Надёжная защита организма
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс) по теме

Зиновьева Марина Юрьевна

Конспект урока в 3 классе "Школа России", ФГОС

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема: Кожа - надежная защита организма.

Тип:изучение нового материала

Задачи:

  • Уточнить представления учащихся о коже, её свойствах, гигиена покровов;
  • Выполнить практическую работу по теме «Знакомство с внешним строением кожи»

Планируемые результаты

Предметные:

  • Знать свойства кожи;
  • Знать свойства гигиены и ухода за кожей;
  • Знать меры первой помощи при различных повреждениях кожи

Метапредметные:

  • Понимать учебную задачу урока, стремиться её выполнить;
  • Оценивать достижения на уроке;
  • Выполнять практическую работу;
  • Выполнить проект с помощью текста учебника

Личностные:

  • Понимать значимость безопасного, здорового образа жизни;
  • Владеть начальными навыками адаптации в мире;
  • Определять личностный смысл учения

Ход урока

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности обучающихся

Мотивация познавательной деятельности

  • Организует повторение изученного материала Игра «Узнай по описанию;

- Сегодня на уроке мы продолжаем изучать организм человека. На прошлом уроке мы изучали, как человек воспринимает окружающий мир. Давайте посмотрим, как вы усвоили эту тему.

  1. Орган, с помощью которого мы видим. (Глаз – орган осязания)
  2. Орган человека воспринимающий  звуки.  (Ухо - орган слуха)
  3. Орган, с помощью которого мы вдыхаем кислород, чувствуем запахи.  (Нос – орган обоняния)
  4. Орган, с помощью которого мы чувствует вкус.  (Язык – орган вкуса)

5. орган, являющийся надёжной защитой организма (Кожа – орган осязания).

8. «Мотор» человека, благодаря которому движется кровь по сосудам. (Сердце)

9. Орган, в который приходит вся информация об окружающем мире.  (Мозг)

10.Орган, входящий в пищеварительную систему, участвующий в переваривании пищи.

Мы в нее зимой и летом

С головы до ног одеты,

Даже на ночь снять не можем,

Потому что это… (Кожа)

  • Сообщает о том, что у каждого человека есть такая замечательная одежда – это наша кожа.
  • Отвечают на вопрос, высказывают предположения.

  • Участвуют в определении темы урока

Актуализация необходимых знаний

- Что вы знаете о коже?

- Предположите, какая тема урока? (ответы детей)

- Прочитайте тему урока в учебнике.

- Какие учебные задачи поставим перед собой?

- Прочитайте, что об этом говорит Муравьишка.

Кожа - это живая защитная оболочка нашего тела.

Ее общий вес составляет примерно 4 кг.

Самая тонкая кожа на веках глаз - около

1 мм, самая толстая на подошвах ног - около 4 мм.

  • Высказывают и обосновывают предположения
  • Обращают внимание на то, что кожей покрыто всё тело человека
  • Актуализируют имеющиеся знания и личный опыт
  • Участвуют в определении учебной задачи урока

Организация познавательной деятельности

Организует практическую работу в парах по изучению свойств кожи с использованием заданий на с.130 учебника и задания 1 в рабочей тетради.

Практическая работа

1) - Возьмите лупу. Лупа  – это прибор, главной частью которой, является увеличительное стекло.

- Рассмотрите свою кожу на своей руке. Что видите?

- Мы видим маленькие отверстия. Эти отверстия называются порами.

- Какая поверхность?  (Неровная,  видны поры, волоски)

- Волоски покрывают всю нашу кожу. Зачем они человеку?

- Волоски на коже защищают кожу от одежды. Если бы их не было, одежда стирала бы жир, выделяемый кожей, и кожа бы пересыхала.

- Что напоминает? (Сетку)

  1. - Потрогайте кожу, потяните её, пошевелите пальцами.

– Что вы можете сказать о коже? (мягкая, не мешает движению пальцев рук, легко растягивается и не рвется)

3) - Рассмотрите кровеносные сосуд под кожей. Какой вывод можно сделать? (кожа тонкая)

4) - Проведите пальцем по лбу. Приложите палец к стеклу. Что осталось на стекле? (пятно жира, значит кожа выделяет жир)

- Кто догадался, зачем коже жир?

- Жир смазывает кожу, не дает ей пересыхать, делает ее мягкой.

5)  - Попробуйте пот на вкус. Что выделяется из организма с потом? (соль)

Организует работу с текстом на с.130-131 учебника, предлагает учащимся рассказать, какими средствами гигиены кожи они пользуются

Физкультминутка

Предлагает составить проект «Правила ухода за кожей» (в паре)

  • Выполняют практическую работу, результаты отмечают в рабочей тетради, высказывают предположения. Обсуждая результаты практической работы, делают выводы;

  • Читают текст, формулируют правила гигиены кожи, рассказывают о средствах гигиены.

  • Составляют проект«Правила ухода за кожей», выполняют проверку, дополняют своими правилами ухода за кожей

Свойства  кожи:

  1. Упругая.
  2. Эластичная.
  3. Не пропускает  влагу. (Пропускает (всасывает)  йод, зелёнку)
  4. Обновляется.  (Старый слой отшелушивается)
  5. Растягивается   (Сожмите в кулак,  разожмите.  Стянулась,  растянулась – не мешает движению).
  6. Рисунок на кончиках пальцев – индивидуальный.

