Использование учебно -лабораторного оборудования на уроках окружающего мира
статья по окружающему миру (3 класс) по теме

Тершукова Елена Игоревна

Использование учебно - лабораторного оборудования на уроках окружающего мира для достижения метапредметных результатов  в системе "Школа России"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_ispolzovanie_uchebno-laboratornogo_oborudovaniya.doc58.5 КБ

Предварительный просмотр:

Использование учебно – лабораторного оборудования на уроках окружающего мира (УМК «Школа России») для достижения метапредметных результатов.

Изучение курса «Окружающий мир» играет значительную роль в достижении метапредметных результатов начального образования, таких как:

1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;

2) освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;

3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;

4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;

5) освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;

6) использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;

7) активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;

8) использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета «Окружающий мир»;

9) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;

10) готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

11) определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;

12) овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием учебного предмета «Окружающий мир»;

13) овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;

14) умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «Окружающий мир».

Специфика курса «Окружающий мир» состоит в том, что он, имея ярко выраженный интегративный характер, соединяет в равной мере природоведческие, обществоведческие, исторические знания и даёт обучающемуся материал естественных и социально-гуманитарных наук, необходимый для целостного и системного видения мира в его важнейших взаимосвязях. Следовательно, эффективное достижение соответствующих метапредметных результатов невозможно без использования учебно  - лабораторного оборудования.

В своей работе я использую следующие инструменты и образовательные ресурсы, соответствующие содержанию обучения:

Учебно-методические комплекты

Программа УМК «Школа России под редакцией А.А.Плешакова, учебники А.А. Плешаков «Окружающий мир» 1- 4 класс, рабочие тетради, хрестоматии.

Детская справочная литература: справочники, атлас-определитель «От земли до неба»; «Зелёные страницы», «Великан на поляне, или Первые уроки экологической этики» - книги для учащихся начальной школы; энциклопедии об окружающем мире

Плакаты по основным темам естествознания

Портреты выдающихся людей России (политических деятелей, военачальников, писателей, поэтов, композиторов и др.).

Географические и исторические настенные карты.

Иллюстративные материалы (альбомы, комплекты открыток и др.)

Мультимедийные (цифровые) инструменты и образовательные ресурсы, соответствующие содержанию обучения

Ноутбук учителя

Ноутбуки для детей

Интерактивная доска

Мультимедийный проектор

МФУ

Экранно-звуковые пособия

Видеофильмы по предмету (в том числе в цифровой форме).

Электронные приложения к учебнику А.А. Плешакова «Окружающий мир»

Учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование

Модульная система экспериментов  PROLog

Термометры для измерения температуры воздуха, воды.

Термометр медицинский.

Лупа.

Компас.

Часы с синхронизированными стрелками.

Микроскоп (цифровой ).

Модели светофоров, дорожных знаков, средств транспорта.

Модель «Торс человека» с внутренними органами.

Натуральные объекты

Коллекции полезных ископаемых.

Гербарии культурных и дикорастущих растений (с учетом содержания

обучения).

Коллекции плодов и семян растений.

Игры и игрушки

Настольные развивающие игры по тематике предмета Окружающий мир

(лото, игры-путешествия и пр.).

Наборы ролевых игр, игрушек и конструкторов (по темам: «Дом»,

«Зоопарк», «Ферма», «Транспорт», «Магазин», и др.).

Наборы карандашей, красок, альбомов для рисования и др.

С помощью соответствующих пособий учащиеся младших классов овладевают основами практико-ориентированных знаний о человеке, природе и обществе, учатся осмысливать причинно-следственные связи в окружающем мире, в том числе на многообразном материале природы и культуры родного края. Формируется  фундамент экологической и культурологической грамотности и соответствующих компетентностей — умений проводить наблюдения в природе, ставить опыты, соблюдать правила поведения в мире природы и людей, правила здорового образа жизни.

Учебный эксперимент в школьном  курсе окружающего мира в начальной школе — это отражение научного метода исследования. Сформированные в ходе проведения экспериментов метапредметные универсальные учебные действия являются важным аспектом для положительной мотивации обучающихся на практико - ориентированную деятельность.

