Рабочая программа по развитию речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности
рабочая программа по окружающему миру (4 класс) по теме

     Рабочая программа по развитию речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности разработана на   основе «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида 1- 4 классы» под редакцией доктора педагогических наук  В.В. Воронковой. Москва, «Просвещение», 2010г.  и ориентирована на учебник «Знакомство с окружающим миром»  для 4 класса специальных (коррекционных) школ VIII вида. Е. Д. Худенко, И. А. Терехова,- М.: АРКТИ, 2004.

   Данный учебный предмет является специфическим для обучения младших умственно отсталых школьников. Занятия  по данному учебному предмету имеют интегративный характер, рассматриваются как коррекционные.

     Цель данной программы: целенаправленное исправление дефектов общего и речевого развития детей с интеллектуальным недоразвитием, их познавательной деятельности,  что является практически значимым для их  социальной  адаптации и реабилитации в обществе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл moya_programma_po_razvitiyu_rei_okr_mir.rar20.8 КБ

Предварительный просмотр:

                                         

ГБОУ «Валуйская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа – интернат VIII вида»

«Согласовано»

Руководитель МО

___________         Парко Л. П.

Протокол № ___

от «____»____________2013г.

«Согласовано»

Заместитель директора школы по УР

__________________ Севостьянова А.Ю.

«____»____________2013г.

«Утверждаю»

Директор школы – интерната

_________________         Мельник Л. В.

Приказ № ___

от «___»_________________2013 г.

Протокол педагогического совета №____

от «____»______________2013 г.

Рабочая программа  по развитию речи

на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности

4 класс

 на 2013-2014учебный год.

Разработана учителем  начальных классов

Пригорневой Татьяной Александровной

2013год

Пояснительная записка

     Рабочая программа по развитию речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности разработана на   основе «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида 1- 4 классы» под редакцией доктора педагогических наук  В.В. Воронковой. Москва, «Просвещение», 2010г.  и ориентирована на учебник «Знакомство с окружающим миром»  для 4 класса специальных (коррекционных) школ VIII вида. Е. Д. Худенко, И. А. Терехова,- М.: АРКТИ, 2004.

   Данный учебный предмет является специфическим для обучения младших умственно отсталых школьников. Занятия  по данному учебному предмету имеют интегративный характер, рассматриваются как коррекционные.

     Цель данной программы: целенаправленное исправление дефектов общего и речевого развития детей с интеллектуальным недоразвитием, их познавательной деятельности,  что является практически значимым для их  социальной  адаптации и реабилитации в обществе.

    Задачи преподавания развития речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности:

  - формировать элементарные понятия, расширять и обогащать представления о непосредственно окружающем мире (сезонных изменениях, полевых растениях, домашних и диких животных, насекомых);

  - учить правилам дорожного движения, правилам поведения в природе;

  - развитие связной устной речи;

  -учить сравнивать, обобщать, конкретизировать, делать элементарные выводы, устанавливать несложные причинно-следственные связи и закономерности;

 - вырабатывает умения наблюдать природные явления, составлять устные описания;

 - развитие эмоциональной адекватности поведения на основе общения.

    Наряду с этими задачами на занятиях решаются и специальные задачи, направленные на коррекцию умственной деятельности школьников.  

Основные направления коррекционной работы:

  • развитие артикуляционной моторики;
  • развитие высших психических функций;
  • коррекция нарушений  эмоционально-личностной сферы;
  • развитие речи, владение техникой речи;
  • расширение представлений об окружающем мире и обогащение словаря;
  • совершенствование связной речи;
  • развивать мотивацию к общению;
  • коррекция индивидуальных пробелов в знаниях.

