Пётр I - царь и человек
презентация к уроку по окружающему миру (4 класс) на тему

Хлопонина Светлана Анатольевна

Система Л.В. занкова, 4 класс

Презентация по предмету   "Окружающий мир". Содержит полный материал по уроку с соответствующей темой. Включает краткую биографию, историю вхождения во власть. Включает элементы занимательности,  поднимается проблема противоречивости Петра как царя и человека , приводится системное изложение основных реформ петра и особенностей эпохи.

Презентация соответствует принципам развивающего обучения и основному содержанию ФГОС.

Надеюсь, что она поможет коллегам в работе.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл petr_1_tsar_i_chelovek.ppsx1.52 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Пётр I царь и человек Презентацию составила Хлопонина Светлана Анатольевна учитель начальных классов МБОУ гимназия № 25 Город Краснодар

Слайд 2

На каком рисунке изображён царь?

Слайд 3

Необычный царь

Слайд 4

Царь Алексей Михайлович Царица Наталья Кирилловна (Нарышкина)

Слайд 5

Таинственное предсказание Появление на свет Петра I связано с таинственным предсказанием. Два монаха, Симеон Полоцкий и Дмитрий, по звёздам предсказали царю Алексею Михайловичу, что у него родится сын Пётр и что именно он из всех детей наследует его престол и станет таким героем, с которым не сравнится никто из современников.

Слайд 6

Отмеченный богом В ночь на 30 мая 1672 года над Москвой на тёмном небе ярко засияла большая звезда. В этот момент у второй жены царя Алексея Михайловича – Натальи Кирилловны, родился сын. Наутро люди говорили, что царский сын будет великим человеком, ибо сам Бог приветствует его появление на свет новой звездой. Маленького царевича назвали Петром.

Слайд 7

Детство, юность, образование Ранние детские годы Петра протекали беззаботно и весело, но на четвёртом году жизни ( в 1676 году) Пётр потерял отца. До десяти лет юный Пётр воспитывался под присмотром старшего брата царя Фёдора Алексеевича, который выбрал для него в учителя подьячего, обучившего мальчика грамоте.

Слайд 8

Под властью Софьи После смерти своего старшего брата царём был провозглашён Пётр. Но так как ему было всего 10 лет, то власть перешла в руки его старшей сестры Софьи. Она была дочерью царя Алексея Михайловича от первого брака. Софья была властной, умной и очень честолюбивой женщиной . Итак, государством российским реально стала управлять Софья, так как Пётр … . БЫЛ МАЛЕНЬКИЙ

Слайд 9

Пётр с матерью вынужден был переселиться в подмосковное село Преображенское. Ради забавы ему построили крепость со стенами, башнями, рвом и подъёмным мостом. Вы узнаете название крепости, которую построили Петру, если с помощью стрелочек найдёте пару к слову «забавный»: необычный реформа забавный потешный преобразование, изменение странный, непривычный

Слайд 10

Дедушка русского флота Однажды Пётр в усадьбе своего родственника обнаружил брошенную без употребления лодку, вовсе не похожую на те, какие делались в России. Это был английский бот, предназначенный для плавания на море. Любопытный царь заставил отремонтировать для него этот ботик и спустил его в реку Яузу. Плавания на боте пробудили в нём, царе государства, не имеющего в то время выхода к незамерзающим морям, страстную любовь к мореплаванию. В будущем Россия при Петре I Стала великой морской державой, поэтому впоследствии он сам называл этот английский ботик … .

Слайд 11

Начало самостоятельного правления Между 17-летним Петром и правительницей Софьей назревал конфликт. В этом же году Петру удалось устранить от власти сестру-соперницу. Определите год устранения Софьи от власти - … . 1689 год: Пётр родился в 1672 г. 1672 + 17 =1689

Слайд 12

РЕФОРМЫ ПЕТРА I Реформы Петра начались с введения иностранного платья и приказа брить бороды всем, кроме крестьян и духовенства.

