Рабочая программа по окружающему миру для 4 класса (УМК "Школа 2100)
рабочая программа по окружающему миру (4 класс) по теме

Гук Светлана Юрьевна

Рабочая программа по окружающему миру для 4 класса (УМК " Школа 2100)

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon okruzh.mir_.doc371.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Основная общеобразовательная школа №33»

Согласовано

Заместитель директора по УВР

________________Г.Ф.Васильева

«______»________________2013г.

Утверждаю

Директор МБОУ ООШ №33

_________________Л.П.Трофимова

«______»__________________2013г.

Окружающий мир 4 класс

Рабочая программа.

Составлена на основе  авторской программы по курсу «Окружающий мир» А. А. Вахрушева, Д. Д. Данилова,                                  А. С. Раутиан, С. В. Тырина для общеобразовательных учреждений, рекомендованной Министерством образования и науки РФ

                                                                                       Авторы: Вахрушева А.А.,                      

                                                                   Данилова Д.Д., Раутиан А.С.  ,                                                Тырин С.В.

Количество часов: 68

Составитель: Гук С.Ю.

                                                                                         2квал.категория

Рассмотрено на

заседании методического                                        

объединения                                                        

протокол № ___от « ___»________2013г.

руководитель м/о _______    Гук С.Ю.                                

                                             

                                             

Ленинск – Кузнецкий

2013

Содержание

  1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ  ЗАПИСКА…………………………………………………….
  2. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ……………………………………………………..
  3. ОСНОВНЫЕ  ТРЕБОВАНИЯ  К  ЗНАНИЯМ,  УМЕНИЯМ  И  НАВЫКАМ  УЧАЩИХСЯ  К  КОНЦУ  4-го  ГОДА  ОБУЧЕНИЯ………………………………………………………………………….
  4. ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ КОНТРОЛЯ………………………………….
  5. ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН…………………………………………………………...
  6. КАЛЕНДАРНЫЙ ПЛАН…………………………………………………………….
  7. ЛИТЕРАТУРА И ИНФОРМАЦИОННЫЕ ИСТОЧНИКИ………………………..

КОНТРОЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ……………………………………………………

1. Пояснительная записка

Программа соответствует федеральному компоненту государственного стандарта общего образования 2004 г. и обеспечена учебниками «Окружающий мир» для 1–4 кл., авторы А.А. Вахрушев, Д.Д. Данилов и др. (заключения РАО (№ 01-98/5/7д от 06.08.2007) и АПК и ППРО (№ 614 от 26.07.2007).

Предмет «Окружающий мир» на базе умений, полученных на уроках чтения, русского языка и математики, приучает детей к целостному интегральному рациональному (умопостигаемому) постижению окружающего мира, готовит их к освоению основ знаний в основной школе, а в отношении развития личности, её воспитания играет не меньшую, если не большую роль по сравнению с остальными предметами.

Значение курса « Окружающий мир» состоит в том, что в ходе его изучения школьники овладевают основами практико-ориентированных знаний о человеке, природе, обществе, учатся осмысливать причинно – следственные связи в окружающем мире, в том числе на многообразном материале природы и культуры родного края.

Предмет «Окружающий мир» - это основы естественных и социальных наук. Знакомство с началами наук даёт ученику  ключ (метод) к осмыслению личного опыта, позволяя сделать явления окружающего мира понятными, знакомыми и предсказуемыми.  Предмет «Окружающий мир» создаёт фундамент значительной части предметов основной школы: физики, химии, биологии, географии, обществознанию, истории. Это первый и единственный предмет в школе, рисующий широкую палитру природных и общественных явлений. В дальнейшем этот материал будет изучаться на различных предметах.

Курс обладает широкими возможностями для формирования у младших школьников фундамента экологической грамотности и соответствующих компетентностей - умение проводить наблюдения в природе, ставить опыты, соблюдать правила поведения в мире природы и людей, правила здорового образа жизни. Это позволит учащимся освоить основы адекватного природного и культуросообразного поведения в окружающей природной и социальной среде.

Поэтому данный курс играет наряду с другими предметами начальной школы значительную роль в духовно – нравственном развитии и  воспитании личности, формирует вектор культурно–ценностных ориентаций младшего школьника в соответствии с отечественными традициями духовности и нравственности.

Изучение курса окружающего мира направлено на достижение следующих целей:

– формирование социального опыта школьника, формирование целостной картины мира и осознание места в нем человека на основе единства рационально – научного познания  и эмоционально- ценностного осмысления ребенком личного опыта общения с людьми и природой; духовно –нравственное развитие и воспитание личности гражданина России в условиях культурного и конфессионального многообразия российского общества.

-осмысление личного опыта и приучение детей к рациональному постижению мира.

Для достижения поставленных целей изучения курса окружающего мира   в начальной школе необходимо решение следующих практических задач:

      -  развитие умения учиться – способности к самоорганизации с целью решения учебных задач;

- формирование знаний,  обеспечивающих возможность продолжения образования в основной школе;     

- учить осваивать знания об окружающем мире, единстве и различиях природного и социального; о человеке и его месте в природе и в обществе;

- развивать умения наблюдать, анализировать, обобщать, характеризовать объекты окружающего мира, рассуждать, решать творческие задачи;

-  создание психолого-педагогических условий для индивидуального прогресса в основных сферах личностного развития – эмоциональной, познавательной, в сфере саморегуляции с опорой на систему базовых культурных ценностей российского общества.

Отличие данной  программы от других действующих заключается в том, что:

Особенностью программы является включение знаний, которые способствуют познанию самого себя, расширяют представления о психической природе человека.

- урок строится таким образом, чтобы, с одной стороны, ответить на все вопросы ребят и удовлетворить любопытство учащихся, а с другой – обеспечить усвоение необходимых знаний.

     - средством воспитания и образования школьника начальных классов является знакомство с целостной элементарной научной картиной мира, где     при минимуме сообщаемых знаний сделать человека сознательным участником жизни.

-школьников знакомят с широкими представлениями о мире, которые образуют систему, охватывающую весь окружающий мир.

