Окружающий мир
рабочая программа по окружающему миру (1 класс) по теме

Шишлова Лариса Владимировна

Рабочая программа по предмету "Окружающий мир" 1 класс "Школа 2100"

Программа составлена в соответствии с Примерной основной образовательной программой «Школа 2100»,авторской программы А.А.Вахрушева,, Д.Д.Данилова, А.С.Раутиана, С.В.Тырина «Окружающий мир»

Учебник «Окружающий мир», 1 класс (Я и мир вокруг). Учебник   в 2 частяхВахрушев А. А,., Бурский  О.В., Раутиан А.С

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное казённое учреждение средняя общеобразовательная школа села Нового

РАССМОТРЕНО

руководитель МО

учителей нач.классов

протокол№___от «__»_____________2012г.

СОГЛАСОВАНО

заместитель директора по УВР

   __________/Бухова М.П./

«___»____________2012 г.

УТВЕРЖДАЮ

директор МОКУ СОШ

с. Нового

  ___________/Луценко Л.Н./

«_____»_____________2012 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по предмету «Окружающий мир»

на 2012-2013 учебный год

Класс:   1

Учитель:  Шишлова Лариса Владимировна

Категория 1

Количество часов:

в неделю 2 часа

в год  66 часов

Программа составлена в соответствии с Примерной основной образовательной программой «Школа 2100», авторской программы А.А.Вахрушева,, Д.Д.Данилова, А.С.Раутиана, С.В.Тырина «Окружающий мир»

Учебник  «Окружающий мир», 1 класс ( Я и мир вокруг). Учебник   в 2 частях Вахрушев А. А,., Бурский  О.В., Раутиан А.С

        

2012

Пояснительная записка

Рабочая программа к курсу «Окружающий мир» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, примерной программы начального общего образования и авторской программы А.А.Вахрушева,, Д.Д.Данилова, А.С.Раутиана, С.В.Тырина «Окружающий мир» (Сборник программ «Образовательная система «Школа 2100»/ Под науч. ред. Д.И.Фельдштейна. Изд. 2-е, доп. -  М.: Баласс, 2009).

Учебно-методический комплект составляет следующие пособия

  • Вахрушев А. А, А.С.Раутиан.  Окружающий мир, 1 класс: Методические рекомендации   для учителя к учебнику «Я и мир вокруг»/ Под ред. А.А.Вахрушева.- Москва: Баласс , 2008. – 304 с. (Образовательная система «Школа 2100»)
  • Вахрушев А. А,., Бурский  О.В., Раутиан А.С. Окружающий мир, 1 класс ( Я и мир вокруг). Учебник   в 2 частях.- М.: Баласс, 2009. (Образовательная система «Школа 2100»)
  • Вахрушев А. А.Данилов Д.Д.М. Рабочая тетрадь к учебнику  «Окружающий мир» ( Я и мир вокруг) для 1 класса.- М : Баласс.2009(Образовательная система «Школа 2100»)
  • Вахрушев А. А.. Бурский  О.В., Родыгина О.А. Самостоятельные и итоговые работы к учебнику «Окружающий мир» ( Я и мир вокруг) для 1 класса.- М: Баласс.2009.- 32с.:ил.(Образовательная система «Школа 2100»)

       Программа рассчитана на 66 часов в год (2 часа  в неделю). Темы уроков сформулированы согласно  авторским методическим рекомендациям для учителя.

     Рабочая программа предполагает использование новых подходов в работе, направленных на формирование универсальных учебных действий в личностных, коммуникативных, познавательных, регулятивных сферах, обеспечивающих способность к организации самостоятельной учебной деятельности.

Общая характеристика учебного предмета

Предмет «Окружающий мир» - это основы естественных и социальных наук. Цель курса окружающего мира в начальной школе – осмысление личного опыта и приучение детей к рациональному постижению мира.

           Знакомство с целостной картиной мира и формирование оценочного, эмоционального отношения к миру — важнейшие линии развития личности ученика средствами курса окружающего мира. 

           Чтобы достичь целей для этого существует один выход. Средством воспитания и образования школьника начальных классов является знакомство с целостной элементарной научной картиной мира. Смысл сообщения картины мира -при минимуме сообщаемых знаний сделать человека сознательным участником жизни.

          Школьников знакомят с широкими представлениями о мире,  которые образуют систему, охватывающую весь окружающий мир . При этом подробно изучаемые важнейшие понятия («островки знаний» объясняют лишь небольшую часть окружающего мира, но формируема вокруг них зоны ближайшего развития позволяют ответить на большую часть возникающих у ребят вопросов.

Предмет «Окружающий мир» создаёт фундамент значительной части предметов основной школы: физики, химии, биологии, географии, обществознанию, истории. Это первый и единственный предмет в школе, рисующий широкую палитру природных и общественных явлений. В дальнейшем этот материал будет изучаться на различных предметах. Поэтому именно в рамках данного предмета удаётся решать проблемы, например, экологического образования и воспитания.

        Деятельностный подход — основной способ получения знаний. Включение целостной картины мира, сопровождающееся явным расширением содержания, требует существенных изменений в дидактике естествознания в начальной школе.

Задача курса познакомить ребят с картиной мира и научить их ею пользоваться для постижения мира и упорядочивания своего опыта. Поэтому процесс обучения должен сводиться к выработке навыка истолкования своего опыта. Это достигается тем, что ребята в процессе обучения учатся использовать полученные знания во время выполнения конкретных заданий. Решение проблемных творческих задач - главный способ осмысления мира.

Используется традиционный для учебников «Школы 2100» принцип минимакса. Согласно этому принципу учебники содержат избыточные знания, которые ребята могут усвоить и избыточные задания, которые ученики могут выполнить. В то же время важнейшие понятия и связи, входящие в минимум содержания (стандарт) и составляющие сравнительно небольшую часть курса должны усвоить все ученики. Таким образом, учебники существенно различаются по объему того материала, которые ученики могут и должны усвоить.

      Таким образом, в целом у учеников должно развиваться умение понимать и познавать окружающий мир, т.е. осмысленно применять полученные знания для решения учебно-познавательных и жизненных задач.

 

     Большинство тем рассчитано на 1-2 часа, поэтому уроки окружающего мира, как правило, относятся к типу комбинированного урока изучения нового, включающего как этап изучения нового материала, так и этап закрепления.

       

Содержание тем учебного курса по окружающему миру (66 часов)

Тема «Как мы понимаем друг друга» - 9 часов.

В результате изучения темы обучающийся должен знать / понимать:

-связь жеста и слова;

-названия пальцев;

-роль слова как символа предметов;

-слова обозначают не только предметы, но и их признаки;

-правила разумного поведения;

-понятия «верх», «низ», «вперед», «назад», лево», «право»;

уметь:

-пользоваться указкой при показе предметов в школе;

-показывать и называть окружающие предметы, их признаки, действия;

-обмениваться знаниями со своими друзьями;

-использовать свой жизненный опыт в разных жизненных ситуациях;

-различать предметы, расположенные спереди и сзади от себя и от другого ученика;

-называть предметы, расположенные спереди, сзади, слева, справа, вверху и внизу от самого себя и другого человека;

-различать правую и левую руки.

Рука и указательный палец - самый простой способ общения.(2)

Речь - основной способ общения людей. (2)

Ценный совет. (1)

Зачем нужен жизненный опыт? (1)

Учимся определять положение предметов и направления движения (2)

Учимся определять направления «вверх» и «вниз» (1)

Учимся пользоваться словами «раньше» и «позже» (1)

Тема «как мы узнаем, что перед нами» - 4 часа.

В результате изучения темы обучающийся должен знать / понимать:

-признаки предметов;

уметь:

-по набору признаков определять название предмета;

-называть признаки предметов;

-по свойству, действию и части предмета определять название предмета.

Предметы и их признаки (2)

Сочетания предметов (2)

Тема «Времена года» - 3 часа.

