Проект урока-исследования c ЭОР по теме "Свойства воздуха", 2 класс
учебно-методический материал по окружающему миру (2 класс) на тему

Лихарева Зульфия Венировна

Проект урока-иссследования по системе развивающего обучения Л.В. Занкова предназначен для учащихся 2 класса. Можно использовать для реализации по УМК "Школа России" в 3 классе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt_uroka_svoystva_vozdukha.doc159.5 КБ
Файл prezentatsiya_k_uroku_svoystva_vozdukha.pptx530.99 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное образовательное учреждение дополнительного образования Тульской области «Институт повышения  квалификации и профессиональной переподготовки работников образования Тульской области»

Муниципальное образовательное учреждение

«Николо-Упская основная общеобразовательная школа №37»

Щёкинского района Тульской области

Урок по курсу

«Окружающий мир» /УМК системы Л.В. Занкова/

2, 3 классы

Разработан

Лихаревой Зульфиёй Венировной,

учителем начальных классов

I категории

МОУ «Николо-Упская ООШ №37»

Щёкинского района  Тульской области

Научный консультант: Морозова Н.Н.,

методист методического отдела ГОУ ДПО ТО «ИПК и ППРО ТО».

Тип урока: Изучение нового материала и первичное формирование умений учащимися.

Тема: «Свойства воздуха».

Цель: способствовать формированию учащимися способов предметно-исследовательской деятельности в процессе изучения свойств воздуха.

Задачи:

предметные:

создать условия для:

  • открытия учащимися основных свойств воздуха;
  • осмысленного использования  детьми открытых свойств воздуха при решении учебных задач разной направленности.

метапредметные:

организовать деятельность учащихся по:

  • использованию на практике правил планирования своей деятельности по схеме: выбор цели – выбор средств её достижения – проведение эксперимента – оценка результата;
  • развитию наблюдательности, умений сравнивать анализировать, делать выводы;
  • установлению причинно-следственных связей, развитию умений добывать, фиксировать информацию в различных формах, использовать её для решения познавательных задач;
  • адекватному использованию речевых средств для решения различных коммуникативных задач;
  • формированию умений договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.

личностные:

способствовать:

  • формированию отношения к учению, познанию как ценности;
  • развитию личностной мотивации к самостоятельной учебной деятельности;
  • возникновению интереса к предметно-исследовательской деятельности и потребности в её осуществлении для самостоятельного решения познавательных и практических задач.

Оборудование:

для учителя:

- компьютер с программой Power Point; телевизор;

- для демонстрации опытов: мяч, насос, лабораторный стакан, воздушный                         шарик, чашки с горячей и холодной водой.

для учащихся:

- учебник «Окружающий мир. 2 класс», 2 ч., Н.Я. Дмитриева, А.Н. Казаков, Самара, 2012 г.;

- рабочая тетрадь, Н.Я. Дмитриева, А.Н. Казаков, Самара, 2012 г.;

- для исследовательской деятельности: коробочки, духи, лабораторные стаканы, банка, бутылка, чашка, ваза,  цветные полоски бумаги, модели геометрических фигур: круг, квадрат, многоугольник, треугольник; цветные ручки, комнатные термометры для измерения температуры воздуха.

Демонстрационный материал: авторская презентация «Свойства воздуха» (Лихарева З.В.), используемая учителем.

Раздаточный  материал:

  • карточки со словами из стихотворения «Здравствуйте! Слово какое чудесное…» (приложение 1);
  • инструкционные карточки с заданиями для парной работы по проведению опытов (приложение 2);
  • карточка со схемой «Свойства воздуха» для проверки усвоения  учащимися открытых знаний и их систематизации (приложение 3);
  • опоры для прогнозирования учащимися дальнейшей учебной деятельности (приложение 4);
  • карточки с изображением шариков или воздушные шарики для рефлексивной оценки работы пары по теме урока (приложение 5).

Формы деятельности: преобладают разнообразные формы деятельности учащихся в парах.


Ход урока:

Этапы

урока

Планируемая

деятельность учителя

Предполагаемая

деятельность

учащихся

Методический

комментарий

I. Мотива-ция

к учебной деятельности.

