Конспект урока по окружающему миру по теме "Март. Лесные новости"
план-конспект урока по окружающему миру (1 класс) по теме

Конспект урока по окружающему миру в 1 классе по теме "Март. Лесные новости" ( УМК "Начальная школа XXI века").

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект урока по окружающему миру.


Тема.
Март. Лесные новости.


Цель. Познакомить детей с основными изменениями, происходящими в природе с наступлением весны.


Оборудование. Учебник «Окружающий мир. 1 класс» (под ред. Н.Ф, Виноградовой);

компьютер; проектор; подборка слайдов на весеннюю тематику; аудиозаписи «Весенний шум», стихотворение «Грачи прилетели»; карточки с приметами о птицах; костюмы для инсценировки.

Ход урока


1. Организационный момент


2. Введение в тему урока
- Сейчас у нас начинается урок - окружающий мир. Мне бы хотелось, чтобы вы сами определили его тему.
Будьте внимательны! Прислушайтесь к звучанию природы.

(звучит запись П. Чайковского «Песня жаворонка. Март» + слайды «Пробуждение природы весной»)

-О чем будем говорить на уроке?
- Какие признаки наступившей весны вы услышали в этой музыке и увидели на экране?(
Журчание ручейка, пение птиц, карканье ворон, хрюканье кабана._

-Цели урока: определить, какие изменения происходят в природе с приходом весны.


- Мы продолжаем изучать раздел «Родная природа». И знаете, о каком месяце мы поговорим сегодня на уроке?

Тема урока :
Слайд

Март. Лесные новости.


3. Знакомство с признаками весны в природе. Птицы.

Слайд «Речевая разминка»
-Какое время года наступило?
Д. Весна.
У. Какое настроение бывает у людей весной и почему?
Дети отвечают.
- Настроение людей зависит от состояния природы, от погоды. С наступлением теплых солнечных дней люди больше времени проводят на природе, наблюдая за ее оживлением. Все любуются происходящими явлениями и радуются солнцу, теплу и свету.


Учитель показывает слайд «Пробуждение весеннего леса».


- Ребята, послушайте, какая проблема возникла у Винни-Пуха. Однажды, летая на воздушном шарике и пытаясь обмануть пчел, Винни-Пух задумался: а что же происходит в природе с приходом весны?

Как вы думаете?

Он не смог ответить сам на этот вопрос и обратился к своим друзьям - Пятачку, Сове, Кролику и ослику Иа-Иа.
Слайд

Кролик. Распускается первый весенний цветок - подснежник.  Вывешивается на доску.

Слайд
Ослик Иа. Стало теплее.

Слайд
Сова. Просыпаются звери от зимней спячки.

Слайд
Пятачок. Самое главное - прилетают перелетные птицы.
У. Ребята, на что вы обратили внимание?
( Все ответили по-разному. Получилось много мнений.)
У. Какой возникает вопрос?
( Кто же из них прав, какое основное, главное изменение в природе весной?)
У. Какие есть предположения?

- Давайте рассуждать. Ответьте мне на вопрос почему:
Почему прилетают птицы?
(Стало теплее, появляется корм.)
У. Почему просыпаются звери?
(Стало теплее, можно найти еду.)
У. Почему распускается первый весенний цветок-подснежник?

(Стало теплее.)
У. Значит, какое изменение в природе весной самое главное?
( Потепление.)
У. Сделайте вывод: кто из друзей Винни-Пуха прав?
(ослик.)

Слайд «Грач».
У. А теперь отгадайте загадку:
Черный,
Проворный,
Кричит: «Крак!»,
Червякам враг.
Всех прилетных птиц черней,
Чистит землю от червей,
Вдоль по пашням мчится вскачь,
А зовется птица...
Д. Грач.
Учитель показывает
слайд «Грач»

-Саврасов написал удивительную картину, которая так и называется  «Грачи прилетели».


У. Как вы думаете, почему мы заговорили об этой птице?

Для того чтобы ответить на этот вопрос, прочитаем текст на с. 81 учебника.
- Почему же мы заговорили именно о б этой птице?

-В народе сложено много примет об этой весенней птице, но перед уроком набежал ветер и все приметы перемешал. Давайте их восстановим. 

Работа в группах.

Ранний прилёт грачей – к ранней весне.

Увидел грача – весну встречай.

Грач на горе – весна на дворе.

-Так какая же птица прилетает первой? Почему?

4.Знакомство с признаками весны в природе.

Работа с рассказом «Март-капельник».
- Ребята, как называется рассказ?

- Почему его так называют?

- Капель - падение капель с тающих сосулек или снега.
Учитель демонстрирует
слайд «Сосульки на крыше».