В результате изучения темы обучающийся должен знать / понимать:

-осенние месяцы;

-признаки осени;

-осенние явления природы;

-как живая природа готовится к зиме;

уметь:

-вести дневник наблюдений за живой и неживой природой осенью;

-по признакам живой и неживой природы определять время года,

-оценивать правильность поведения в природе.

Осень - природа готовится к зиме. (1)

Как мы узнаем, что наступила осень?

Экскурсия в парк «Осенняя природа».— 1час

Тема «Как ты узнаешь мир» - 4 часа.

В результате изучения темы обучающийся должен знать / понимать:

-что человек узнает мир с помощью органов чувств, памяти, ума, родителей, учителей и книг;

-основные органы чувств и их роль в жизни человека;

-что книги сохраняют и передают знания и опыт всего человечества;

уметь:

-соотносить органы чувств и их работу в организме человека;

-с помощью разных органов чувств различать предметы;

-пользоваться книгой для ответа на возникающие вопросы.

Твои помощники - органы чувств (2)

Наши помощники - ум и память (2)

Родители, учителя и книги (2)

Тема «Твоя семья и твои друзья» - 7 часов.

В результате изучения темы обучающийся должен знать / понимать:

-значение семьи в жизни человека;

-режим дня;

-роли, которые выполняют члены семьи;

-правила общения;

уметь:

-с помощью заданий в учебнике уметь анализировать взаимоотношения в семье;

-выбирать поручение в семье по своим силам;

-составить рассказ о своей семье с помощью родителей;

-вежливо общаться со сверстниками и взрослыми.

Ты и твоя семья (2)

Один дома (2)

Ты и твои друзья (1)

Как нужно общаться (2)

Тема «Времена года» - 6 часов.

В результате изучения темы обучающийся должен знать / понимать:

-зимние месяцы;

-особенности погоды зимой;

-особенности живой и неживой зимней природы;

-свойства воды в различных агрегатных состояниях;

уметь:

-вести дневник наблюдений за живой и неживой природой зимой;

-наблюдать за превращением веществ (таяние и испарение снега и льда);

-оказывать помощь птицам зимой;

-различать признаки зимы и их называть;

-правильно выбирать одежду для зимней прогулки.

Зима - покой природы (1)

Как мы узнаем, что наступила зима (1)

Экскурсия в парк «Зимняя природа» (1)

Тема «Что нас окружает» - 10 часов.

В результате изучения темы обучающийся должен знать / понимать:

  • название нашей планеты; родной страны и ее столицы; региона, где живут учащиеся; родного города (села);

-некоторые виды дорожных знаков; виды улиц;

-основные правила поведения в окружающей среде (на дорогах, водоемах, в школе);

  • отличительные особенности города, села, деревни, леса;

-примеры основных профессий людей и взаимопомощь людей разных профессий;

-основные структуры города, села;

-примеры продуктов животноводства, растениеводства;

-что такое природные богатства;

-признаки твердых , жидких и газообразных состояниях вещества.

уметь:

-различать жилые дома и специализированные учреждения, виды машин, по их назначению;

-правильно вести себя на проезжей части;

-различать разные профессии ;

-различать полевые культурные растения, овощи , фрукты;

-различать морской, воздушный, автомобильный транспорт;

-бережно относится к природным богатствам;

-отличать твердые тела от жидкости и газа.

Мой дом, моя улица (2)

Учимся быть пешеходами (1)

Учимся быть самостоятельными в городе (1)

Хозяйство человека (3)

Богатства природы (2)

Твердые тела, жидкости и газы (1)

Экскурсия «Безопасная дорога в школу» (1)

Тема «Времена года» - 4 часа.

В результате изучения темы обучающийся должен знать / понимать:

-весенние месяцы;

-особенности погоды весной;

-особенности живой и неживой весенней природы;

-определять последовательность событий в природе и их связи;

уметь:

-вести дневник наблюдений за живой и неживой природой весной;

-вместе с родителями делать домик для птиц;

-выбирать одежду для весенней прогулки.

Весна - природа пробуждается (1)

Как мы узнаем, что наступила весна (1)

Экскурсия в парк «Весенняя природа» (1)

Тема «Живые обитатели планеты» - 9 часов.

В результате изучения темы обучающийся должен знать / понимать:

-отличия живых организмов от неживых предметов;

-свойства живых организмов;

-сходство и отличия растений и животных;

-что все в природе взаимосвязано;

-названия 5-10 названий растений и животных;

-отличия человека от животного;

-что такое экология;

-правила поведения в природе;

уметь:

-характеризовать отличительные особенности разумного существа - человека;

-называть основные группы домашних животных и растений;

-различать растения и животных;

-перечислять сходство и различие растений и животных;

-перечислять свойства живых организмов (питание, дыхание, рост, размножение) и их отличия от неживых предметов.

Живые организмы и неживые предметы (2)

Растения и животные (2)

Связь живого и неживого (1)

Многообразие живых организмов (2)

Домашние животные и растения - наши друзья (2)

Культурные растения — (1)

Человек - разумное существо (2)

Природа и мы (2)

Тема «Времена года» - 2 час.

знать / понимать:

-знать названия летних месяцев;

- особенности живой и неживой природы летом;

уметь:

-оценивать правильность поведения в природе.

Тема «Отчего и почему» - 4 часа.

В результате изучения темы обучающийся должен знать / понимать:

-что такое причина и следствие; уметь:

-уметь находить причины явлений и следствия;

Отчего и почему. Дневник наблюдений (1)

Повторение — 4 часа

Что нас окружает. Живые природные богатства —1ч

Природа и мы — 1 час

Времена года — 1 час

Экскурсия в природу — 1 час

Учебно-тематическое планирование

Номера по порядку

Наименования раздела,  темы.

Всего часов

из них

(количество часов)

Теоретических

Практических (контрольные, самостоятельные, лабораторные работы и т.д.)

Как мы понимаем друг друга

9

9

1.

Как мы будем учиться

1

1

2

Я- школьник.

1

1

3

Путешествуем, не выходя из класса.

1

1

4

Ценный совет

Зачем нужен жизненный опыт

2

2

5

Где и куда

2

2

6

Учимся определять направления вверх и низ

1

1

7

Раньше и позже

1

1

Как мы узнаем, что перед нами

4

3

1

1

Предметы и их признаки.

2

2

2

Сочетания предметов Пр.раб.№1 Составление предмета из его частей

2

1

1

Времена года

3

2

1

1

Осень – природа готовится к зиме

2

2

2

Экскурсия  №1 в природу. День в природе

1

1

Как ты узнаешь мир

4

2

2

1

Наши помощники – органы чувств

Самостоятельная работа №1

Пр.раб№2.Составление фигуры из кубиков с закрытыми глазами.

1

1

2

Наши помощники - память и  ум .

Пр.раб.№3 Опыт с карандашом в стакане

1

1

3

Родители, учителя и книги

2

2

Твоя семья и друзья

7

5

2

1

Ты и твоя семья

Пр.раб № 4 Составление режима дня.

2

1

1

2

Учимся быть самостоятельными

Пр.раб № 5 Создание семейного альбома

1

1

3

Правила безопасной жизнедеятельности

1

1

4

Ты и твои друзья

2

2

5

Повторение. Самостоятельная  работа№2

1

1

Времена года

6

3

3

1

Зима - покой природы

Пр.раб.№ 6 Опыт  со льдом и снегом

1

1

2

Зима - покой природы

1

1

3

Экскурсия №2 «Зимняя природа»

1

1

4

Повторение Самостоятельная  работа№3

1

1

5

Итоговая работа № 1

1

1

6

Учимся решать жизненные задачи

1

1

Что нас окружает

10

7

3

1

Город, в котором мы живем

2

2

2

Учимся быть пешеходами  

 Пр.раб№ 7 выполнение рисунка дорожного знака.