Цель:

  • включение учащихся в учебную деятельность на личностно-значимом уровне

с целью актуализации требований к успешному осуществлению учебной деятельности.

- Здравствуйте,

Слово какое чудесное,

Красивое, доброе,

Чуточку нежное.

- А теперь все вместе по листочкам, что у вас на парте. Приготовились и…

- Здравствуйте!

Скажем мы новому дню!

Здоровья желаем всем и всему!

- Положите свою ладонь на ладонь соседа и мысленно пожелайте друг другу хорошего настроения, удачи, отличных отметок.

- Мы начинаем урок окружающего мира. Ребята, подумайте, какие качества вам необходимо проявить для успешной совместной работы в парах на уроке?

Учащиеся все вместе декламируют по листку слова из стихотворения.

Учащиеся кладут свою ладонь на ладонь партнёра в паре и мысленно желают друг другу удачи.

- Быть внимательными, старательными.

- Помогать друг другу.

II. Актуализация знаний

Цель:

  • создание ситуации открытого незнания для осознания детьми своего незнания круга явлений, которым учащиеся пока не могут дать объяснение.

- Ребята, я приготовила для вас сюрприз. Откройте коробочки, которые стоят у вас на партах. Внимательно рассмотрите их (пауза).

- Что в них находится?

- Вы уверены? В них действительно ничего нет?

- Вы можете это доказать?

- Что нужно сделать, чтобы получить научные доказательства?

- Проверим ваши предположения. Следите внимательно. Что у меня в руках? (показать стакан)

  - Что находится в стакане?

Опускаю в чашку с  водой перевёрнутый стакан.

-  Что я делаю?

- Что происходит?

- Почему вода не попадает в стакан?

- В пробирке, как и в коробочках

был воздух. О том, что все, что кажется нам пустым, на самом деле заполнено воздухом, люди догадались очень давно (слайд 2). Более 2000 лет назад знаменитый греческий ученый Аристотель говорил своим ученикам: «Природа не терпит пустоты».

- Значит, мы можем сделать вывод, что …

- Что же такое воздух? Вы можете ответить на этот вопрос?

 

- Расскажите, что вы знаете о воздухе? (слайд 3)

- Из чего состоит воздух?

- Какого газа в воздухе больше всего?

- А какого газа меньше?

(слайд 4)

Уч-ся рассматривают внимательно коробочки.

- Коробочки  пустые.

- В них есть воздух.

- Нет.

- Провести опыты, исследования.

- Стакан.

- Ничего (воздух).

- Опускаете перевёрнутый стакан в воду

- Стакан  плавает на поверхности воды.

- Её не пускает воздух.

- Воздух окружает нас со всех сторон. Каждая щель, дырочка, любое пространство заполнено воздухом. 

- Да, мы это изучали на прошлом уроке.

- Воздух – оболочка Земли.

- Это смесь газов.

- Воздух состоит из кислорода, азота, углекислого газа и других примесей.

- В воздухе больше всего азота.

- Углекислого газа.

III. Создание проблемной ситуации. Организация деятельности по открытию новых знаний. Определение Постановка учебной задачи.

Цель:

  • организация фиксации образовательной цели и темы урока.

- Как вы полагаете, мы всё знаем о воздухе?

- А если я задам вопрос, какие свойства воздуха вы знаете?

На горлышко пустой бутылки надеваю воздушный шарик.

- Что я делаю?

Наливаю в чашку горячую воду из чайника.

- Что наблюдаете?

- Какую воду?

 Ставлю бутылку в чашку с горячей водой

- Что я делаю теперь?

- Что происходит?

- Почему?

- Кто хочет проверить какая вода в этой чашке?  (приглашаю учащегося)

- Какая в ней вода?

Переношу бутылку в чашку с холодной водой.

- А теперь что вы наблюдаете?

- Что происходит?

- Почему?

- Итак, давайте вспомним, что вы наблюдали.

- Что происходило сначала?

- Что произошло потом?

- Вы описали физические процессы. А на какие свойства воздуха указывают эти физические процессы?

- А как вы полагаете, теперь вы знаете все свойства воздуха?

- Как бы вы определили тему урока?

- Каким способом мы можем узнать свойства воздуха?

- А где проводятся опыты, исследования?