Состав и функции кожи:

1. Защитная функция

– Кожа равномерно покрывает ваше тело, но это не просто оболочка нашего тела, а сложный орган с определенным строением, со многими функциями.

- Из чего состоит кожа?

- Кожа состоит из трех слоев.

- Как называется первый слой кожи, который рассматривали под лупой?

- Первый слой – верхняя наружная оболочка.

- Какую функцию он выполняет? (защитную)

- Кожа защищает организм от вредных микробов, от повреждений внутренних органов.

Опыт: чисто вымытый палец смачивали бульоном, в котором находилось 30 000 000 микробов. Через 2 часа из всех микробов уцелело только 7 000. Все остальные микробы погибли.

Опыт: взяли раствор с микробами и намазали одновременно им чисто вымытый палец и грязный.  На чистом пальце от прикосновения к  коже  все микробы  погибли  через  20 минут,  на грязном число их сильно увеличилось.

2. Выделительная функция

– Второй слой – сама кожа. В ней находятся специальные сальные железы, которые смазывают кожу и волосы. Сальные железы выделяют жир.  

- Для чего это происходит?

Сообщение:

Через поры, находящиеся на коже, организм дышит, выделяя газы и поглощая воздух. Через поры выделяется пот. Пот похож на капельки воды. Пот выступает всегда, только мы замечаем его, когда потовыделение идет сильно, особенно в сильную жару. Это не случайно. В жару организм человека сильно перегревается и требует охлаждения. Таким образом, наш организм охлаждается сам, в любое время, испаряя влагу через поры кожи. Поры могут расширяться и сужаться - в жару они расширяются, и пота выступает больше — охлаждение идет интенсивнее. На холоде поры сужаются, и пот почти не выступает — иначе организм переохладится.

- На коже разбросано 3 000 000 потовых желёз. Через эти желёзки выступает на поверхность кожи пот (1 сутки – 1 л пота, при физическом труде 8 литров.) Пот состоит 98%-- - вода, 2% - соли.

- За неделю выступает 200 г сала: делает нашу кожу эластичной, смазывает наши волосы. Но к жиру пристаёт много грязи.

- Третий слой – подкожный жир.

– А какова его функция?

 - Он защищает кожу от ушибов и сохраняет тепло.

 – Итак, из каких слоев состоит кожа?

3.Чувствительная функция

- Кожей мы чувствуем тепло, холод, боль, давление (35 нервных окончаний -  участок кожи с монету).

- Орган осязания.

Опыт: Игра «Волшебный мешочек» выбирают 1 ученика, завязывают глаза и дают потрогать предметы, а ребёнок должен угадать, что это за предмет.

3.Теплорегулятор (регулирует тепло организма)

- Когда на улице холодно кровеносные сосуды кожи сужаются – кожа бледнеет (тепло в организме), жара – сосуды  расширяются, отдают лишнее тепло – кожа краснеет.

- Подкожный жир предохраняет от переохлаждения, а пот в жаркое время испаряется и охлаждает тело.

- Самая высокая температура тела на шее и на подбородке 34 градуса, t тела 33 градуса, на кончиках пальцев рук 29 градусов, ног- 24,4 градуса.

- Человек всегда отдаёт тепла за сутки столько – сколько можно вскипятить 33 литра ледяной воды.

– Какими функциями обладает кожа, благодаря такому составу?

Подведение итогов

VI. Подведение итогов  урока

- Какие учебные задачи ставил перед нами Муравьишка? Все ли мы выполнили?

VII. Рефлексия

- Выполните задания теста

- С каким настроение вы уходите с урока?

- Оцените  своё настроение при помощи рисунка: в проекте (СМАЙЛИК)

Всё понял (а), могу помочь товарищу

Понял (а), но остались ещё вопросы

Совсем ничего не понял(а)

  • Делают вывод, определяют личностный смысл изучения темы
  • Читают вопросы, отвечают на них устно, фиксируя, какие из вопросов вызвали затруднения, осуществляют самооценку деятельности на уроке
  • Определяют домашнее задание

Дополнительные творческие задания: создать сообщение по теме «Ожёг, ушиб, порез, обморожение – первая медицинская помощь»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок окружающего мира в 3 классе "Надёжная защита организма"

Тема: Надёжная защита организма. (с применением ИКТ)Цели урока: • формирование представлений о коже, функциях кожи и её значении для организма человека; • развитие познавательного интереса, логичес...

Урок окружающего мира по теме "Кожа - надёжная защита организма"

В ходе практической работы учащиеся узнают состав кожи, знакомятся с её функциями....

"Кожа - надёжная защита организма"

Урок по окружающему миру....

Надёжная защита организма

Урок - практикум по теме "Организм человека"...

Тест по теме "Надёжная защита организма".

Тесты по окружающему миру, 3 класс....

КОЖА – надёжная защита организма. 3 класс

Урок-презентация в неделю биологии и географии в 3 классе начальной школы Подготовила воспитатель ГПД Калинини Ксения Геннадиевна...

Конспект урока Надёжная защита организма 3 класс

Данный урок соответствует программе школа России. В ходе урока дети выполняют исследовательскую работу....