Мир глазами историка
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс) по теме

Алексеева Наталья Викторовна

Урок по окружающему миру 4 класс по теме:" Мир глазами историка" 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект урока в 4 классе «Мир глазами историка» 

 по учебнику А.А. Плешакова «Мир вокруг нас».

(с использованием презентации).

Тема «Мир глазами историка».

Цель урока:

  • сформировать у учащихся представление об истории, как науке изучающей длинный путь развития человечества;
  • способствовать формированию знаний об исторических источниках, их видах;
  • воспитывать уважительное отношение к прошлому человечества, к памятникам истории и культуры.

Новые термины:

История,историк, исторические источники, археология, археолог, летописи, архив.

Оборудование:

Компьютер, мультимедийный проектор, экран, презентация.

Ход урока:

I Организационный момент.

Добрый день ребята. Проверьте готовность к уроку. 4 сек.

II  Актуализация знаний.

 Слайд № 2 . Посмотрите внимательно. Как вы думаете ,что это? ( предположения детей)

Это машина времени. Что может машина времени? (На ней можно путешествовать в прошлое и будущее)

Об этой машине мечтают ученые историки. Как вы думаете, почему?

Сегодня  нам на  полчаса одолжили  такую машину. Поможем историкам?

Чьими глазами мы посмотрим на мир?  ( Глазами историков)

Слайд №3 + тема дублируется на доске    3 мин.

III Изучение нового материала.

Любое путешествие требует тщательной подготовки . Поэтому прежде ,чем отправиться  в путь нам нужно продумать план своего путешествия. Как вы думаете, что нас,  как историков,  будет сегодня интересовать? ( ответы детей)

Задачи урока: ( на доске)

1.ЧТО ТАКОЕ ИСТОРИЯ?

2.ДЛЯ ЧЕГО НАМ НУЖНО ИЗУЧАТЬ ИСТОРИЮ?

3. КАКИЕ БЫВАЮТ ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ?

 3 мин.

Перед началом работы ,команды , определите капитана. 10 сек.  на размышление. Команды готовы к путешествию?  10 сек.

У каждой команды на столах бортовой журнал. В журналах план путешествия и  конверты с заданиями. Капитаны вскрывают конверт № 1. Команда  выполняет задание строго по инструкции. На выполнение этого задания 5 минут.

(Инструкция.

Дорогие ребята!

Вы работаете в команде, а это значит все вместе, дружно. За  работу  команды отвечает капитан.  Чтобы работа была выполнена быстро и точно , капитан распределяет  задание между участниками команды.

1.Прочитайте текст на  стр. 29-31 учебника .

2. Найдите ответы на вопросы.

3. Запишите ответы в бланке с вопросами.

ВОПРОСЫ:

1. Что такое история?

2. Как переводится  слово « история» с греческого языка?

3. Как называют учёных,  которые  изучает историю?

4. Где трудятся  ученые-историки?)

Проверка задания+ Слайд № 4 + дублируется на доске.

Все команды получили по 4 вопроса. Но ответ вы будете давать только на 1 вопрос. Начнём с команды № 4 . Капитан команды прочитает нам инструкцию и расскажет как вы ответили на вопрос № 1.

Капитан 3 команды прочитает вопрос № 2 и скажет как ответила его команда.

Капитан 2 команды. Прочитайте вопрос № 3. Какой ответ дала ваша команда?

Капитан команды № 1 Прочитайте последний вопрос и ваш ответ.

Какие новые слова встретились при знакомстве со статьёй? Мы знаем,  кого называют историками. А что такое архивы?(Хранилища документов).  4 мин.

В своих  бортовых журналах командиры могут сделать отметку  о выполнении первого задания. Теперь мы знаем что такое история.

 А для чего нужно изучать историю? Как вы считаете? ( Ответы детей). Ответы все разные.Поможет нам разобраться в этом вопросе задание ,которое находится в конверте № 2.Капитаны вскрывают конверт и работают с командой чётко по инструкции.

(Инструкция:

 Отвечая на вопрос : « Для чего мы изучаем историю?» , выберите из списка утверждений то, которые считаете наиболее верные.

1.Мы изучаем историю для того, чтобы знать, как наши предки  заселяли, осваивали и защищали нашу страну.