Рабочая  программа разработана на основе следующих документов:

  1. Закона РФ «Об образовании»;
  2. Типового положения о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии, Постановление Правительства РФ от 10.03. 2000 г. № 212.,  23.12.2002 г., № 919
  3. Методического письма «О специфике деятельности специальных (коррекционных) образовательных учреждений I-VIII видов» от 26.12.2000г.;
  4. Положения о порядке  разработки и утверждения рабочих программ в ГБОУ « Валуйская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа- интернат VIII вида»  приказ № 62-А от 04.09.2009 г.;
  5. Учебного плана ГБОУ « Валуйская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа- интернат VIII вида» протокол пед. совета №8 от 11. 06. 13г.
  6. Единой  концепции  специального Федерального государственного стандарта  для детей с ограниченными возможностями здоровья, 2009 г.

  Рабочая программа  рассчитана на 35   часов в год, количество часов в неделю - 1.        

     Рабочая программа предназначена  для учащихся 4 класса специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида.

    Обучение способности видеть, сравнивать, обобщать, конкретизировать, делать элементарные выводы, устанавливать несложные причинно-следственные связи и закономерности способствует развитию аналитико-синтетической деятельности учащихся, коррекции их мышления.

      Разговорная  устная речь   представляет собой сложный вид речевой деятельности. Она включает в себя ответы на вопросы и диалог, описание предметов и явлений, собственных действий и впечатлений и т.д .Учитывая, что  в 4 классе школьники уже имеют определённый уровень сформированности психических процессов, ими накоплен небольшой опыт жизненный и языковой опыт, основное внимание уделяется развитию связной  диалогической и монологической речи. Учащиеся осваивают разновидности предложений в диалоге: повествовательные, побудительные (просьба, требование), вопросительные.

  Ежедневные наблюдения за погодой (солнцем, состоянием неба, воздуха, ветром, осадками) фиксируются в классном Календаре природы и труда. Систематические наблюдения за изменениями в природе и деятельности людей в течение каждого сезона являются основой для развития наблюдательности у  учащихся.


 
Основные формы и методы организации учебного процесса.

 Формы обучения: урок , урок –экскурсия.

Форма учебной  деятельности: фронтальная работа, индивидуальная работа, работа в парах и группах, коллективная работа.

Методы обучения: словесные, наглядные, практические.

Основным методом обучения является беседа. Главным компонентом беседы является речь самих учащихся. Учитель руководит речевой деятельностью учащихся, активизирует ее, исправляет ошибки, учит сосредоточить внимание на определенных предметах и явлениях, правильно наблюдать и устанавливать связи, выражать свои впечатления и суждения в словесной форме. На экскурсиях учащиеся знакомятся с предметами и явлениями в естественной обстановке; на предметных  уроках – на основе непосредственных чувственных восприятий. Наблюдая, дети учатся анализировать, находить черты сходства и различие, делать простейшие выводы и обобщения.

     Правильная организация занятий, специфические методы и приемы обучения способствуют развитию речи и мышления учащихся.

Технологии обучения: игровые, здоровьесберегающие; проблемно-поисковые; личностно-ориентированные;  дифференцированное обучение, ИКТ.

Занятия проводятся в классно – урочной форме.

Типы уроков

  • Урок сообщения новых знаний.
  • Урок формирования и закрепления знаний и умений.
  • Урок обобщения и систематизации знаний.
  • Урок проверки и оценки знаний, умений и навыков.
  • Комбинированный урок.

Для проведения уроков развития речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности   имеется соответствующее оборудование и наглядные пособия.

Требования к  уровню подготовки учащихся.

Учащиеся должны уметь:

  • называть и характеризовать предметы и явления, сравнивать и классифицировать, устанавливать элементарные зависимости;
  • активно участвовать в беседе;
  • связно высказываться на предложенную тему на основе проведенных наблюдений;
  • выполнять практические работы по уходу за жильем, по посадке растений на пришкольном и опытном участке, по уборке урожая;
  • соблюдать правила личной гигиены;
  • соблюдать правила дорожного движения.

Учащиеся должны знать:

  • названия и свойства изученных предметов, групп предметов, явлений природы;
  • правила дорожного движения, все случаи правильного перехода улицы.

Учебно - тематический  план

Наименование разделов

Всего часов

1

Времена года. Осень.

14

2

Время года. Зима.

10

3

Время года. Весна.