1

1

3

Экскурсия №3

 «Безопасная дорога в школу»

1

1

4

Хозяйство человека

2

2

5

Повторение и самостоятельная работа №4

1

1

6

Богатство природы

1

1

7

Твердые тела, жидкости и газы

Пр.раб №8 вода в разных состояниях

1

1

8

Твердые тела, жидкости и газы

1

1

Времена года

4

2

2

1

Весна: пробуждение природы

2

2

2

Экскурсия №4 «Весенняя природа»

1

1

3

Самостоятельная работа №5

1

1

Живые обитатели планеты

9

6

3

1

Живое и неживое

1

1

2

Растения и животные

Самостоятельная работа №6

1

1

3

Равновесие в природе

Пр.раб № 9 Наблюдение за растениями в темном месте

1

1

4

Домашние любимцы и комнатные растения

Пр.раб №10. Научное исследование о домашнем животном

1

1

5

Наши помощники - домашние животные и культурные растения

1

1

6

Итоговая работа № 2

1

1

7

Человек - разумное существо

1

1

8

Природа и мы

Пр.раб.№11. Составление памятки о правилах поведения в природе

1

1

9

Самостоятельная работа №7

1

1

Времена года

10

6

4

1

Лето - природа цветет и плодоносит

1

1

2

Комплексная контрольная работа

1

1

3

Отчего и почему. Повторение  и самостоятельная работа №8

1

1

4

Экскурсия №5 в природу

1

1

5

Стандартизированная  контрольная  работа № 3 за год

1

1

6

Учимся решать жизненные задачи

1

1

7

Повторение «Живые обитатели планеты»

Самостоятельная работа №9

2

1

1

8

Повторение «Что нас окружает»

2

2

Всего за год

66

45

21

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета

Личностными результатами изучения курса «Окружающий мир» в 1-м классе является формирование следующих умений:

  • Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: в предложенных ситуациях  отмечать конкретные поступки, которые можно  оценить как хорошие или плохие.
  • Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные поступки можно оценить как хорошие или плохие.
  • Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей).
  • В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения,  делать выбор, какой поступок совершить.

Средством достижения этих результатов служит учебный материал и задания учебника, обеспечивающие 2-ю линию развития – умение определять своё отношение к миру.

Метапредметными результатами изучения курса «Окружающий мир» в 1-м классе является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

  • Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя.
  • Проговаривать последовательность действий на уроке.
  • Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника.
  • Учиться работать по предложенному учителем плану.

Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала.

  • Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.
  • Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса  на уроке.

Средством формирования этих действий служит технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).

Познавательные УУД:

  • Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от  уже известного с помощью учителя.
  • Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться  в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре).
  • Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
  • Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате  совместной  работы всего класса.
  • Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать предметы и их образы.
  • Преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие  тексты, называть их тему.

Средством формирования этих действий служит учебный материал и задания учебника, обеспечивающие 1-ю линию развития – умение объяснять мир.

Коммуникативные УУД:

  • Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне предложения или небольшого текста).
  • Слушать и понимать речь других.
  • Выразительно читать и пересказывать текст.

Средсвом формирования этих действий служит технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог).

  • Совместно договариваться о  правилах общения и поведения в школе и следовать им.
  • Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

Средством формирования этих действий служит работа в малых группах (в методических рекомендациях дан такой вариант проведения уроков).

Предметными результатами изучения курса «Окружающий мир» в 1-м классе является сформированность следующих умений.

1-я линия развития – уметь объяснять мир:

  • называть окружающие предметы и их взаимосвязи;
  • объяснять, как люди помогают друг другу жить;
  • называть живые и неживые природные богатства и их роль в жизни человека;
  • называть основные особенности каждого времени года.

2-я линия развития  – уметь определять своё отношение к миру:

  • оценивать правильность поведения людей в природе;
  • оценивать правильность поведения в быту  (правила общения, правила ОБЖ, уличного движения).

Планируемые результаты:

Обучающиеся научатся

  • называть окружающие предметы и их взаимосвязи;
  • объяснять, как люди помогают друг другу жить;
  • называть живые и неживые природные богатства и их роль в жизни человека;
  • называть основные особенности каждого времени года.
  • оценивать правильность поведения людей в природе;
  • оценивать правильность поведения в быту  (правила общения, правила ОБЖ, уличного движения).

Обучающиеся получат  возможность научиться:

• ориентироваться в важнейших для страны и личности событиях и фактах прошлого и настоящего; оценивать их возможное влияние на будущее, приобретая тем самым чувство исторической перспективы;

• наблюдать и описывать проявления богатства внутреннего мира человека в его созидательной деятельности на благо семьи, в интересах школы, профессионального сообщества, страны;

• проявлять уважение и готовность выполнять совместно установленные договоренности и правила, в том числе правила общения со взрослыми и сверстниками в официальной обстановке школы. пользоваться простыми навыками самоконтроля и саморегуляции своего самочувствия для сохранения здоровья, осознанно выполнять режим дня, правила рационального питания и личной гигиены;

  • осознавать свою неразрывную связь с разнообразными окружающими социальными группами.

                            Характеристика деятельности учащихся.

  • Познакомиться с учителем и одноклассниками  
  • Учиться находить класс, своё место в классе и т.п. во время экскурсии по школе  
  • Познакомиться и обсудить правила поведения в школе, особенности взаимоотношений со взрослыми, сверстниками  
  • Моделировать  и оценивать различные ситуации поведения в школе и других общественных местах   Различать формы поведения, которые допустимы или не допустимы в школе и других общественных местах  
  • Практическая работа: составить режим дня  
  • Моделировать  и оценивать различные ситуации использования слов, показывающих направление   
  • Работать в группах и самостоятельно с источниками информации об окружающем мире
  • Называть окружающие предметы и их признаки
  • Различать предметы и выделять их признаки
  • Различать времена года по признакам
  • Характеризовать времена года
  • Устанавливать связи особенностей жизнедеятельности растений и животных и времени года
  • Проводить групповые и самостоятельные наблюдения на экскурсии «Времена года»
  • Сопоставлять  признаки предметов и органов чувств, с помощью которых они узнаются
  • Объяснять, как  с помощью органов чувств, памяти и ума мы различаем предметы и их признаки
  • Объяснять, какую роль играют родителя, учителя и книги в становлении и обучении человека
  • Подготовить рассказ о семье, домашнем хозяйстве, профессиях членов семьи на основе бесед школьников с родителями
  • Практическая работа: составление перечня обязанностей школьника в семье и обсуждение его с одноклассниками
  • Приводить примеры заботы школьников о младших членах семьи, престарелых и больных
  • Выбирать оптимальные формы поведения во взаимоотношениях с одноклассниками, друзьями
  • Моделировать  и оценивать различные ситуации поведения с друзьями
  • Различать формы поведения, которые допустимы или не допустимы в дружбе
  • Моделировать ситуации общения с людьми разного возраста
  • Оценивать  реальные и игровые ситуации общения Объяснять основные правила обращения с газом, электричеством, водой
  • Практическая работа по освоению правил  поведения в доме
  • Моделировать ситуации, в которых необходимо знать правила пользования телефоном Записывать телефоны экстренной помощи
  • Различать времена года по признакам
  • Устанавливать связи особенностей жизнедеятельности растений и животных и времени года
  • Проводить групповые и самостоятельные наблюдения на экскурсии «Времена года»
  • Применение полученных знаний и умений на уроках и в жизни
  • Подготовить рассказ о занятиях людей в родном городе (селе) на основе бесед школьников с родителями, со старшими родственниками, местными жителями
  • Объяснять роль людей различных профессий в нашей жизни
  • Подготовить небольшие сообщения о достопримечательностях родного города (села) на основе дополнительной информации
  • Подбирать к своему сообщению иллюстрации, видеокадры
  • Выполнять правила уличного движения в ходе учебных игр
  • Проиграть  учебные ситуации по соблюдению правил уличного движения
  • Познакомиться с соблюдением безопасности в дороге домой во время экскурсии
  • Характеризовать разные виды транспорта
  • Демонстрировать  в учебной игре правила пользования разными видами транспорта. Моделировать ситуации вызова экстренной помощи по телефону
  • Характеризовать роль разделения труда между людьми как основу их жизни
  • Приводить примеры действий людей разных профессий в создании окружающих нас вещей
  • Приводить примеры использования человеком богатств природы
  • Анализировать примеры использования человеком богатств природы
  • Сравнивать и различать природные объекты и изделия (искусственные предметы). Характеризовать их свойства
  • Сравнивать и различать твёрдые тела, жидкости и газы на примере воды и её состояний
  • Различать времена года по признакам
  • Устанавливать связи особенностей жизнедеятельности растений и животных и времени года
  • Проводить групповые и самостоятельные наблюдения на экскурсии «Времена года»
  • Применение полученных знаний и умений на уроках и в жизни
  • Сравнивать и различать объекты живой или неживой природы
  • Группировать (классифицировать) объекты живой или неживой природы по отличительным признакам
  • Различать растения и животных, используя информацию, полученную в ходе наблюдений, чтения, работы с иллюстрациями
  • Сравнивать и различать разные группы живых организмов по признакам
  • Группировать по названиям известные дикорастущие и культурные растения, дикие и домашние животные (на примере своей местности)
  • Группировать (классифицировать) объекты природы по признакам: домашние–дикие животные; культурные -дикорастущие растения
  • Характеризовать особенности дикорастущих и культурных растений, диких и домашних животных (на примере своей местности)
  • Приводить примеры съедобных и ядовитых грибов (на примере своей местности
  • Приводить примеры особенностей человека как разумного существа
  • Объяснять роль человека как разумного существа в окружающем мире
  • Обсуждать в группах и объяснять правила поведения в различных ситуациях (в парке, в лесу, на реке и озере)
  • Оценивать конкретные примеры поведения в природе
  • Проводить диспут и анализ жизненных ситуаций и выбирать допустимые формы поведения, которые не вредят природе, в парке, в лесу, на реке и озере
  • Оценивать конкретные примеры поведения в природе

