Урок по окружающему миру "Изучаем карту полушарий"
план-конспект урока по окружающему миру (2 класс) по теме

Новокрещенова Наталья Валерьевна

Урок разработан по учебнику "Окружающий мир", Вахрушев А.А. и др. для 2 класса по теме "Изучаем карту полушарий". 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon izuchaem_kartu_polushariy.doc57 КБ

Предварительный просмотр:

Урок по окружающему миру

«Изучаем карту полушарий», 2класс.

Цели урока: 

1. Познакомить с понятиями «часть света», «материк», «океан».

2. Научить узнавать «в лицо» и находить на карте полушарий все части света, материки и океаны.

3.Развитие умения «читать» карту полушарий.

4. Обогащение словарного запаса школьников.

Оборудование: глобус, карта полушарий, комплект мультимедийной техники, конверты с заданиями.

Программное обеспечение: Microsoft Power Point.

                                 Ход урока.

1. Добрый день! Начинаем урок окружающего мира. Сегодня нам предстоит изучить важную и интересную тему. Это можно сделать двумя путями:

- открыть учебник и прочитать материал параграфа;

- а можно отправиться в путешествие, добывая новые знания.

Поднимите руку те, кто выбирает первый путь. (…) А теперь те, кто второй. (…) Решено! Отправляемся в путешествие! А путешествие нам предстоит долгое, необходимо многое увидеть. Поэтому предлагаю отправиться в путешествие на самолете. (слайд).

Хорошо, транспорт есть! А что обязательно должен взять с собой грамотный путешественник? (карту). Верно, любое путешествие просто немыслимо без карты. А в нашем случае тем более. Спросите, почему? А все просто, в путешествие мы отправляемся именно по карте – по карте полушарий. (слайд). Поэтому тема урока «Изучаем карту полушарий».

-Давайте вспомним, что такое карта? (Карта – уменьшенное изображение земной поверхности на плоскости).

- Что мы научились различать по карте полушарий? (Водоемы – синим цветом, равнины – зеленым и желтым, горы – коричневым.)

3. Ребята, а как вы думаете, всегда ли люди знали, что земная поверхность так выглядит? (Нет). Оказывается, древние люди исследовали землю постепенно, по частям. Они открывали Части света – это большие исторические области Земли, ограниченные морями и горами.

  • Ту часть света, где давным-давно жили наши с вами предки, они назвали ЕВРОПОЙ. (слайд)
  • Путешествуя далее на восток, европейцы открыли другую часть света, находящуюся за ними, за морями, АЗИЮ.(слайд)
  • Отправляясь однажды на юг, отважные древние путешественники обнаружили существование третьей части света АФРИКИ. (слайд).
  • Намного позже и совершенно случайно была открыта четвертая часть света – АМЕРИКА. (слайд).
  • Жажда открытий древних путешественников заставляла бороздить моря и океаны в поисках новых земель. И только спустя многие годы люди открыли АВСТРАЛИЮ с ее удивительным животным миром. (слайд).
  • И АНТАРКТИДУ, ту часть света, где царила вечная мерзлота. (слайд).

- Вот на такие части света наши предки стали делить всю сушу Земли. Давайте повторим: Европа, Азия, Африка, Америка, Австралия, Антарктида. (Учитель показывает по карте, дети хором называют части света.)

- Сколько всего частей света? (6.) Задание от Всезнайки: (слайд).

«Обратите внимание, на нашей карте полушарий появились картинки: пингвин, индеец, кенгуру, Маугли со своими друзьями, Миша и Лена, жираф. Всезнайка предлагает расселить на части света их типичных жителей.

- Кто бы мог жить на части света Америка? (Индеец).

- Кто бы мог жить в Антарктиде? (пингвин).

- Кто бы мог жить в Азии? (Маугли).

- Кто бы мог жить в Австралии? (кенгуру).

- Кто бы мог жить в Африке? (жираф).

- Кто бы мог жить в Европе? (Миша и Лена).

( Во время ответов детей на экране появляются «жители» на своей части света.)