- А кто их проводит?

- Ребята, а кто такие исследователи?

- Давайте уточним кто такие исследователи? Где можно точно узнать значение этого слова?

- Вот и мы с вами будем сегодня исследователями, которые изучают воздух. Я приглашаю вас в «Лабораторию чудесных превращений Воздуха» (слайд 5)

- Чем будем пользоваться для проведения опытов?

- А есть ли у самого человека какие-то «приборы», которые помогут ему в этом? (Какие органы чувств помогают человеку?)

- Все свои наблюдения исследователи фиксируют.   Как мы можем зафиксировать свои исследования?

Организация работы в рабочей тетради.

- Откройте рабочие тетради на стр. 28. Найдите на этой странице задания, которые помогут изучить свойства воздуха. Какое это задание?

- Почему вы так думаете?

- Ребята, как вы будете фиксировать результаты своих наблюдений?

- Обсудите в парах и сформулируйте цель практической работы.

- Запишите цель в рабочей тетради.

- Что получим, выполняя действия по достижению цели?

- А что будет результатом практической работы?

- Да (нет).

-  Мы их не знаем.

- Вы надеваете шарик на горлышко пустой бутылки.

- Наливаете воду.

- Горячую.

- Вы поставили бутылку в чашку с горячей водой.

- Шарик надувается.

- Воздух нагрелся, расширился. Поднялся вверх. Стал легче.

Ученик трогает чашку с водой.

- Холодная.

- Вы перенесли в другую чашку бутылку с шариком.

- Шарик сдувается.

- Воздух охладился и опустился.

- Сначала воздух нагрелся, расширился и поднялся вверх. Поэтому шарик надулся.

- Воздух охладился, сжался и шарик сдулся,

- С нагреванием воздух,  расширяется и поднимается вверх, а с охлаждением сжимается и опускается вниз. Значит, горячий воздух – легкий, а холодный - тяжёлый. Это одно из свойств воздуха.

- Наверное, ещё не все.

- Свойства воздуха.

- Через проведение опытов, исследований.

- В лабораториях.

- Учёные, исследователи.

- Это люди, которые что-то изучают, исследуют.

- В словаре.

Один учащийся читает толкование значения слова в словаре С.И. Ожегова.

- «Исследователь – это человек, который занимается научной работой».

Учащиеся называют предметы, которые стоят на их столах.

- Нос, глаза, уши, язык.

- Органы чувств.

- Мы можем записать.

Учащиеся открывают тетрадь на стр. 28.

- Задание №64.

- Здесь  практическая работа «Свойства воздуха».

- Будем записывать в колонки таблицы.

Учащиеся работают в парах, формулируют цель практической работы.

Учащиеся записывают цель в тетрадь.

- Получим результат.

- Знания о свойствах воздуха.

IV. Физкульт-минутка.

Цель:

  • создать условия для снятия напряжения.

Приоткрыть окно.

- Сейчас я предлагаю вам почувствовать воздух.

  • Взмахните левой рукой.
  • Взмахните правой рукой.
  • Наклонитесь вперёд.
  • Повороты туловища.

- Что вы ощущали?

- Что это за ветерок?

- Потоки ветерка, который появлялся при ваших движениях  - это воздух.

- Кто из вас самый наблюдательный, что я сделала, перед тем как отдохнуть?

- Зачем я приоткрыла  окно?

- А вы бы хотели узнать, по каким законам происходит движение воздуха? Как образуется ветер в природе?

- Откройте учебник на стр. 30.  Вам поможет материал учебника ответить на эти вопросы?

- А какие другие источники вам помогут?

- Дома я предлагаю вам найти ответ на эти вопросы.  Учащиеся 2 класса  обратятся к материалам  учебника на стр. 30-34. А ребята 3 класса используют другие источники информации.

Учащиеся выполняют физические упражнения.

- Ветерок.

- Движение воздуха.

- Воздух движется.

-  Вы открыли окно.

- Чтобы мы дышали.

- Чтобы был свежий воздух, много кислорода.

- Для того, чтобы  проветрилось помещение.

- Да, хотели бы.

- Да, поможет.

- Энциклопедии, научно-популярные журналы, Интернет.

Учащиеся записывают домашнее задание.