Слайд 13

ЦАРЬ-ПЛОТНИК Общаясь с живущими в Немецкой слободе мастерами, молодой царь понимал, насколько он необразован. И тогда Пётр отправляется в дальние страны, причём под чужим именем и в одежде простого дворянина. Там он учился всем ремёслам: и плотницкому делу, и кузнечному, и корабельному, и морской науке.

Слайд 14

Пётр I как человек Пётр был очень высоким 197.8 см (6 футов 7 дюймов) и мощным человеком. Из заметок современников, однако, ясно, что внешне он был некрасив, лицо его было слишком бледно и покрыто большими фурункулами. Кроме того, за Петром замечались такие нелепые привычки, как высмаркивание в рукав и дёрганье себя за уши в минуты раздумья. Тем не менее, все, кто встречался с Петром отмечали не его огромный рост и нелепый вид, а его умение вести разговор и многочисленные познания в разных областях. Царь был ростом в два метра и очень широко шагал, его сотрудники едва поспевали за ним бегом. В своей личной жизни был Пётр I довольно скромен, не любил носить официальную нарядную одежду, постоянно одевал одно платье. Он никогда не избегал физического труда (работал плотником, строил корабли, шил сапоги). Занимался медициной: например, лечил зубы и выполнял хирургические операции. С детства он интересовался математикой, историей, хотел многое узнать.

Слайд 15

Эпоха реформ Быт Царь повелел всем подданным, кроме крестьян и священничества, обрить бороды (иногда он резал их боярам сам). Запретил носить длинные русские платья, все придворные должны были одеваться на немецкий или французский манер (чтобы двигаться быстрее). Были введены светские развлечения (танцы, игры, встречи) и курение трубки. Петр создавал многочисленные мастерские, вводил новые ремесла – следствием был подъем экономики. Сам Петр I изложил правила надлежащего поведения для дворян в книге Юности честное зеркало. Царь приглашал иностранных инженеров (около 900 специалистов прибыли с Петром из Европы), немало молодых россиян отправились за границу изучать науки и ремесла. В больших городах возникли больницы, в Москве - первый приют для младенцев.

Слайд 16

Эпоха реформ Область культуры и образования Создается система государственных светских школ (высшим учебным заведением до тех пор в России была лишь Славяно-греко-латинская академия). Возникают светские (даже начальные) школы, гимназии, Морская академия. В конце правления Петра во всех более-менее крупных городах были созданы минимум две школы – светская и духовная. В 1724 г. была основана Академия наук. В России появляются первые музеи, например, кунсткамера в Санкт-Петербурге, где до сих пор хранятся личные коллекции Петра I. Бурное развитие получило издательское дело. В начале 17 в. действовала в Москве лишь одна типография, выпускающая главным образом церковные книги. К концу властвования Петра их работали десятки. Петр I хотел, чтобы люди „смотрели и учились“. Петр I стал выпускать первую периодически издаваемую газету „Ведомости“ (1702), в которой лично разъяснял и пропагандировал реформы, нес в народ новые знания, знакомил русских не только с отечественными событиями, но и с зарубежной жизнью. Развивается театр. Раньше художественный театр был предназначен лишь для царской семьи и узкого круга избранного общества, теперь он обращался к широким массам зрителей.

Слайд 17

Эпоха реформ Реформа календаря и летосчисления В 1700 г. было введено новое летосчисление. Счет лет от сотворения мира (7208 г.) был заменен счетом от рождения Христа (1700 г.). Начало года было перенесено с 1-го сентября на 1-ое января. Время в петровской России как будто бы ускорило свой бег – новым шрифтом возможно было быстрее писать, в новых типах платьев - быстрее ходить.