11

Итого:

35

Календарно-тематическое планирование

 

Развитие речи (35ч)

п/п

урока

Наименование раздела и тем

Часы учебного времени

Сроки прохождения

Примечание

по плану

факти-

чески

Тема раздела: Времена года. Осень. (14ч)

1.

1.

Времена года: лето. Начало осени.

1

2.

2.

Овощи, фрукты и ягоды. Сбор урожая.

1

3.

3.

Грибы.

1

4.

4.

Сентябрь – начало осени. Сезонные изменения в природе. (Экскурсия).

1

5.

5.

Полевые растения: рожь, кукуруза, овёс. Их использование.

1

6.

6.

Город. Поведение в городе.

1

7.

7.

Времена года: середина осени.

1

8.

8.

Село. Деревня.

1

9.

9.

Правила дорожного движения.

1

10.

10.

Ноябрь – последний месяц осени.

1

11.

11.

Растения осенью и их плоды: орехи. Деревья, кустарники, травы.

1

12.

12.

Разнообразие животных в природе.

1

13.

13.

Жизнь и быт школьника: квартира. Комната. Мебель.Квартира. Посуда и уход за ней.

1

14.

14.

Обобщение по теме «Времена года. Осень.»

1

Тема раздела: Время года. Зима. (10ч)

15.

1.

Сезонные изменения в природе, погоде: декабрь.

(Экскурсия).

1

16.

2.

Погода и природа зимой.

1

17.

3.

Охрана здоровья: отдых зимой.

1

18.

4.

Зима – начало года.

 Растения зимой: хвойные растения.

1

19.

5.

Домашние животные зимой: корова и уход за ней.

1

20.

6.

Домашние животные: лошадь и уход за ней.

1

21.

7.

Дикие животные: лось, олень.

1

22.

8.

Сезонные изменения в природе: февраль – последний месяц зимы.  (Экскурсия).

1

23.

9.

Труд людей зимой.

1

24.

10.

Обобщение по теме «Времена года.Зима.»

1

Тема раздела: Время года. Весна. (11ч)

25.

1.

Сезонные изменения в природе: март.   (Экскурсия).

1

26.

2.

Домашние птицы: гусь, индюк.

1

27.

3.

Дикие птицы: лебедь и гусь.

1

28.

4.

Зимующие и перелётные птицы. Птицы в русских сказках.

1

29.

5.

Апрель – середина весны.

1

30.

6.

Насекомые вредные и полезные.

1

31.

7.

Рыбы. Земноводные: лягушка, жаба

1

32.

8.

Человек – часть природы. Здоровье человека.

1

33.

9.

Наше питание. Наш сон. Наше общение.

1

34.

10.

Май – конец весны.  (Экскурсия).

1

35.

11.

Обобщение по теме «Времена года. Весна.»

1

Содержание  программы

  Обогащение и уточнение словаря. Называние и характеристика предметов и явлений по их основным свойствам. Сравнение предметов, классификация предметов, установление  элементарных зависимостей. Активное участие в беседе.

     Описание предметов, явлений природы с использованием слов, усвоенных в процессе группировки предметов по их признакам и действиям; сравнение предметов и явлений между собой и с другими предметами и явлениями.        

     Дополнение высказываний собеседников на основе материала личных наблюдений и прочитанного.

     Сезонные изменения в природе. Погода (ясно, пасмурно, дождь, гроза, ветер). Высота солнца в разное время дня. Признаки лета: солнце сильно греет, жарко, роса, туман, на небе бывают облака и тучи, летний дождь, ливень, град, гроза (молния, гром). Летние работы в деревне. Названия летних месяцев. Признаки осени: дует холодный ветер, часто идут дожди, становится холоднее, листья на деревьях желтеют, опадают, на ветках остаются почки, птицы (грачи, скворцы) собираются в стаи, улетают в тёплые края, заморозки. Осенние работы в поле. Названия осенних месяцев. Признаки зимы: снегопады, морозы, метели, в морозную погоду снег скрипит под ногами, красиво сверкает на солнце, зимой солнце поздно восходит, рано заходит, дни короче, ночи длиннее, самый короткий день, самая длинная ночь, замёрзли пруды, лёд на реке твёрдый, скользкий, птицам голодно, они прилетают к домам, ищут корм, люди заботятся о птицах. Труд людей. Названия зимних месяцев. Признаки весны: солнце поднимается выше, греет все сильнее, ледоход, разлив, первые проталины, первые травы и цветы, на деревьях и кустарниках набухают почки, распускаются листья и цветки, цветут фруктовые деревья, на улицах и в садах люди сажают деревья и кустарники, в огородах и цветниках сеют семена, появляются насекомые, прилетают птицы. Названия весенних месяцев.

