Урок окружающего мира в 4 классе
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс) по теме

Интегрированный урок по окружающему миру и литературному чтению.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon okruzhayushchiy_mir_doc.doc64 КБ

Предварительный просмотр:

Учитель: Богатова Ирина Сергеевна

Предмет: окружающий мир

Класс: 4

Тема урока: Жизнь леса. Лес - природное сообщество.

                      (Интегрированный урок по окружающему миру, литературному

                       чтению)

Цели урока: 

  1. Сформировать представление учащихся о лесе, как природном

                     сообществе; познакомить с разнообразием лесных обитателей,

                     ярусами  леса;

  1. Развивать познавательную активность детей, умение  

                       использовать в работе  ранее полученные знания, умение

                       рассуждать, выражать свои мысли.

  1. Воспитывать любовь к природе, бережное отношение к ней

 

Оборудование: 1.Плакат « Смешанный лес »,  дополнение к нему    

                              иллюстрации с изображением ёжика, ромашки огромного

                              размера;

                           2.Записи голосов птиц;

                           3.Видеофильм « Жизнь леса »;

                           4.ЛОСы (листы опорных сигналов);

                           5. Плешаков А.А. Окружающий мир 4 кл. М.: Просвещение,  

                                                             

Ход урока.

  1. Организационный момент.

     Сегодня мы совершим с вами увлекательную прогулку. А вот куда? Вы мне скажете сами. Но интересно знать, а погода благоприятствовала нам за прошедшую неделю? Назовите самые яркие изменения в природе.

   Можно отправляться на прогулку. Но прежде угадайте имя таинственного жителя. Его имя мы будем узнавать так: я называю вопрос, вы - ответ. Если ответ правильный, то тот, кто его сказал, может открыть любую букву в имени гостя. (На доске карточки с буквами, как в «Поле чудес»)

Ответ:

л

е

с

о

в

и

ч

о

к

Вопросы:

1. Как называется верхний плодородный слой земли, на котором растут или могут расти растения?

2.Из чего состоит почва?

3. Какие виды почв вы знаете?

4. Основное свойство почва?

5. Что имеется в почве, необходимое для жизни растений?

6. Что делают для защиты почвы от выдувания  и смыва?

7. Чем отличаются чернозёмные почвы от подзолистых?

- Кто может сказать, как зовут нашего таинственного гостя?

- А где он живёт? (В лесу)

Учитель:        И я  хочу пригласить вас сегодня в лес,

                                    Полный сказок и чудес.

                                    Если внимательны будете, дети,

                                    Тайны чудные откроете здесь вы.

- Тема нашего урока: «Жизнь леса. Лес – природное  сообщество » Через несколько минут мы с вами, ребята, отправимся в удивительное путешествие. А сейчас проверим, как вы поняли и запомнили тему предыдущего урока.

II.   Проверка домашнего задания.

   Для того, чтобы в лесу не заблудиться, выполним задание Лесовичка. Он хочет убедиться, можно ли нас допускать в лес.

   Тест «Земля – кормилица» (почвы). (Даётся более сильным детям)

   Слабоуспевающим детям предлагаются карточки с заданиями.

  III.   Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности.

Здравствуй лес, дремучий лес!

Полный сказок и чудес!

Ты о чём шумишь листвою,

Ночью тёмной, грозовою?

Что ты шепчешь на заре,

Весь в росе и серебре?

Кто в глуши твоей таится?

Что за зверь?

Какая птица?

Всё открой, не утаи:

Ты же видишь – мы свои!

- Хочу ещё раз напомнить вам тему нашего урока.

«Жизнь леса. Лес  - природное сообщество».

   Леса России… Широко раскинулся на карте нашей страны зелёный океан лесов. Плещутся в этом океане белоствольные берёзки, тёмные, сумрачные ельники, светлые сосновые боры, глухие таёжные дебри. Одним из замечательных богатств, которыми наделина наша Родина, является лес.

 -Какие деревья растут в лесу?

 - Каким одним словом можно объединить ель, сосну, кедр? (Хвойные  

     деревья)

  - Каким одним словом можно объединить берёзу, дуб, клён? (Лиственные деревья)

  - Как будет называться лес, в котором как бы смешались и хвойные и лиственные деревья? (Смешанный)

  - Посмотрите на плакат «Смешанный лес».  Неизвестный художник дополнил его  ёжиком в дупле дерева, ромашкой, которая выше берёз. Возможно, ли такую картину наблюдать в природе? (Нет.) Почему?

Поиск ответа на этот вопрос и будет целью нашего урока.