2 Мы изучаем историю для того, чтобы было о чём поговорить с друзьями. 3 команда)

 1.Мы изучаем историю для того, чтобы научиться читать разные исторические книги.

2.Мы изучаем историю для того, чтобы знать как жили наши предки. 1 команда

1.Мы изучаем историю, чтобы знать чем мы похожи , а чем различаемся от наших предков.

2.Мы изучаем историю для того, чтобы не было скучно на уроке. 2 команда

1.Мы изучаем историю для того, чтобы было  весело.

2.Мы изучаем историю для того, чтобы в  настоящем и будущем не совершать ошибок прошлого. ( 4 команда) 2 мин.

Капитан 3 команды прочитает нам инструкцию. Какой ответ выбрала  ваша команда?

Капитан 1 команды, какой ответ выбрали вы?

Капитан 2 команды, ваш выбор?

Капитан 4 команды, что ваша команда выбрала?2 мин

В бортовом журнале капитаны могут внести отметку  об ответе на  второй вопрос .

Перед нами дверь. А на двери замок. Слайд №  6

Эта дверь ведёт в загадочный мир истории. Но прежде , чем попасть внутрь , нужно раздобыть ключ. Ключ в конверте № 3.Задание выполняйте чётко по инструкции.

(Инструкция.

ПОМНИТЕ О ЕДИНСТВЕ КОМАНДЫ! Все задания выполняйте вместе. Капитан  в ответе за свою команду.

1.Прочитайте рубрику « Ключи от заветной двери» на  стр. 31.

2. Подберите слова из последнего абзаца и впишите их в кроссворд.

3. Выпишите выделенное  слово, которое у вас получилось.

Какое слово получилось в центре? (Археология) +Слайд № 7

А вот и ключ.

 

Говорили о истории, а в кроссворде новое слово.( На доске слово археология + вопрос.).

Какая же связь между  археологией и историей?  Найдите ответ на этот вопрос на стр. 32 учебника. Как называют учёных ,которые занимаются археологическими раскопками?

( Археологи) появляется слово в словаре. Хотите побыть немного археологами? Тогда все встаньте.

Физминутка.

Мы идём , идём, идём.

В руках лопату несём.

Раз копнём,два копнём, три копнём.

В руки кисточку возьмём.

Раз махнём, два махнём,три махнём.

Находку ценную найдём.

В ваших бортовых журналах  конверт № 4. Капитаны открывают конверты и чётко следуют инструкции.

Дети собирают в группах пазлы с изображением различных предметов.(монета ,платье, ваза ,летопись).

Как одним словом можно зазвать все  предметы, которые мы с вами нашли? ( Археологические находки)

Давайте посмотрим на эти археологические находки  глазами историков? ( Исторические находки)

Все эти вещи с точки зрения историков являются  историческими источниками. Какие исторические источники вам сегодня уже встречались? ( перечисляют)

 Капитаны откройте бортовые журналы. Мы ответили на последний вопрос. Внесите изменения.

 

Как и полагается в конце путешествия капитан, и члены его команды подводят итог всего путешествия. Попробуйте составить краткий рассказ о нашем путешествии , используя слова словаря.  Можете посовещаться. Кто хочет попробовать? Кто ещё попробует?

Машину времени пора возвращать, а нам возвращаться в класс. Хотелось бы ,чтобы каждый из вас оставил свои впечатления о путешествии. Перед вами последний 5 конверт. В нём бланки. Капитаны раздайте всем участникам своей команды по 1 бланку.

Внимание на доску.

Если кто-то сделал для себя много новых открытий-обведите !

Если у вас остались не решённые вопросы обведите ?

Если на уроке вы ничего нового не узнали обведите .

Поднимите руку ребята, которые обвели !

Поднимите руку ребята , которые обвели ?

Поднимите руку ребята, которые обвели точку.

Считаю количество точек,? И ! и делаем вывод о уроке.

        

Спасибо за урок!



Предварительный просмотр:

                                                                                         

  БОРТОВОЙ ЖУРНАЛ

Задачи:

1.ЧТО ТАКОЕ ИСТОРИЯ?

2.ДЛЯ ЧЕГО НАМ

 НУЖНО ИЗУЧАТЬ

 ИСТОРИЮ?