V. Расшире

ние и углубление  нового знания.

Цель: 

создать условия для:

  • осуществления учащимися самостоятельной исследовательской деятельности;
  • пополнения и формирования ими знаний о свойствах воздуха;
  • развития умений наблюдать, анализировать, обобщать и делать выводы;  высказывать свою точку зрения и аргументировать её.

- Проанализируйте таблицу. Что вам надо сделать? Обсудите в парах.

- Как вы будете выполнять практическую работу?

- Откуда будете брать сведения?

- Что будете использовать?

- Заполните первые четыре пункта таблицы.

- Подведём итог этой части работы.

- Что вы записали: предположения или наблюдения?

- А мы эти наблюдения можем доказать научно?

- Как проверить наши жизненные наблюдения?

- Посмотрите на предметы, стоящие на ваших партах. Предположите, какой вид работы вы будете выполнять.

- Каждая из пар получит инструкционные карточки с заданиями. Проведёт опыты. Сделает выводы. Сравнит их с результатами наблюдений в таблице.  Представит эти выводы.

Инструкционные карточки с заданиями (приложение 2)

Для 1 пары:

Проведите опыты:

1. Возьмите книгу, поднесите к глазам. Что вы видите за книгой?

2. Посмотрите через стакан друг на друга. Вы видите друг друга? А изменился ли у вашего друга цвет волос? Цвет одежды? Почему?

3. Возьмите полоски цветной бумаги. Вы можете назвать их цвет? А какого цвета воздух?

Сделайте вывод. Запишите его.

Воздух ___________________.

Воздух ___________________.

4. Высуньте кончик языка. Попробуйте воздух на вкус. Какой он на вкус?

Сделайте вывод. Запишите его.

Воздух ___________________.

5. Сравните свои выводы, с записями в таблице.

Для 2 пары:

Проведите опыты.

1. Рассмотрите предметы, стоящие на парте: банка, бутылка, чашка, ваза. В них есть воздух? Какой он формы?

2. Рассмотрите  рисунок с геометрическими фигурами  (круг, квадрат, многоугольник, треугольник). На форму какой геометрической фигуры похожа форма воздуха?

Сделайте вывод. Запишите его.

Воздух ___________________.

3. Исследуйте воздух на запах. Понюхайте воздух. Вы чувствуете запах воздуха?

4. Откройте флакончик с духами. Распылите его. А теперь чем пахнет?

Сделайте вывод. Запишите его.

Воздух ____________________.

5. Сравните свои выводы, с записями в таблице.

Для 3 пары (1-ый опыт проводится с помощью учителя)

Проведите опыты.

1. Измерьте температуру воздуха у пола и под потолком. Запишите показания термометра.

Температура воздуха под потолком ________ .

Температура воздуха у пола _________.

2. Сделайте вывод. Заполните пропуски.

Температура воздуха у пола __________, а под потолком ___________.

3. В стакан с водой опустите трубочку. Подуйте в трубочку, не вынимая её из воды. Что увидели? ____________ .

Что это? _____________ .

4. Сравните вещества по весу. Сделайте вывод. Запишите его.

_____________ легче по весу, чем ____________.

        

- Подведём итоги работы пар.

- Ребята, подтвердились ли ваши предварительные наблюдения?

 - Спасибо.

- Послушаем следующий отчёт. 

- Совпали ли ваши наблюдения в начале урока с выводами после проведения опытов?

- Ребята, если воздух не пахнет, то почему, когда мы чистим апельсин или готовим еду, то мы чувствуем эти запахи?

- А почему?

- У третьей пары было особенное задание. Свойства  воздуха, которые они изучали, нет в таблице. Послушайте результат их опытов и помогите сделать выводы.

- Ребята, а как вы можете объяснить этот результат?

(Если учащиеся затрудняются ответить, напомнить про опыт с шариком в начале урока.)

- Как это свойства воздуха используют в помещениях, например строители? 

- Спасибо. Вы работали очень плодотворно. Теперь вам предстоит провести исследование материала учебника на страницах 27 – 28.

Ваша задача определить свойства воздуха, которые не названы в таблице.

- Какие свойства воздуха не названы в таблице?