     Город, село, деревня. Главная улица города, села. Учреждения города, села, деревни (почта, телеграф, телефонный узел, магазины, рынок, больница, аптека и др.).

     Дорожное движение. Правила дорожного движения: правильный переход улицы (все случаи).

     Овощи, фрукты, ягоды. Определение и различение.

     Орехи. Орех лещины, грецкий орех, кедровый орешек. Различение по внешнему виду, вкусу.

     Грибы. Части гриба. Грибы съедобные и несъедобные.

     Семена цветковых растений. Сбор и хранение семян. Практические работы по выращиванию цветковых растений из семян (настурция, ноготки, душистый горошек и др.)

   

  Полевые растения. Рожь, кукуруза, овёс, другие местные. Части этих растений: корень, стебель (соломина), листья, колос (метёлка, початок), зёрна. Как используются эти растения. Осенние работы в поле.

     Квартира, комната. Столовая, спальня, кухня и др. Назначение.

     Мебель. Мебель для столовой, спальни, кухни. Назначение. Уход за мебелью.

     Посуда. Называние посуды. Посуда столовая, чайная, кухонная. Уход и хранение.

     Одежда. Как мы одеваемся в разное время года: одежда летняя, зимняя, демисезонная. Из чего сшита наша одежда. Уход за одеждой (чистка, сушка, проветривание, хранение).

     Обувь. Из чего делают обувь. Обувь кожаная, резиновая, валяная, текстильная. Уход за разными видами обуви.

     Комнатные растения. Традесканция, бегония, герань, алоэ (на выбор). Части растения. Практические работы по выращиванию комнатных растений из черенков.

     Деревья. Ель, сосна. Распознавание. Части дерева: корень, ствол, ветви, листья, хвоя. Семена в шишках. Ель, сосна – хвойные деревья.

     Домашние животные. Лошадь, корова, свинья и др. Особенности внешнего вида. Пища. Уход и содержание. Польза, приносимая людям.

     Дикие животные. Лось, олень. Внешний вид, пища, повадки.

     Домашние птицы. Гусь, индюк и др. Внешний вид, пища, повадки. Польза, приносимая людям.

     Дикие птицы. Гусь, лебедь и др. Внешний вид, места обитания, пища.

     Птицы перелётные и зимующие. Время отлёта и прилёта разных птиц.

     Насекомые вредные и полезные. Бабочки, майский жук, пчела, муравей, муха.

     Рыбы. Чем покрыто тело рыбы. Как передвигаются, чем и как питаются рыбы. Уход за рыбами в аквариуме.

     Охрана здоровья. Отдых и труд дома. Режим сна. Режим питания.

     Повторение пройденного.

Экскурсии, наблюдения и практические работы по темам

   Ежедневные наблюдения за погодой. Систематические наблюдения за сезонными изменениями в природе. Экскурсии в природу для проведения этих наблюдений. Ведение сезонного календаря природы и труда.

     Экскурсии по главной улице города, села, деревни, в школьные мастерские, магазины, огород, сад, парк или лес, к цветочной клумбе, в зоопарк, на животноводческую ферму, звероферму, птицеферму (исходя из местных условий).

     Практические работы по уходу за одеждой, обувью, за комнатными растениями, по выращиванию цветковых растений из семян.

Формы и средства контроля.

  Текущий контроль на уроках развития речи осуществляется на каждом уроке в   устной форме:

- беседа: вопросно-ответная форма;

- опрос учащихся;

- рассказ ученика;

- чтение текста и правильность выполнения заданий  по тексту;

-  правильность и обоснованность ответа, рассуждения;

- умение составить текст по плану, по сюжетной картинке.

