Поурочные планы . Окружающий мир УМК "Школа России" 4 класс. Природные зоны.Степи"
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс) по теме

Иванова Жанна Леонидовна

Урок окружающий мир УМК "Школа России" 4 класс . Тема "Пустыни"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pustynya.doc115.5 КБ

Предварительный просмотр:

                                 4 класс

Тема:  Зона пустынь.

Особенности природы, взаимосвязи в природе, приспособленность организмов к условиям обитания, особенности хозяйственной деятельности людей, связанные с природными условиями. Экологические проблемы природной зоны, охрана природы, виды растений и животных, занесенных в Красную книгу России. Необходимость бережного отношения к природе в местах отдыха населения. Практическая работа: поиск и показ изучаемых географических объектов на карте природных зон России, рассматривание гербарных экземпляров растений, выявление признаков приспособленности к условиям жизни.

Цели урока: (Слайд 3)

1.Сформировать у учащихся представление о природной зоне пустынь.

2.Познакомить с географическим положением зоны пустынь, ее особенностями, растениями и животным миром, деятельностью людей.

3.Развивать умение работать с географической картой, атласом-определителем, гербарием, дополнительной литературой.

4.Развивать речь детей, умение наблюдать, рассуждать, делать выводы.

Оборудование:

Карта природных зон, картины и рисунки с изображением изучаемых объектов, видеосюжеты «Пустыня», «Оазисы», мультимедиа.

   

Этап урока

Ход урока

1. Мобилизующий этап. Формулирование темы урока

                             -Снова пришел долгожданный миг –

                              Нам пора в дорогу.

                              Он зовет нас, в загадочный мир,

                              Таинственный мир природы.

- Сегодня свои тайны раскроет перед нами еще одна природная зона России. Разгадайте ребус:

                                                       

                                                             

Ответ – Пустыни. Слайды № 1,2,3.

2.Актуализация знаний.

«Роль леса в жизни человека»

                        Внимание, внимание! Первое задание:

                        О роли  леса схему здесь нарисовать

                        И все по схеме рассказать. (Слайд 4)

Индивидуальный ответ по теме «Роль леса в природе и жизни людей» с дополнениями одноклассников.

                         Дым костра, углей сиянье,

                         Серый пепел и зола.

                         Дразнит наше обонянье

                        Дух картошки у костра.

                        Чтоб от костра в лес

                         Не пришла беда,

                         Вы составили памятки,

                        «Как разводить костер»? – Да! (Слайд 5)

Зачитываются три памятки. Дети читают памятки, составленные дома.

- Как вы считаете, какая из памяток самая подробная? (Ответы детей.)

(Слайд 6)

Раз иду я через двор

И слышу такой разговор:

«Мы на солнечной поляне

Загорали, жгли костер,

Пили квас, консервы ели,

Хоровые песни пели...

Веселились как могли,

Отдохнули и ушли!

И остались на полянке

У потухшего костра

Две разбитых нами склянки,

Две размокшие баранки –

Словом, мусора гора!».

Укажите на ошибки ребят, которые они допустили во время отдыха. (В лесу после своего отдыха нельзя оставлять мусор. Стеклянные, железные предметы надо обязательно уносить с собой. Уходя, кострище нужно закрыть дерном. Пищевые отходы и бумагу можно закопать, они сгниют.)

Тест «Природная зона лесов» (на листиках – 3 мин.) (Слайд 7)

1.Природная зона лесов состоит из ...

а) пяти частей;        б) двух частей;             в) трех частей;        г) одной части.

2.Самую большую территорию занимают ...

а) смешанные леса;         б) хвойные леса         в) широколиственные леса.

3.Природные зоны России расположены так:

а) тундра, арктическая зона, зона лесов;

б) арктическая зона, зона лесов, тундра;

в) арктическая зона, тундра, зона лесов.

4.В тайге растут:

а) пихты, ели, лиственницы;           б) дубы, сосны, ели;              в) березы, липы, лиственницы.

5.Лесным исполином называют ...

а)  благородного оленя;       б)  лося,           в)  медведя.

6.В Красную книгу занесены следующие животные лесной полосы:

а) овцебык, морж, розовая чайка;

б)  краснозобая казарка, кречет, стерх;

в)  зубр, амурский тигр, утка-мандаринка.

7.Экологические проблемы лесной зоны связаны ...

а) с неумеренной охотой и браконьерством, вырубкой;

б)  с неблагоприятными погодными условиями;

в) с участившимися лесными пожарами.

8.На территории зоны лесов расположен заповедник:

а) Таймырский;         б) Кандалакшский;      в) Приокско-Террасный;        

 г) остров Врангеля.