-изложение сравнительно полной картины мира позволит придать творческий исследовательский характер процессу изучения предмета, заставляя учащихся задавать новые и новые вопросы, уточняющие и помогающие осмыслить их опыт.

- применение на уроках ИКТ.

Окружающий мир» - предмет особый. Его изучение требует использования нетрадиционных форм организации, усиления роли занятий, которые проходят вне класса (в уголке природы, на пришкольном участке, в парке, музее, физкультурном или игровом зале и пр.).

В рамках базисного плана материал по ПДД и ОБЖ включен, в частности в Окружающий мир (в основном). Поскольку он входит в минимум содержания, то автоматически он изучается в рамках самого предмета "Окружающий мир".

Специфика предмета «Окружающий мир» состоит в том, что он, имея ярко выраженный интегративный характер, соединяет в равной мере природоведческие, обществоведческие исторические знания и дает обучающемуся  необходимый материал для целостного и системного видения мира в его важнейших взаимосвязях.

При его изучении младший школьник:

  • устанавливает более тесные связи между познанием природы и социальной жизнью; понимает взаимозависимости в системе «человек – природа – общество»;
  •  осознает необходимость выполнения правил поведения, сущность нравственно-этических установок; получает начальные навыки экологической культуры;
  • подходит к пониманию себя как индивидуальности, своих способностей и возможностей, осознает возможность изменять себя, понимает важность здорового образа жизни;
  • подготавливается к изучению базовых предметов в основной школе.

Образовательная функция предмета заключается в формировании разнообразных представлений о природе, человеке и обществе, элементарной ориентировке в доступных естественнонаучных, обществоведческих, исторических понятиях, развитии целостного восприятия окружающего мира.

Развивающая функция предмета предполагает и формирование элементарной эрудиции ребенка, его общей культуры, овладение знаниями, превышающими минимум содержания образования.

Для реализации данной программы отведено следующее количество часов:

Количество часов в неделю по программе :  2  

Количество часов в неделю по учебному плану:  2  

Количество часов в год: 68

Программа  учебного  курса окружающий мир  в  4  классе  общим объемом  68  часа  в  год,  по  2  ч.  в неделю    (из  расчета  34-х учебных недель) изучается в течение  всего учебного года.

Из них:  

  •  контрольных работ –7;
  • проверочных работ – 19;

2. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ОКРУЖАЮЩИЙ МИР В 4 КЛАССЕ

Раздел 1: «Человек и природа» (34 ч)

Человек и его строение (13 ч)
Устройство человека. Основные системы органов тела человека и их роль в жизни организма.
Кожа. Строение кожи. Кожа и ее роль в защите от холода и жары, внешних воздействий, микробов (бактерий). Непостоянство условий во внешней среде и постоянство условий внутри организма. Потоотделение и его роль в поддержании температуры тела. Правила гигиены. Загар и защита от солнечных лучей. Мозоли – защита от истирания кожи. Кожа – орган чувств. Чувствительность пальцев. Узоры на ладонях и пальцах.
Движение человека. Внутренний скелет, его преимущества и недостатки. Непрерывный рост костей. Кости и их прочность. Суставы. Подвижность в позвоночнике и плечевом суставе. Переломы, вывихи. Как оказать первую помощь? Мышцы – движители тела и его скелета. Мышцы и сустав. Функции мышцы: сокращение и расслабление. Физическая усталость человека.
Пищеварение. Органы пищеварения. Зубы и жевание. Рот и язык. Глотка, пищевод, желудок, кишечник, печень. Правила здорового питания.
Пищеварение и его роль в превращении пищи в универсальный источник энергии и строительный материал, общий всем живым существам: белки, углеводы и жиры.
Органы выделения и их роль в удалении вредных веществ и лишней воды из клеток. Почка, мочевой пузырь. Что такое моча?
Органы дыхания: носовая полость, глотка, трахеи, бронхи, легкие. Гигиена дыхания. Как мы дышим? Как мы разговариваем? Чихание и кашель. Трахеит, бронхит, воспаление легких.
Круги кровообращения. Сердце – насос. Артерии, вены и капилляры. Артериальная и венозная кровь. Пульс. Давление крови.
Кровь и ее транспортная функция внутри организма. Перенос питательных веществ и кислорода ко всем клеткам тела. Кровь и ее красный цвет. Почему при ранении из человека не вытекает вся кровь? Бесстрашные защитники в крови человека.
Мозг – орган управления. Нервная система: мозг и нервы. Функция нервной системы – быстрая и точная передача сигналов управления от мозга к органам и осведомительной информации о состоянии органов к мозгу. Головной и спинной мозг. Нервы – «провода» нервной системы. Управление дыханием, сердцебиением, перевариванием пищи. Полушария – самая главная часть мозга человека. Наши ощущения. Мышление.
Железы внутренней секреции и выработка гормонов, разносимых кровью по всему организму. Гормон страха и опасности и его действие.
Органы чувств. Глаза – органы зрения. Хрусталик. Сетчатка. Восприятие на свету и в темноте. Восприятие глазами движения. Защита зрения. Нос – орган обоняния. Ухо – орган слуха. Язык – орган вкуса. Кожа – орган осязания. Орган равновесия. Боль – сигнал опасности. Специфика чувствительных клеток и отсутствие специфики проведения сигнала по нервам.
Размножение – свойство живых организмов. Эмбрион – орган матери. Питание и дыхание эмбриона. Рождение. Зависимость ребенка от матери. Человеком не родятся, а становятся.
Травмы. Микробы – возбудители болезней. Бактерии и вирусы. Что вызывает грипп и как он передается? Что такое простуда? Почему корью, ветрянкой и скарлатиной болеют один раз? Защита организма. Высокая температура, ее причины. Клетки крови – пожиратели микробов. Прививки и их роль в спасении нас от болезней. Медицина побеждает страшные недуги. Болезни современного общества. Физкультура – необходимый элемент культуры цивилизованного человека.
Происхождение человека (2 ч)
Предки человека – человекообразные обезьяны и их особенности. Хорошо развитая рука, зрение и сложный мозг. Двуногое передвижение, вертикальная постановка тела, освобождение рук от функций передвижения и высоко посаженная голова. Длительный период детства и обучение. Основа выживания наших предков – предвидение поведения врагов и объектов питания в пространстве и времени и коллективные действия. Человек и его разум. Речь.
Первобытное стадо как прообраз человеческого общества. Обезьянолюди – древнейшие люди нашей планеты. Изготовление орудий труда. Хранение орудий и изготовление их впрок – главная предпосылка прогресса технологий. Пользование огнем и разведение огня. Коллективная охота на крупных зверей. Разделение труда. Длительное обучение детей и позднее их взросление. Происхождение семьи. Появление человека разумного.
Рукотворная природа (10 ч)
Приручение и разведение домашних животных, разведение культурных растений. Породы и сорта.
Искусственный отбор. Животноводство и растениеводство, их роль в хозяйстве человека. Вспашка, севооборот, внесение удобрений, полив, использование теплиц и ядохимикатов позволяет увеличить урожай.
Изобретение рычага и его использование для изготовления инструментов. Наклонная плоскость и колесо и их применение человеком.
Клин, блок, ворот.
Вода, ее свойства (принимает форму сосуда, выталкивающая сила, текучесть, несжимаемость, способность растворять). Изменение свойств воды при нагревании и охлаждении. Сообщающиеся сосуды – устройство водопровода. Фильтрация.
Устройство простейшего парового двигателя, гидравлический пресс и домкрат.
Воздух, его состав и свойства (расширяется при нагревании, плохо проводит тепло, малая плотность, упругость). Воздушный шар.
Обладает ли воздух выталкивающей силой?
Горные породы и минералы, их использование человеком. Свойства горных пород и минералов (постоянная форма, прочность, твёрдость). Производство кирпича, цемента, бетона, стекла.
Драгоценные и поделочные камни.
Металлы, их свойства (твердость, пластичность, расширяются при нагревании, проводят тепло и электричество), добыча и использование. Бронза, железо и его сплавы. Способы обработки металлов.
Использование различных металлов.
Торф, каменный уголь, нефть и природный газ – ископаемое топливо, его происхождение. Паровой двигатель.
Двигатель внутреннего сгорания, ракетный двигатель.
Электричество в природе. Использование электричества человеком. Магниты, их особенности.
Звук, его свойства (высота звука и его связь с вибрацией). Средства связи и музыкальные инструменты. Свет, его свойства (распространение по прямой, преломление, поглощение).
Современные технологии на службе у человека. Изготовление синтетических материалов. Искусственный спутник и полет в космос. Изобретение компьютеров, роботов и лазера и их роль в жизни современного человека.