Метапредметные УУД формируются значительно быстрее, если при проведении учебного эксперимента наряду с традиционным используются цифровые измерительные приборы и системы, к которым относится модульная система экспериментов PROLog.

В качестве примера, рассмотрим лабораторную работу «Измерение температуры воздуха», проведенную во 2 классе (УМК «Школа России»)

Лабораторная работа

Тема: Измерение температуры воздуха

Метапредметные результаты:

способность регулировать собственную деятельность, направленную на

познание окружающего мира;

 способность осуществлять информационный поиск для выполнения учебных задач;  осознание правил и норм взаимодействия с педагогами и сверстниками в классе;

 способность работать с моделями изучаемых объектов и явлений окружающего мира.

Личностные результаты:

 готовность и способность обучающихся к саморазвитию;

 ценностное отношение к природному миру, готовность следовать нормам

здоровьесберегающего поведения; учебно-познавательная мотивация учебной деятельности;

 самооценка на основе критериев успешности учебной деятельности;

 навыки сотрудничества в учебной ситуации.

Познавательные логические УУД: анализ; сравнение; классификация по заданным критериям; установление причинно-следственных связей. Коммуникативные УУД

уметь  задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;

 определять цели, функции участников, способы взаимодействия;

 договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности.

4. Регулятивные УУД

выделять и формулировать то, что усвоено,

определять качество и уровень усвоения;

 устанавливать соответствие полученного  результата поставленной цели;

 соотносить правильность выбора, планирования, выполнения и результата действия с требованиями конкретной задачи.

Характеристика деятельности обучающихся

Наблюдать простейшие опыты по изучению воздуха.

Характеризовать

 понятия «опыт», «наблюдение», различие между наблюдением и опытом

как разными способами получения ответов на вопросы об окружающем

мире;

Измерять температуру воздуха с помощью специального измерительного

прибора, обобщать результаты, делать выводы.

Исследовать температуры воздуха индивидуально или в группах.

Обсуждать в группах полученные результаты измерения и исследований.

Сравнивать и различать значения температуры воздуха в комнате и на улице.

Извлекать (по заданию учителя) необходимую информацию о воздухе и

температуре воздуха из дополнительных источников знаний (словарей,

энциклопедий, справочников, ресурсов сети Интернет) и обсуждать

полученные сведения.

Работать в парах, группах и самостоятельно с источниками информации о

температуре воздуха.

Объяснять способы измерения температуры воздуха.

Оценивать температуру воздуха для адекватного погодным условиям выбора одежды перед выходом на улицу.

Продолжительность работы: 40 мин.

Сложность эксперимента: простой.

Работа с учащимися

1. В ходе проведения лабораторной работы  ты узнаешь:

Что такое температура и как ее измеряют.

2. Что ты научишься делать?

Измерять температуру воздуха с помощью специального прибора.

3. Подготовься к выполнению работы

Прочитай текст.

Температура воздуха является важной характеристикой погоды.

Температуру воздуха можно измерить разными способами. Иногда

для этого достаточно наших собственных ощущений. Например, если тебе

становится холодно, ты надеваешь теплую одежду. Когда мы заходим в

помещение зимой, мы снимаем с себя верхнюю одежду, чтобы чувствовать себя комфортно. Для точного измерения температуры необходимо

использовать специальные устройства. Ты уже знаешь термометр, который наверняка находится за окном класса или в твоей комнате. Сегодня ты будешь учиться определять температуру при помощи измерительного

модуля «Температура»

Найди и выдели в тексте главную мысль. Если ты затрудняешься это сделать, еще раз прочитай название лабораторной работы.

4. Что тебе необходимо для работы:

 модуль отображения информации (графический);

 модуль «Питание»

 измерительный модуль «Температура»;

 USB кабель B/M-B/M, 0.185M

 USB кабель А/М-В/М, 1,5М;

5. Памятка о мерах предосторожности при выполнении работы

В ходе работы необходимо строго соблюдать следующие правила:

1. Выполняй все указания педагога, соблюдай дисциплину при подготовке и во время работы.

2. Размещай оборудование и материалы на своем рабочем столе аккуратно, чтобы не допустить их падение или опрокидывание.