IV.   Построение проекта выхода из затруднений.

( Работа с 1-ым заданием ЛОСа. Заполняется по мере получения знаний.)

ЯРУСЫ ЛЕСА

ДЕРЕВЬЯ

КУСТАРНИКИ

ТРАВЫ

- Чем является лес для живых организмов? ( Для живых организмов лес является домом.)

- А какой это дом? (Большой, многоэтажный.)

- Давайте подумаем, сколько в нём может быть этажей?

- Какой этаж выберут растения с мягким, зелёным стеблем? (Первый.) - ---- Почему? (Такой нежный стебель быстро ломается. Чтобы выжить, ему нужно быть ближе к земле. Здесь и ветра дуют не так сильно.) Как называются такие растения? (Травы).

-Какой этаж займут растения с крупным, твёрдым стеблем? (Последний.) Почему? (Растениям с таким стеблем нужен простор. Им не страшны и сильные ветра.)

 

- Какие растения мы ещё не назвали? (Кустарники.)  Это растения, у которых от общего корня отходит несколько довольно плотных стеблей. Для них приготовлен ещё один этаж. Сколько этажей получилось в нашем лесном доме? (3)

- На каком этаже должна расти ромашка? Почему? (На 1. У неё мягкий, зелёный стебель. Это трава.)  Переставляем ромашку на первый этаж.

Работа с учебником ( стр. 175-178) и ЛОСом.

Чтение текста вслух и параллельная запись названий растений, встречающихся в тексте в ЛОС.

РЕЛАКСАЦИЯ. Дети с закрытыми глазами слушают записи голосов птиц.

- Лес не безмолвен. Какие ещё звуки вы слышали в лесу? (Стрекотание кузнечика, стук дятла.) Животных в лесу легче услышать, чем увидеть. Они прячутся в траве, листве деревьев. А растений в лесу гораздо больше, чем животных.

- Посмотрите на нашего ёжика в дупле. Давайте решим , оставаться ли ему здесь, или его нужно переселить? (Ёжика нужно переселить на первый этаж.  Здесь его дом – нора, здесь он находит себе пищу из грибов, ягод и мышей).

-Какие ещё животные встречаются в лесу?

Работа с учебником (178-179) и ЛОСом.

Чтение текста вслух и параллельная запись названий животных, встречающихся в тексте в ЛОС.

- На примере нашего ёжика мы увидели, что животные без растений не могут жить, а нужны ли животные растениям? (Н-р: белка, запасая корм на зиму, уносит шишки далеко от дерева, на котором они растут, так распространяются семена).

- Покажите в ЛОСе стрелками связь между растениями и животными и приведите несколько примеров к вашему образцу. (Задание 2.)

растения

животные

V.     Первичное закрепление во внешней речи.

(С опорой на ЛОС.)

Взаимоопрос в парах.

Примерный текст ответа: Растения в лесу растут ярусами (этажами). Животные тоже делят эти этажи. Одни живут на деревьях, другие в кустах, третьи на земле. Все живые организмы живут сообща.

(1-2 ответа заслушиваются перед классом.)

VI.   Самостоятельная работа.

Просмотр фрагмента видеофильма, самостоятельное дополнение ЛОСа новыми знаниями. (2-3 ответа заслушиваются перед классом.)

- Итак, лес – это сложное природное сообщество, в котором уживаются вместе деревья, кустарники, травы, птицы и звери.

- А может ли человек обойтись без леса?

Вывод: (делают ученики): Без леса человеку не обойтись. Грибы, ягоды, орешки, мясо животных человек употребляет в пищу; из деревьев делают мебель, бумагу, строят дома, корабли; лекарственные растения используют в медицине; из шкур зверей шьют одежду. Лес является жилищем и домом для зверей и растений. Очень полезно дышать лесным воздухом. В лесу очень красиво.

   И поэтому:

                      Любите природу!

                      Храните природу!

                      Не жгите траву!

                      Не ломайте кусты!

                      Не сыпьте на землю всякую гадость.

                      И даст вам природа здоровье и радость!

                               

VII.   Рефлексия учебной деятельности.

- Подведём итоги нашей работы.

- Какова тема нашего урока?

- Какую шутливую цель мы с вами ставили на нашем уроке? (Доказать, почему ромашка не может быть высотой с дерево, а ёжики не живут в дуплах?)

- Смогли ли мы это доказать с научной точки зрения?

- Кому ЛОС помог при изучении новой темы? Чем?

- Используйте ЛОС при подготовке домашнего задания.

Домашнее задание.