Присваивающее хозяйство наших предков. Производящее хозяйство. Создание искусственной экосистемы. Нарушение круговорота веществ в биосфере: накопление отходов производства и жизнедеятельности, за-грязнение окружающей среды. Наша Земля становится для нас все более неожиданной и чужой. Экологическое хозяйство будущего человека.
Повторение изученного материала – 7 ч.

Раздел 2: «Человек и человечество» (34 ч)

Человек и его внутренний мир (5 ч)
Человек – дитя природы и общества. «Маугли» – человек, вне человеческого общения. Основные психологические отличия человека от животных.
Основные качества личности. Роль сознания и воли в поведении человека.
Эмоции – их значение для человека и правила их проявления.
Отличия чувств от эмоций. Роль эмоциональных состояний в поведении человека. Настроение. Тревожность.
Что такое характер. Черты характера как устойчивые проявления личности.
Человек и общество (4 ч)
Общество как взаимосвязь людей. Конфликт. Причины и виды конфликтов. Способы разрешения конфликтов.
Правила поведения людей в обществе. Совесть. Мораль и право.
Круги общения и социальные группы. Человечество – самая большая социальная группа.
Права человека в обществе. Преступления против личности. Права ребенка. Защита прав ребенка.
Человек и история человечества (5 ч)
История человечества – возникновение и изменения человеческого общества от появления первых людей до наших дней. Картина всемирной истории человечества – смена нескольких эпох – «времен». Образ развития общества как образ изменений в технике, формах общества, правилах морали: Первобытный мир, Древний мир, Средние века, Новое время, Новейшее время.
Человек и многоликое человечество (3–4 ч)
Единое человечество состоит из граждан разных государств. Многообразие государств планеты. Монархии и республики. Демократические и недемократические государства. Права человека по участию в управлении государством, свобода слова.
Единое человечество состоит из разных рас и разных народов. Национальность человека. Права человека на развитие своей народной культуры, равноправие представителей разных рас и народов.
Единое человечество состоит из верующих, приверженцев разных религий и атеистов. Право человека на свободу совести (выбрать любую религию или быть атеистом). Религии мира – религии, распространившиеся во многих народах мира и ставшие частью мировой общечеловеческой культуры.
Человек и единое человечество (4 ч)
Образ «мирового хозяйства», объединяющего все человечество. Трудовая деятельность человека. Собственность, доход, заработная плата. Обмен и деньги. Взаимосвязь государств и народов планеты в области производства и торговли.
Организация Объединенных Наций – как сообщество почти всех государств планеты. Задачи ООН, принципы построения, практическая работа на благо всего человечества. Один из главных документов ООН – «Декларация прав человека».
Общечеловеческие культурные достижения и ценности, проблема их сохранения и развития. Современное олимпийское движение, значение для современного человечества.
Все человечество объединяют глобальные (всеобщие) проблемы современности, которые угрожают самому существованию человечества. Путь человечества в XXI век. Будущее зависит от каждого из нас!
Повторение изученного материала – 6 ч.

3. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

I раздел. «Человек и природа».