(одновременно называемые свойства воздуха фиксируются на доске с помощью табличек и магнитов)

- Молодцы. А теперь я предлагаю поиграть с мячом. (Беру плохо накачанный мяч и бросаю детям.)

- Почему вы не играете с мячом?

- Почему?

- Попробуйте сжать мяч. Легко это было сделать или трудно?

- Почему?

- Как же это исправить?

- Кто из мальчиков мне поможет это сделать?

- Чем заполняется мяч?

- Какой он становится?

- Теперь сожмите мяч руками. Что происходит?

- Почему?

- Сделайте вывод.

- Нажмите пальцем на мяч, потом отпустите. Осталась ли вмятина на мяче?

- Воздух сопротивляется сжатию. После того как мяч накачали, оболочка мяча стала упругой. Мы сжимаем её с силой, а в ответ чувствуем, как частицы воздуха стараются восстановить форму мяча, занять большее пространство. Это свойство воздуха, заключённого в оболочку, называется упругостью.   Благодаря этому свойству накачанный мяч хорошо подпрыгивает.

- Ребята, вспомните, как расположены частицы в газообразном веществе?

- Что происходило с частицами воздуха в сдутом мяче, когда его начали подкачивать насосом?

- Проверьте своё предположение по рисунку в учебнике на стр. 27.

- Молодцы, правильно, расстояние между частицами стало сокращаться. Следовательно, воздух можно сжать. Это свойство называется сжимаемостью. (Если уч-ся затруднились ответить на эти вопросы, то следует начать с рисунка в учебнике).

- Какие свойства воздуха мы обнаружили?

- С помощью какого органа чувств мы обнаружили эти свойства?

- Теперь заполните пункты 5 и 6 в таблице.

Учащиеся анализируют содержание таблицы.

- Будем заполнять пустые ячейки таблицы.

- Будем советоваться друг с другом.

- Жизненный опыт, органы чувств.

Учащиеся работают в парах по таблицам в рабочей тетради.

- Воздух не имеет цвета, прозрачный, не имеет формы. Мы можем определить это свойство воздуха с помощью органа зрения.

- Воздух не имеет запаха. Нам поможет определить это свойство орган обоняния.

- Воздух не имеет вкуса. Нам поможет орган вкуса – язык.

- Наблюдения.

- Можем.

- Провести опыты.

- Будем проводить опыты.

Учащиеся проводят опыты, делают выводы,  результаты фиксируют, сравнивают с результатами наблюдений в таблице  рабочей тетради.

Отчет пар (от каждой пары рассказчик)

Мы изучали цвет и вкус воздуха.

Мы провели следующие опыты… Результатом стали следующие выводы:

Воздух прозрачен.

Воздух не имеет цвета.

- А как вы думаете, какой вывод мы сделали, высунув кончик языка и попробовав воздух на вкус?

- Воздух не имеет вкус.

- Наши наблюдения подтвердились.

- Мы изучали форму воздуха. Мы провели следующие опыты …..

В результате деятельности мы заметили,  что воздух принимает форму предмета, в котором находится.

- Как вы думаете, какой мы сделали вывод?  

- Воздух не имеет формы.

При проведении следующего опыты мы изучали запах воздуха.  Мы заметили что воздух не пахнет, но после того как мы распылили духи, мы почувствовали запах духов. Следовательно, воздух не имеет своего запаха.

-  Да, совпали.

- Потому что он пахнет тем, чей запах в данный момент распространяется.

- Потому что он принимает и распространяет  запахи других предметов.

- Мы измерили температуру воздуха у пола и потолка.

Температура  у потолка ____, у пола ___. Мы сравнили результаты и пришли к следующему выводу, что температура воздуха у пола ниже, чем у потолка.

- Горячий воздух легче холодного, поэтому поднимается вверх. Холодный тяжелее, поэтому опускается вниз.

- Форточки располагают в верхней части окна, а батареи внизу, под окнами.

- Второй опыт мы провели следующим образом: опустили трубочку в стакан с водой и стали дуть. В результате на поверхности воды стали появляться пузырьки. Значит, воздух превращается в пузырьки и  поднимается на поверхность воды. Мы сравнили воздух и воду по весу. Так как пузырьки воздуха находились на поверхности воды, значит воздух легче воды.