9.Фитонциды - это:

а)  особые вещества, убивающие болезнетворные микробы,

б) особые вещества, способствующие развитию болезнетворных бактерий. „

Охрана лесов - это:

а)  обязанность государства;

б)  обязанность государства и долг каждого гражданина,

в)  забота самих обитателей леса.

3.Мотивация  на новую деятельность

Физкультминутка

- Перед тем, как отправиться в пустыни, мы должны убедиться, что особенности предыдущей природной зоны мы знаем хорошо. О какой природной зоне идет речь: (Слайд 8)

_ Это природная зона, в которой растительным покровом являются кустарники, травы, мхи и лишайники; (тундра)

- Это природная зона с богатой и разнообразной растительностью; там растут деревья, кустарники, травы, мхи, лишайники; (лесная зона)

- Это природная зона лишена сплошного растительного покрова, встречаются мхи и лишайники; (Арктические пустыни)

- Рассели  животных (растения) по природным зонам: расставь фишки с изображением животных на карте природных зон  в  атласе. (Дети подходят к доске  и расселяют животных по зонам на карте. )

- Впишите в таблицу следствия указанных причин: (Слайд 9)

Причины

Следствия

Вырубка лесных полос

Меньше деревьев, мест обитаний для животных.

Неправильная распашка почвы

Трещины, овраги, эрозия, не задерживается вода в почве.

Смыв почвы водными потоками

Размывание верхнего плодородного слоя земли, вымывание растений, гибель саженцев.

4. Изучение нового материала. Решение постав-ленных исследовательских задач -«Особенности пустыни».

4.1. Введение проблемной ситуации

4.2.Самостоятель

ная работа учащихся в группах,  используя раздаточные      

 таблицы

4.3.Просмотр кинофрагмента «Пустыни».

- Покинув бескрайние лесные  просторы, мы с вами оказались на самом  юге России, точнее, на юго-западе.                                                  

                                                                      Солнечный, жаркий

Желтый поток

Льется в пустыне

На желтый песок.

В воздухе желтом

И плотном, как мед,

Желтая птица неслышно плывет.

(Слайды 10)

    Вот так выглядят пустыни (показ видеосюжета «Пустыня»), Какой вы увидели пустыню? (Пустыня - это песок, много песка, и голубое безоблачное небо. Кажется, что тебя окружают пустота и жара.)

-Обратимся к карте. Что расскажет нам о пустыне наша верная помощница?

На парты раздаются карточки- «помогай-ки»: Работа в группах.

1.Географическое положение зоны пустынь относительно других природных зон и сторон  горизонта.

2.В каком тепловом поясе расположена зона пустынь?

3.Поверхность земли в пустыне.

Рассказ ученика:

Пустыни расположены на юго-западе страны, на берегах Каспийского моря. Это южная природная зона, на карте она обозначена оранжевым цветом. Пустыни находятся в умеренном поясе, и располагаются еще ближе к Северному тропику, поэтому там так жарко. Это небольшая по площади природная зона.

   - Можно еще добавить, что поверхность пустыни равнинная с валами из песка. Эти песочные валы - барханы – постоянно передвигаются. Пустыни бывают не только песчаные, но и глиняные, и даже каменистые (показ фотографий). Сегодня мы будем говорить о песчаной пустыне и ее обитателях.

 - Лето в пустыне жаркое: поверхность земли нагревается днем до плюс 70°, а в тени выше 40°. А ночью прохладно, потому что песок и глина быстро остывают.

- Чего хочется человеку, когда ему очень жарко? (Ему хочется пить и купаться.) - К сожалению, в пустыне выпадает мало осадков, порой за лето не выпадает ни капли дождя, а лето длится здесь пять месяцев. Зима по сравнению с летом суровая: температура опускается до -12°, и длится зима 2-3 месяца. (Слайды  11, 12, 13)

- Пора включаться в работу нашим ботаникам, зоологам, экологам. Далее работа ведется в группах.

Материалы для ботаников:

Гербарий, рисунки с изображением растений, атлас- определитель, учебник (стр. 123, 124). Карточка - «помогай-ка»:

1.Общая особенность растений.

2.Индивидуальное приспособление к природным условиям (корень, стебель, лист).

3.Значение в природе.

Материалы для зоологов:

Рисунки различных животных, населяющих пустыни, книга Нуждиной «Чудо - всюду», энциклопедия «Я познаю мир. Животные», материал учебника на стр. 126-128. Карточка - «помогай-ка»:

1. Приспособленность животных пустыни к природным условиям: размеры, окраска, образ жизни, чем питаются.

2.Значение в природе.

Материалы для экологов: Учебник (стр. 129-131). Карточка- «помогай-ка»:

1.Экологические проблемы пустыни и пути их решения.

2.Охрана редких растений и животных, заповедники. 