К концу 4-го класса учащиеся должны знать:
– об изготовлении орудий труда и возникновении речи – как об основном отличии человека от животных;
– об основных органах и системах органов человека, их функциях;
– о болезнях и мерах борьбы с ними, о значении физкультуры;
– об основных этапах становления человека и его разума;
– важность воды для жизни живых организмов и человека;
– основные свойства льда, воды и пара (как твердого тела, жидкости и газа);
– основные свойства воздуха (как газа);
– применение важнейших полезных ископаемых;
– об экологических кризисах на Земле, вызванных деятельностью человека;
– о единственной стратегии выживания человечества – вписывании своего хозяйства в круговорот веществ биосферы.

Учащиеся должны
уметь:
– находить противоречия между хозяйством человека и природой и предлагать способы их устранения;
– объяснять элементарные процессы, проходящие в собственном организме и применять свои знания для составления режима дня, правил поведения и т.п.;
– ухаживать за своим телом;
– составлять правильный режим дня;
– оценивать правильность поведения в жизни с точки зрения ведения здорового образа жизни;
– объяснять и доказывать необходимость бережного отношения к природе.

II раздел. «Человек и человечество».

К концу 4-го класса учащиеся должны знать (иметь первичные представления о понятиях и явлениях):
– личность, характер, эмоции, чувства;
– совесть, мораль, право;
– эпохи Всемирной истории: Первобытный мир, Древний мир, Средние века. Новое время, Новейшее время;
– расы, национальность; религии мира; атеизм; ООН, общечеловеческие ценности; основные права человека и права ребенка, глобальные проблемы современности.

Учащиеся должны
уметь:
– по поведению людей узнавать, какие они испытывают эмоции (переживания), какие у них черты характера;
– отличать друг от друга разные эпохи (времена) в истории человечества;
– объяснять различия между людьми современного человечества: отличать граждан разных государств; национальность человека от его расы; верующих разных религий и атеистов;
– объяснять, какие интересы объединяют тебя с твоими родственниками, друзьями, земляками, гражданами твоей страны, что объединяет всех людей на Земле в одно человечество;
– замечать и объяснять, какие поступки людей противоречат человеческой совести, правилам поведения (морали и праву), правам человека и правам ребенка. Предлагать, что ты сам можешь сделать для исправления видимых нарушений.


4. Особенности организации контроля по окружающему миру

Виды контроля 

В программе предусмотрена многоуровневая система контроля знаний:  

  самоконтроль — при введении нового материала,  

  взаимоконтроль — в процессе его отработки,  

  рубежный контроль — при проведении проверочных работ,  

  итоговый контроль, включающий проведение итоговых работ.  

Специфичность содержания предметов, составляющих образовательную

область  «Окружающий мир»,   оказывает   влияние  на   содержание  и формы контроля.   Основная   цель   контроля   -   проверка   знания   фактов   учебного материала,   умения   детей   делать   простейшие   выводы,   высказывать обобщенные суждения, приводить примеры из дополнительных источников, применять комплексные знания.

Для   контроля   и   оценки   знаний   и   умений   по   предметам   этой образовательной   области   используются   индивидуальная   и   фронтальная устные   проверки,   различные   письменные   работы   которые   не   требуют развернутого ответа с большой затратой времени,  а также самостоятельные практические   работы   с   картами,   приборами,   моделями,   лабораторным оборудованием.

Фронтальный   опрос  проводится   как   беседа-диалог,   в   котором участвуют учащиеся всего класса.  Учитель подготавливает серию вопросов по   конкретной   теме   курса,   на   которые   учащиеся   дают   короткие обоснованные ответы. Поскольку основная цель таких контрольных бесед – проверка   осознанности   усвоения   учебной   программы,   это   определяет необходимость   подбора   таких   вопросов,   которые   проверяют   не   только знания  фактического  материал   (повторить   статью  учебника,   перечислить,  вспомнить и т.п.),  но и умение сопоставить факты,  выбрать альтернативу,

сравнить, проанализировать, найти причину явления и т.п.

Индивидуальный   устный   опрос  также   имеет   свои   специфические особенности   на   уроках   по   предметам   данной   образовательной   области. Можно   выделить   следующие   формы   индивидуального   опроса:   рассказ-описание и рассказ-рассуждение.

Рассказ-описание.  Ученик дает последовательное,  логическое описание объекта или явления окружающего мира,  раскрывающее их существенные признаки и свойства.  При оценке этого вида рассказа учитываются полнота раскрытия вопроса,  выделение наиболее существенных признаков объекта, логичность   изложения,   передача   своего   отношения   к   описываемому предмету.  Положительной оценки заслуживает желание ученика отступить от текста учебника,  не повторить его дословно,  а высказать мысль своими

словами,   привести   собственные   примеры   из   жизненного   опыта.   Особо отмечается   использование   дополнительной   литературы   и иллюстрированного   материала,   самостоятельно   выполненных   рисунков   и схем.

Рассказ-рассуждение   проверяет   умение   учащегося   самостоятельно обобщить   полученные   знания,   правильно   установить   причинно-следственные,   пространственные   и   временные   связи,   использовать приобретенные   знания   в   нестандартной   ситуации   с   применением   схем, таблиц, диаграмм и т. п. Этот вид опроса очень важен для проверки уровня развития   школьника,   сформированности   логического   мышления, воображения, связной речи-рассуждения.

При письменной проверке знаний по предметам естественно-научного и обществоведческого направления используются также контрольные работы, которые   не   требуют   полного,   обстоятельного   ответа,   что   связано   с недостаточными   возможностями   письменной   речи   младших  школьников.

Целесообразны  поэтому  тестовые   задания  по   нескольким  вариантам  на поиск ошибки, выбор ответа, продолжение или исправление высказывания и др.  Имеют   большое   значение   и   работы  с   индивидуальными   карточками-заданиями:   дети   заполняют   таблицы,   рисуют   или   дополняют   схемы, диаграммы,  выбирают правильную дату и т.  п.  Эти задания целесообразно строить   как   дифференцированные,   что   позволит   проверить   и   учесть   в  дальнейшей работе индивидуальный темп продвижения детей.

Интересной формой письменной формой контроля  сформированности представлений об окружающем мире являются  графические работы. Здесь учитель проверяет осмысленность имеющихся у школьника знаний, умение передать мысль не словом, а образом, моделью, рисунком-схемой.