3. При подключении измерительных и вспомогательных модулей в цепь не допускай перекручивания соединительных проводов.

4. Начинать работу можно только с разрешения педагога.

6. Ход работы

1. Начерти в рабочей тетради отчетную таблицу.

7. Инструкция:

1.Нажми на кнопку Инструменты дисплея.

2. Выбери из выпадающего списка параметров  пункт Выключение экрана.

3.При помощи стрелок установи продолжительность работы подсветки дисплея на 15 мин.

4.Возьми щуп модуля температуры за верхнюю часть, рядом с проводом.

 5.Подожди некоторое время, пока показания  температуры станут стабильными (перестанут изменяться). Запиши полученные данные в колонку «Температура воздуха в помещении» отчетной таблицы.

6.Выйди на территорию школьного двора, взяв с собой коробку с модулями.

7.Если ты проводишь наблюдение за погодой в холодное время года – обязательно надень верхнюю одежду и головной убор.

8.Запиши значение температуры воздуха (из блокнота) в колонку «Температура воздуха на улице» отчетной таблицы.

8. Результаты работы

Отчетная таблица

Температура воздуха

в  классе

Температура воздуха

на улице

Термометр  для помещений:

+22°С

Термометр уличный

+29°С

Цифровой измерительный модуль «Температура»

+22, 3°С

Цифровой измерительный модуль «Температура»

+29,2°С

Сравни полученные результаты, ответь на вопросы и выполни задание.

9. Вопросы и задания

1. Каким образом можно точно измерить температуру воздуха?

Какой измерительный прибор показывает более точные данные?

Когда нам нужны точные данные? (При измерении температуры тела)

2. Где температура воздуха была выше – в классе или на улице?

3. Определи разницу температур в классе и на улице.

10. Оцени свою работу

1. Что ты узнал нового?

2. Что ты научился делать?

3. Оцени степень своего участия в работе в паре или группе:

5 4 3 2 1 (5 – это наивысшая оценка).

4. Ты доволен результатами своей работы?

Да       Нет       Не совсем

5. Если ты не доволен результатами своей работы, объясни почему?

Таким образом, модульная система экспериментов PROLog является эффективным дополнительным средством, позволяющим обеспечить качественное усвоение метапредметных УУД  в сочетании с учебниками, рабочими тетрадями, раздаточным материалом.

Периодическое  использование модульной системы PROLog, разнообразное учебно – лабораторное оборудование  обеспечивают здоровьесберегающий эффект обучения, существенно влияют на эмоциональный фон урока, помогают оптимизировать учебную нагрузку.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование учебно-лабораторного оборудования на уроках окружающего мира для достижения метапредметных результатов.

Важнейшей задачей образования является формирование метапредметных и предметных способов действий, формирующих умение учиться. Учебно - лабораторное оборудование поможет достижению этой цели....

Использование учебно-лабораторного оборудования на уроках окружающего мира для достижения метапредметных результатов

Перед школьным образованием ставятся новые задачи, на решение которых направлены ФГОС нового поколения. Особое внимание уделяется достижению метапредметных результатов. Под метапредметными резул...

Урок окружающего мира с использованием учебно-лабораторного оборудования.

Знакомство с цифровым микроскопом. Рассматривание и фотографирование клетки....

статья "Использование учебно-лабораторного оборудования на уроках окружающего мира для достижения метапредметных результатов."

Современный ученик сегодня должен овладеть  не только суммой знаний, умений и навыков, но и сформировать готовность и способность к саморазвитию, личностному самоопределению, что заложено в новых...

Выступление на МО "Использование учебно-лабораторного оборудования на уроках в начальной школе"

В материале говорится об эффективном использовании УЛО на уроках в начальной школе....

Выступление "Использование учебно-лабораторного оборудования на уроках для достижения планируемых результатов"

Выступление на окружной конференции "Введение ФГОС в общеобразовательных учреждениях Западного образовательного округа Самарской области"...

Доклад "Использование учебно-лабораторного оборудования на уроках в начальной школе."

Применение ИКТ на различных уроках в начальной школе позволяет развивать умение учащихся ориентироваться в информационных потоках окружающего мира; овладевать практическими способами работы с информац...