.№ 12(2),13 14, 15, уч.18-21, вопр.

4

Историческое время. Лента времени

1

Тысячелетие эра,  век

               

Р.к. Исторические факты

Уч. 22-27

Р.т. №17

Уч. 22-27

Р.т. №19, 21

5

Ориентирование на местности. Стороны горизонта

1

ориентиры

П.р.               Ориентирование на местности

Уч. 28-29

Р.т. №22, 23

Вопросы с.28, составить секретное письмо

6

Компас. Ориентирование по компасу

1

компас

ПДД Транспорт, его виды и значение

Уч.28-33

Р.т. №22, 23 с.12-13

Уч. 28-33

Р.т. 24, 25

7

Определение сторон горизонта на местности

1

горизонт

Экскурсия

П.р. на местности

Р.к. Карта Ставропольского края

Уч. 34-37

Р.т.№28, 29

Уч. 34-35

Р.т.№26, 27

                                                 Способы изображения предметов окружающего мира (9ч.)

8

Способы изображения предметов

1

масштаб

П.р. Изобразить рисунок, разрез, план

Уч. 38-39

Р.т.№30 с.15

Уч. 38-39

Р.т.№31, с.15

9

Масштаб и его использование

1

масштаб

Экскурсия План школы

Уч.40-42

Р.т.№ 32, 33

Р.т.№33. 34

Уч. 40-42

10

План местности. Топографические знаки

1

План местности

П.р. Составление плана местности

ПДД Остановоч-

ный и тормозной путь транспортно

го средства

Уч. 43-47, Р. т. №38, 39, 40

Уч. 43-47

Р.т.№41, 42 с.18,19

11

Географические и исторические карты

1

Географические и исторические карты. картограф

Уч. 48-54,

Р.т. №43, 44

Р.т.№45-47,

Уч.48-54

12

Глобус - модель Земли.

 Как устроен глобус

1

Модель

Параллель

Меридиан

экватор

ОБЖ Безопасность на природе

Уч. 55-57

Р.т.№ 49

Уч. 557

Р.т.№50, 51

13

Что можно увидеть на глобусе и карте полушарий

1

материк

П.р. Работа с глобусом и картой

Р.к. Нахождение на карте местопо-

ложение края

Уч. 58-60

Р.т. №48

Уч.58-60

14

Космическое пространство и его изображение. Звёздная карта

1

астрономия

П.р. Солнце и звёзды

ПДД  Виды перекрёстков, правила их перехода

Уч. 62-65

Р.т.№1, 2,

с. 25

Уч. 62-65

Р.т. №3, 4, с. 28

15

Земля – планета Солнечной системы.

1

Спутники,

Планета, астероиды

ОБЖ Безопасность на воде

ПДД  Если ты стал водителем

Уч. 66-68

Уч. 66-68

Р.т.№5, 6

16

Способы изучения космических тел. Влияние солнца на Землю

1

Уч.69-74

Уч. 69-74.

Р.т.№7, 8,

с. 29

                                                            Путешествие по поверхности и недрам России (8ч.)

17

Россия на глобусе географической карте

1

равнины

П.р. Путешестви

е в пространстве

Р.т. №1, 2

с. 30

Уч. 77-81

Р.т. №3,  с.30

Уч. 77-81

18

Крупнейшие горы, равнины, реки, озёра России

1

Научная литература

ОБЖ Безопасно

сть в обращении с животными

Уч. 80-81

Р.т. №4-6 с. 32

№9 с.33

Уч. 80-81

Р.т.№7.8 с.33

19

Горные породы и минералы, их образование

1

Полезные ископаемые,

геолог

П.р. Работа с коллекцией

ПДД    Регулиро-

вание движения светофорами и регулировщиками

Провер. работ

Уч.82-87

Р.т. №9, с. 34

Уч. 82-87

20

Полезные ископаемые, их разведка и добыча

1

Базальты, мрамор, титан

П.р.  Свойства песка и глины

Тест

Уч. 88-93.