                                                     

Проверочные работы по окружающему миру.

1 четверть

2 четверть

3 четверть

4 четверть

Год

Экскурсии

1

1

2

1

5

Практическая работа

3

3

3

2

11

Самостоятельная работа

1

2

3

3

9

Итоговая работа

-

1

-

2

3

 

                   

             Раздел.

Тема.

Вид контроля

Формы контроля

Приложение

I

Как ты узнаёшь мир.

Текущий, тематический

Итоговая работа№1

Самостоятельные и проверочные работы.

Стр. 15-18

ееее работы. Стр. 7-8.

Твои помощники-органы чувств.

Самостоятельная  работа № 1.

Самостоятельные и проверочные работы.

Стр. 3-4

Времена года.

Осень-природа готовится к зиме.

Зима-покой природы.

Самостоятельная  работа №3.

Самостоятельные и проверочные работы.

Стр. 7-8

II

Что нас окружает.

Текущий, тематический

Самостоятельная  работа№4

Самостоятельные и проверочные работы.

 Стр.9-10

Мой дом, моя улица.

Самостоятельная  работа №  2.

Самостоятельные и проверочные работы.

Стр. 5-6

Богатство природы.

Самостоятельная  работа №  5

Самостоятельные и проверочные работы.

 Стр.23-24

Люди разных профессий.

Итоговая работа№2

Самостоятельные и проверочные работы.

 Стр. 13-14,   19-20

ееее работы. Стр. 7-8.

III

Живые обитатели планеты.

Текущий, тематический

Самостоятельная  работа №7

Самостоятельные и проверочные работы.

Стр. 27-28

Растения и животные.

Самостоятельная  работа №8.

Самостоятельные и проверочные работы.

Стр. 29-30

Времена года.

Самостоятельная  работа №6.

Самостоятельные и проверочные работы.

Стр25-26

Зима. Весна. Лето. Осень.

Самостоятельная  работа №9

Самостоятельные и проверочные работы.

 Стр.31-32

Итоговая работа     № 3за год

Самостоятельные и проверочные работы.

Стр. 11-12;   21-22

ееее работы. Стр. 7-8.

Виды и формы контроля.

  1. Текущий.
  •  Устный опрос
  • Мини тест
  • Самостоятельная работа
  • Итоговая работа
  1. Итоговый
  • Комплексная контрольная  работа
  •  Стандартизированная контрольная работа.

Контроль за усвоением знаний

       Оценка усвоения знаний и умений в предлагаемом учебно-методическом курсе осуществляется в процессе  повторения и  обобщения, выполнения текущих самостоятельных работ на этапе актуализации знаний и на этапе повторения, закрепления  и обобщения изученного практически на каждом уроке, проведения этапа контроля на основе специальных тетрадей, содержащих текущие и итоговые контрольные работы.  

       Особенно следует отметить такой эффективный элемент контроля, связанный с использованием проблемно-диалогической технологии, как самостоятельная оценка и актуализация знаний перед началом изучения нового материала. В этом случае детям предлагается самим сформулировать необходимые для решения возникшей проблемы знания и умения и, как следствие, самим выбрать или даже придумать задания для повторения, закрепления и обобщения изученного ранее. Такая работа является одним из наиболее эффективных приёмов диагностики реальной сформированности  предметных и познавательных  умений у учащихся и позволяет педагогу выстроить свою деятельность с точки зрения дифференциации работы с ними.

       Важную роль в проведении контроля с точки зрения выстраивания дифференцированного подхода к учащимся имеют тетради для самостоятельных и контрольных работ (1 кл.)   Они включают, в соответствии с принципом минимакса, не только обязательный минимум (необходимые требования), который должны усвоить все ученики, но и максимум, который они могут усвоить. При этом задания разного уровня сложности выделены в группы: задания необходимого, программного и максимального уровней, при  этом ученики должны выполнить задания необходимого уровня и могут выбирать задания других уровней как дополнительные и необязательные; акцент работ сделан на обязательном минимуме и самых важнейших положениях максимума (минимакс).

           Положительные   отметки ( в виде смайликов или с использованием цвета) за задания текущих и итоговых контрольных работ являются своеобразным зачётом по изучаемым  темам. При этом срок получения зачёта не должен быть жёстко ограничен (например, ученики должны сдать все текущие темы до конца четверти). Это учит школьников планированию своих действий. Но видеть результаты своей работы школьники должны постоянно, эту роль могут играть:

- таблица требований по предмету в «Дневнике школьника». В ней ученик (с помощью учителя) выставляет свои отметки за разные задания, демонстрирующие развитие соответствующих умений;

- портфель достижений школьника – папка, в которую помещаются оригиналы или копии (бумажные, цифровые) выполненных учеником заданий, работ, содержащих   оценку (словесную характеристику его успехов и советов по улучшению, устранению возможных недостатков).

          Накопление этих   оценок показывает результаты продвижения в усвоении новых знаний и умений каждым учеником, развитие его умений действовать.

Контроль УУД

         Контроль универсальных учебных действий осуществляется через диагностические работы, позволяющие выявить, насколько  успешно идёт личностное развитие каждого ребёнка.  Диагностические материалы  опубликованы  в пособии  Бунеева Е.В., Вахрушев А.А., Козлова С.А., Чиндилова О.В. Диагностика метапредметных и личностных результатов начального образования. Проверочные работы.1 класс.-М.:Баласс, 2010.-80с. (Образовательная система «Школа 2100»)

     Данная диагностика разработана для учащихся 1-х классов, включает в себя две итоговые проверочные работы, каждая представлена в четырёх вариантах.

     Первая работа включает 11 заданий на выявление метапредметных  (регулятивные и познавательные УУД) и личностных результатов.