Рассказ ботаников: (Слайд 14)        

           Особенность растений пустыни в том, что они должны как можно меньше испарять влаги и добывать воду на большой глубине или иметь свой запас воды. Самое распространенное растение пустыни - верблюжья колючка (рисунок и гербарий). У нее длинный корень, с его помощью растение питает себя водой, корень проникает на глубину почти 20 метров. Листья у растения в виде колючек, это позволяет воде меньше испаряться. Верблюжья колючка - растение невысокое (закрепление карточки на стенной карте). Джузгун - это небольшой кустарник. Его листья - зеленые веточки, корни хорошо закрепляются за песок и удерживают песок от передвижений (рисунок). Такую же роль выполняет травянистое растение колосняк, у него тоже тонкие листья (рисунок).

        - Спасибо, уважаемые ботаники! Но обратите внимание на то, что в пустыне встречаются и деревья, например саксаул (рисунок). Это низкие деревья, не более 4-5 метров, и растут на большом расстоянии друг от друга. Как вы думаете, почему? (Из-за недостатка влаги.)

      - В пустыне участки вблизи водоемов богаты растительностью, их называют оазисами (просмотр видеосюжета об оазисах).

Физкультминутка

Слайд 15  (под музыку произвольные движения.)

- Наверное, зной и жара утомили вас. Предлагаю немного отдохнуть!

- А сейчас предоставим слово нашим зоологам.

Самостоятельная работа учащихся в группах,  используя раздаточные         таблицы 

Рассказ зоологов: (Слайд 16)

         Большинство животных пустыни некрупные, потому что им негде спрятаться от хищников. Их окраска под цвет песка - это их маскировка. Большинство животных ведут ночной образ жизни, когда спадает жара. Воду они получают с пищей, поедая растения или других животных; в выборе пищи животные неприхотливы. Чтобы найти воду, они должны быстро передвигаться или впадать в спячку, чтобы не хотелось есть и пить. В пустыне обитают песчаный удавчик, ящерка быстрая, ящерица-круглоголовка (показ рисунков). Все они быстро передвигаются, а ящерица-круглоголовка мгновенно может зарыться в землю в случае опасности. Лисичка-корсак и ушастый еж имеют большие уши (рисунки). Они им нужны для того, чтобы лучше слышать, ведь они ведут ночной образ жизни. В пустыне обитают грызуны: тушканчики, песчанки (рисунки).

Одни из них роют норы, другие - тушканчики - быстро передвигаются большими прыжками до трех метров в длину. Крупными животными считаются сайгаки и верблюды (рисунки). Сайгаки в основном живут стадами (так легче выживать) и умеют быстро бегать. Из насекомых. в пустыне встречаются: скорпионы, кобылки, жуки- чернотелки, священные скарабеи (рисунки).

Карточки животных закрепляются на стенной карте.

             Учитель может дополнить ответ учащихся рассказом об удивительном животном пустыни - верблюде: верблюда называют кораблем пустыни. О верблюде рассказывают сказки, что в своих горбах он носит запас воды, но это не так. Существует два вида верблюдов: одногорбые и двугорбые. В наших пустынях обитают двугорбые верблюды. Они достигают двух метров в высоту, навьюченный верблюд может нести до 500 килограммов. Жить в пустыне ему помогает строение тела и ног. На ногах у верблюда мозолистые подошвы, ими можно наступать на горячий песок, не обжигаясь и не проваливаясь. Верблюд поедает жесткие колючие растения без всякого вреда для себя: его небо, губы и язык покрыты толстой кожей. А в горбах находится запас жира. Верблюд может обходиться без питья в сильную жару по 3-4 дня, зато, добравшись до водопоя, может выпить сразу 6-8 ведер. Такие интересные животные обитают в пустыне.- Вы, наверное, заметили, что в пустыне почти нет птиц - это потому, что птицы плохо переносят жажду.

        О жуке-скарабее прочитайте дома на стр. 125, и вы узнаете, почему его называют священным скарабеем.

           - Продолжим нашу работу. Заслушаем экологов.

Рассказ экологов: (Слайд 17)

            Освоение пустынь человеком привело к экологическим проблемам в этой природной зоне. Люди построили каналы, чтобы орошать землю - это хорошо. Но неумеренное орошение привело к тому, что в почвах стало накапливаться много соли. Из-за неумеренного выпаса скота больше стало подвижных песков - животные полностью съедают растения на пастбищах. Проблемой является и браконьерство. От рук браконьеров погибает много животных. Под угрозой исчезновения оказались сайгаки: созданные человеком оросительные каналы оказались для сайгаков непреодолимыми (рассказ сопровождается видеосюжетами). Для сохранения природы в 1990 году в Республике Калмыкия создан заповедник «Черные земли» (показать на карте). В этом заповеднике есть участки пустынь и полупустынь, встречаются все виды животных, а на озере Маныч-Гудило обитают утки, гуси, лебеди.