Специфической   формой   контроля,   сочетающей   в   себе   элементы  как устного,   так   и   письменного   опроса,   является   работа   с   приборами, лабораторным оборудованием, моделями. Эта форма контроля используется в  основном на  уроках,  формирующих  естественно-научные  представления детей. Основная цель этих проверочных работ: определение уровня развития умений школьников работать с оборудованием, планировать наблюдение или опыт, вести самостоятельно практическую работу.

Виды и формы организации учебного процесса

 

 Формы  организации  урока:  совместная  с  учителем  учебно-познавательная  деятельность,  работа  в  группах  и самостоятельная работа детей.

 

Виды занятий: экскурсия, итоговая работа, урок:  

Урок «открытия» нового знания.

Деятельностная цель: формирование умений реализации новых способов действий.

Содержательная цель: формирование системы математических понятий.

 

Урок рефлексии (уроки повторения, закрепления знаний и выработки умений).

Деятельностная цель: формирование у учащихся способностей к выявлению причин затруднений и коррекции собственных действий.

Содержательная цель:  закрепление и при необходимости коррекция изученных способов действий  – математических понятий, алгоритмов и др.

 

Урок развивающего контроля, оценки и коррекции знаний

Деятельностная цель: формирование у учащихся способностей к осуществлению контрольной функции.

Содержательная цель: контроль и самоконтроль изученных математических понятий и алгоритмов.

Программа предусматривает проведение уроков обобщения.

 Деятельностная цель – оживить знания школьника, которые он получил не только в данном классе, но и за предыдущие годы обучения, и на основе этого систематизировать и обобщить полученные представления, создать стройную картину определенного исторического периода развития нашего государства.

Методы и технологии.

Все предметные УМК основываются на совокупности нескольких технологий, эффективное использование которых позволяет педагогу в полном объеме реализовать деятельностный  подход в работе с учащимися.

Это:

● проблемно-диалогическая технология;

● технология формирования типа правильной читательской деятельности (продуктивного чтения);

● технология оценивания учебных успехов;

● проектная технология.

Все учебники сконструированы на основе этих технологий и снабжены подробными методическими рекомендациями, позволяющими педагогу осознанно строить деятельность на уроке в соответствии с обозначенным принципом.

Принципы, лежащие в основе построения программы

 

  Личностно-ориентированные  принципы  (принцип  развития,  принцип  творчества,  принцип  психологической комфортности);

  Культурно-ориентированные  принципы  (принцип  целостного  представления  о  мире,  принцип  систематичности, принцип непрерывности, принцип ориентированной функции знаний, принцип овладения культурой);

  Деятельностно-ориентированные  принципы  (принцип  деятельности,  принцип  перехода  от  совместной  учебно-познавательной  деятельности  к  самостоятельной  деятельности  ученика,  принцип  смыслового  отношения  к  миру)

Поступательности (постепенность, последовательность и перспективность обучения);

Краеведческий.

КРИТЕРИИ И НОРМЫ ОЦЕНКИ РЕЗУЛЬТАТОВ

Классификация ошибок и недочетов, влияющих на снижение оценки

Ошибки:

• неправильное   определение   понятия,   замена   существенной характеристики понятия несущественной;

• нарушение последовательности в описании объекта (явления) в тех случаях, когда она является существенной;

• неправильное   раскрытие   (в   рассказе-рассуждении)   причины, закономерности, условия протекания того или иного изученного явления;

• ошибки   в   сравнении   объектов,   их   классификации   на   группы  по существенным признакам;

• незнание   фактического   материала,   неумение   привести самостоятельные примеры, подтверждающие высказанное суждение;

• отсутствие   умения   выполнять   рисунок,   схему,   неправильное заполнение таблицы;  не  умение подтвердить свой ответ схемой,  рисунком, иллюстративным материалом;

• ошибки   при   постановке   опыта,   приводящие   к   неправильному результату;

• неумение   ориентироваться   на   карте   и   плане,   затруднения   в правильном показе изученных объектов (природоведческих и исторических).

Недочеты:

• преобладание   при   описании   объекта   несущественных   его признаков;

• неточности при выполнении рисунков, схем, таблиц, не влияющих отрицательно на результат работы; отсутствие обозначений и подписей;

• отдельные   нарушения   последовательности   операций   при  проведении опыта, не приводящие к неправильному результату;

• неточности   в определении   назначения прибора,  его применение осуществляется после наводящих вопросов;

• неточности при нахождении объекта на карте.


Устный и письменный опрос:

"5" ("отлично") - уровень выполнения требований значительно выше удовлетворительного: отсутствие ошибок как по текущему, так и по предыдущему учебному материалу; не более одного недочета (два недочета приравниваются к одной ошибке); логичность и полнота изложения.
"4" ("хорошо") - уровень выполнения требований выше удовлетворительного: использование дополнительного материала, полнота и логичность раскрытия вопроса; самостоятельность суждений, отражение своего отношения к предмету обсуждения. Наличие 2-3 ошибок или 4-6 недочетов по текущему учебному материалу; не более 2 ошибок или 4 недочетов по пройденному материалу; незначительные нарушения логики изложения материала; использование нерациональных приемов решения учебной задачи; отдельные неточности в изложении материала;
"3" ("удовлетворительно") - достаточный минимальный уровень выполнения требований, предъявляемых к конкретной работе; не более 4-6 ошибок или 10 недочетов по текущему учебному материалу; не более 3-5 ошибок или не более 8 недочетов по пройденному учебному материалу; отдельные нарушения логики изложения материала; неполнота раскрытия вопроса;
"2" ("плохо") - уровень выполнения требований ниже удовлетворительного: наличие более 6 ошибок или 10 недочетов по текущему материалу; более 5 ошибок или более 8 недочетов по пройденному материалу; на рушение логики, неполнота, нераскрытость обсуждаемого вопроса, отсутствие аргументации либо ошибочность ее основных положений.