Р. т. №10,

 с. 34

Р.т.№11,  с.34

Уч. 88-93

21

Строительные материалы, металлические руды, их использование в народном хозяйстве

1

Строительные материалы, металлические руды,

Р. т. №13, 14, с. 35

Р. т. №15, 16, с. 35-36

22

Горючие полезные ископаемые, их использование

1

Горючие ископаемые

ОБЖ Оказание первой медицин

ской помощи

Уч. 94-97

Р.т.№17-18 с.38

Р.т. №19, с. 39

Уч. 94-97

23

Альтернативные источники энергии

1

Р.к. Полезные ископаемые нашего края

Контрольная работа                  Р.т. с.40-41

Уч. 98-100


Уч. 98-100

24

Обобщающий урок по теме «Путешествие по поверхности и недрам России»

1

Тест

                                                          Путешествие по природным зонам России (9 ч.)

25

Природные зоны России

1

Природная зона, пояса освещённости

ПДД Дорожные знаки

Уч.102-105,

Р. т. №1, 2

Уч. с.102-105

26

Суровая Арктика.

1

Зона арктических пустынь

Уч. 106-113

Уч. 106-113, Р. т. №3, 4

27

28

Ранимая тундра

2

Климатиче-

ские условия

ОБЖ

Безопасность при теракте

Уч. 114-123

Р.т. №5- 8, 11, с. 44

Уч. 114-123,

Р. т. №9, 10, 12 , с. 45, 46

29

Россия – страна лесов

2

тайга

Р.к. Леса Ставропольского края

Уч.124-129

Р.т.№14, 15, 16, с. 47

Р.т.№17,18, 19, 20, с.48

Уч.с.124-129

30

Россия – страна лесов.

Что даёт лес человеку

1

Смешанный лес

ОБЖ Правила поведения в лесу

Уч. 130-133

Р.т.№22, 21 с.50                                                                

Р.т. №21, с.53

Уч. с.130-133

31

32

Степные просторы

2

Природная зона

Р.к. Степная зона Ставропольского

края

Уч. с.134-142

Р.т.№23-26

Р.т.№27-30, с.54

Уч. 134-142

33

Жаркие пустыни

1

Каналы-арыки, пустыня, барханы, оазис

ПДД  Правила перехода дорог

М.п.с.196-201

Р.т.№31-32

Уч. с.148

Р.т.№33-35,  с.55

Уч.148-156

                                                      Путешествие по природным сообществам (5 ч.)

34

Путешествие в горы

1

Природа гор

Р.к. Полезные ископаемые края

Тест      

Уч. с.150-155, Р. т. 36-37, с. 57

Р.т.№38, с. 58

Уч. с.150-155

35

Природные сообщества.

Жизнь в пресных водоёмах.

Водоёмы

ОБЖ Первая помощь при ушибах

Р.к. Водоёмы Благодарненского района

Уч. 156-163

Р.т.№39, с.58

Уч. 156-163

36

 Болота, их значение для природы и человека

Пищевые цепи

ОБЖ Безопасность на воде

Уч. 164-168, Р. т. 41, 42, с. 59

Уч. 164-168

37

Жизнь луга

1

П.р. Подбери растения луга

Уч.169-173

Р.т. №43, 44 с.60

Р.т.№45,  с.60

Уч. с.169-173

38

Обобщение по теме «Путешествие по природным зонам и сообществам»

1

Природное сообщество

Экскурсия

в окрестностях села

Р. т. С.61-62

                                                                Путешествие в прошлое России (20 ч.)

39

Восточные славяне, их соседи

1

Род, вождь,

Старейшина племя. община

ОБЖ Оказание первой помощи при травмах

Уч. с. 4-9

Р.т. №1-6 с.2-3

Р.т. №7-9 с.4

Уч. с. 4-9

40

Образование Древнерусского государства

1

Вече, дань, ополчение

Р.к. Наблюдения за природой края

Уч. с.10-19

Р.т.№10-13 с.5-6

Р.т.№14.с.7

Уч. с.10-19

Из пластил сдел  старинный город

41

Крещение Руси

1

Христианст-

во

Уч. с.20-25

Р.т. №15-16 с.7-8

Р. т. №17-18, с. 9-10

Уч. с. 20-25

42

Как распалась Древняя Русь.