      Вторая работа носит  интегрированный характер: она даёт возможность проверить все три группы результатов ( предметные, метапредметные и личностные). Работа строится на основе чтения текста, что позволяет проверить также сформированность коммуникативных УУД, и включает 15 заданий, кроме четвёртого, более лёгкого, варианта.

     Варианты обеих работ одинаковы по трудности, но не идентичны по содержанию, что даёт возможность при неоднократном выполнении работ проверить сформированность разных конкретных УУД.

   

Предметная методика

- Технология проблемного диалога (структура параграфов)

- Технология оценивания (правило самооценивания)

- Технология продуктивного чтения (задания по работе с текстом)

- Задания по групповой работе

 

Учебно-методическая литература для учителя

Автор, год издания

Название пособий

Вид пособия

1

  Вахрушев А. А, А.С.Раутиан.  

- Москва: Баласс, 2008.

Методические рекомендации   для учителя к учебнику

   «Я и мир вокруг».

Пособие для учителя

2

Вахрушев А. А, Я и мир вокруг: учебник для 1 класса 2 ч.- М.: Баласс, 2008.

Учебник «Я и мир вокруг»

Учебник  для 1 класса

3

Вахрушев А. А.Данилов Д.Д.М.:Баласс.2009

Рабочая тетрадь к учебнику  «Окружающий мир»

Рабочая тетрадь по окружающему миру

4

Вахрушев А. А..М.:Баласс.2009

Самостоятельные и итоговые работы к учебнику «Окружающий мир»

Пособие

5.

Образовательная система «Школа 2100». Сборник программ. Дошкольное образование. начальная школа/Под науч. ред. Д.И.Фильдштейна. изд. 2-е, доп. – М.: Баласс, 2009. – 400 с.

Сборник программ

6.

Образовательная система «Школа 2100». Сборник программ. Дошкольное образование. Начальная школа/Под науч. ред. Д.И.Фильдштейна. изд. 2-е, доп. – М.: Баласс, 2009. – 400 с.

Сборник программ

7.

Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе [Текст]: система заданий. В 2-х ч. Ч.1. / М.Ю. Демидова  [ и др.]; под ред. Г.С. Ковалевой, О.Б. Логиновой. - 2 – е изд. – М.: Просвещение, 2010. – 215 с. – (Стандарты второго поколения)

Пособие для учителя

8.

Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе [Текст]: от действия к мысли : пособие для учителя / А.Г. Асмолов [ и др.]; под ред. А.Г. Асмолова. -2 –е изд. – М.: Просвещение, 2010. – 152 с. – (Стандарты второго поколения)

Пособие для учителя

9.

Бунеева Е.В., Вахрушев А.А., Козлова С.А., Чиндилова О.В. Диагностика метапредметных и личностных результатов начального образования. Проверочные работы.1 класс.-М.:Баласс, 2010.-80с. (Образовательная система «Школа 2100»)

Пособие для учителя

Учебная литература для учащихся

Автор, год издания

Название пособий

Вид пособия

1

Вахрушев А. А, Я и мир вокруг: учебник для 1 класса 2 ч.- М.: Баласс, 2008.

Учебник «Я и мир вокруг»

Учебник  для 1 класса

2

Вахрушев А. А.Данилов Д.Д.М.:Баласс.2009

Рабочая тетрадь к учебнику  «Окружающий мир»

Рабочая тетрадь по окружающему миру

3.

Вахрушев А. А..М.:Баласс.2009

Самостоятельные и итоговые работы к учебнику «Окружающий мир»

Пособие


Муниципальное общеобразовательное казённое учреждение средняя общеобразовательная школа села Нового

РАССМОТРЕНО

руководитель МО

учителей нач.классов

протокол№___от «__»_____________2012г.

СОГЛАСОВАНО

заместитель директора по УВР

   __________/Бухова М.П./

«___»____________2012 г.

УТВЕРЖДАЮ

директор МОКУ СОШ

с. Нового

  ___________/Луценко Л.Н./

«_____»_____________2012 г.

Календарно-тематическое планирование

              Предмет          окружающий мир

              Класс                      1

              Учитель           Шишлова Лариса Владимировна

              Количество часов  всего    66,    в неделю    2.


№ урока

Тема урока

Кол-во часов

Элементы содержания

Требования к уровню подготовки учащихся

Вид контроля

УУД

Дата

«Как мы понимаем друг друга» (9 ч)

1

Как мы будем учиться

1

Знакомство с учителем и одноклассниками

Уметь находить класс, своё место в классе. Познакомиться и обсудить правила поведения в школе, особенности взаимоотношений со взрослыми, сверстниками

Текущий, фронтальный устный опрос

Работать с информацией: находить, обобщать и представлять данные. Исследовать предметы окружающего мира: сопоставлять и сравнивать по общим и отличительным признакам. Моделировать различные ситуации поведения в школе и других общественных местах

2

Я - школьник

1

Учебные принадлежности. Режим дня

Уметь различать формы поведения, которые допустимы или недопустимы в школе и других общественных местах. Уметь составлять распорядок дня

Текущий, фронтальный устный опрос

Работать в группах и самостоятельно с источниками информации об окружающем мире. Различать формы поведения, которые допустимы или не допустимы в школе и других общественных местах. Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя

3

Путешествуем, не выходя из класса

1

Школа, школьники. Правила поведения в школе

Уметь находить свой класс, библиотеку, столовую. Уметь различать формы поведения, которые допустимы или недопустимы в школе

Текущий, фронтальный устный опрос

Моделировать разнообразные ситуации поведения в школе и других общественных местах. Исследовать предметы окружающего мира: сопоставлять и сравнивать по общим и отличительным признакам

4

Ценный совет

1

Школа, школьники. Правила поведения в школе

Уметь пользоваться правилами поведения в школе. Познакомиться с особенностями взаимоотношений со взрослыми и сверстниками

Текущий, фронтальный устный опрос

Работать с информацией: находить, обобщать и представлять данные. Моделировать разнообразные ситуации поведения в школе и других общественных местах. Учиться оценивать свои рассуждения, устные ответы

5

Зачем нужен жизненный опыт

1

Жизненный опыт. Учитель, взрослые, одноклассники

Уметь различать формы поведения, которые допустимы или недопустимы в школе. Уметь общаться со взрослыми в школе и других общественных местах

Текущий, фронтальный устный опрос

Работать с информацией: находить, обобщать и представлять данные. Исследовать предметы окружающего мира: сопоставлять и сравнивать по

общим и отличительным признакам. Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя

6

Где и куда

1

Слова, показывающие направление

Уметь моделировать и оценивать различные ситуации использования слов, показывающих направление. Уметь различать формы поведения, которые допустимы или недопустимы в школе

Текущий, фронтальный устный опрос

Моделировать и оценивать различные ситуации поведения в школе. Описывать расположение предметов в пространстве.

Работать с информацией: находить, обобщать и представлять данные

7

Где и куда

1

Слова, показывающие направление

Уметь моделировать и оценивать различные ситуации использования слов, показывающих направление. Уметь работать в группах и самостоятельно с источниками информации об окружающем мире

Текущий, фронтальный устный опрос

Описывать расположение предметов в пространстве.

Оценивать совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий, вносить соответствующие коррективы

8

Учимся определять верх и низ

1

Слова, показывающие направление

Уметь моделировать и оценивать различные ситуации использования слов, показывающих направление. Работать в группах и самостоятельно с источниками информации об окружающем мире

Текущий, фронтальный устный опрос

Описывать расположение предметов в пространстве.

Моделировать и оценивать различные ситуации использования слов, показывающих направление. Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика)

9

Раньше и позже

1

Слова, определяющие время действия. Режим дня

Уметь составлять режим дня.

Уметь моделировать и оценивать различные ситуации использования слов, определяющих время действия

Текущий, фронтальный устный опрос

Описывать явления и события с использованием слов, определяющих время.