Характеристика словесной оценки (оценочное суждение)

Словесная   оценка   есть   краткая   характеристика   результатов   учебного труда  школьников.  Эта  форма   оценочного   суждения   позволяет   раскрыть перед   учеником   динамику   результатов   его   учебной   деятельности, проанализировать его возможности и прилежание. Особенностью словесной оценки   являются   ее   содержательность,   анализ   работы школьника,   четкая фиксация успешных результатов и раскрытие  причин неудач.  Причем  эти причины не должны касаться личностных характеристик учащегося.

Оценочное   суждение   сопровождает   любую   отметку   в   качестве  заключения по существу работы, раскрывающего как положительные, так и отрицательные ее стороны, а также пути устранения недочетов и ошибок.

5. Тематический план

I раздел. «Человек и природа».

№ темы


Наименование разделов и  тем

Кол-во часов

Формы контроля

Проверочные работы

Контрольные работы

По программе

По плану

По программе

По плану

По программе

По плану

Человек и его строение.

13

13

7

7

1

0

Происхождение человека.

2

3

1

1

0

1

Рукотворная природа.

10

14

8

8

1

1

Повторение пройденного материала.

9

4

0

0

2

1

Итого: (1 раздел «Человек  природа»).

34

34

16

16

4

3

II раздел. «Человек и человечество».

№ темы


Наименование разделов и  тем

Кол-во часов

Формы контроля

Проверочные работы

Контрольные работы

По программе

По плану

По программе

По плану

По программе

По плану

Человек и его внутренний мир.

5

7

1

1

0

0

Человек и общество.

4

6

0

0

1

1

Картина всемирной истории человечества.

5

10

1

1

0

0

Человек и многоликое человечество.

4

4

1

1

0

1

Человек и единое человечество.

4

6

0

0

1

1

Обобщающее повторение.

12

1

0

0

1

1

Итого (2 раздел «Человек и человечество»).

34

34

3

3

3

4

6. Календарный план

 

№уро- ка п/п

№урока в теме

Содержание

часы

Сроки проведения

Оборудование

Дом. за-дание

1.Человек и природа(34ч)

Раздел I  КАК РАБОТАЕТ ОРГАНИЗМ ЧЕЛОВЕКА(16ч)

1.Человек и его строение(13ч).

1/1

Как устроен организм человека.

Проверочная работа №1

1

Интерактивная энциклопедия

«Мое тело. Как оно устроено?»

с. 1–4;

с. 5,

№ 4, 5, 6

1/2

Кожа – «пограничник» организма.

Практическая работа (с.17)

1

Интерактивная энциклопедия

«Мое тело. Как оно устроено?»

с. 7–12; с. 11,

№ 4, 5

1/3

Как человек двигается.

Проверочная работа №2

Практическая работа (с.17)

1

Интерактивная энциклопедия

«Мое тело. Как оно устроено?»

с. 13–18, № 13, 14

1/4

Путешествие бутерброда. Усвоение питательных веществ.

1

Интерактивная энциклопедия

«Мое тело. Как оно устроено?»

с. 19–24 № 4, 5, 6

1/5

Как удаляются ненужные вещества.

Проверочная работа №3

Практическая работа (с.18)

1

Интерактивная энциклопедия

«Мое тело. Как оно устроено?»

с. 25–27, № 1, 2

1/6

Для чего и как мы дышим.

1

Интерактивная энциклопедия

«Мое тело. Как оно устроено?»

с. 28–33, № 8, 10

1/7

Волшебная восьмерка.  

1

Интерактивная энциклопедия

«Мое тело. Как оно устроено?»

с. 34–38,  №4, 7, 8

1/8

Что такое кровь.

Проверочная работа №4

1

Интерактивная энциклопедия

«Мое тело. Как оно устроено?»

с. 38–40, № 2

1/9

Почему наш организм работает слажено. Гормоны – помощники нервной системы.

Проверочная работа №5

1

Интерактивная энциклопедия

«Мое тело. Как оно устроено?»

с. 41–46, № 6, 9

1/10

Окна в окружающий мир.

Проверочная работа №6

Практическая работа (с.19)

1

Электронное приложение «Фанат науки»

с. 47–50, № 5

1/11

Многогранный мир чувств.

1

Интерактивная энциклопедия

«Мое тело. Как оно устроено?»

с. 51–55, № 8, 10

1/12

Родители и дети.

1

11.10

Электронное приложение «Окружающий мир. Чудеса открытий»

с. 56–60, № 4, 5

1/13

Отчего мы иногда болеем.

Проверочная работа №7

1

16.10

Электронное приложение «Окружающий мир. Чудеса открытий»

с. 61–65, № 8–11


2.Происхождение человека(3ч).

2/1

Наши предки – древесные жители. Экскурсия в  краеведческий музей.

1

18.10

Интерактивная энциклопедия

«Мое тело. Как оно устроено?»

2/2

На заре человечества.

Проверочная работа №8

1

Электронное приложение «Кирилл и Мефодий»

с. 66–71, № 6, 7

2/3

Контрольная работа №1 по теме: «Как работает организм человека».

1

http://school-collection.edu.ru/

с. 72–77, № 4

Раздел II.  РУКОТВОРНАЯ ПРИРОДА(18ч)

3.Рукотворная природа(14ч).

3/1

Работа над ошибками. Рукотворная жизнь.

1

Электронное приложение «Кирилл и Мефодий»

с. 1–4,

№ 5, 6, 7

3/2

На службе у человека.

Проверочная работа №9

1

Компьютерная игра –энциклопедия «Живая планета»

с. 5–11, № 7, 8

3/3

Покорение силы.

Проверочная работа №10

Практическая работа (с.19)

1

Электронное приложение «Фанат науки»

с. 12–17, № 6–8

3/4

Как человек использует свойства воды.

Практическая работа (с.20)

1

Электронное приложение «Фанат науки»

с. 18–21

3/5

Как человек использует свойства воды.

Проверочная работа №11

Практическая работа (с.21)

1

Электронное приложение «Фанат науки»

с. 24–29, № 9

3/6

Как человек использует свойства воздуха.

