Урок-конкурс по окружающему миру "Тайны леса". 4 класс
методическая разработка по окружающему миру (4 класс) по теме

Рожкова Светлана Сергеевна

Нетрадиционные уроки в начальной школе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл урок-конкурс по окружающему миру20.14 КБ

Предварительный просмотр:

УРОК-КОНКУРС "ТАЙНЫ ЛЕСА" .4 класс

Цели:

  • расширить знания учащихся о растительном и животном мире лесной зоны,
  • воспитывать бережное отношение к природе своего края,
  • развивать сотрудничество в работе группой.

Оборудование: карточки с изображением деревьев, грибов, музыкальное оформление, рисунки,презентация (герои урока-конкурса)

        Звучит фонограмма лесных звуков.

Есть просто храм,

 Есть храм науки,

 А есть ещё природы храм —

 С лесами, тянущими руки

 Навстречу солнцу и ветрам.

 Он свят в любое время суток,

 Открыт для нас в жару и стынь,

 Входи сюда, будь сердцем чуток,

 Не оскверняй его святынь.

Ведущий. Сегодня мы совершим путешествие в храм, дарованный нам природой — это лес.

Сорока

- Это вы в лес собираетесь? Вам телеграмма.

Ведущий. Что за телеграмма, да такая странная, не слова написаны, а животные да растения нарисованы. Ребята, помогите мне разгадать её!

Телеграмма.

 «Дорогие ребята, приглашаем вас в лес в гости. Звери.»

Ведущий. Молодцы, разгадали! В нашу игру-путешествие отправляются три команды.(придумайте название для команды)

                         девиз — будь мудр и крепок.

1   -……..

2 —………

3 —……..

Жюри.

Волк. Слышу-слышу, что вы к нам в лес собираетесь, но он большой и таинственный, в нём легко заблудиться… Я хочу узнать, как вы подготовились к путешествию. Ответьте на мои вопросы, и я пропущу вас в лес.

Конкурс первый «Собираюсь в лес»

1- Как правильно найти дорогу домой без компаса, если вы заблудились?

2- Назовите народные приметы, предсказывающие погоду?

3 -Как правильно одеться и что необходимо взять с собой в поход, если вы отправляетесь туда с ночевкой?

Проверим, как подготовили ответы наши команды.

Волк. Добро пожаловать наш лес.

Ученик

 Берёзы жёлтою резьбою

 Блестят в лазури голубой,

 Как вышки ёлочки темнеют,

 А между тем клёнами синеют

 То там, то здесь, в листве сквозной,

 Просветы в небо, что оконца.

 Лес пахнет дубом и сосной,

 За лето высох он от солнца…

 Лес, точно терем расписной,

 Лиловый, золотой, багряный,

 Стоит над солнечной поляной,

 Заворожённый тишиной.

Второй конкурс «На лесной опушке»

Командам предлагается догадаться, о каком дереве идёт речь.

1- Осенью нет красивее дерева, чем это. Оно словно горит, поражая богатством оттенков багряного и зелёного, оранжевого и жёлтого. Листья с пятью- семью острыми выступами. Лесов из этого дерева не существует, но оно прекрасно себя чувствует в обществе берёз, дубов, осин. Из древесины этого дерева делают музыкальные инструменты и спортивный инвентарь, а из листьев — чёрную и желтую краску.

 Что это за дерево? (Клён)

2- «Перуново дерево» — так его называли в Древней Руси. Красота, мощь, сила, величественность всегда действовали на воображение людей. это дерево долгожитель, т. к. может жить более тысячи лет. Много пользы приносит оно человеку: транспорт, медицина, химия, строительство не могут обойтись. Из веток этого дерева получаются хорошие банные веники.

 Что это за дерево? (Дуб.)

3- Красавица — с этим никто не спорит. Дерево это неприхотливое, может расти на любой почве. Ему везде хорошо. Светел и радостен лес из этого дерева. Умельцы из его древесины вырезают всевозможные игрушки, ложки, посуду, плетут корзины и лукошки. а на коре этого дерева когда-то даже писали.

Что это за дерево? (Берёза.)

Ведущий. Проверим, как подготовили ответы наши команды.

Ученик

 У дедушки Дерева добрые руки,

 Большие зелёные, добрые руки…

Какая-то птица на плечи садится,

Какая-то птица в руках суетится.

 Жучище примчался и сел,

 Качался и всё восхищался,

 И всё восхищался.

 Стрекозы примчались

 И тоже качались.

 И все свиристели в пуховой постели

 Смеялись, качались, качались, свистели.