3. КАКИЕ БЫВАЮТ ИСТОРИЧЕСКИЕ

ИСТОЧНИКИ?

Если ответ найден на вопрос ,то  в      поставь

Задачи:

1.ЧТО ТАКОЕ ИСТОРИЯ?

2.ДЛЯ ЧЕГО НАМ

 НУЖНО ИЗУЧАТЬ

 ИСТОРИЮ?

3. КАКИЕ БЫВАЮТ ИСТОРИЧЕСКИЕ

ИСТОЧНИКИ?

Если ответ найден на вопрос ,то  в      поставь

1       2            3            4



Предварительный просмотр:

Задачи урока:

1. ЧТО ТАКОЕ ИСТОРИЯ?

История-это наука, которая изучает прошлое.

 

 2.ДЛЯ ЧЕГО                

     ИЗУЧАТЬ                                                    

НАМ НУЖНО ИСТОРИЮ?

                   3. КАКИЕ ИСТОРИЧЕСКИЕ БЫВАЮТ ИСТОЧНИКИ?



Предварительный просмотр:

Инструкция.

Дорогие ребята!

Вы работаете в команде, а это значит все вместе, дружно. За  работу  команды отвечает капитан.  Чтобы работа была выполнена быстро и точно , капитан распределяет  задание между участниками команды.

1.Прочитайте текст на  стр. 29-31 учебника .

2. Найдите ответы на вопросы.

3. Запишите ответы в бланке с вопросами.

ВОПРОСЫ:

1. Что такое история?

2. Как переводится  слово « история» с греческого языка?

3. Как называют учёных,  которые  изучает историю?

4. Где трудятся  ученые-историки?

Инструкция.

Дорогие ребята!

Вы работаете в команде, а это значит все вместе, дружно. За  работу  команды отвечает капитан.  Чтобы работа была выполнена быстро и точно , капитан распределяет  задание между участниками команды.

1.Прочитайте текст на  стр. 29-31 учебника .

2. Найдите ответы на вопросы.

3. Запишите ответы в бланке с вопросами.

ВОПРОСЫ:

1. Что такое история?

2. Как переводится  слово « история» с греческого языка?

3. Как называют учёных,  которые  изучает историю?

4. Где трудятся  ученые-историки?

Инструкция.

Не забывайте о том, что ВЫ -  единая КОМАНДА. Работайте дружно. Слушайте вашего командира.

 Отвечая на вопрос : « Для чего мы изучаем историю?» , выберите из списка утверждений то, которые считаете наиболее верные.

1.Мы изучаем историю для того, чтобы было  весело.

2.Мы изучаем историю для того, чтобы в  настоящем и будущем не совершать ошибок прошлого.

Инструкция.

Не забывайте о том, что ВЫ -  единая КОМАНДА. Работайте дружно. Слушайте вашего командира.

 Отвечая на вопрос : « Для чего мы изучаем историю?» , выберите из списка утверждений то, которые считаете наиболее верные.

1.Мы изучаем историю для того, чтобы научиться читать разные исторические книги.

2.Мы изучаем историю для того, чтобы знать как жили наши предки.

Инструкция.

Не забывайте о том, что ВЫ -  единая КОМАНДА. Работайте дружно. Слушайте вашего командира.

 Отвечая на вопрос : « Для чего мы изучаем историю?» , выберите из списка утверждений то, которые считаете наиболее верные.

1.Мы изучаем историю, чтобы знать чем мы похожи , а чем различаемся от наших предков.

2.Мы изучаем историю для того, чтобы не было скучно на уроке.

Инструкция.

Не забывайте о том, что ВЫ -  единая КОМАНДА. Работайте дружно. Слушайте вашего командира.

 Отвечая на вопрос : « Для чего мы изучаем историю?» , выберите из списка утверждений то, которые считаете наиболее верные.

1.Мы изучаем историю для того, чтобы знать, как наши предки  заселяли, осваивали и защищали нашу страну.

2 Мы изучаем историю для того, чтобы было о чём поговорить с друзьями.

Инструкция.

ПОМНИТЕ О ЕДИНСТВЕ КОМАНДЫ! Все задания выполняйте вместе. Капитан  в ответе за свою команду.

1.Прочитайте рубрику « Ключи от заветной двери» на  стр. 31.