Проверочная работа №12

Практическая работа (с.22-23)

1

Электронное приложение «Фанат науки»

с. 24–29, № 10

3/7

Горные  породы и минералы. Экскурсия в музей камня.

Проверочная работа №13

Практическая работа (с.24-25)

1

Электронное приложение «Фанат науки»,  «Окружающий мир. Чудеса открытий»

с. 30–35, № 7–9, пословицы

3/8

Металлы. Как металлы обрабатывают.

Проверочная работа №14

Практическая работа (с.26)

1

Электронное приложение «Фанат науки»

с. 36–41, № 8, 9

3/9

Приручение огня.

Проверочная работа №15

1

Электронное приложение «Фанат науки»

с. 42–47, № 11, 12

3/10

Невидимая сила.

Практическая работа (с.27)

1

Электронное приложение «Фанат науки»

с. 48–53

3/11

Контрольная работа №2 по теме: «Рукотворная природа».

1

Электронное приложение «Фанат науки»

с. 54–56;

3/12

Работа над ошибками. Чудо-волны.

Практическая работа (с.27)

1

Электронное приложение «Фанат науки»

с. 56–60

3/13

Человек проникает в тайны природы.

1

Электронное приложение «Фанат науки»

с. 61–65;

3/14

Как нам жить?

Проверочная работа №16

1

Электронное приложение «Фанат науки»

с. 65–66, выполнить

задания

4.Повторение пройденного материала(4ч).

4/1

Повторение по теме: « Природа, вещества, явления».

1

Электронное приложение «Окружающий мир. Чудеса открытий

с. 67–72

4/2

Контрольная работа №3 по теме «Человек и природа».

1

Электронное приложение «Окружающий мир. Чудеса открытий

4/3

Работа над ошибками. Повторение по курсу: «Человек и природа».

1

Электронное приложение «Окружающий мир. Чудеса открытий

4/4

Повторение по темам: «Земля – планета жизни. Растения и животные». Экологический проект «Мир, в котором я живу».

1

2.Человек и человечество(34ч)

Раздел 1: «Человек»(13ч)

 1. Человек и его внутренний мир(7ч)

1/1

Кого можно назвать человеком?

1

Электронное приложение «Мышка Мия и Большая Шляпа»,

Электронное приложение «Кирилл и Мефодий»

с. 1–5,

№ 1, 2

1/2

Посмотри в свое зеркало.

1

с. 6–9,

№ 8

1/3

Как понять, что твориться у друга на душе?

1

с. 10–12,

№ 13

1/4

Учимся «читать» эмоции по жестам.

1

с. 13–15,

№ 16

1/5

Переживания, испытанные временем.

1

с. 16–18,

№ 20

1/6

Как узнать человека?

1

с. 19–22

1/7

Как узнать человека?

Оптимист и пессимист. Кто ты?

Проверочная работа №1

1

с. 23–25,

№ 25

 2. Человек  в мире людей.(6ч)

2/1

Что такое общество?

1

с. 26–28,

№ 27

2/2

Как жить в мире людей.

1

Электронное приложение «Кирилл и Мефодий»

с. 29–32,

№ 31

2/3

Мое общество.

1

Электронное приложение «Кирилл и Мефодий»

с. 33–37,

№ 36

2/4

Права человека в обществе.

1

с. 38–40,

№ 38

2/5

Повторение по теме «Человек в мире людей».

1

http://school-collection.edu.ru/

с. 44–46,

№ 47

2/6

Контрольная работа №1 по теме: «Человек».

1

с. 41–43



Раздел 2: «Человечество»(21ч)

 3. Человек и прошлое человечества(10ч)

3/1

Работа над ошибками. Первобытный мир – первые шаги человечества.

1

с. 47–50,

№ 50

3/2

Первобытный мир – первые шаги человечества.

1

Электронное приложение «Кирилл и Мефодий»,

«Мышка Мия и Большая Шляпа»,

с. 51,

№ 57

3/3

Древний мир – рождение первых цивилизаций.

1

с. 52–58

3/4

Древний мир – рождение первых цивилизаций.

1

с. 59–66

3/5

Эпоха средних веков – между древностью и новым временем.

1

с. 67–72, № 76, 78

3/6

Эпоха средних веков – между древностью и новым временем.

1

Электронное приложение «Кирилл и Мефодий»

с. 73–79, № 82, 84, 85

3/7

Новое время – торжество Европы.

1

с. 80–86, № 89

3/8

Новое время – торжество Европы.

1

3/9

Новейшее время – трудный шаг к единому человечеству.

1

Электронное приложение «Кирилл и Мефодий»

с. 87–92,

№ 94

3/10

Новейшее время – трудный шаг к единому человечеству.

Проверочная работа №2

1

с. 93–97


 4. Человек и многоликое человечество(4ч)

4/1

Короли, президенты, граждане.

1

с. 98–104,

№ 106;

4/2

Расы и народы Земли.

1

с. 98–104, сообщения

4/3

Кто во что верит.

1

с. 98–104

4/4

Пути духовных исканий.

Проверочная работа №3

1


 5. Человек и единое человечество(6ч)

5/1

Мировое хозяйство.

1

http://school-collection.edu.ru/

с. 105–108

5/2

Мировое сообщество государств.

1

http://school-collection.edu.ru/

с. 109–112

5/3

Повторение по теме: «Человек и многоликое человечество».

1

с. 113–115

5/4

Контрольная работа №2 по теме: «Человечество».

1

с. 116–120

5/5

Работа над ошибками. Что человечество ценит больше всего?

1

5/6

Как нам жить?

1

с. 121


6.Обобщающее повторение(1ч)

5/7

Урок-обобщение по курсу «Человек и человечество».