Исследовать предметы окружающего мира: сопоставлять и сравнивать по общим и отличительным признакам

«Как мы узнаем, что перед нами» (4 ч)

10

Предметы и их признаки

1

Предметы. Называть и выделять признаки предметов

Уметь называть окружающие предметы и их признаки. Уметь узнавать предметы по их признакам

Текущий, фронтальный устный опрос

Исследовать предметы окружающего мира: сопоставлять и сравнивать по общим и отличительным признакам. Работать с информацией: находить, обобщать и представлять данные. Различать предметы и выделять их признаки

11

Предметы и их признаки

1

Предметы, признаки предметов

Уметь различать предметы и выделять их признаки

Текущий, фронтальный устный опрос

Исследовать предметы окружающего мира, сопоставлять их и сравнивать по общим и отличительным признакам. Учиться оценивать свои рассуждения, устные ответы

12

Сочетания предметов

Пр.раб.№1 Составление предмета из его частей

1

Предметы. Признаки предметов. Сочетания предметов

Уметь называть окружающие нас предметы и их признаки. Уметь различать предметы, группировать их по отличительным признакам

Текущий, фронтальный устный опрос

Исследовать предметы окружающего мира, сопоставлять их и сравнивать по общим и отличительным признакам. Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя

13

Сочетания предметов

1

Предметы. Признаки предметов. Сочетания предметов

Уметь различать предметы и выделять их признаки. Уметь группировать предметы по отличительным признакам

Текущий, фронтальный устный опрос

Описывать свойства окружающих предметов. Сравнивать предметы по их признакам. Исследовать предметы окружающего мира

«Времена года» (3ч)

14

Осень - природа готовится к зиме

1

Признаки и приметы осени. Загадки об осени. Жизнь животных и растений осенью

Уметь различать времена года по признакам. Уметь проводить групповые и самостоятельные наблюдения на экскурсии

Текущий, фронтальный устный опрос

Описывать свойства живой и неживой природы в осеннее время. Проводить групповые и самостоятельные наблюдения на экскурсии «Времена года». Оценивать совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий, вносить соответствующие коррективы

15

Осень - природа готовится к зиме

1

Изменения в природе осенью

Уметь устанавливать связи особенностей жизнедеятельности растений и животных и времени года

Текущий, фронтальный устный опрос

Работать с информацией: находить, обобщать и представлять данные. Исследовать предметы окружающего мира: сопоставлять и сравнивать по общим и отличительным признакам

16

Осень - природа готовится к зиме

Экскурсия  №1 в природу. День в природе

1

Признаки и приметы осени. Загадки об осени. Жизнь животных и растений осенью

Уметь различать и характеризовать времена года. Уметь устанавливать связи особенностей жизнедеятельности растений и животных и времени года

Текущий, фронтальный устный опрос

Работать с информацией: находить, обобщать и представлять данные. Исследовать предметы окружающего мира: сопоставлять и сравнивать по общим и отличительным признакам

КАК ТЫ УЗНАЕШЬ МИР (4 часа)

17

Наши помощники - органы чувств

Самостоятельная работа №1

Пр.раб№2.Составление фигуры из кубиков с закрытыми глазами.

1

Органы зрения, обоняния, вкуса и осязания

Уметь сопоставлять признаки предметов и органы чувств, с помощью которых они узнаются

Текущий, фронтальный устный опрос

Исследовать предметы окружающего мира, используя органы чувств. Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя

18

Наши помощники - память и ум

Пр.раб.№3 Опыт с карандашом в стакане

1

Ум, память, органы чувств, приборы, помогающие органам чувств

Уметь объяснять, как с помощью органов чувств, памяти и ума мы различаем предметы и их признаки

Текущий, фронтальный устный опрос

Описывать предметы окружающего мира с помощью глаз, памяти и ума. Исследовать предметы окружающего мира: сопоставлять и сравнивать по общим и отличительным признакам. Моделировать разнообразные ситуации познания окружающего мира.

19

Родители, учителя и книги

1

Родители, учителя и книги. Знания и опыт

Уметь объяснять, какую роль играют родители, учителя и книги в становлении и обучении человека

Текущий, фронтальный устный опрос

Учиться оценивать свои рассуждения, устные ответы. Пользоваться жизненным опытом и знаниями для описания предметов окружающего мира.

20

Повторение и самостоятельная работа

1

Органы чувств, Память и ум. Знания и опыт

Уметь сопоставлять признаки предметов и органы чувств, с помощью которых они узнаются

Контроль за усвоением пройденного материала

Работать с информацией: находить, обобщать и представлять данные

« Твоя семья и  друзья» (7 часов)

21

Ты и твоя семья

Пр.раб № 4 Составление режима дня.

1

Семья, родственники, режим дня

Уметь узнавать и называть основных членов семьи

Текущий, фронтальный устный опрос

Моделировать разнообразные жизненные ситуации поведения в семье. Работать с информацией: находить, обобщать и представлять данные. Уметь рационально использовать своё время

22

Ты и твоя семья

1

Семья, родственники, взаимопомощь

Уметь распределять и выполнять поручения в семье. Уметь оказывать взаимопомощь в семье

Текущий, фронтальный устный опрос

Моделировать разнообразные жизненные ситуации поведения в семье. Уметь распределять домашнюю работу между членами семьи. Уметь рассказать о своей семье

23

Учимся быть самостоятельными

Пр.раб № 5 Создание семейного альбома

1

Опасные электрические приборы. Правила поведения дома. Опасные вещества. Телефон пожарной службы

Уметь пользоваться электрическими приборами. Познакомиться с опасными веществами. Запомнить правила разумного поведения дома. Знать телефон пожарной службы

Текущий, фронтальный устный опрос

Моделировать разнообразные жизненные ситуации и правила безопасного поведения дома. Работать с информацией: находить, обобщать и представлять данные. Оценивать совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий, вносить соответствующие коррективы

24

Правила безопасной жизнедеятельности.

1

Правила организации домашней работы. Личная гигиена, охрана и укрепление здоровья, безопасное поведение при пожаре

Уметь пользоваться электрическими приборами. Познакомиться с опасными веществами. Запомнить правила разумного поведения дома. Знать телефон пожарной службы

Текущий, фронтальный устный опрос

Моделировать разнообразные жизненные ситуации и правила безопасного поведения дома. Работать с информацией: находить, обобщать и представлять данные. Оценивать совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий, вносить соответствующие коррективы

25

Ты и твои друзья

1

Друзья, дружба, правила общения

Уметь пользоваться правилами общения. Уметь определять правильные и неправильные поступки

Текущий, фронтальный устный опрос

Моделировать различные ситуации и использовать для их решения правила общения с друзьями. Развивать музыкальный и художественный вкус. Выбирать оптимальные формы поведения с одноклассниками друзьями

26

Ты и твои

друзья

1

Правила общения. Способы общения. Пословицы

Уметь пользоваться правилами общения. Уметь пользоваться правилами общения в игровых ситуациях

Текущий, фронтальный устный опрос

Моделировать различные ситуации и использовать для их решения правила общения, дружбы. Различать формы поведения, которые допустимы или не допустимы в дружбе. Оценивать реальные и игровые ситуации общения.

27

Повторение и самостоятельная работа

1

Правила общения, дружба, друзья, способы общения

Уметь пользоваться правилами общения

Контроль усвоения пройденного материала

Работать с информацией: находить, обобщать и представлять данные. Оценивать совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий, вносить соответствующие коррективы.