викторина в ЛОСе (можно использовать помощь семьи);

ЛОС

Тема:  Жизнь леса. Лес – природное сообщество.

Задание 1

 

ЯРУСЫ ЛЕСА

ДЕРЕВЬЯ

КУСТАРНИКИ

ТРАВЫ

Задание 2.

растения

животные

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 3.

Викторина.

 а)  Сколько гектаров площади России занято лесом?

 б)  Древние славяне верили, что это дерево священное, приписывали ему        чудодейственную силу и посвящали богу грома и молнии Перуну. О каком дереве идёт речь?

 в)  Какая птица может передвигаться по стволу дерева только вверх?

Тест «Земля – кормилица» (почвы). (Даётся более сильным детям)

1 Характерными почвами нашего края являются…

а) чернозёмы;

б) тундровые почвы;

в) подзолистые почвы;

г) серые лесные почвы.

2. Чернозёмные почвы преобладают …

а) в тундре;

б) в степях;

в) в лесной зоне;

г) в пустынях.

3.Плодородие почвы зависит от количества…

а) песка;

б) глины;

в) перегноя;

г) солей.

4. Из перегноя под воздействием микроорганизмов образуется…

а) вода;

б) камни;

в) воздух;

г) соли.

5) Из остатков умерших растений и животных под воздействием микроорганизмов образуется…

а) песок;

б) перегной;

в) глина;

г) ил.

6) В состав почвы входят…

а) углекислый газ, известняк, вода, воздух;

б) вода, воздух, песок, глина, гумус, соли;

в) поваренная соль, песок, глина, воздух, вода.

7) Для защиты почвы  на полях необходимо…

а) перепахивать, удобрять, уничтожать вредных насекомых и животных ;

б) сажать деревья, поливать обильно, применять ядохимикаты;

в) проводить снегозадержание, сажать полезащитные полосы, правильно пахать, умеренно поливать и употреблять удобрения.

8) Один сантиметр почвы образуется за…

а) 100-150 лет;

б) 5-10 лет;

в) 250-300 лет;

г) 1-2 года.

ОТВЕТЫ:

1

2

3

4

5

6

7

8

г

в

б

г

в

б

в

в

Слабоуспевающим детям предлагаются карточки с заданиями.

1 вариант.

Состав почвы. (Заполни схему.)  

почва

 

Ответ:1 воздух

            2 вода

            3 песок

            4 глина

            5 гумус (перегной)

            6 соли

           (порядок может быть любым)

2 вариант.

Найди ошибки в тексте.

   Почвой называют верхний твёрдый слой земли. Существует мало видов почв. Самыми плодородными являются тундровые почвы. За плодородие почв отвечают соли. Почвы не нуждаются в охране.

   Проверку можно провести в парах.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок окружающего мира, 1 класс "Разнообразие животного мира".

Урок окружающего мира для учащихся 1 класса разработан в технологии - творческая мастерская по программе УМК "Начальная школа - 21 века". Расписано поэтапное выполнение деятельности учеников в процесс...

Конспект урока окружающего мира 1 класс УМК "Планета знаний" Тема: "Как мы воспринимаем окружающий мир"

Конспект урока окружающего мира 1 класс УМК "Планета знаний" Тема: "Как мы воспринимаем окружающий мир"...

Урок окружающего мира 2 класс УМК ПНШ «Разнообразие животного мира»

Паспорт урока Тип урока – Урок изучения нового материалаФорма урока – групповая, индивидуальнаяВремя реализации занятия – 45 минутУчебно-методическое обеспечениеЧуракова Р.Г. УМК “Перспективная н...

УРОК ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА 3 КЛАСС ТЕМА: «ПО ЗНАМЕНИТЫМ МЕСТАМ МИРА»

Цели деятельности учителя:Образовательная: создать условия для ознакомления со знаменитыми местами мира; расширения кругозора и углубления страноведческих знаний; приобщения к мировой культуре.Развива...

Урок окружающего мира 1 класс "Воздействие человека на окружающую среду (экологические проблемы)"

Урок по предмету Окружающий мир для 1 класса по развивающей системе Л.В. Занкова...

Урок окружающего мира (4 класс) по теме: «Как жить в мире людей?» Учебник Вахрушев А.А.

Урок помогает овладению картиной мира: объяснить, что такое правила поведения. Познакомить учеников с первичными представлениями о таких понятиях, как «совесть»,  «мораль»...

Урок окружающего мира, 1 класс, УМК "Гармония". В подводном мире

Технологическая карта урока окружающего мира "В подводном мире" в соответствии с ФГОС, 1 класс, УМК "Гармония"...