Учащиеся читают текст учебника.

Воздух:

-  имеет массу;

- пропускает солнечные лучи;

- проводит звук;

- плохо проводит тепло.

- Им нельзя играть, он не скачет.

- Он мягкий,  не упругий.

- Мяч легко сжимается.

- В нём много свободного места.

- Мяч надо накачать с помощью насоса.

Учащийся накачивает мяч.

- Воздухом.

- Упругий. Плотный.

- Он сжимается, но плохо.

- Хуже сжимается, чем раньше.

- Он более плотный.

- В нём стало меньше места.

- Воздух можно сжать.

- Нет, не осталась.

- Частицы расположены далеко друг от друга.

- Когда мяч стали накачивать, то частиц внутри мяча стало больше. Им стало теснее, так как расстояние между частицами стало меньше.

- Сжимаемость и упругость.

- С помощью органа осязания.

Дети фиксируют результаты наблюдений в таблице.

VI.  Физкультминутка с использо

ванием открытых знаний

Цель:

  • создать условия для снятия напряжения;
  • помочь осмысленно зафиксировать новое содержание, изученное на уроке с помощью приёма проговаривания нового знания во внешней речи.

- Мы накачали мяч с помощью насоса, теперь с ним можно смело играть. Хотите поиграть?

- Для этого встаньте в круг.  Я буду кидать мяч кому-нибудь из вас со словами, а вам нужно закончить предложение и вернуть мяч мне обратно. подпрыгнув.

Проводится игра «Закончи предложение».

Воздух состоит из ….

Воздух не имеет …

Воздух без ….

Горячий воздух …

Воздух можно сжать при помощи …..

Воздух у пола …..

Учащиеся становятся в круг.

Учащиеся продолжают фразу начатую учителем.

VII. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. Самоанализ, самоконтроль

Цель:

  • создать условия для самостоятельной работы учащихся с самопроверкой по эталону, самоанализу и самоконтролю.

- Как проверить насколько вы глубоко усвоили новые знания о свойствах воздуха?

- Заполните карточки со схемами.

- Проведём самопроверку. Ваши предложения.

- Сверьте заполненную вами схему с эталоном на слайде (слайд 6)

- Оцените. Критерии оценки следующие:

 - заполнили схему полностью, без ошибок - красная звёздочка;

- ошиблись, но проверили и исправили – зелёная звёздочка.

- Провести тестирование, проверочную работу.

- Использовать в деятельности, выполнить задания.

Учащиеся работают в парах, обсуждают, заполняют пропуски в схеме.

- Можно проверить по таблице в рабочей тетради.

- По учебнику.

- По карточкам на доске.

Учащиеся проводят самопроверку по эталону на слайде.

Учащиеся оценивают работу по карточке. Допустившие ошибки или не заполнившие схему полностью, их исправляют.

VIII. Включение нового в систему знаний и обобще-ние.

Цель:

1) включить новое знание в систему знаний.

- А сейчас блиц-опрос. Все вопросы связаны с новой темой. Хорошенько подумайте, надеюсь, у вас получится найти на них ответы.

1. Почему в холодное время года люди ходят в шубах, тёплых пальто, шерстяных кофтах?

- Ребята, а вы пользовались когда-нибудь термосом?

- С какой целью его используют?

- Правильно. Одежда на человеке тоже создаёт эффект термоса.

2. Где в нашей стране нужны окна с двойными и даже тройными рамами? Почему?

3. Где в современной технике человек использует свойства воздуха упругость и сжимаемость?

- А ещё сжатый воздух используют в пневматических машинах. Это, например, отбойный молоток.  Его внедряют в грунт или в уголь и откалывают его на куски. Сейчас нередко можно видеть работу специальных аппаратов, применяемых для окраски стен, где краску распыляет сжатый воздух. Сжатым воздухом открывают и закрывают двери вагонов поездов, метро, троллейбусов и автобусов. Стоп-краны, имеющиеся в каждом вагоне, приводятся в действие сжатым воздухом. В звуковых сигналах используется сжатый воздух. Человек придумал ружье для подводной охоты с применением сжатого воздуха.

4. Почему в сильные морозы птицы сидят нахохлившись?