« Времена года» (6 часа)

28

Зима - покой природы

1

Признаки зимы. Загадки о зиме, приметы. Жизнь животных и растений

Уметь устанавливать связи между особенностями жизнедеятельности растений и животных и временами года. Проводить групповые и самостоятельные наблюдения на экскурсии

Текущий, фронтальный устный опрос

Работать с информацией: находить, обобщать и представлять данные. Описывать свойства живой и неживой природы в зимнее время. Проводить групповые и самостоятельные наблюдения на экскурсии «Времена года»

29

Зима - покой природы

Пр.раб.№ 6 Опыт  со льдом и снегом

1

Признаки зимы. Загадки и пословицы о зиме

Уметь характеризовать времена года. Различать времена года по признакам

Текущий, фронтальный устный опрос

Исследовать предметы окружающего мира: сопоставлять и сравнивать по общим и отличительным признакам. Работать с информацией: находить, обобщать и представлять данные.

30

Зима - покой природы

1

Признаки зимы. Осадки зимой. Живая и неживая природа в зимнее время

Уметь характеризовать времена года. Уметь устанавливать связи особенностей жизнедеятельности растений и животных и времени года

Текущий, фронтальный устный опрос

Исследовать предметы окружающего мира: сопоставлять и сравнивать по общим и отличительным признакам. Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

31

Повторение и самостоятельная работа

1

Описание живой и неживой природы зимой. Признаки зимы

Уметь характеризовать времена года. Различать времена года по признакам

Контроль усвоения пройденного материала

Исследовать предметы окружающего мира: сопоставлять и сравнивать по общим и отличительным признакам. Работать с информацией: находить, обобщать и представлять данные.

32

Итоговая работа №1

1

Времена года. Органы чувств. Предметы и их признаки

Уметь применять полученные знания и умения на уроках и в жизни

Контроль усвоения пройденного материала

Оценивать совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий, вносить соответствующие коррективы

33

Учимся решать жизненные задачи

1

Времена года. Признаки живой и неживой природы

Уметь применять полученные знания и умения на уроках и в жизни

Текущий, фронтальный устный опрос

Моделировать разнообразные ситуации для описания явлений природы. Исследовать предметы окружающего мира: сопоставлять и сравнивать по общим и отличительным признакам. Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

« Что нас окружает»  (10 часов)

34

Город, в котором мы живём

1

Город, улица. Профессии. Магазины, школы, больницы. Городской транспорт

Уметь составить рассказ о занятиях людей в родном городе на основе бесед с родителями, местными жителями

Текущий, фронтальный устный опрос

Исследовать предметы окружающего мира: сопоставлять и сравнивать по общим и отличительным признакам. Демонстрировать в учебной игре правила пользования разными видами транспорта

35

Город, в котором мы живём

1

Адрес. Правила дорожного движения. Деловой центр города, зона отдыха

Уметь подготовить небольшое сообщение о достопримечательностях родного города. Уметь соблюдать правила уличного движения в ходе учебных игр

Текущий, фронтальный устный опрос

Моделировать разнообразные ситуации расположения объектов в городе. Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика). Оценивать совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий, вносить соответствующие коррективы. Использовать приобретённые знания в усвоении конкретных элементов социального опыта.

36

Учимся быть пешеходами

Пр.раб№ 7 выполнение рисунка дорожного знака.

1

Правила дорожного движения. Дорожные знаки

Уметь выполнять правила уличного движения в ходе учебных игр. Проиграть учебные ситуации по соблюдению правил уличного движения

Текущий, фронтальный устный опрос

Работать с информацией: находить, обобщать и представлять данные. Проиграть учебные ситуации по соблюдению правил уличного движения. Моделировать ситуации вызова экстренной помощи по телефону.

37

Учимся быть пешеходами

Экскурсия №3

 «Безопасная дорога в школу»

1

Адрес. Правила безопасного поведения на улице

Уметь соблюдать правила движения в городе. Уметь характеризовать разные виды транспорта

Текущий, фронтальный устный опрос

Моделировать различные ситуации для соблюдения правил движения. Оценивать совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий, вносить соответствующие коррективы.

38

Хозяйство человека

1

Профессии, заводы, фабрики. Полезные ископаемые. Сельское хозяйство

Уметь характеризовать роль разделения труда между людьми как основу их жизни. Уметь анализировать примеры использования человеком богатств природы

Текущий, фронтальный устный опрос

Приводить примеры участия людей разных профессий в создании окружающих нас вещей. Учиться оценивать свои рассуждения, устные ответы.

39

Хозяйство человека

1

Профессии, заводы, фабрики. Полезные ископаемые. Сельское хозяйство. Растениеводство и животноводство

Уметь характеризовать роль разделения труда между людьми как основу их жизни. Уметь анализировать примеры использования человеком богатств природы

Текущий, фронтальный устный опрос

Приводить примеры использования человеком богатств природы. Анализировать примеры использования человеком богатств природы.

40

Повторение и самостоятельная работа

1

Правила дорожного движения. Хозяйство человека

Уметь применять полученные знания и умения на уроке

Контроль усвоения пройденного материала

Работать с информацией: находить, обобщать и представлять данные

41

Богатства природы

1

Природные богатства. Силы природы. Живые природные богатства

Уметь приводить примеры использования человеком богатств природы. Уметь сравнивать и различать природные объекты и изделия. Характеризовать их свойства

Текущий, фронтальный устный опрос

Анализировать примеры использования человеком богатств природы. Работать с информацией: находить, обобщать и представлять данные. Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

42

Твёрдые тела, жидкости и газы

Пр.раб №8 вода в разных состояниях

1

Твёрдые тела, жидкости, газы. Свойства воды

Уметь сравнивать и различать твёрдые тела, жидкости и газы на примере воды и её состояний

Текущий, фронтальный устный опрос

Сравнивать и различать природные объекты и изделия (искусственные предметы). Характеризовать их свойства. Сравнивать и различать твёрдые тела, жидкости и газы на примере воды и её состояний.

43

Повторение и самостоятельная работа

1

Природные богатства. Вода и её состояния

Уметь применять полученные знания и умения на уроке

Контроль усвоения пройденного материала

Работать с информацией: находить, обобщать и представлять данные

ВРЕМЕНА ГОДА (4 часа)

44

Весна -пробуждение природы

1

Признаки весны. Народные приметы. Явления природы весной

Уметь различать времена года по признакам. Характеризовать времена года. Уметь проводить групповые и самостоятельные наблюдения на экскурсии

Текущий, фронтальный устный опрос

Устанавливать связи особенностей жизнедеятельности растений и животных и времени года. Проводить групповые и самостоятельные наблюдения на экскурсии «Времена года». Использовать приобретённые знания в усвоении конкретных элементов социального опыта.

45

Весна -пробуждение природы

1

Признаки весны. Народные приметы. Явления природы весной

Уметь различать времена года по признакам. Характеризовать времена года. Уметь проводить групповые и самостоятельные наблюдения на экскурсии

Текущий, фронтальный устный опрос

Устанавливать связи особенностей жизнедеятельности растений и животных и времени года. Оценивать совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий, вносить соответствующие коррективы.

46

Весна -пробуждение природы

1

Приметы весны. Прилёт птиц. Скворечники

Уметь узнавать весну по увеличению длины дня. Иметь представление об устройстве скворечника

Текущий, фронтальный устный опрос

Описывать явления природы на основе групповых и самостоятельных наблюдений. Исследовать предметы окружающего мира: сопоставлять и сравнивать по общим и отличительным признакам

47

Итоговая работа №2

1

Признаки и приметы весны

Уметь применять полученные знания и умения на уроке

Контроль усвоения

пройденного

материала

Работать с информацией: находить, обобщать и представлять данные

«Живые обитатели планеты (9 часов)

48

Живое и неживое

1

Живые организмы. Неживые предметы

Уметь сравнивать и различать объекты живой и неживой природы. Группировать объекты живой или неживой природы по отличительным признакам

Текущий, фронтальный устный опрос

Описывать свойства живых неживых

предметов.

