УМК "Школа России". Окружающий мир. 1-й класс. Урок 27. ТЕМА: « ОТКУДА БЕРУТСЯ СНЕГ И ЛЁД?»
план-конспект урока (окружающий мир, 1 класс) по теме

Кишулько Татьяна Петровна

УМК "Школа России". Урок разработан с требованиями ФГОС. Задействован электронный ресурс. Используется частично - поисковый метод, индивидуальная и фронтальная работы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_27.docx23.94 КБ

Предварительный просмотр:

УМК  «Школа России»

Урок27.      Тема:  « Откуда берутся снег и лёд?»

Цели деятельности учителя: исследовать свойства снега и льда; продолжить практические исследования природных объектов и явлений; развивать интерес к познанию окружающего мира.

Тип урока: решение частных задач.

Планируемые образовательные результаты:

Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): научатся наблюдать форму снежинок и отображать ее в рисунках; получат возможность научиться проводить опыты по исследованию снега и льда в соответствии с инструкциями; понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнять; работать в паре, используя представленную информацию для получения новых знаний; отвечать на вопросы и оценивать свои достижения.

Метапредметные (компоненты культурно-компетентностного опыта/приобретенная компетентность): формировать умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата; использовать различные способы поиска (в справочных источниках и учебнике), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами.

Личностные: формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, уважительного отношения к иному мнению; принятие и освоение социальной роли обучающегося; развитие мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения; овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам; готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.

Универсальные учебные действия (УУД; умение учиться):

Познавательные: общеучебные – осознанное и произвольное речевое высказывание в устной форме о свойствах льда и снега; формулирование ответов на вопросы учителя; логические – осуществление поиска необходимой информации (из рассказа учителя, родителей, из собственного жизненного опыта, рассказов, сказок и т. д.).

Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его; имеют желание учиться; положительно отзываются о школе; стремятся хорошо учиться и сориентированы на участие в делах школьника.

Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала; принимают учебную задачу; адекватно воспринимают информацию учителя или товарища, содержащую оценочный характер ответа.

Коммуникативные: умеют обмениваться мнениями, слушать другого ученика – партнера по коммуникации и учителя; согласовывать свои действия с партнером; вступать в коллективное учебное сотрудничество, принимая его правила и условия; строить понятные речевые высказывания.

Методы и формы обучения: частично-поисковый; фронтальная и индивидуальная.

Образовательные ресурсы: презентация на тему «Откуда берутся снег и лёд?» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://festival.1september.ru/articles/586984

Сценарий урока

I. Организационный момент:

Личностные УУД: развитие познавательного интереса, формирование определенных познавательных потребностей и учебных мотивов; положительное отношение к школе и адекватное представление о ней.

а) Подготовка рабочего места.

б) Повторение изученного материала.

Учитель. О чем говорили на прошлом уроке?

Ученики. О реках и морях.

Учитель. Откуда же берут начало реки и куда впадают?

Ученики. Исток – это начало реки, а впадают они в другие реки или моря.

II. Постановка учебной задачи.

- Отгадайте, кто сегодня принёс конверт с загадками.                                                       Меня не растили, из снега слепили.                                                                                      Вместо носа ловко вставили морковку.                                                                               Глаза  – угольки, руки – сучки.                                                                                           Холодный, большой – кто я такой?  (Снеговик.)

На доске иллюстрация зимнего пейзажа и рисунок снеговика, к которому прикреплен конверт с загадками. Конверт украшен снежинками.

Учитель. Какое время года изображено на картине?

Ученики. На картине зима.

Учитель.  Отгадайте загадки:                                                                                                Он летает белой стаей и сверкает на лету.                                                                                           Он звездой прохладной тает на ладони и во рту. ( Снег.)

Без досок, без топоров через речку мост готов.                                                             Мост – как синее стекло: скользко, весело, светло. (Лёд.)

На доске появляются карточки:    СНЕГ           ЛЁД

Учитель. Откуда берутся снег и лед?

Ученики. Снег и лед образуются из воды, снег и лед – это замерзшая вода.      Учитель. Скажите, о чём мы сегодня будем говорить на уроке?

Ученики. Мы будем говорить о снеге, о льде.

III. Работа по учебнику (с. 68).

Познавательные УУД: общеучебные – осознанное и произвольное речевое  высказывание в устной форме о свойствах снега и льда; логические – осуществление поиска необходимой информации (из рассказа учителя, родителей, из собственного жизненного опыта, рассказов, сказок и т. д.).

Коммуникативные УУД: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Личностные УУД: знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение; оценка своих поступков, действий, слов; диагностика творческих предпочтений и базового уровня сложившихся навыков.

Учитель. Ребята,  на с.68 есть ещё загадки, отгадайте их. (Чтение загадок, с. 68.)

Ученики. Снег и лед.

Учитель. А где образуется снег?                                                     Ученики. В небе, в облаках.                                                                                                Учитель. А  почему нельзя есть снег и лёд?                                         Ученики. Можно простудиться и заболеть.

Физкультминутка

Регулятивные УУД: осуществляют пошаговый контроль своих действий, ориентируясь на показ движений учителя, а затем самостоятельно оценивают правильность выполнения действий на уровне адекватной ретроспективной оценки.

Солнце землю греет слабо,                              (Руки вверх и вниз.)                                                                      По ночам трещит мороз,                                  (Руки на пояс, наклоны в стороны.)                                Во дворе у снежной бабы                                (Руки на пояс, поворот вокруг себя.)                                          Побелел морковный нос.                                           (Дети показывают на нос.)                                                                В речке стала вдруг вода неподвижна и тверда.     (Прыжки на месте.)                                       Вьюга злится, снег кружится,                                   (Дети кружатся.)                                                                   Заметает всё кругом белоснежным серебром.         (Имитация движения. )

IV.   Практическая работа.

Регулятивные УУД: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала; принимают учебную задачу; адекватно воспринимают информацию учителя или товарища, содержащую оценочный характер ответа.

