урок окружающего мира в 3 классе по теме: "Органы чувств"
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс) по теме

Личковаха Светлана Владимировна

Данный урок - практической деятельности. Дети учатся работать в коллективе. Тема формирует важность ведения здорового образа жизни.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл okruzhayushchiy_mir_3_klass.docx63.7 КБ

Предварительный просмотр:

ознакомить с новым понятием «органы чувств» и подкрепить его примерами из реальной жизни; развивать навык практической деятельности; формировать рефлексивную  оценку как способ решения жизненных задач на основе социальной проблемы; осознавать важность здорового образа жизни; способствовать развитию у учащихся умения работать в микроколлективе; воспитывать толерантность как умение принимать разное, отличительное от собственного или привычного.

                                                        Личковаха Светлана Владимировна

                                                              учитель начальных классов

                                                             МОУ Козловская СОШ

                                                    высшая квалификационная категория

                                                             Бутурлиновского района

                                                             Воронежской области

Ход урока:

1. Создание психологической комфортности на уроке.

- Доброе утро, ребята. Когда я шла в школу, светило солнышко, моё лицо обдувал лёгкий ветерок. И на душе у меня легко и спокойно. А с каким настроением вы пришли на урок? Надеюсь, что к концу урока ваше настроение не изменится.

Сегодня мы будем работать в группах. Давайте вспомним правила работы в группах.  (Внимательно слушай товарища,  говори по очереди, не перебивай друга; уважай мнение ребят; помоги товарищу, если ему понадобится помощь.)

В конце урока вы должны будете оценить свою работу, оценить свой собственный вклад в работу всего класса.

Возьмитесь за руки и мысленно пожелайте себе и всем, кто рядом, любви, радости и успеха.

2. Определение темы и цели урока.

1) Загадки.

- Чтобы определить тему урока, я предлагаю вам отгадать загадки.

Всегда во рту, а не проглотишь.  (Язык.)

Между двух светил я в середине один.  (Нос.)

Два соседа-непоседы, день на работе, ночь на отдыхе,

У каждой зверушки они на макушке.  (Уши.)

Два Егорки живут возле горки,

Живут дружно, а друг на друга не глядят.  (Глаза.)

(Ответы – рисунки появляются на доске.)

- Кто из вас догадался, о чём мы будем говорить сегодня на уроке? (Об органах чувств.)  Верно. Мы поговорим об органах чувств и о том, какую роль они играют в жизни человека.

2) Проблемная ситуация.

- Существует мнение, что «органы чувств – наши помощники». А вот так ли это, мы и выясним сегодня на уроке.

 На доске  тема: « Органы чувств – наши помощники».

3. Актуализация знаний. Ролевая игра.

- Чтобы доказать или опровергнуть данное утверждение, я предлагаю вам стать исследователями. Представьте, что мы находимся в исследовательской лаборатории. Сегодня каждый из вас будет в роли лаборанта, эксперта, научного консультанта, исследователя. А я, с вашего позволения, выступлю в роли научного руководителя.

Познакомьтесь с памяткой проведения научного опыта.

Памятка.

* Лаборант (помощник учителя) получает предмет исследования от научного руководителя (учителя).

* Исследователи выполняют задание научного руководителя (учителя).

* Научный консультант знакомит группу с научными сведениями из справочной литературы.

* Эксперт заносит результат опыта в таблицу научного дневника.

- Такая же памятка находится на ваших столах.

Эксперты, получите научный дневник.

Опыт №1. Обоняние.

Начнём исследовательскую работу.

- Как вы думаете, можно ли сосчитать, сколько на свете запахов? (Нет.)

Сосчитать невозможно! Потому что запах имеют и растения, и животные, и продукты питания, и одежда, и, конечно, каждый человек тоже имеет свой запах. Так ли это? Давайте проведём научный опыт. Работать будем так. Лаборант получает определённый предмет и предлагает исследователю с закрытыми глазами определить по запаху название данного предмета. Если исследователь правильно определил предмет, то повязка снимается и эксперт заносит полученный результат в научный дневник. После завершения работы подайте сигнал. Приступайте.

А я приглашаю подойти ко мне лаборантов.  (Учитель раздаёт лаборантам крышечки с продуктами.)