Исследовать предметы окружающего

мира: сопоставлять и сравнивать по

общим и отличительным признакам

49

Растения и животные

Самостоятельная работа №6

1

Свойства живых организмов

Уметь различать растения и животных, используя информацию, полученную в ходе наблюдений, чтения, работы с иллюстрациями

Текущий, фронтальный устный опрос

Исследовать предметы окружающего мира: сопоставлять и сравнивать по общим и отличительным признакам. Работать с информацией: находить, обобщать и представлять данные

50

Равновесие в природе

Пр.раб № 9 Наблюдение за растениями в темном месте

1

Связь живого и неживого в природе. Растения, растительноядные животные, хищники

Уметь сравнивать и различать разные группы живых организмов по признакам

Текущий, фронтальный устный опрос

Работать с информацией: находить, обобщать и представлять данные. Исследовать предметы окружающего мира: сопоставлять и сравнивать по общим и отличительным признакам. Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

51

Домашние любимцы и комнатные растения

Пр.раб №10. Научное исследование о домашнем животном

1

Домашние животные. Комнатные растения. Правила ухода за животными и растениями

Уметь группировать объекты природы по признакам: домашние и дикие животные; культурные и дикорастущие растения

Текущий, фронтальный устный опрос

Исследовать предметы окружающего мира: сопоставлять и сравнивать по общим и отличительным признакам. Группировать по названиям известные дикорастущие и культурные растения, диких и домашних животных. Использовать приобретённые знания в усвоении конкретных элементов социального опыта.

52

Наши помощники - домашние животные и культурные растения

1

Домашние животные. Комнатные растения. Правила ухода за животными и растениями

Уметь характеризовать особенности дикорастущих и культурных растений, диких и домашних животных (на примере своей местности)

Текущий, фронтальный устный опрос

Исследовать предметы окружающего мира: сопоставлять и сравнивать по общим и отличительным признакам. Работать с информацией: находить, обобщать и представлять данные.

53

Повторение и  Итоговая работа № 2

1

Живая и неживая природа. Домашние животные и культурные растения

Применять полученные знания и умения на уроках и в жизни

Контроль усвоения пройденного материала

Работать с информацией: находить, обобщать и представлять данные. Использовать приобретённые знания в усвоении конкретных элементов социального опыта и опыта творческой деятельности.

54

Человек разумное существо

1

Человек - разумное существо. Органы человека. Человек и общество

Уметь приводить примеры особенностей человека как разумного существа. Уметь объяснять роль человека как разумного существа в окружающем мире

Текущий, фронтальный устный опрос

Моделировать различные жизненные ситуации и объяснять поведение человека в них. Оценивать роль человека как разумного существа в окружающем мире. Обсуждать в группах и объяснять правила поведения в различных ситуациях (в парке, в лесу, на реке и озере).

55

Природа и мы

Пр.раб.№11. Составление памятки о правилах поведения в природе

1

Экология. Правила поведения в природе

Уметь обсуждать и объяснять правила поведения в различных ситуациях (в парке, в лесу, на реке и озере). Оценивать конкретные примеры поведения в природе

Текущий, фронтальный устный опрос

Проводить диспут и анализ жизненных ситуаций и выбирать допустимые формы поведения, которые не вредят природе в парке, в лесу, на реке и озере. Использовать приобретённые знания в усвоении конкретных элементов социального опыта

56

Повторение и самостоятельная работа

1

Человек -разумное существо. Экология. Правила поведения в природе

Применять полученные знания и умения на уроках и в жизни.

Контроль усвоения пройденного материала

Уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, обосновывать свою точку зрения. Использовать приобретённые знания в усвоении конкретных элементов социального опыта и опыта творческой деятельности

Времена года (10 часов)

57

Лето: природа цветёт и плодоносит

1

Признаки и приметы лета. Круговорот воды в природе. Правила поведения во время грозы

Уметь различать и характеризовать времена года. Устанавливать связи особенностей жизнедеятельности растений и животных и времени года

Текущий, фронтальный устный опрос

Исследовать предметы окружающего мира: сопоставлять и сравнивать их по общим и отличительным признакам. Работать с информацией: находить, обобщать и представлять данные

58

Лето: природа цветёт и плодоносит

Комплексная контрольная работа

1

Признаки и приметы лета. Круговорот воды в природе. Правила поведения во время грозы

Уметь различать и характеризовать времена года. Устанавливать связи особенностей жизнедеятельности растений и животных и времени года

Текущий, фронтальный устный опрос

Исследовать предметы окружающего мира: сопоставлять и сравнивать их по общим и отличительным признакам. Работать с информацией: находить, обобщать и представлять данные. Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

59

Отчего и почему

самостоятельная работа

1

Явление, причина, следствие. Связь причины и следствия

Уметь устанавливать простейшие причинно-следственные связи

Текущий, фронтальный устный опрос

Приводить примеры простейших причинно-следственных связей. Оценивать совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий, вносить соответствующие коррективы

60

Экскурсия №5 в природу

1

Признаки и приметы лета. Причинно-следственные связи

Применять полученные знания и умения на уроках и в жизни

Контроль усвоения пройденного материала

Работать с информацией: находить, обобщать и представлять данные.

61

Стандартизированная  контрольная  работа № 3 за год 

1

Времена года. Живые обитатели планеты

Применять полученные знания и умения на уроках и в жизни

Контроль усвоения пройденного материала

Оценивать совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий, вносить соответствующие коррективы.

62

Учимся решать жизненные задачи

1

Человек, природа, экология

Уметь объяснить роль человека в окружающем мире. Оценивать конкретные примеры поведения в природе

Текущий, фронтальный устный опрос

Сравнивать разнообразные модели поведения человека в окружающем мире. Оценивать совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий, вносить соответствующие коррективы.

63

Повторение «Живые обитатели планеты»

1

Уметь применять полученные знания на уроках и в жизни

Контроль усвоения пройденного материала

Исследовать предметы окружающего мира: сопоставлять и сравнивать по общим и отличительным признакам. Уметь устанавливать причинно-следственную связь в описываемых явлениях и событиях. Использовать приобретённые знания в усвоении конкретных элементов социального опыта и опыта творческой деятельности

64

Повторение «Живые обитатели планеты»

Самостоятельная работа №9

1

Основные черты сходства и различий растений и животных

Правила поведения в природе

65

Повторение «Что нас окружает»

1

Основные признаки каждого времени года

Правила поведения в природе

66

Повторение «Что нас окружает»

1

Лето, каникулы, правила поведения в лесу, на водоёме

Текущий, фронтальный устный опрос

Resource id #2996

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ЧЕЛОВЕКА С ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДОЙ. ВЛИЯНИЕ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ НА ЧЕЛОВЕКА. Урок ОБЖ во 2 классе

Задачиурока:1.      Показать, какиеопасностимогутвозникнутьвповседневнойжизни(проблемызагрязненияокружающейсреды, деревоводворе, дорога, окно, лестница, розеткаит. д.)2....

тест по окружающему миру по окружающему миру I четверть 2 класс

тест по темам "Из чего состоят все предметы.Календарь и компас. Земля имеет форму шара. Глобус- модель Земли. Земля в космосе" по программе "Школа 2100"...

Задания для олимпиады по окружающему миру "Мы и окружающий мир" для 3 класса

Олимпиадные задания по окружающему миру для 3 класса....

Презентация по окружающему миру для 2 класса "Реки Земли. Части реки" Составлена на основе учебника "Окружающий мир" для 2 класса .Автор О.Т.Поглазова

Презентация  по окружающему миру разработан  на основе учебника "Окружающий мир" для 2 класса . Автор О.Т. Поглазова . Тема урока "Реки Земли. Части реки"  Программа "Гармония"...

Упражнений по формированию исследовательских умений и навыков в рамках предмета «Окружающий мир» к УМК «Мы и окружающий мир» (2 класс) Н.Я. Дмитриева, А.Н. Казакова (Дидактическое пособие)

Данное дидактическое пособие было создано  с учетом календарно-тематического планирования к УМК «Мы и окружающий мир» Н.Я. Дмитриева, А.Н. Казакова.Также,  прописаны методические реком...