2. Подберите слова из последнего абзаца и впишите их в кроссворд.

3. Выпишите выделенное  слово, которое у вас получилось.

Инструкция.

ПОМНИТЕ О ЕДИНСТВЕ КОМАНДЫ! Все задания выполняйте вместе. Капитан  в ответе за свою команду.

1.Прочитайте рубрику « Ключи от заветной двери» на  стр. 31.

2. Подберите слова из последнего абзаца и впишите их в кроссворд.

3. Выпишите выделенное  слово, которое у вас получилось.

Инструкция.

ПОМНИТЕ О ЕДИНСТВЕ КОМАНДЫ! Все задания выполняйте вместе. Капитан  в ответе за свою команду.

1.Прочитайте рубрику « Ключи от заветной двери» на  стр. 31.

2. Подберите слова из последнего абзаца и впишите их в кроссворд.

3. Выпишите выделенное  слово, которое у вас получилось.

Инструкция.

ПОМНИТЕ О ЕДИНСТВЕ КОМАНДЫ! Все задания выполняйте вместе. Капитан  в ответе за свою команду.

1.Прочитайте рубрику « Ключи от заветной двери» на  стр. 31.

2. Подберите слова из последнего абзаца и впишите их в кроссворд.

3. Выпишите выделенное  слово, которое у вас получилось.

Инструкция.

Перед вами археологические находки. Найдены они были по частям. Ваша задача собрать их , склеить, составить о предмете рассказ по плану и рассказать у доски.

Капитаны, распределите обязанности между членами своей команды!

План:

1. Что это за предмет?

2. Кто мог быть  владельцем этого предмета?

3. Как использовался этот предмет?

Инструкция.

Перед вами археологические находки. Найдены они были по частям. Ваша задача собрать их , склеить, составить о предмете рассказ по плану и рассказать у доски.

Капитаны, распределите обязанности между членами своей команды!

План:

1. Что это за предмет?

2. Кто мог быть  владельцем этого предмета?

3. Как использовался этот предмет?


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 3

Тема урока: «Мир глазами историков».

Слайд 5

БОРТОВОЙ ЖУРНАЛ 5 конвертов ЗАДАЧИ: 1. Что такое история? 2. Для чего нужно изучать историю? 3. Какие бывают исторические источники? Если ответ найден на вопрос ,то в поставь

Слайд 7

История-это… ? - наука ,которая изучает прошлое. С греческого языка переводится , как «рассказ о прошлом». Изучают историю- историки . Они трудятся в архивах , музеях, библиотеках.

Слайд 9

Для чего мы изучаем историю ? Мы изучаем историю для того, чтобы знать, как наши предки заселяли, осваивали и защищали нашу страну. Мы изучаем историю для того, чтобы знать как жили наши предки . Мы изучаем историю, чтобы знать чем мы похожи , а чем различаемся от наших предков . Мы изучаем историю для того, чтобы в настоящем и будущем не совершать ошибок прошлого.

Слайд 13

Н А З В А С Н П О И А Р Х Е О Л О Г И Я У Ч Е Р К А Г У О Т Е Ж П Ь Н Е И Д Н С Ы И Ь Я

Слайд 17

Домашнее задание Учебник стр. 29-35 Р.т . стр. 18

Слайд 18

СПАСИБО !



Предварительный просмотр:

               Тема
«Мир  глазами урока:     историков». 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Мир глазами историка"

Материал для проведения урока окружающего мира в 4 классе...

Мир глазами историка. - окружающий мир 4 класс

Тема: Мир глазами историка.Цели: - Сформировать представление об окружающем нас мире с точки зрения историков;- Ознакомить с наукой историей;- Развивать любознательность, умение наблюдать, рассу...

Тест по окружающему миру по теме"Мир глазами историка"

Тест по окружающему миру поможет проверить знания учащихся по теме "Мир глазами историка". Программа "Школа России" 4 класс....

Мир глазами историка

Тема "Мир глазами историка" . Учебная программа"Школа России" , 4 класс....

Тема: Мир глазами историка.

В настоящее время мы знаем, как жили первобытные люди, как они выглядели, чем занимались. Кто рассказал нам об этом?...

4 класс тест "Мир глазами историка"

4 класс тест "Мир глазами историка"...