Слайд 18

Общая характеристика петровской эпохи Период, когда Россия глубоко преобразовалась, повернулась с Востока на Запад, открыла „окно в Европу“, стала европейской державой, активно вмешивающейся в европейскую политику. Россия былa провозглашена империей; вырос ее международный престиж. Сложилась система абсолютной монархии. Во главе государства стал монарх, который ни перед кем на свете за свои поступки ответственности не нес. Сухопутная страна сделалась морской державой. Множество людей погибло на войне, при строительстве новых городов, каналов, флота. Осуществление грандиозных планов Петра I, при котором, между прочим, были исчерпаны все финансовые резервы государства, можно считать первым комплексным утопическим экспериментом в России.

Слайд 19

Итоги петровских реформ На склоне своих лет царь о себе слышал много плохих отзывов, критики в том смысле, что бритье бород не делает из русского человека европейца, а только оскорбляет его религиозные чувства. Он знал о том, что его считают тираном. После смерти Петра I (по преданию на смертном одре сказал: „Отдайте все...“ и скончался) возвели на трон его вторую жену Екатерину I. Несколько последующих десятилетий продолжалась борьба за трон. Часто правили регенты вместо молодых или неспособных царей. Эта эпоха называется „эпохой дворцовых переворотов“.

Слайд 20

РОССИЯ В ГОДЫ ПРАВЛЕНИЯ ПЕТРА ВЕЛИКОГО Была та смутная пора, Когда Россия молодая, В бореньях силы напрягая, Мужала с гением Петра. Суровый был в науке славы Ей дан учитель: не один Урок нежданный и кровавый Задал ей шведский паладин. Но в искушеньях долгой кары, Перетерпев судеб удары, Окрепла Русь. Так тяжкий млат, Дробя стекло, кует булат. Но близок, близок миг победы. Ура! мы ломим; гнутся шведы. О славный час! о славный вид! Еще напор — и враг бежит. И следом конница пустилась, Убийством тупятся мечи, И падшими вся степь покрылась, Как роем черной саранчи. Пирует Петр. И горд, и ясен И славы полон взор его. И царской пир его прекрасен, При кликах войска своего. В шатре своем он угощает Своих вождей, вождей чужих, И славных пленников ласкает, И за учителей своих Заздравный кубок подымает. А.С.Пушкин.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект и презентация урока окружающего мира в 4 классе "Петр I: царь и человек"

Урок-исследование помогает учащимся понять личность Петра I, раскрыть положительные и отрицательные стороны его правления, выдающиеся заслуги перед Отечеством, воспитать на его примере любовь к Родине...

Конспект урока по теме "Петр I, царь и человек"

 Оптимальность сочетания контроля, самоконтроля и взаимоконтроля помогло мне установить правильность выполнения домашнего задания и корректировать пробелы. На основе опорных знаний я смо...

Классный час на тему "Царь ли природы человек!"

Классный час на тему "Царь ли природы человек!" Приучает беречь богатства данные нам природой....

окружающий мир "Пётр 1 - царь и человек"

Тема: Петр I: царь и человекЦели: вызвать интерес учащихся к историческому прошлому своей   страны;систематизировать и углубить знания по теме;развивать познавательные способности и монологи...

Конспект урока по окружающему миру для 4 класса по теме : Петр I- царь и человек.

Данный урок разработан в соответствии  с ФГОС, учитывая возрастные особенности учащихся. Урок представлен по ходу изучения раздела «Преобразования в России». На уроке используется ИКТ, как с...

"Великий царь Пётр I и его преобразования."

Данный урок позволяет:Формировать образное представление о России начала XVIII века. Охарактеризовать Петра I как выдающуюся историческую личность, отметить прогрессивность его деят...

Урок окружающего мира в 4 классе по теме "Петр царь и человек"

В 17 лет Петр стал во главе России. Он хорошо знал 14 видов ремесел: был плотником, кузнецом, токарем, корабельным строителем, артиллеристом и академиком, мореплавателем, талантливым военачальник...