1

Половцы, бояре, посадник

ОБЖ Наложение повязки. Медици

нская помощь

Уч. с.26-33

Р.т. №21

Уч. с.26-33

Р.т.№22 с.11

43

Борьба Руси с иноземными захватчиками в XIII веке

Хан, иго

Уч. 34-41

Р. т. №23

Уч. 34-41

Р. т. №24, 25

44

Объединение Руси вокруг Москвы. Куликовская битва

1

Родословное древо

Р.к. Памятники архитектуры края

Уч. с.42-49

Р. т. №26

 Уч.с.42-49

45

Московское государство.

Правление Ивана III и Ивана Грозного

1

ханство

Р.т. №27

Уч. с.50-53

Р.т. №28-30

Уч. с.50-53

46

Россия в XVII веке. Начало правления династии Романовых

1

Династии

ремесленник

Уч. с.54-60

Р. т. №31-33

Р.т. №34-35 с.18

Уч. с.54-60

47

Пётр Великий.

Российская империя.

1

империя

ОБЖ Движения уч-ся группами

Р.т. №36

Уч. с. 61-68

Р.т.№37

Уч. с. 61-68

48

Развитие Российской империи. Правление Екатерины II

1

правление

Уч. с.69-73

Р. т. 38

Р.т.№39

Уч. с.69-73

49

Нашествие Наполеона. Бородинская битва, её значение для России

1

патриотизм

ПДД  Первая меди-

цинская  помощь при попадании в глаз, ухо инородных тел

Уч. с.74-77

Р. т. №40-41

Р.т.№42

Уч. с.74-77

50

Что изменилось в Российской империи к концу XIX века

1

Уч. с. 78-81

Р. т. 43

Уч. с. 78-81

Р. т. №44

51

Исторические события в России

 в начале XX века

1

Октябрята Пионеры комсомольцы

ОБЖ Опасности в доме

Уч. 82-86
Р. т. №45

Р.т. №46

Уч.с. 82-86

52

Преобразования, произошедшие в СССР в 20-30 годы XX века

1

ОБЖ  Безопасность при работе

за компьютером

Уч. с.87-91

Р. т. №47

Уч. с.87-91

53

Великая Отечественная война 1941-1945 гг.

1

Уч.с.93-97

Р. т. №48-49

Р.т.№50

Уч. 93-97

54

Как была освобождена наша Родина

1

Р.к. Восстановле

ние хозяйства после войны в крае

Уч.98-104

Уч.с.98-104

55

Советский Союз в послевоенные годы

1

союз

Уч. с.105-109

Р. т. №51

Р.т.№52

Уч. с.105-109

56

Начало перестройки. Современная Россия

1

Президент

Правительство, конституция, Федерация

Уч.110-117

Р. т. №54, 53

Р.т.№55

Уч.с.110-117

57

Яркие события из истории родного края

1

архитектура

Р.к. Выдающие-ся люди Ставрополья

Уч. с.118-120

Р. т. №56

Р.т. №57, 58

Уч. с.118-120

58

Обобщающий урок по теме: «Путешествие в прошлое России»

1

Экскурсия в школьный музей

Р. т. с. 37-39

(задан. для самоконтр.)

С. 4-120 повторить

                                                     Материки, океаны, страны и народы Земли (10 ч.)

59

Океаны Земли.