Для 1-й группы – дольку апельсина;

Для 2-й группы – дольку чеснока;

Для 3-й группы – дольку лука;

Для 4-й группы – дольку лимона.

Во время проведения опыта учащийся-исследователь определяет предмет по запаху с закрытыми глазами. Результат опыта учащийся-эксперт заносит в научный дневник.

Проверка.

- Удалось ли вам определить правильно предмет по запаху?

- Какой предмет вы записали в научный дневник?

- Какой орган помог нам определить предмет по запаху?  (Нос.)

- Верно, а ещё его называют орган обоняния. (На экране появляется слайд носа и надпись: «Нос – орган обоняния».)

- Можем ли мы утверждать, что органы обоняния являются помощниками человека? (Предметы имеют свой запах.)

Слово предоставляется научному консультанту 1-й группы.

Консультант 1-й группы.

- С запахами у человека связаны многие ассоциации. Обоняние увеличивает информацию об окружающем мире. Наиболее остро обоняние летом и весной, особенно в тёплую и влажную погоду. На свету обоняние острее, чем в темноте. Если человек теряет обоняние, то для него пища теряет вкус, и такие люди чаще отравляются, так как не могут определить некачественную пищу.

Как сохранить обоняние?

1) надо закаляться, беречь организм от простуды.

2) Не курить, так как обоняние ухудшается у курящих  людей.

Учитель.

- Спасибо за работу.

Опыт №2. Вкус.

- Сегодня утром я прочитала такую заметку: «Четырёхлетнего Димочку спросили: «Зачем тебе нос?» Он ответил: «Нос – это чуй, он чует разные запахи. Язык тоже чуй, но чует разные вкусности».

- Так ли это? Давайте проверим. Проведём опыт ещё раз, теперь исследователи должны определить с закрытыми глазами предмет по вкусу.  А эксперты запишут правильный результат в дневнике. Для проведения опыта лаборанты получают:

1-я группа – дольку лимона;

2-я группа – сахар;

3-я группа – соль;

4-я группа – ложку мёда.

Проверка.

- Удалось ли вам определить правильно предмет по вкусу? Назовите эти предметы.

- Какой орган помог нам определить предмет по вкусу? (Язык.)

- Верно. Вкус – это ещё одно чувство человека. Органом вкуса является язык.  (На экране появляется слайд языка и надпись: «Язык – орган вкуса».)

- Является ли орган вкуса помощником человека? (Да, язык помогает нам определить, каков продукт на вкус.)

- Я предоставляю слово научному консультанту группы №2.

Консультант 2-й группы.

«Как вкусно!» - говоришь ты, когда ешь хорошо приготовленный обед, или фрукты, или пирожные. А что такое вкус? Возьмите щепотку сахара и попробуйте её кончиком языка. Сразу почувствуешь: сладко. Если вместо сахара лизнёшь крупинку соли, ощутишь: это солёное. А вот если кончиком языка прикоснуться к лимону или к капельке клюквенного сока, то и не поймёшь, какой он. Только когда сок растворится во рту и попадёт на боковые стороны языка, решим: это кислое. А когда попробуешь что-то горькое, тебе не скажут правду ни кончик языка, ни его края. Горькое ты почувствуешь только тогда, когда оно попадёт на самую заднюю часть языка.  Почему так происходит?

Дело в том, что язык человека покрыт множеством крохотных сосочков. В них заложены окончания нервов, умеющих ощущать, что попало в твой рот, кислое или сладкое, солёное или горькое, вкусное или безвкусное. Замечали ли вы, что кончик языка наиболее чувствителен к сладкому? Достаточно лизнуть мороженое, и сразу узнаешь его вкус. Края языка лучше всего ощущают кислое, а его основание – горькое. Таким образом, язык – тоже один из наших сторожей. Если вы ненароком возьмёте в рот что-нибудь противное или несвежее, язык тотчас донесёт об этом мозгу, тот пошлёт приказ мышцам рта, и вы, не задумываясь, выплюнете то, что вредно организму.

- Спасибо за работу.

4. Физкультминутка «Мы отлично потрудились».

Мы отлично потрудились и немного утомились.

Приготовьтесь, все ребятки! Музыкальная зарядка!

(Дети танцуют танец маленьких утят».)

5. Продолжение практической работы.

Опыт №3. Осязание. Игра «Волшебный мешочек».