- Молодцы!

- Между телом человека и одеждой есть воздух. Воздух плохо проводит тепло, так человек сохраняет тепло.

- Да.

- Когда надо сохранить что-нибудь горячим.

- Когда идёшь в поход, далеко едешь.

-

 В тех областях, где очень суровая зима. Между рамами есть воздух, а он плохо проводит тепло. Тёплый воздух из комнаты не выходит на улицу.

- В автомобильных,  велосипедных шинах, в мопеде, мотоцикле.

- Между перьями нахохлившейся птицы много воздуха. Он помогает им удерживать тепло.

IX. Подведение итогов. Рефлексия деятельности.

Цель:

организовать деятельность по:

  • определению уровня достижения поставленных целей и задач;
  • осуществлению оценки работы пары на уроке;  
  • прогнозированию направления будущей учебной деятельности.

- Вам понравился работать в «Лаборатории чудесных превращений воздуха»?

- Почему?

- Вспомните, как звучала тема урока?

- Мы сумели раскрыть её содержание?

- Какую цель вы перед собой ставили?

- Удалось ли её достичь?

- Почему так считаете?

- Какие действия вам в этом помогли?

- Оцените работу вашей пары. На столах у вас воздушные шарики. На них уже нарисованы глазки и носики. Вам осталось нарисовать выражение губ:

- Если вам понравилось работать в паре, вы работали дружно, прислушивались к мнению друг друга, у вас всё получилось, нарисуйте весёлую улыбку.

- Если у вас не получилось работать в паре, вы не могли договориться -  нарисуйте соответствующую улыбку.

- Теперь я предлагаю поставить каждому из вас учебные задачи на следующий урок. Вам даны опоры. Проанализируйте их содержание, уровень усвоения нового материала и выберите один из них.

  • Удалось узнать много, хочу найти дополнительный материал.
  • Удалось узнать много.
  • Удалось узнать мало, хочу найти дополнительный материал.
  • Удалось узнать мало.

- Назовите, что вы выбрали.

- Воздух открыл нам немало секретов, потому, что вы были внимательны и помогали друг другу. Это знакомое вам вещество таит в себе еще немало загадок, которые вам придется разгадать. Поэтому наши открытия будут продолжаться. Спасибо за урок! (слайд 7)

- Да.

- Было интересно проводить опыты.

- Свойства воздуха.

- Да.

- Изучить свойства воздуха.

- Да.

- Мы узнали, что воздух: бесцветный, без запаха, безвкусный, сжимается, обладает упругостью, не имеет формы. Горячий воздух легче холодного. Воздух имеет массу,  пропускает солнечные лучи, проводит звук, плохо проводит тепло.

- Мы проводили опыты. Заполняли таблицу.

- Сравнивали, анализировали, обобщали, делали выводы.

Учащиеся осуществляют рефлексию: дорисовывают улыбку на воздушном шарике.

Учащиеся работают с

опорой для прогнозирования дальнейшей учебной деятельности

Учащиеся называют.


- Здравствуйте!

Скажем мы новому дню!

Здоровья желаем всем и всему!

- Здравствуйте!

Скажем мы новому дню!

Здоровья желаем всем и всему!

- Здравствуйте!

Скажем мы новому дню!

Здоровья желаем всем и всему!

- Здравствуйте!

Скажем мы новому дню!

Здоровья желаем всем и всему!

- Здравствуйте!

Скажем мы новому дню!

Здоровья желаем всем и всему!

- Здравствуйте!

Скажем мы новому дню!

Здоровья желаем всем и всему!


Приложение 2.

Инструкционная карточка.

Проведите опыты:

1. Возьмите книгу, поднесите к глазам. Что вы видите за книгой?

Посмотрите через стакан друг на друга. Вы видите друг друга? А изменился ли у вашего друга цвет волос? Цвет одежды? Почему?

3. Возьмите полоски цветной бумаги. Вы можете назвать их цвет? А какого цвета воздух?

Сделайте вывод. Запишите его.

Воздух ___________________.

Воздух ___________________.

4. Высуньте кончик языка. Попробуйте воздух на вкус. Какой он на вкус?

Сделайте вывод.

Воздух ___________________.

5. Сравните свои выводы, с записями в таблице.