Жизнь в море

1

Мировой океан, айсберг, дрейфуют

Уч. 122-134

Р. т. №1-2,

с. 40

Уч. 122-134

Р. т. №3-5

60

Крупнейший материк Земли, его природа

1

глобус

ПДД Переломы. Оказание первой медицинской помощи

Уч.с.136-139

Р. т. №6-7

Уч. с.136-139

Р. т. №8-9

61

Евразия. Какие народы населяют Евразию

1

материк

Уч. с.140-142

Р.т. №10,

 с. 44


Уч.с.140 -142

62

Африка, её природа. Исследователи Африки

1

материк

Уч.с.147-150

Р.т.№12, с. 45

Р.т. №13-14 с.46-47

Уч.с.147-150

63

Открытие  Америки. Природа Северной и Южной Америки

1

ОБЖ Опасности

в доме

Уч. с.136

Р.т.№15-16

 с. 48-49

Р.т.№17-18,

 с. 50-51

Уч. с.136-139

64

Австралия. Уникальные растения и животные материка

1

Австралия

Р.к. Памятники района

Р.т.№19,с.52,Уч.с.151-156

Р.т.№20-21, Уч.с.151-156

65

Открытие Антарктиды российскими путешественниками. Суровая природа материка

1

материк

П.р. Исследование силы льда

Уч.с.157-162

Р.т.№22-23, с. 54

Р.т. №24-25

Уч. 157-162

66

Страны и народы мира

1

океан

Уч. с.163-170,

Р. т. №26

с. 56

Р.т. №28.с.58

Уч. с.163-170

67

Страны СНГ – ближайшие соседи России

1

СНГ

Р. т. №29-30

Р. т. №27 с. 57

68

Земля- планета жизни

Обобщение по разделу «Материки, океаны, страны и народы Земли»

1

Общий дом

Краеведческая экскурсия «Что даёт наш край стране»

Уч. 171-173

Уч. 171-173, Р. т. С. 60-61

        

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка раздела образовательной программы по окружающему миру "Формирование экологической культуры учащихся на уроках окружающего мира"

Методическая разработка раздела образовательной программы по окружающему миру составлена по плану аттестационных требований.В работе представлен раздел по окружающему миру 3 класс А.А.Плешаков "Как ус...

Разработка урока по окружающему миру 4 класс Образовательная система «Школа 2100», программа по окружающему миру авт. А.А.Вахрушев. Тема урока: «Сельское хозяйство на службе человека».

     Данный урок является частью раздела «Рукотворная природа» и направлен не только на приобретение учащимися  конкретных знаний,основанных на анализе окружающего мира, ...

Рабочая программа по окружающему миру (1 класс) составлена на основе авторской программы «Окружающий мир» Н.Я.Дмитриевой, А.Н.Казакова, (Сборник программ начального общего образования. Система Л.В. Занкова. – Самара: Издательство «Учебная литература»: Из

Рабочая программа по окружающему миру (1 класс) составлена на основе авторской программы «Окружающий мир»  Н.Я.Дмитриевой, А.Н.Казакова, (Сборник программ начального общего образования. Сис...

Рабочая программа по окружающему миру ОС "Школа 2100" А.А. Вахрушев. ... Данная рабочая программа по окружающему миру составлена в соотвествии с основными требованиями ФГОС начального общего образования.

Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на основе Примерной основной образовательной программы нача...

Программа по окружающему миру УМК "Школа России" автор А.А. Плешаков «Окружающий мир 1- 4 класс»

Программа по окружающему миру создана на основе федерального компонента государственного стандарта начального общего образования, Примерной программы начального общего образования по окружающему миру ...

Рабочая программа по окружающему миру УМК «Школа 21 века» 3 класс к учебнику под редакцией Виноградовой Н.Ф. «Окружающий мир»

Рабочая программа по окружающему миру УМК «Школа 21 века» 3 класс к учебнику под редакцией Виноградовой Н.Ф. «Окружающий мир»...

Рабочая программа по окружающему миру для 3 класса по программе "Школа 2100" к учебнику А.А.Вахрушева и О.А. Родыгиной "Окружающий мир"

Рабочая программа по окружающему миру для 3 класса по программе "Школа 2100" соответствует требованиям реализации ФГОС начального общего образования....