- А сейчас я предлагаю вам поиграть в игру «Волшебный мешочек»». Приглашаю выйти от группы по одному исследователю. Задание будет следующим: не доставая предмет из волшебного мешочка, на ощупь определите его название, опишите его. Какой он?

1-я группа – мягкая игрушка;

2-я группа – ракушка;

3-я группа – апельсин;

4-я группа – яблоко.

(Дети угадывают предметы на ощупь и называют их.)

- Что позволяет нам угадывать предметы, чувствовать их свойства? (Кожа позволяет нам чувствовать предметы, чувствовать их свойства.)

- Верно. Кожа – это орган осязания, который позволяет человеку определять свойства предметов.

- Давайте рассмотрим кожу руки поближе. Что скажете?

- Кожа покрывает всё тело человека. Волоски помогают человеку чувствовать малейшее прикосновение, а поры позволяют коже дышать. Слово предоставляется научному консультанту группы №3.

Консультант 3-й группы.

Кожа – орган осязания. Кожа, оказывается, может «рассказать» человеку о том, что его окружает. Чувствительность нашего «скафандра» заключается в том, что он сообщает нам, к чему мы прикасаемся. Закрыв глаза, мы можем почувствовать шероховатость, гладкость, форму, ребристость поверхности, к которой прикасаемся, угадать, что перед нами. Это чувство называется осязанием. Кожей мы можем ощущать холод или тепло, ветер или жар, жжение или удар, решить, что для нас хорошо, а что плохо. Это свойство коже придают пролегающие в ней малюсенькие нервные окончания. Но кожа не только предупреждает нас об угрозе для нашего тела, ещё более важная её задача – противостоять этой угрозе. Для этого кожа, как и кости, сочетает в себе такие качества, как прочность и упругость, то есть растяжимость. Таким прочным и одновременно упругим веществом, входящим в состав клеток  кожи, является органическое вещество креатин. Благодаря нему, кожа никогда сама не рвётся и не сползает. Старайтесь не ранить кожу, не допускать, ожогов, обморожения.

- Итак, ребята, кожа представляет собой общий покров человека, который защищает человека от воздействий окружающей среды, защищает организм человека от инфекций, поддерживает постоянную температуру тела, позволяет получать информацию от окружающего мира, узнавать предметы на ощупь.

- Является ли кожа помощником человека?

Опыт №4. Глаза – орган зрения.

- Сейчас в роли исследователя будете выступать вы все.

Возьмите в руки зеркальце, посмотрите на себя, посмотрите друг на друга, посмотрите вокруг. Закройте глаза. Что вы видите? Какой орган помогает вам видеть? (На экране появляется слайд глаза и надпись: «Глаз – орган зрения».)

- Глаза – самые совершенные и самые загадочные органы в нашем теле. Через них мы больше всего узнаём о том, что творится вокруг, и в то же время именно глаза больше всего говорят о человеке. В древности учёные предполагали, что человеческая душа смотрит на мир через дыры глаз. И, если подумать, это почти так и есть. Наш глаз устроен примерно как фотоаппарат, в котором, когда нажимаешь кнопку затвора, открывается маленькое круглое отверстие. Через это отверстие свет попадает на плёнку и рисует на ней то, на что был направлен фотоаппарат.

Слово предоставляется научному консультанту группы №4.

Консультант 4-й группы.

Зрение – способность воспринимать величину, форму, цвет предметов и их расположение. Человеческий глаз не видит предмет сразу. Глаз воспринимает лишь световые волны. Эта информация передаётся в определённый участок мозга. И тогда эти световые волны воспринимаются в виде определённых предметов. Тогда человек видит его цвет, размер. Человеческий глаз устроен так, что видит в темноте и при ярком свете. Берегите зрение! Дефекты зрения – это близорукость и дальнозоркость. Видимость предметов меняется с возрастом человека: десятилетний ребёнок хорошо видит на расстоянии 3 см, в сорок пять – 33 см, а в 70 лет необходимы очки для рассматривания близких предметов. У человека развивается дальнозоркость. Близорукость чаще развивается от длительного напряжения зрения при плохой освещённости помещения.

Правила:

1) Читай, пиши только при хорошем освещении, но помни, что яркий свет не должен попадать в глаза.