 Дедушка дерево пчёл подхватил

 И на ладони свои усадил.

 У дедушки дерева добрые руки,

 Большие, зелёные добрые руки.

 Наверно, их сто

 Или сто двадцать пять.

 Чтоб всех покачать,

 Чтоб всех покачать.

Ведущий. Лес полон сказок и чудес, одно из этих замечательных чудес, дарованных нам это грибы. Давайте посмотрим, хорошо ли вы умеете различать грибы. Выберите съедобные грибы.

 Мы продолжаем нашу игру, следующий конкурс.

Конкурс третий «Соберём лукошко»

Каждой команде из предложенных картинок нужно выбрать съедобные грибы.

Ведущий. Проверим, как команды справились с заданием.

-Как правильно собирать грибы?

-Следует ли уничтожать несъедобные грибы?

Физминутка

Давайте посмотрим, знаете ли вы деревья, которые растут в нашем крае, если это дерево не растёт, то вы хлопаете в ладоши.

 Яблоня. Груша. Малина. Мимоза.

 Ель. Саксаул. Облепиха. Берёза.

 Вишня. Черешня. Лимон. Апельсин.

 Липа. Клён. Баобаб. Мандарин.

Смотри-ка, молодцы, а сейчас буду называть быстро.

 Слива. Осина. Каштан.

 Кофе. Рябина. Платан.

 Дуб. Кипарис. Алыча.

 Тополь. Сосна. Каланча.

Конкурс четвёртый для капитанов команды «брей ринг»

Ведущий. Каждому капитану команды будет задано по три вопроса, они должны сразу дать ответы.

1-Срежь гриб и вскоре ты увидишь: ножка его на срезе потемнела. А у этого гриба нет, даже если его высушить. Может потому, и гриб получил своё название. (Белый гриб)

Приникли к земле красивые и вырезанные по краям листочки, а между ними на тонкой ножке — вкусная и ароматная ягода. Первая ягода лета (Земляника.)

В сухую погоду шляпки этих грибов ничем не примечательны, а в сырую блестят, будто смазанные маслом. (Маслята)

2-Красивый гриб и яркий. А есть его нельзя! (Мухомор)

Ягоду можно встретить в наших лесах, кисловата на вкус, но очень уж большие косточки в ней, растёт на земле. (Костянка.)

3-Живут эти грибы на деревьях или на пнях большими компаниями. Иногда с одного пня можно собрать целое лукошко. (Опята).

У этих грибов шляпки самого разного цвета, но название одно, когда-то их употребляли в сыром виде. (Сыроежки)

Резерв вопросов.

 Какие деревья и кустарники цветут ещё до распускания листьев? (Ольха, орешник, ива).

 Из какого дерева делают карандашные палочки? (Кедр.)

 Из древесины какого дерева делают самые лучшие скрипки? (Ель.)

 Из какого дерева делают спички? (Осина.)

 Плоды какого кустарника богаты витамином С? (Шиповник, смородина.)

 И зимой, и летом одним цветом. (Ель)

Конкурс пятый «Айболит»

Белка и лиса  взяли у тётушки совы рецепты с лекарственными травами, чтобы вылечить животных, но поднялся сильный ветер, и все рецепты разлетелись…

- Что ж, ребята поможем белке и лисичке вылечить животных!

-Назовите лекарственные растения, чтобы вылечить зверей.

1- У медведя простуда. Какие лекарственные травы применяют при простуде?(Шалфей, мать-и- мачеха, листья и ягоды малины).

2- Зайчик ободрал бок. Какие лекарственные травы применяют для лечения ран?(Крапива, подорожник, чистотел.)

3-У волка болит живот. Какие лекарственные травы применяют при боли в животе?(Корень колгана, зверобой)

Ученик

 Лес, как сказочное царство,

 Там кругом растут лекарства,

 В каждой травке, в каждой ветке —

 И микстура, и таблетки.

 Ну, а чем и как лечить

 Я могу вас научить.

 Все целебные растения

 Знаю я без исключения.

 Нужно только не лениться,

 Нужно только научиться

 Находить в лесу растения,

 Что пригодны для лечения!

Физминутка.

-А теперь я хочу поиграть с вами в игру «Птицы», но я буду называть не только птиц, и если вы услышите, что появились не только птицы, то потопайте слегка. Итак, слушайте внимательно!

Прилетели птицы:

 Голуби, синицы, аисты, вороны,

 галки, макароны…

 Прилетели птицы:

 голуби, синицы,

 мухи и стрижи…

 И ещё раз.

