Урок окружающего мира "Снежные загадки"
план-конспект урока по окружающему миру (1 класс) по теме

Нугаева Людмила Васильевна

Представлена разработка  урока окружающего мира в 1 классе по УМК "Перспективная начальная школа". Имеется презентация.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_snezhnye_zagadki.rar1.77 МБ

Предварительный просмотр:

Урок окружающего мира «Снежные загадки»

(УМК «Перспективная начальная школа». 1 класс)

Нугаева Людмила Васильевна

учитель начальных классов

МОУ «Средняя общеобразовательная школа №1» г.Саранска

Цель и задачи урока:

  • расширить  представления учащихся о сезонных изменениях в природе.
  • дать элементарное представление об образовании снежинок;
  • на основании опытов установить, чем может быть загрязнён снег;
  • изучить правила безопасного поведения во время прогулки зимой и во время зимних игр.

Ход урока

  1. Организационный момент 
  • Прочитайте название темы. (Слайд)
  • Как вы думаете, о чём пойдёт речь?
  • Чему будем учиться на уроке?

Сегодня необычный исследовательский урок. Мы будем выдвигать предположения, доказывать или опровергать их, проводить эксперименты, делать выводы.

  1. Основная часть урока

1) Вступительная беседа

  • Какое время года наступило? (Слайд)
  • Какие изменения произошли в неживой природе?

Обращается внимание на стаканчики со снегом, которые стоят на столе.  (Слайд)

На уроке будет проведён опыт. Снег взят у школьного крыльца, с пришкольного участка и у дороги.

  • Как вы думаете, для чего мы будем проводить опыт? (Поиск ответа на вопрос, чист ли белый снег?)

2) Объяснение нового материала

а) Работа по развороту учебника «Снежные загадки» (с.34-35) (Слайд)

Смотрим на левую часть разворота.

  • Снежная ли зима в этом году в посёлке Мирное?
  • Что делают Маша и Жучка?
  • Зачем Маша сняла варежку?
  • Чему рада Жучка?

Смотрим на правую часть разворота.

  • Что собирается делать Маша?
  • Почему так весело Мише?

б) Обсуждение жизненных наблюдений и ощущений самих детей (Слайд)

  • Что вы чувствуете, когда смотрите на падающий снег?
  • Когда идёте по первому чистому снегу?
  • Когда снежинки падают на лицо?
  • Что происходит со снежинкой, если поймать её на ладонь?
  • Удавалось ли вам когда-нибудь рассмотреть снежинку?

в) Работа по рисунку (левый разворот учебника). Рассказ учителя (Слайд)

  • Рассмотрите рисунки разных снежинок.

Учёным удалось выявить девять основных форм снежных кристаллов. В учебнике есть рисунок, на котором изображены снежинки. Если смотреть сверху вниз, то можно увидеть снежинки, которым дали такие названия: запонка, столбик, ёж, игла, звезда, пластинка и ещё одна звезда. (Слайд)

  • От чего зависит форма снежинок? (Слайд)

Японскому профессору Накайя, который всю свою жизнь посвятил изучению тайн снежинок, удалось выяснить, что форма зависит от температуры воздуха. Оказалось, что самые красивые снежные кристаллы – звёзды – появляются только при небольшом морозе (-14, -15, -16, -17 градусов).

г) Постановка проблемы (Слайд)

  • Выскажите свои предположения, где рождаются снежинки. (Высоко, высоко над землёй в облаках.)

                 А вот как на этот вопрос ответил поэт.

                   Туча по небу гуляла

                   И случайно задремала.

                   Ветры буйные на воле

                   Увидали: туча спит,

                   Как перину распороли –

                   И оттуда пух летит –

                   В глазах рябит,

                   А поймаешь – холодит.

                               В. Мусатов.

  • Как рождаются снежинки?

д) Разрешение проблемы, где и как рождаются снежинки

  • Чтение рассказа из хрестоматии «Как рождаются снежинки» (стр. 24).
  • Рассказ учителя.

е) Работа по вопросам учебника (Слайд)

  • Можно ли сказать, что снежинка  - очень красивое изделие? (Сказать так нельзя, изделия – это предметы, сделанные человеком, а снежинка – объект природы.)
  • Почему скрипит снег под ногами? (Это происходит потому, что под тяжестью тела человека ломаются нежные лучики снежинок-звёздочек. А так как их очень много, слышится треск.)
  • Где больше снега в поле или около забора? (Снега больше около забора, заграждения задерживают его.)
  • Как люди это используют?

Как люди это используют, вы узнаете из рассказа «Зачем зимой на полях снег пашут» (стр. 25).

ж) Проведение опытов (Слайд)

Давайте проверим, растаял ли снег и попробуем определить, в каком стакане снег взят у дороги, в каком – у крыльца школы, а в каком – на участке.

  • Какого цвета были снежки?
  • Что с ними произошло?
  • Какого цвета вода?
  • Как вы думаете, она чистая?
  • Давайте проверим.
  • Обратите внимание, каким стал фильтр.
  • Откуда на нём появились частички грязи? (Значит, грязь была в снежках.)

Мы доказали гипотезу, что снег бывает грязным.

з) Разрешение проблемы, откуда в снежинках грязь. (Слайд)

  • Откуда в снежках грязь? давайте это выясним.
  • Чтобы узнать, откуда грязь появилась в снежке, проследим её путь.