2) Следи за тем, чтобы книга или тетрадь были на расстоянии 30-35 см. от глаз. Для этого поставь руку локтём на стол и кончиками пальцев дотянись до виска.

3) Книгу при чтении полезно поставить на наклонную подставку. При письме свет должен падать слева. Иначе тень от руки закроет тетрадь.

4) Не читай лёжа.

5)Не читай в транспорте. Книга прыгает перед глазами, и они устают быстро.

6) Если долго читаешь, пишешь, рисуешь, через каждые 20-30 минут давать глазам отдохнуть: смотри в окно, вдаль, пока не сосчитаешь до 20.

7) Вредно для глаз подолгу смотреть телевизор, компьютер. Нельзя смотреть передачи более 1,5 часа. Садись от экрана телевизора не ближе, чем в 2-3 метрах.

8) Не три глаза руками – так можно занести соринку или опасные бактерии.

9)Пользуйся чистым носовым платком.

10) Если есть проблемы со зрением, не стесняйся носить очки.

6. Физкультминутка для глаз.

- Быстро поморгать, закрыть глаза и посидеть спокойно, медленно считая до пяти.

- Круговые движения глазами в правую сторону, в левую.  Расслабив глазные мышцы, посмотреть вдаль.

7. Продолжение практической работы.

Опыт №5. Уши – орган слуха.

- Сейчас в роли исследователя  будете выступать все вы.  Закройте глаза. (Учитель включает записи: пение  птиц, шум ветра, музыка, речь людей.)

- Какой орган помог нам услышать эти звуки?

- Пение  птиц, шум ветра, музыка, речь других людей мы слышим

с  помощью ушей. Орган чувств – ухо. (На экране появляется слайд уха и надпись: «Уши – орган слуха».)

Ухо разделяется на наружное, среднее и внутреннее. То, что мы называем «ушами» - это только так называемые наружные уши, или ушные раковины. Сами они ничего не слышат, а только улавливают звук, который по своей природе является просто колебаниями воздуха. Посредине каждой ушной раковины есть маленькое отверстие, с него начинается идущий внутрь головы ушной проход. Он заканчивается тоненькой пластиночкой – барабанной перепонкой. Эти колебания передаются в среднее ухо, которое лежит по другую сторону барабанной перепонки, а затем в третье ухо – внутреннее ухо, и далее в мозг. Ухо – очень тонкий и сложный орган чувств.

- Давайте встанем, закроем глаза, наклонитесь влево, вправо.

- Вы чувствуете, где верх, низ, где лево, право. Об этом сигнализируют органы равновесия, заложенные во внутреннем ухе. Значит, ухо – это орган слуха и равновесия.

Слово предоставляется научному консультанту.

Консультант.

- Слух – способность организма воспринимать звуковые волны. Звуковые волны поступают в определённый участок мозга и перерабатываются там таким образом: мы слышим и понимаем слова. Слух тесно связан с речью. Ребёнок сначала слышит и понимает речь, а  затем уже учится говорить. Отсутствие слуха значительно обедняет мир человека, лишает его возможности общения. Люди, которые потеряли слух, могут общаться на особом языке с помощью мимики и жестов.

Береги уши:

- Надо регулярно мыть уши с мылом и чистить туго скрученной ваткой.

- Никогда не ковыряй в ушах спичками, булавкой и другими острыми предметами. Так можно повредить барабанную перепонку и совсем потерять слух.

- Сильный шум, резкие звуки, громкая музыка портят слух, плохо влияют на весь организм. Чаще отдыхайте в лесу, на лугу, у реки, среди тишины.

- Если почувствовали боль в ухе или туда попадёт соринка, обратитесь к врачу.

Органы чувств и мозг.