Коммуникативные УУД: умеют обмениваться мнениями, слушать другого ученика – партнера по коммуникации и учителя; согласовывать свои действия с партнером, вступать в коллективное учебное сотрудничество, принимая его правила и условия, строить понятные речевые высказывания.

Учитель. А где образуется лед?

Ученики. В луже, в реке, на мокрой дороге.

Учитель. А можем ли мы сами сделать лед? Где?

Ученики. Да, можно заморозить воду в холодильнике.

Учитель. А для чего?

Ученики. Можно добавлять лёд в коктейль, чай, напиток, чтобы было вкуснее.

Учитель. Сейчас изучим свойства снега и льда.

Опыт 1    На демонстрационном столе  на блюдцах снег и   лёд.

Учитель.   Какой снег?  Потрогайте его, . (Один  ученик выходит к столу, трогает снег, берёт снег на цветной картон.)

Ученики. Снег рыхлый, белый и непрозрачный.

Учитель. А какого цвета лед? Давайте  посмотрим через лёд .

Ученики. Он    прозрачный.                                                                         Учитель. А давайте попробуем разбить лед. (Один ученик разбивает лед на столе.) Что произошло?

Ученики. Лед разбился, он хрупкий.

Опыт 2    На демонстрационном столе   в стаканах  снег и   лёд.

Учитель. Посмотрите, ребята, у меня в  одном стакане -снег, а в другом -  лед. Сейчас и снега, и льда  уже меньше, а на дне стаканов вода. Что произошло?

Ученики. В тепле  снег и лед тают, образуется вода.

V. Работа в рабочей тетради ( с. 46 )

Регулятивные УУД: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала; принимают учебную задачу; адекватно воспринимают информацию учителя или товарища, содержащую оценочный характер ответа.

Задание2.  

Учитель. Соедините стрелками свойства снега и льда.

Бесцветный                                        Белый

Прозрачный                Лед         Снег        Непрозрачный

Хрупкий                                                Рыхлый

Задание 4.

Учитель.  Рассмотрите фотографии. Догадайтесь, из чего построена крепость, а из чего сделаны рыбки? Что еще можно слепить из снега?

Ученики. Снеговика.

Учитель. Можете нарисовать  его. А может кто – то хочет закончить рисунок снежинки.

VII. Закрепление изученного материала.                                                                  Показ  презентации на тему «Откуда берутся снег и лёд?»

 VIII. Рефлексия.  Конкурс «Отгадай – ка».

Учитель загадывает загадки. Дети отгадывают и объясняют их смысл. Отгадавшие получают от снеговика приз – снежинку.

   1. Я живу под самой крышей,  даже страшно глянуть вниз.

      Я могла бы жить и выше, если б крыши там нашлись. (Сосулька.)

Учитель. Когда появляются сосульки? Что такое  сосулька?

  2.С неба звёзды падают, лягут на поля.

    Пусть под ними скроется чёрная земля.

    Много- много звёздочек- тонких, как стекло.

    Звёздочки холодные, а земле тепло. (Снежинки.)

 3. Бел, а не сахар, ног нет, а идёт. (Снег.)

 4.На всех садятся, никого не боятся. (Снежинки.)

 5.По снегу прокатите – я подрасту.

    На костре согрейте – я пропаду. (Снежный ком.)

    6.Одеяло белое не руками сделано.

       Не ткалось и не кроилось-  

       С неба на землю свалилось. (Снег.)

       7. Прозрачен  как стекло, а не вставишь в окно. (Лёд.)

IX. Итоги урока.

Регулятивные УУД: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала; принимают учебную задачу; адекватно воспринимают информацию учителя или товарища, содержащую оценочный характер ответа.

Учитель. Что же такое снег и лед?

 Ученики. Снег и лед – замерзшая вода.

Учитель.  Назовите основные свойства снега и льда.

 

Resource id #5688

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по окружающему миру в 1 классе на тему: "Откуда берутся снег и лед"

Урок по окружающему миру в 1 классе на тему:«Откуда берутся снег и лед»Цели урока:Дать представление, откуда берется снег и лед, учить находить ответы на вопросы путем выполнения каких-либо практическ...

Разработка урока по теме: "Откуда берутся снег и лед", конспект и презентация, окружающий мир, 1 класс, учебник А.А. Плешакова

Конспект и презентация по окружающему миру, 1 класс, учебник А.А. Плешакова.Тема: "Откуда берутся снег и лед"....

Разработка урока по теме: "Откуда берутся снег и лед", конспект и презентация, окружающий мир, 1 класс, учебник А.А. Плешакова

Конспект и презентация по окружающему миру, 1 класс, учебник А.А. Плешакова.Тема: "Откуда берутся снег и лед"....

Урок окружающего мира 1 класс на тему: Откуда берутся снег и лед?

Цель:·        формирование представлений о свойстве снега и льда;·        проведение практических исследований природных объектов ...

Конспект рока по окружающем миру, 1 класс, «Школа России", Тема: «Откуда берутся снег и лед»

Конспект рока по окружающем миру, 1 класс,  «Школа России,  Тема: «Откуда берутся снег и лед». Урок построен в соответствии с ФГОС, используются  информационно-коммуникативные техн...

Технологическая карта окружающего мира в 1 классе (системно-деятельностный подход) тема: Откуда берутся снег и лёд?

Тип урока: открытие новых знанийЦели урока: организовать деятельность учащихся по изучению свойств снега и льда с помощью опыта и наблюдения.На основе рассматривания снега и льда сделан вывод, какие б...