Составьте схему экологических проблем пустыни.

             Экологические       неумеренное орошение

                      проблемы       выпас скота

                        пустыни       браконьерство

         - Спасибо, уважаемые экологи. Вы нам раскрыли экологические проблемы пустыни. И как всегда, виновник создавшихся проблем - человек. Сейчас перед людьми стоит трудная задача: исправить свои ошибки.

4.4.Работа в парах - задания разного уровня сложности по выбору учащихся

         -Подумайте и ответьте на вопрос: почему у пустыни два хозяина - солнце и ветер? (Солнце - хозяин, потому что там всегда жарко. Солнце направляет на эту территорию почти прямые лучи, т.к. пустыни лежат близко к экватору. Ветер тоже хозяин пустыни, потому что там почти нет деревьев, и ничто ему не препятствует.)

Природные условия

Способы приспособления

Растения

Животные

 

А сейчас предлагаю вам записать в тетрадях особенности пустыни, ее растительного и животного мира:

Игра «Узнай меня» (Слайд 18)

1.Сколько важности в походке!

    По пустыне-сковородке,

    По колючкам босиком

   Кто идет с горбом-мешком?  (Верблюд.)

 2.Лапки кенгуру, тельце мыши, уши осла, а хвост  льва. (Тушканчик.)

3.Я - пища «корабля пустынь». (Верблюжья колючка.)

4.Я ростом невелик, мои листья - зеленые веточки, своими корнями удерживаю пески. (Джузгун.)

5.Я очень красива, у меня большая голова, от врагов я мгновенно зароюсь в песок. (Ящерица.)

6.Мой ствол - как камень. Весной я красавец. А листья мои тонкие, как вязальные спицы. (Саксаул.)

Самые экстремальные пустыни мира:

- Пустыня Намиб. Намибия. Самая старая пустыня в мире;

- Пустыня Атакама. Чили. Самая сухая пустыня мира;

-   Пустыня Уюни. Боливия. Самая соленая пустыня в мире;

-   Аралкум. Узбекистан и Казахстан. Самая молодая пустыня в мире;

-  Сахара. Северная Африка. Самая большая пустыня в мире;

-  Пустыня Какрос. Канада. Самая маленькая пустыня в мире.

- Наше путешествие заканчивается. Всем научным группам спасибо за работу!

5.Подведение итогов занятия. Рефлексия

- С какой природной зоной мы познакомились на уроке?

- Чему вы научились на уроке, что нового вы узнали о пустынях?

-Как животные приспосабливаются к условиям жизни в пустыни?

6.Домашнее задание

Стр. 122-131. Ответить на вопросы рубрики «Проверь себя».

Resource id #4166

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по окружающему миру в 4 классе. Тема: "Зона степей"

Сформировать у учащихся на данном уроке представление о природной зоне степей, познакомить с географическим положением данной зоны, с её особенностями, с животным и растительным миром, воспитывать люб...

Поурочные планы . Окружающий мир УМК "Школа России" 4 класс. Природные зоны.Степи"

Урок окружающий мир УМК "Школа России" 4 класс . Тема "Степи"...

Поурочные планы . Окружающий мир УМК "Школа России" 4 класс. Природные зоны.Степи"

Урок окружающий мир УМК "Школа России" 4 класс . Тема "Пустыни"...

Открытый урок по Окружающему миру в 4 классе. Тема: Зона степей.

Цели: обучающие – сформировать у учащихся представление о природной зоне степей; познакомить с географическим положением зоны степей, ее особенностями, животным и растительным миром, ролью человека; с...

Цикл занятий "Путешествия по природным зонам" в рамках реализации дополнительной общеразвивающей программы Школьное лесничество; Тропинка.Часть 2. Знакомство с природной зоной Степь

Продолжаю цикл занятий "Путешествия по природным зонам" в рамках реализации дополнительной общеразвивающей программы Школьное лесничество; Тропинка.Часть 2. Знакомство с природной зоной Степь....

Урок по окружающему миру , 3 класс, учебник Н.Я. Дмитриевой, А.Н. Казакова, тема "Природная зона- степь"

Учитель начальных классов МБОУ «СОШ № 10 г. Новоалтайска Алтайского края»Урок окружающего мира в 3 классепо системе Л.В. Занкова.  Учебник Н.Я. Дмитриевой, А.Н. Казакова...

Конспект урока окружающего мира во 2 классе Тема: «Зона степей умеренного пояса».

Цель: создать условия для формирования у младших школьников представления о степи как о засушливой природной зоне умеренного пояса.Планируемые результаты:Предметные:Представление детей о природной зон...