4. А вы знаете, ребята, существует более научное деление земной суши – на материки – это огромные участки суши, окруженные водой.

- Посмотрите на карту полушарий. Сколько бы материков, согласно определению, выделили бы вы?(…). Проверим наши предположения. Наш самолет будет приземляться на каждом материке, а помощники Всезнайки о нем нам расскажут. Итак, первое приземление.

  • Самый большой материк на Земле – Евразия- (слайд).Чтобы перелететь на самолете из одного конца в другой, нужен целый день. Он включает две части света: Европу и Азию. Западная часть материка – Европа – слово греческого происхождения и означает оно «запад», а восточная часть материка – Азия – означает «восток». Границей между Европой и Азией считаются Уральские горы.
  • Материк Африка совпадает с частью света Африка. Африка – второй по величине материк земного шара, по своей площади она уступает лишь Евразии. Почти вся Африка лежит в жарком тепловом поясе, поэтому это самый жаркий материк Земли.  
  • Часть света Америка делится на два материка, которые соединяет Панамский перешеек. Тот материк, который находится севернее экватора, назван Северной Америкой, а материк, большая часть которого южнее экватора, назван Южной Америкой.
  •    Материк  Австралия, находящийся в восточном полушарии, также совпадает с частью света Австралия. Австралия – самый маленький, самый плоский материк на Земле. А еще Австралия – самый засушливый континент, т. к. окружающие моря и океаны слабо влияют на климат внутренних районов, поэтому осадков там выпадает мало.
  •  Самый холодный материк на Земле Антарктида, она же и часть света  Антарктида. Весь материк покрыт ледниковым щитом, а над ним кое-где возносятся горные цепи с острыми гребнями.

- Итак, сколько материков мы насчитали? (6). Назовем их снова: Евразия, Африка, Северная Америка, Южная Америка, Австралия, Антарктида. (Учитель показывает, дети хором называют).

- Как дружно и уверенно вы назвали все материки. А сможете ли вы узнать эти материки по их очертаниям? Задание от Всезнайки находится в конверте №1. Достаньте содержимое конверта. (…) Перед вами карточка с контурами материков, попробуйте угадать в этих контурах знакомые материки и подпишите их. (…) Поменяйтесь карточками с соседом по парте и сверьте правильность ответов. (слайд). Поднимите руки, у кого нет ни одной ошибки. Молодцы!

- Контур какого материка здесь отсутствует? (Антарктида).

- Ребята, сколько всего материков? (6). А частей света? (тоже 6). Тогда почему они имеют разные названия? (Потому что материк Евразия включает две части света Европу и Азию, а часть света Америка разделена на два материка Южная Америка и Северная Америка.)

- А есть ли различие между частью света и материком? В чем заключается это отличие? (Если дети затрудняются ответить, можно напомнить им определения, что такое часть света и что такое материк.)

Физкультминутка.

В ясном небе солнце светит, (руки вверх, потягиваемся)

Самолет летит по небу. (руки в стороны - летим как самолет)

А внизу леса, поля- (наклон вниз)

Расстилается земля. (разведение рук в стороны).

5. Сейчас я прошу всех сесть, лечь головой на парту, закрыть глаза и послушать. (Учитель включает аудиозапись со звуками морских волн).

- Что напомнили вам эти звуки? (Шум воды). Верно, наш самолет летит над водой. Чего на  земном шаре больше воды или суши? (Хором: воды.) Оказывается, вся вода на земном шаре тоже разделена и имеет свои названия. Крупные водные пространства между материками принято называть океанами. Давайте найдем название каждого океана. Откройте учебник на странице 128 – 129, перед вами карта полушарий. Я буду говорить о местоположении каждого океана, а вы, найдя его, прочитайте его название.

  • Этот океан омывает берега Америки, Азии, Австралии и Антарктиды. (Тихий океан).
  • Назовите водное пространство между Америкой, Европой, Африкой и Антарктидой. (Атлантический океан).
  • Этот океан находится между Азией, Африкой, Австралией и Антарктидой. (Индийский океан).
  • Океан, омывающий Евразию и Северную Америку, вечно покрытый льдом. (Северный Ледовитый океан).