Итоговый тест

1

7.  ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНО -  МЕТОДИЧЕСКОГО И МАТЕРИАЛЬНО – ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА  

для реализации рабочей программы «Окружающий мир»

Литература для учащихся:

  1. Вахрушев А. А, Окружающий мир: учебник для 4 класса «Человек и природа» 1 часть, « Человек и                      человечество» 2 часть..- М.: Баласс, 2012.
  2.  Рабочая тетрадь к учебнику  «Окружающий мир»           (« Человек и природа», «Человек и человечество») для 4 класса.- Вахрушев А. А.Данилов Д.Д.М. М : Баласс.2012
  3. «Проверочные и контрольные работы» к учебнику «Окружающий мир» (« Человек и природа», «Человек и человечество») для 4 класса.- Вахрушев А. А.. Бурский  О.В., Родыгина О.А..- М: Баласс.2012

Дополнительная литература:

  1. А. Усачев, А. Березин « Школа безопасности» М. , Издательство АСТ 2005 г.
  2. Биология. Справочник школьника. М. , Филологическое общество « Слово».  1995 г.
  3. Энциклопедия для детей. Биология. М. Аванта + , 1995 г.
  4. В. Волина , К. Маслаков. Естествознание, Серия « Учимся играя». Екатеринбург. АРД. ЛТД, 1999.
  5. Популярная энциклопедия для детей. Серия « Все обо всем».М. « Слово». 1993 г.
  6. .О.В. Казакова, Н.А. Сбоева Поурочные разработки по курсу окружающии мир 1, 2, 3,4 класс. М. « ВАКО», 2004 Г.
  7. Большая книга вопросов и ответов. « Что? зачем? почему?».Перевод К. Мишиной, А. Зыкова. Москва издательство ЭКСМО, 2003 г.
  8. А. А. Плешаков. Зеленые страницы: Кн. для Учащихся начальных классов.- 2-е изд.-М., Просвещение, 1995 г.
  9. Я познаю мир: Дет. энцикл. « Тайны человека».Б. Ф. Сергеев. -М. ООО « Издательство АСТ». 2001 г.
  10. 12.Я познаю мир: Естествознание: Энцикл. Д. С. Щигель. М. ООО « Издательство Астрель» , ООО « Издательство АСТ». 2003 г

Литература для учителя:

  1. А. А. Вахрушев Окружающий мир. « Человек и природа», « Человек и человечество»  . 4 класс. Методические рекомендации для учителя. М. Баласс 2009 г.
  2. Мы – пешеходы, мы пассажиры: Учебно-методическое пособие для учителей начальной школы / Автор-составитель М. Н. Плесовских. – Самара: Издательство «Учебная литература»; Ханты-Мансийск: Государственное образовательное учреждение «Институт повышения квалификации и развития регионального образования», 2006. – 176 с.
  3. Королёва Е. В. Предметные олимпиады в начальной школе: Методические рекомендации для руководителей образовательных учреждений. – М.: АРКТИ, 2008. – 68 с. (Метод. биб-ка).
  4. Школьные олимпиады для начальных классов / О. А. Ефремушкина. – Изд. 6-е. – Ростов н/Д: Феникс, 2007. – 186, [2] с.: ил. – (Здравствуй, школа).
  5. Окружающий мир. Олимпиады. 3-4 классы. / Сост. Г. Т. Дьякова – Волгоград: ИТД «Корифей». – 80 с.
  6. Я иду на урок в начальную школу: Природоведение. Часть I, II: Книга для учителя. – М.: Издательство «Первое сентября», 2000

Наглядные пособия:

  1. натуральные живые пособия – комнатные растения; животные, содержащиеся в аквариуме или уголке живой природы;
  2. гербарии; коллекции насекомых; влажные препараты; чучела и скелеты представителей различных систематических групп; микропрепараты;
  3. коллекции горных пород, минералов, полезных ископаемых;
  4. изобразительные наглядные пособия – таблицы; муляжи человеческого торса и отдельных органов и др.;
  5. географические и исторические карты;
  6. предметы, представляющие  быт традиционной и современной семьи, её хозяйства, повседневной, праздничной жизни и многое другое из жизни общества.

Технические средства:

Проигрыватель. Магнитофон. Компьютер Аудиозаписи художественного исполнения изучаемых произведений. Видеофильмы, соответствующие содержанию обучения…

СПИСОК  ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Образовательная система «Школа 2100».Сборник программ. Дошкольное образование. Начальная школа/Под науч. ред. Д.И.Фильдштейна. изд. 2-е, доп. – М.: Баласс,2010- 400 с.
  2. Примерные программы по учебным предметам. Начальная школа. В 2 ч.-4-е изд.,переработ. –М.: Просвещение, 2010. (Стандарты второго поколения)
  3. Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе [Текст]: система заданий. В 2-х ч. Ч.1. / М.Ю. Демидова  [ и др.]; под ред. Г.С. Ковалевой, О.Б. Логиновой. - 2 – е изд. – М.: Просвещение, 2010. – 215 с. – (Стандарты второго поколения)
  4. . «Основная образовательная программа ОС «Школа 2100».

http://www.school2100.ru/uroki/osn_programma/osn_programma1.php

8. Контрольные материалы отражены в пособии:

«Проверочные и контрольные работы» к учебнику «Окружающий мир» (« Человек и природа», «Человек и человечество») для 4 класса.- Вахрушев А. А.. Бурский  О.В., Родыгина О.А..- М: Баласс.2012


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

рабочая программа по окружающему миру 1 класс УМК 2100

рабочая программа по окружающему миру 1 класс УМК 2100...

Рабочая программа по окружающему миру 1 класс Школа 2100

календарно-тематическое планирование по окружающему миру, 1 класс, " Школа 2100", надомное обучение...

Рабочая программа по окружающему миру 3 класс школа 2100

Данная разработка содержит пояснительную записку и календарно - тематическое планирование...

Рабочая программа по окружающему миру 1 класс "Школа 2100"

Программа  по окружающему миру  для 1 класса составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта на  основании Общеобразовательной программ...

Рабочая программа по окружающему миру 4 класс. "Школа 2100"

Рабочая программа по окружающему миру для 4-го класса составлена в рамках ОС "Школа 2100", рассчитана на 2 часа в неделю....

Рабочая программа по окружающему миру 1 класс "Школа 2100"

рабочая программа и тематическое планирование по окружающему миру для 1 класса....