- Сегодня вы узнали о том, какую роль в нашей жизни играют органы чувств. И всё же учёные говорят: «Не глаз видит, не ухо слышит, не нос ощущает, а мозг!» Как же это понять? С помощью чувств мы воспринимаем всю информацию не только из внешнего мира, но и ту, что поступает от самого нашего тела. Например, изнутри мы получаем сигналы из желудка, давно оставшегося без дела, и начинаем испытывать чувство голода. Нервные окончания тянутся во все части нашего организма, чтобы по одним из них передавать приказы мышцам, а по другим – принимать сообщения в мозг. Получив такие сообщения-сигналы, мозг и создаёт у нас чувство голода, жажды, боли и другие. Из внешнего мира мы воспринимаем информацию тоже в виде чувств. Это только потом мы подключаем разум, чтобы он мог их осознать и принять нужное решение. Только благодаря чувствам у нас и есть связь с внешним миром. Этих чувств пять. (Спросить у детей.) Это зрение, слух, вкус, осязание, обоняние. Есть ещё чувство равновесия, которое обычно называют шестым чувством. Все органы чувств действуют совместно. Они помогают и дополняют друг друга. Все органы чувств имеют память, опытным путём мы доказали это с вами. Всеми органами чувств руководит головной мозг. Все сведения, которые получают органы чувств, они посылают в головной мозг. Мозг анализирует полученную информацию и объединяет, в результате мы получаем целостное ощущение окружающего мира.

8. Итог урока.

- С какими органами чувств мы сегодня познакомились?  (Орган обоняния, осязания, вкуса, зрения, слуха.)

- Какой орган является органом вкуса?  (Язык.)  

- Органом обоняния?  (Нос.)

- Органом  зрения?  (Глаза.)

- Органом слуха?  (Уши.)

- Органом осязания?  (Кожа.)

- Какую роль они играют в организме человека?

- Так верно ли утверждение, что органы чувств – наши помощники? (Верно.)

- Что помогло нам в этом убедиться?  (Проведённые опыты.)

Подведение итога работы в группе.

- Ребята, вам понравилось работать в группах?

- Старались ли вы придерживаться правил, о которых шла речь в начале урока?

- Оцените работу своей группы.

Выставление оценок.

9. Решение социальной проблемы.

- Результатом наших исследований является утверждение, что органы чувств играют большую роль: без них мы бы не ощущали все прелести жизни, не знали какую пищу, мы едим, какие запахи вдыхаем, какие звуки слышим, что мы видим, приятны ли на ощупь окружающие предметы. Природа щедро наградила человека органами чувств, с помощью которых он познаёт мир. Но человек должен осознавать, что этот подарок надо беречь.

- Как вы можете беречь органы чувств?

 

10. Домашнее задание.

1. Прочитать в учебнике статью «Как мы воспринимаем окружающий мир» (стр. 132 -135); подготовить ответы на вопросы

раздела «Проверь себя» стр. 135.

2. Выполнить задания в тетради 1-3 стр.58-59.

3.  Дома поделитесь полученными знаниями со своими близкими, проведите понравившиеся опыты со своими родителями.

11. Рефлексивно-оценочная деятельность.

- Наш урок подошёл к концу.

- Что больше всего понравилось на уроке?

- Если кому-то из вас захочется узнать об органах чувств немного больше, эту информацию вы сможете найти в этих замечательных книгах (показ на выставку книг).

- Я довольна  вашей работой на уроке. Но мне очень хотелось бы знать, с каким настроением вы уходите с урока?

- Спасибо за урок. Урок окончен.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку по окружающему миру 4 класс"Школа2100""Многранный мир чувств"

презентация к уроку по окружающему миру «Человек и природа». 4 класс. Программа «Школа 2100»Раздел 1 «Как работает организм человека»Тема: Многогранный мир чувств....

урок окружающего мира 1 класс "Твои помощники-органы чувств"

Урок по Образовательной  системе "Школа 2100"Данный урок поможет познакомить учащихся с нашими органами чувств, их значением и защитой, формирует общую культуру учащихся, воспитывает бережное отн...

Урок по окружающему миру.3 класс Школа России. Органы чувств.

Формировать представление об органах чувств, как необходимых звеньях связи организма с внешней средой, познакомить с гигиеническими нормами ухода за органами чувств; познакомить со строением и ф...

Урок окружающего мира 3 класс Тема: "Органы чувств"

Урок окружающего мира по теме "Органы чувств" имеет следующие цели:           1. Формировать представление об органах чувств как необходимых звеньях связи организма с вне...

«МНОГОГРАННЫЙ МИР ЧУВСТВ» урок окружающего мира, 4 класс, школа 2100

Данный урок разработан  в  соответсвии с  требованиями  ФГОС....

Презентация к уроку окружающего мира 3 класс. Тема:"Органы чувств"

Презентация преследует  цель:Наглядно сформировать представление об органах чувств как необходимых звеньях связи организма с внешней средой....