- Какое еще весеннее слово вы услышали в этом рассказе? (Проталины.)
Что это такое? (Черные пятна на солнечных пригорках.)
- Отчего же происходят эти явления?

5. Физкультминутка 

 Русская народная игра "Грачи летят".

Я буду говорить, а вы слушайте меня внимательно, поднимайте руки, машите ими да приговаривайте: "Летят, летят". Да только, чур, не ошибаться: лететь нужно только с теми, кто на самом деле летать может. Кто ошибется, тот выбывает из игры.

Дети становятся в круг, грач ходит внутри круга и произносит свои слов а:

Грачи летят, на всю Русь трубят:

"Чу - чу- чу - мы несем весну!"

"Гу-гу-гу - не догнать никому!"

"Летят, летят!" - отвечают дети и машут руками.

Пчелы летят, гудят, бурчат:

"Жу-жу-жу - меду несем до сыту"

"Летят! Летят!" - отвечают дети и машут руками.

Поросята летят, полосаты визжат:

"Хрю-хрю-хрю - надело нам в хлеву!

Если кто-то из детей ошибается и машет руками, то грач говорит:

" Кто ошибся? Помните уговор - за ошибку из игры долой. Садитесь и на нас смотрите-уму-разуму учитесь!

Синицы летят, на всю Русь кричат:

"Дзю-дзю-дзю - не поймать никому!"

"Летят! Летят!" - отвечают дети и машут руками.

Комары летят, кричат, пищат:

"Ду-ду-ду - не уйти никому!"

"Летят! Летят!" - отвечают дети и машут рукаими.

Медведи летят, толстопяты рычат:

"Ру-ру-ру - надоело нам в лесу!"

 Кто ошибся, сидит на местах, а кто все правильно делал тот и выиграл.

6. Знакомство с признаками весны в природе. Животные.


-Ребята, вспомните: о какой особенности весны говорила Сова?
(Просыпаются звери.)
-Сейчас мы и узнаем, кто уже проснулся в лесу?

Слайд

Отгадайте загадку:
Сердитый недотрога живет в глуши лесной:
Иголок очень много, а нитки ни одной.
Д. Ежик.
 


-Прочитайте рассказ на с. 85 учебника.


- Как ежик приводил себя в порядок после зимнего сна?
-Ребята, в лесу я встретила его обитателей и пригласила к нам на урок. Посмотрите сценку и догадайтесь, о ком идет речь.

Слайд«Лосенок в лесу».
Дети показывают сценку по рассказу Н. Сладкова:
Лосенок. Посмотри, мама, какие у меня ноги большие да длинные!
Лосиха. Длинные, сынок, большие.
Лосенок. Посмотри, мама, какие у меня уши широкие да большие!
Лосиха. Широкие, сынок, большие.
Лосенок. А отчего, мама, у меня такие ноги и уши большие?
Лосиха. А оттого, сынок, что ты у меня еще совсем маленький.
У. Кто же появился на лесной поляне?
Д. Лосенок и его мама.


У. Наши лесные новости продолжаются. Найдите на с. 84 тексты о животных.  1й вариант читают  рассказ о зайчиках, 2й вариант читают 4-й рассказ о лисичках.. Узнайте лесные новости, а потом поделитесь со своими друзьями самыми интересными.
Учитель демонстрирует
слайд «Зайчата в лесу».
- Когда появляются зайчата?
( Когда в лесу еще лежит снег.)
Демонстрация
слайда «Лисята в норе».
У. Что вас удивило в рассказе о лисичке? (Она оставляет малышей одних, когда уходит за добычей.)
- Что же происходит с животными? (просыпаются, рождаются детеныши)

7. Народные весенние праздники.

-Какое сегодня число?

Слайды

22 марта на Руси отмечался замечательный праздник «Жаворонки». Считалось, что в этот день прилетает 40 разных птиц, а самая первая - жаворонки, и весна вступает в полные права.

Еще на кануне женщины пекут сорок “жаворонков”. С  «жаворонками»  бежали на улицу на возвышенное место и начинали, что есть мочи кричать, закликать жаворонков, а с ними и весну. Чтобы поднять "жаворонков" еще выше, их рассаживали на пригорках, на ветках, на крышах сараев, на стогах и поленницах дров, привязывали на длинных нитках к высокому шесту, влезали с ними на заборы и деревья.

      Деревня в этот день была полна  песен, крика, смеха, игр. Причем, играли не только маленькие ребятишки, но и девушки и парни. Ребятишки бегали, закликали весну, свистели в свистульки. В этот день выпускали птиц на волю.

Есть такая примета: встретишь весну «жаворонками» - удача не обойдет твой дом стороной. Давайте и мы сделаем жаворонков.

Слайд.

Во время работы слушают Песенку – веснянку.