 На уроках развития речи контроль знаний учащихся осуществляется по следующим критериям:

       

            - умение  правильно ответить на вопрос полным предложением;

            - умение составить сообщение по данному учителем плану;

            - умение выполнить рисунок по теме и рассказать о нем;

            - умение обобщать и сравнивать предметы и явления;

            - умение составить рассказ – описание.

Итоговый контроль осуществляется на обобщающих уроках, после изучения каждого раздела:

- самостоятельные работы по учебнику;

- тестирование;

- беседа по вопросам;

- составление рассказа.

Тема: «Начало осени. Сбор урожая».

Составить текст, вставляя подходящие по смыслу слова.

    В начале сентября колхозники начинают …  .  Это очень трудная …  . Помогают им …  .

На полях идет уборка … , … , … . Затем овощи доставляют в … , где из них готовят … .

В садах убирают … , которые отправляют в …  и в … .

Тема: «Грибы».

Ответьте на вопросы и составьте рассказ.

- Что это за растение?

- Где растут грибы?

-Какие грибы вы знаете?

- Какие части гриба вы можете назвать?

-Кто из вас ходил в лес за грибами?

-Какие вы знаете грибы?

- Какие грибы можно употреблять в пищу?

-Что можно приготовить из грибов?

- Какие грибы опасны для  употребления в пищу?

Перечень учебно-методического обеспечения образовательного процесса

Основная

  1. Е. Д. Худенко, И.А. Терехова. Знакомство с окружающим миром. Учебник для специальных (коррекционных)  школ VIII вида 4 класс. – М.:АРКТИ, 2004.

2. Программы  специальных (коррекционных)  образовательных учреждений VIII вида 1-4 классы под редакцией доктора педагогических наук В.В. Воронковой. – М.: Просвещение, 2010.

        Дополнительная

1.Е. Д. Худенко, Д. И. Барышникова  «Планирование уроков развития речи  на основе знакомства с окружающим миром в 4 классе  специальных (коррекционных) школ VIII вида». М.: АРКТИ, 2004г.

2.А. К. Аксенова  Методика обучения русскому языку в коррекционной школе. – М.: Владос,1999.

3.Аксенова А.К., Галунчикова Н.Г., Якубовская Э.В. Читай, думай, пиши.  – М.: Просвещение, 2005.

4. Волина В.В. Веселая грамматика. – М.: Знание, 1995.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по « развитию устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности» 4 класс.

Составлено на основе программы для подготовительного, 1 – 4 классов специальных (коррекционных) образовательных  учреждений VIII вида под редакцией В. В. Воронковой, Москва, издательство «П...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по развитию устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности(окружающий мир)для 1 класса обучающихся по адаптированной основной программе начального общего образования для УОД.

Цель.- направлять  исправление дефектов общего и речевого развития детей, их познавательной деятельности.Основные  задачи предмета « развитие  устной речи на основе изучения предметов и...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по развитию устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности(окружающий мир)для 3 класса обучающихся по адаптированной основной общеобразовательной программе начального общего образования для УОД.

Изучение развития устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности(окружающий мир) направлено на достижение обучающимися следующих целей:- обогатить и уточнить словарь, н...

Рабочая программа по развитию устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности 3 класс общеобразовательной (коррекционной) школы VIII вида

Рабочая программа по развитию устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности 3 класс коррекционной школы VIII вида...

Рабочая программа «Развитие устной речи на основе изучения предметов и явления окружающей действительности" 3 класс

Пояснительная записка  Рабочая программа  учебного предмета «Развитие устной речи на основе ознакомления с предметами  и явлениями окружающей действительности» разработана на осно...

Рабочая программа "Коррекционная подготовка. Развитие устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности"в 3 классе

Развитие речи - одна из важнейших ппроблем в начальной школе. Научить ребенка говорить - значит научить его мыслить. Для школьника развитие связной речи имеет исключительное значение, особенно для обу...