Инструкционная карточка.

Проведите опыты.

1. Рассмотрите предметы, стоящие на парте: банка, бутылка, чашка, ваза. В них есть воздух? Какой он формы?

2. Рассмотрите  рисунок с геометрическими фигурами  (круг, квадрат, многоугольник, треугольник). На форму какой геометрической фигуры похожа форма воздуха?

Сделайте вывод. Запишите его.

Воздух ___________________.

2. Исследуйте воздух на запах. Понюхайте воздух. Вы чувствуете запах воздуха?

3. Откройте флакончик с духами. Распылите его. А теперь чем пахнет?

Сделайте вывод. Запишите его.

Воздух ____________________.

4. Сравните свои выводы, с записями в таблице.

Инструкционная карточка.

 (1-ый опыт проводится с помощью учителя)

1. Измерьте температуру воздуха у пола и под потолком. Запишите показания термометра.

Температура воздуха под потолком ________ .

Температура воздуха у пола _________.

2. Сделайте вывод. Заполните пропуски.

Температура воздуха у пола __________, а под потолком ___________.

3. В стакан с водой опустите трубочку. Подуйте в трубочку, не вынимая её из воды. Что увидели? ____________ .

Что это? _____________ .

4. Сравните вещества по весу. Сделайте вывод.

_____________ легче по весу, чем ____________.


Приложение 3. 

«Лаборатория чудесных превращений воздуха».

Свойства воздуха

Воздух

        


Приложение 4.

Опора для прогнозирования будущей учебной деятельности.

  • Удалось узнать много, хочу найти дополнительный материал.
  • Удалось узнать много.
  • Удалось узнать мало, хочу найти дополнительный материал.
  • Удалось узнать мало.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Презентация к уроку по курсу «Окружающий мир» по теме 2, 3 классы Автор презентации: у читель начальных классов I категории МОУ « Николо-Упская ООШ №37» Лихарева З.В. « СВОЙСТВА ВОЗДУХА»

Слайд 2

«ПРИРОДА НЕ ТЕРПИТ ПУСТОТЫ» Аристотель

Слайд 3

ВОЗДУХ – ОБОЛОЧКА ЗЕМЛИ

Слайд 4

СОСТАВ ВОЗДУХА

Слайд 5

«ЛАБОРАТОРИЯ ЧУДЕСНЫХ ПРЕВРАЩЕНИЙ ВОЗДУХА»

Слайд 6

ВОЗДУХ Не имеет цвета, запаха, вкуса Плохо проводит тепло Сжимается и обладает упругостью Имеет массу Проводит звук Пропускает солнечные лучи

Слайд 7

СПАСИБО ЗА УРОК!

Слайд 8

http:// vneuroka.ru / РЕСУРЫ:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебный проект "Полезные фрукты и овощи" в 1 классе

Проект выполняется на протяжении месяца и включает в себя учебные занятия в рамках предмета «Окружающий мир» и самостоятельную работу школьников вне школьного расписания занятий (4-6часов).Метод...

Проект "Божья коровка, улети на небко" 3 класс

Презентация для защиты проекта...

Урок - проект по математике "Составление текстовых задач" 2 класс

Конспект + презентация.Цель урока: - Опираясь на свой жизненный опыт, учащиеся должны создать страничку в учебнике «Математика 2 класс»,   которая будет называться «Задачи». - Путём составления текс...

Проект по творчеству К.И. Чуковского. 1 класс.

Воспитательная работа Проектная деятельность в начальной школе Привитие интереса к чтению Развитие творческой активности детей...

Из опыта работы над проектами в начальной школе.. Исследовательский проект " У природы нет плохой погоды..." 2 класс

Изечение времен года в начальной школе лучше всего делать используя проектную деятельность. Предлагаю вашему вниманию вариант такой работа....

Презентация проекта "Школьное питание, как элемент здорового образа жизни" участники проекта Ермолов Александр, Лотарева Анастасия 3 "Б" класс Школа 892, руководитель проекта Платунова М.А.

Презентация проекта "Школьное питание, как элемент здорового образа жизни". Целью проекта было доказать , что сбалансированное школьное питание может быть одним из составляющих элементов ЗОЖ...