Шарик теста раскатать в длинную колбаску. (фото 1)
Колбаску завязать узлом. (фото 2)
У конца, который оказался наверху, вытянуть носик и вставить глаз-изюминку. Второй - нижний - конец расплющить пальцами и нарезать, что будет обозначать перышки на хвосте.

Жаворонков мы высушим, а на изобразительном искусстве мы их раскрасим.

8.Рефлексия

-Еще одно чудо. О нем загадка.

Слайд Подснежник

Давным-давно, когда на Земле только зарождалась жизнь и всё вокруг было покрыто снегом, одна снежинка рискнула превратиться в цветок, чтобы своим теплом согреть землю. Больше некому было это сделать. Подснежник согрел Землю, и на ней появилась жизнь. Подснежники приходят к нам из царства вьюг и снега. Это голубые, как небо, цветочки, маленькие, тихие, нежно пахнущие.

Давайте и мы поиграем в «Сочинялки»:

Пригрело солнышко. На лесной полянке вылез из-под снега подснежник. Оглянулся и увидел…

Что он мог увидеть?

(Продолжают рассказ 2-3 учащихся.)

Оглянулся и увидел потемневший снег, яркое солнце прямо над его головкой.

Оглянулся и услышал веселое щебетание птиц, увидел множество нежных цветочков, так похожих на него.


9. Итог урока

- Что же принесла с собой весна? (капель, солнце, оживление природы, радость людей от всего происходящего).

- А вам, ребята, весна принесла небольшой подарок, фильм, в котором мы увидим  все весенние изменения в природе и услышим замечательную музыку Вивальди.

-Что понравилось?

-Что запомнили?

Я предлагаю сделать весеннюю полянку с подснежниками. Если урок очень понравился, работал в полную силу - прикрепить голубой лепесток,  если работал не в полную силу – желтый лепесток.

Посмотрите, какая красивая поляна получилась!

- Дома попробуйте изобразить на листочках то, на что вас вдохновил сегодняшний урок. Получим книжку-малышку. «Весна»



Подписи к слайдам:

Март. Лесные новости.
Что же происходит в природе с наступлением весны?
Распускается первый весенний цветок - подснежник.
Стало теплее.
Просыпаются звери от зимней спячки.
Самое главное – прилетают перелётные птицы.
Чёрный,Проворный,Кричит: «Крак!»,Червякам враг.Всех прилётных птиц черней,Чистит землю от червей,Вдоль по пашне мчится вскачь,А зовётся птица …..
«Грачи прилетели» А. К. Саврасов
М а р т
Первый весенний месяц. Этот месяц называют в народе капельником, а дни со звонкими капелями –солнечниками.
Сердитый недотрога живёт в глуши лесной:Иголок очень много, а ниток ни одной.Ёжик.
Лисица и лисята.
22 мартакалендарь народных праздников«Жаворонки»«Сороки»
Жаворонки.
22 марта«Жаворонки»«Сороки»
От полуденных лучейПобежал лесной ручей,И подснежник маленькийВырос на проталинке.
Домашнее задание.
Подобрать и изобразить на альбомном листочке материал о ранней весне (каком-либо явлении, животном, растении)для изготовления коллективной книжки-малышки.
К о н е ц
автор: Маковей Н.В.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация и конспект урока по окружающему миру во 2 классе "Лесные опасности". Программа "Школа России".

Урок разработан согласно принципам и требованиям развивающего обучения с применением ИКТ и направлен на расширение и обогащение знаний учащихся об окружающем мире. На уроке дети знакомятся с лесными о...

Конспект урока по окружающему миру "Лесная аптека"

Вашему вниманию предоставляю конспект урока по окружающему миру...

План-конспект урока по окружающему миру «Птицы – лесные обитатели леса».

План-конспект урока по окружающему миру «Птицы – лесные обитатели леса»....

Конспект урока по окружающему миру во 2 классе по теме «Лесные опасности»

Конспект урока по окружающему миру во 2 классе по теме «Лесные опасности»...

Конспект урока по окружающему миру УМК «Планета Знаний» Тема: «Растительность лесной зоны » Класс: 2 класс

Конспект урока по окружающему миру УМК «Планета Знаний» Тема: «Растительность лесной зоны » Класс: 2 класс Провела: учитель начальных классов Савушкина Е.А....

Конспект урока по окружающему миру на тему «Растительность лесной зоны»

Конспект урока по окружающему мируУМК «Планета Знаний»Тема: «Растительность лесной зоны»...

Конспект урока по окружающему миру "Птицы - лесные жители", 2 класс

Перелётные птицы улетают на зиму в теплые края. Переселения могут совершаться как на близкие, так и на дальние расстояния.Оседлыми называют птиц, обитающих вблизи человека и зависящих от него: сизый г...