 Прилетели птицы:

 Голуби, синицы,

 чибисы, чижи,

 галки и стрижи,

 комары, кукушки,

 даже совы-сплюшки,

 лебеди и утки —

 И спасибо шутке!

Появляется  грустная берёзка.

Ведущий. Берёзка, ты сегодня очень грустная. Что случилось?

Берёзка :

-Ребята, посмотрите на эту поляну. Здесь побывали горе-туристы: костёр не затушили, мусор не убрали. Вот так поступают люди, не умеющие вести себя на природе. А вы знаете как правильно вести себя в лесу? Это мы проверим в следующем конкурсе.

Шестой конкурс « Ситуации».

1-На лесной полянке вы увидели красивые ярко цветущие растения. Как вы поступите? Почему?

2-Вы путешествовали по лесу и случайно на тропинке увидели выпавшего из гнезда птенчика. Как вы поступите? Почему?

3-После отдыха в лесу вы собираетесь домой. Как поступить с накопившимся мусором? Почему?

Игра:

 Пока команды готовят ответы, мы повторим правила поведения в лесу. Если вы согласны с правилами берёзки, то хлопаете в ладоши.

Ветки не ломайте, деревья не калечьте, ни травинку, ни лист зря не рвите.

В лесу можно поиграть, листьями бросаться.

Венки плести, большие букеты рвать, подумаешь, зелени много ещё вырастет.

Пучеглазую лягушку. ползучего ужа, неповоротливую жабу, противных гусениц можно прогнать, а лучше бы их совсем не было.

Звери всякие важны, звери всякие нужны: каждый из них делает в природе всё дело.

Берёзка. Молодцы, ребята, теперь вы знаете, как правильно вести себя в лесу и никогда не причините вред природе.

Ведущий. Вот, ребята, мы и посмотрели, как вы знаете наш лесной край, пока жюри подводит итоги, я хочу напомнить вам, что скоро наступит лето, каждый из вас побывает в лесном царстве, соблюдайте чистоту леса!

Белочка

 Лес зелёный охраняй,

 Никого не обижай,

 Не губи деревья ты,

 Сохрани в лесу цвету!

Лисичка

 Ты, дружок,

 Смотри не подкачай!

 Правдивым быть

 И добрым обещай!

 Не обижай ни птахи, ни сверчка,

 Не покупай для бабочки сачка!

 Люби цветы, леса,

 Простор полей —

 Всё, что зовётся Родиной твоей!

Песня о лесе.

Жюри подводит итоги.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок-конкурс по английскому языку во 2 классе "A magic trip to Fairy Land"

Данный  урок проводится в конце учебного года. Для создания положительной мотивации к изучению анг лийского языка и создании ситуации успеха .Урок сопровождается красочной презентацией. Ученики п...

Презентация к Уроку-конкурс по английскому языку во 2 классе "A magic trip to Fairy Land"

Данный  урок проводится в конце учебного года. Для создания положительной мотивации к изучению анг лийского языка и создании ситуации успеха .Урок сопровождается красочной презентацией. Ученики п...

Урок-конкурс. 4 класс Окружающий мир. Природные зоны России

Урок- конкурс. 4 класс. Предмет- окружающий мир, тема -Природныезоны России. Это урок обобщения по данной теме , проходит он ввиде конкурсов. Составлен на основе методического пособия "Поурочные разра...

Урок-конкурс. 4 класс Окружающий мир. Природные зоны России

Урок- конкурс. 4 класс. Предмет- окружающий мир, тема -Природныезоны России. Это урок обобщения по данной теме , проходит он ввиде конкурсов. Составлен на основе методического пособия "Поурочные разра...

Урок- конкурс.4 класс. Окружающий мир. Природные зоны России.

Урок- конкурс"Природные зоны России" 4 класс. УМК А.А. Плешакова. Это урок обобщения по теме "Природные зоны России" составлен на основе методического пособия "Поурочные разработки" Т.Н. Максимовой....

Урок- конкурс.4 класс. Окружающий мир. Природные зоны России.

Урок- конкурс"Природные зоны России" 4 класс. УМК А.А. Плешакова. Это урок обобщения по теме "Природные зоны России" составлен на основе методического пособия "Поурочные разработки" Т.Н. Максимовой....

Урок-конкурс. Интеллектуальная игра для 3-го класса (для детей и родителей) "Цветик-семицветик"

Тип: Обобщение изученного материала по всем предметам.Форма: Микрогрупповое соревнование.Цели:Обобщение знаний детей по предметам/Развитие интеллектуальных способностей учащихся.Воспитание у...