Много дыма, газов и копоти выбрасывают в воздух фабрики и заводы. Всё это сначала находится в воздухе, разносится ветром на далёкие расстояния, а затем падает на землю. Зимой эта пыль и грязь ложатся на снег. Огромное количество вредных веществ выбрасывают в атмосферу автомобили.

и) Разрешение проблемы, можно ли есть снег. (Слайд)

  • Как вы считаете, можно ли есть снег? (Нет. Приводятся примеры.) (Слайд)
  • А вот как считает группа исследователей.
  • Сообщение детей. (Слайд)

Цель нашего исследования: мы хотели узнать: можно ли есть снег и лёд.

Выдвижение гипотезы.

Мама говорит, что снег и лёд есть нельзя, а мы считаем, что снег и лёд могут быть съедобными.

1 ученик. Мы провели исследование: в морозилке получили кубики льда из воды и сока. Кубик льда из сока оказался гораздо вкуснее. Попробовали снег из морозилки – невкусно. Затем мы купили в магазине несколько сортов мороженого: молочное, сливочное, пломбир. Больше всего нам понравилось мороженое – пломбир.

2 ученик. Из книг мы узнали, что если фруктовый сок в какой-нибудь ёмкости поставить в морозильник, то он замёрзнет и превратится в кусок льда. Чтобы сделать настоящее мороженое, нужно постоянно помешивать жидкость при замерзании. Только так можно получить мороженое, а не лёд. В зависимости от сорта, мороженое может состоять из воды, молока, жира, фруктов, сахара и вкусовых добавок.

Выводы.

В результате нашего исследования мы поняли, что снег и лед могут быть съедобными, только если их сделал человек. Мороженое и фруктовый лёд – это очень вкусно!

к) Обсуждение проблемы, кто ждал снега. (Слайд)

  • Ждут ли снег растения? (Снег укрывает землю, на полях перестают зябнуть озимые хлеба и другие растения.)
  • Ждут ли снег животные? (Заяц в своей белой шубке не виден врагу на снежном покрывале. Тетерева ныряют снег и спят себе в уютной снежной спаленке.)
  • Любите ли вы снег? Почему? (Можно лепить снежную бабу, играть в снежки, кататься с горки на лыжах и на санках.)

л) ПБП на прогулке

  • Выставка тетрадей (стр. 25)

3) Закрепление пройденного материала

а) Графический диктант.

  • Снег при таянии превращается в воду? (да)
  • Снег бесцветный? (нет)
  • У снежинок пять лучей? (нет)
  • Снег непрозрачный? (да)
  • Все снежинки одинаковые? (нет)
  • Снег белый? (да)
  • Снег грязный? (да)
  • Снежинка – это красивое изделие? (нет)

б) Разгадывание кроссворда.

Побелело на ночь всюду.

А у нас в квартире чудо!

За окошком двор исчез –

Там волшебный вырос лес !

В огне не горит                

И в воде не тонет.  

Рыбам зиму жить тепло:

Крыша – толстое стекло.

     

с

н

е

г

о

в

и

к

м

о

р

о

з

л

ё

д

з

и

м

а

в) Работа с пословицами.

  • Объясните значение пословиц.

Много снега – много хлеба.

Много воды – много травы.

4) Итог урока. Рефлексийный экран


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к урокам русского языка и окружающего мира "Загадки про овощи"

Презентация предназначена учителям начальных классов при работе  с изучением словарных слов, а также в качестве дополнительного материала при изучении окружающего мира и на классных часах по форм...

Загадки к уроку окружающего мира 2 класс на тему ПУТЕШЕСТВИЯ

Загадки к уроку окружающего мира на тему :"ПУТЕШЕСТВИЯ" 2 класс...

Презентация к уроку окружающий мир для учащихся 2 - 4 классов VIII вид "Сентябрь пахнет яблоками, октябрь - капустой". Загадки.

Презентация по теме "Сентябрь пахнет яблоками, октябрь - капустой. Загадки" содержит 10 слайдов и может быть использована не только на уроках окружающий мир, но и для внеклассного мероприятия или бесе...

Презентация к уроку окружающий мир для учащихся 2 - 4 классов VIII вид "В летнюю пору заря с зарей сходится". Загадки.

Презентация к уроку окружающий мир для учащихся 2 - 4 классов коррекционной школы VIII вида "В летнюю пору заря с зарей сходится. Загадки" содержит 10 слайдов к уроку окружающий мир и может быть испол...

Презентация к уроку окружающий мир для учащихся 2 - 4 классов VIII вид "Зимние загадки".

Презентация по теме: "Зимние загадки" разработана для одного конкретного ученика находящегося на индивидуальном (надомном) обучении и обучающегося по индивидуаьному образовательному маршруту с уч...

Загадки для уроков окружающего мира на темы: "Полезные ископаемые", "Организм человека"

Загадки можно использовать в конце урока при подведении итогов , при актуализации знаний в начале урока или на заключительном уроке для проверки знаний....

Урок окружающего мира в 4 классе "Снежные загадки"

Цели урока: познакомиться с различными видами снежинок, их особенностями и образованием.Планируемый результат:Дети учатся:- отмечать особенности снежинок, выполнять рисунки, иллюстрирующие выделенные ...