(Далее звучит стихотворение, а дети проговаривают название океанов).

 «На нашей Земле океанов – Четыре:

Индийский – самый соленый в мире,

Океан Атлантический славен сельдями.

Северный Ледовитый спит подо льдами,

А Тихий, конечно, же вовсе не тихий,

А буйный, глубокий и самый великий!

6. Какое замечательное путешествие у нас получилось! Правда? А вот насколько вы были внимательны и наблюдательны, проверит тест от Всезнайки. Этот тест находится в конверте №2, извлеките его. Прочитав внимательно вопрос, вы должны выбрать из трех предложенных вариантов верный ответ и обозначить его «галочкой».

  • На каком материке находятся две части света?

      - Америка

      - Евразия

      - Антарктида

  • Какая часть света объединяет два материка?

      - Америка

      - Евразия

      - Африка

  • Какие океаны омывают Африку?

      - Северный Ледовитый океан

      - Индийский океан

      - Тихий океан

      - Атлантический океан   

  • Какой океан находится между Азией, Америкой и Австралией?

       - Северный Ледовитый океан

       - Индийский океан

       - Тихий океан

       - Атлантический океан (…)

- Проверьте правильность ваших ответов (появляется слайд с правильными ответами).

7.- Поднимите руки, кто правильно ответил на все вопросы. (…).

    - У кого были некоторые затруднения? (…).

   - А кто совсем не смог ответить на поставленные вопросы? (…).

Я очень рада! Значит, наше путешествие по карте полушарий не прошло даром. Давайте назовем все части света, которые мы открыли для себя в ходе путешествия (…), а теперь все материки (…). А над какими океанами пролетал наш самолет? (…) Наше путешествие закончилось, но дома вы сможете его продолжить с материалом учебника и ответить на вопрос Всезнайки: «Найдите на карте полушарий самое высокое место на суше и самое глубокое место в океане, узнайте, как они называются.

Спасибо всем! Урок закончен! Отдыхайте!    

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок Природоведение 4 класс по теме Карта полушарий. Материки на карте и глобусе.

План-конспект урока природоведение (4 класс) по теме: "Карта полушарий. Материки на глобусе и карте "....

Урок окружающего мира «Карта полушарий» Практическая работа ( 4 класс, УМК «Планета Знаний»)

Урок окружающего мира«Карта полушарий» Практическая работа( 4 класс, УМК «Планета Знаний»)...

Конспект урока по Окружающему Миру "Карта" учимся читать карту

Конспект урока по ОМ. с требованиями ФГОС-2 . УМК "Перспективная Начальная Школа" 3 класс....

Конспект коррекционного занятия по развитию представлений о предметах и явлениях окружающей действительности (РПОП) в 5 классе начальной школы для детей с глубокими нарушениями зрения по теме "Материки на карте полушарий. Учитель ГБОУ ШОР №1 Илюшина Л.В.

С помощью данного коррекционного занятия у младших школьников, имеющих глубокие нарушения зрения, формируется и конкретизируется зрительный и тактильный образ каждого материка в отдельности,...

Ким по окружающему миру на тему "Карта полушарий" (4 класс)

Карточка по окружающему миру на тему"карта полушарий" по вариантам...

Методическая разработка " Технологическая карта урока по окружающему миру в 4 классе на тему: "Карта полушарий". Практическая работа "Карта полушарий", УМК "Планета знаний"

Методическая разработка " Технологическая карта урока по окружающему миру в 4 классе на тему: Карта полушарий. Практическая работа "Карта полушарий", УМК "Планета знаний"...

Урок окружающего мира в 4 классе по теме: «Карта полушарий. Путешествие по материкам»

Цель урока: создание условий для формирования  метапредметных умений средствами урока "окружающий мир". Задачи урока:1 Вывести  новые понятиями "океан", "матери...