Конспект урока Жизнь леса
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс) на тему

Конспект урока в 4 классе по оружающему миру по УМК "Планета знаний"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zhizn_les.docx36.72 КБ

Предварительный просмотр:

Открытый урок по теме

«Жизнь леса.

Лес — природное сообщество».

в 4Б классе учителя начальных классов

Шибковой Ирины Александровны

2013г.


Тема:        Жизнь леса. Лес – природное сообщество.

Цель:

  1. Обобщить знания по теме «Наш край», «Полезные ископаемые».
  2. Систематизировать знания о лесе.
  3. Дать понятие о природном сообществе.
  4. Формировать умение выделять существенные признаки и свойства жителей леса, умение классифицировать, находить соответствия,

развивать творческую деятельность учащихся.

  1. Воспитывать патриотизм, бережное отношение к природе, самостоятельность.

Ход уроку.

  1. Организация внимания класса.
  2. Актуализация изученного.
  1. Доклады детей о полезном ископаемом.

-Приготовьте карточки с названиями полезных ископаемых. У вас было задание подготовить рассказ об одном полезном ископаемом. Приглашаю к доске .6 учеников. Они расскажут о своем полезном ископаемом, не называя его. Ваша задача его узнать и молча поднять карточку. Я начинаю:

  • На кухне у мамы помощник отличный.

Он синим цветком расцветает от спички.

ПРИРОДНЫЙ ГАЗ

ГРАНИТ

ИЗВЕСТНЯК

ПЕСОК И ГЛИНА

ТОРФ

УГОЛЬ

НЕФТЬ

  1. Словарный диктант.

-Я описываю свойства полезного ископаемого, вы записываете его название.

  1. Легкий,        впитывает влагу, хорошо горит, служит подстилкой для скота, удобрением.

ТОРФ

Б)Добывается в шахтах, тяжелая, прочная, ковкая, состоит из мелких плотно соединенных зерен.

ЖЕЛЕЗНАЯ РУДА

  1. Черный        с заметным блеском, твердый, тонет в воде, горюч.

КАМЕННЫЙ УГОЛЬ Г)Прочная порода, бывает серого, розового, красного цветов. Состоит из зерен нескольких минералов: полевого шпата, кварца и слюды.

ГРАНИТ

Д)Обычно-белый или серый камень, образовался из остатков морских организмов.

ИЗВЕСТНЯК

Е)Темная масляная жидкость, горит, из нее получают бензин, керосин, мазут.

1


НЕФТЬ

Ё)Образовался при разрушении гранита, используется в строительстве и при производстве стекла.

ПЕСОК

Ж)Обладает пластичностью, используется в строительстве и гончарном деле.

ГЛИНА

  1. Тест «Наши полезные богатства».

-Переверните листы, которые лежат на столе. Перед собой вы видите тест «Наши подземные богатства». Из 3 вариантов ответов вам предстоит выбрать правильным и обвести букву, которая соответствует правильному ответу.

  1. Месторождения полезных ископаемых отыскивают

а)археологи;

б)геологи;

в)строители;

  1. К полезным ископаемым относятся

а)кирпич,        бетон, бензин;

б)станки,        вазы, ножницы;

в)нефть,        газ, глина;

  1. В строительстве используются

а)торф,        железная руда, самоцветы;

б)песок,        глина, гранит;

в)мрамор,        каменный уголь, малахит;

  1. Металлы получают из:

а)каменного        угля, янтаря, мела;

б)жемчуга,        известняка, торфа;

в)железной        руды, медной руды;

  1. При помощи буровых установок добывают

а)нефть,        природный газ;

б)каменную        соль, алмазы;

в)мрамор,        гранит;

  1. В шахтах добывают

а)известняк,        ракушечник, гранит;

б)каменный        уголь, антрацит, железную руду;

в)поваренную        соль, жемчуг, графит;

  1. В карьерах добывают:

а)известняк,        песок, глину;

б)золото,        малахит, мрамор;

в)нефть,        торф, бурый уголь;

  1. Полезные ископаемые, обладающие свойством горючести, это

а)алмаз,        известняк, графит;

б)железная        руда, поваренная соль, мел;

в)каменный        уголь, антрацит, торф.

  1. -Изучение нового материала.
  1. Сообщение темы и целей урока.

2


  • Сегодня, мы начинаем изучение большой темы: «Природные сообщества». Что такое сообщество, мы узнаем в течение урока, а какие бывают сообщества, вы узнаете, выполнив следующее задание.

Зачеркните места, где природа сильно изменена человеком. Тогда останутся только природные сообщества:

БОЛОТО, ГОРОД, ЛУГ, КАРЬЕР, ЗАВОД, ЛЕС, ВОДОЁМ.

-Сегодня мы с вами совершим путешествие в Царство природы. А Царство природы можно разбить на 4 группы. Какие?

ЖИВОТНЫЕ

РАСТЕНИЯ

ГРИБЫ

МХИ, ЛИШАЙНИКИ

-адрес путешествия таков «Природное сообщество лес». (Открывается доска, вверху тема урока «Жизнь леса.Лес - природное сообщество» ниже незаконченный рисунок леса)

-Хочу пригласить вас сегодня в лес.

В добрый лес, могучий лес,

Полный сказок и чудес.

Если внимательны будете дети,

Тайны чудные откроете эти.

Лес не только для нашей забавы.

В нем - деревья, ягоды, травы.

Птицы, звери,

И прочие твари.

Ученые тоже работают тут,

Лес они сообществом зовут.

  1. Вступительное слово, беседа о лесе.

-Сегодня нам предстоит встреча с нашим другом. Он близок вам, так как вы не раз бывали у него в гостях, читали о нем, и он еще далекий для нас, так как вам еще не раз предстоит встреча с прекрасным, миром, полным сказок, чудес, красоты! Когда мы говорили о нашей Родине, мы не могли представить ее без величественных лесов Сибири, без тенистых дубрав, без светлых березовых рощ нашего края. В лесу все прекрасно. Лес украшает землю, а потому и жизнь человека. Это хорошо понимали русские писатели и поэты, которые воспевали в своих произведениях красоту леса, родной природы. О лесе писали А.Пушкин, И.Никитин, Бунин, Лермонтов, Тютчев, Фет.

  • лес хорош в любое время года. Русский поэт наш земляк И.С.Никитин писал:

(дети читают отрывки стихов о лесе).

  1. Шуми, шуми зеленый лес!

Знаком мне шум твой величавый И твой покой, и блеск небес Над головой твоей кудрявой Я с детства понимать привык

3


Твоё молчание немое

И твой таинственный язык,

Как что-то близкое, родное.

  1. Лес точно терм расписной,

Лиловый, золотой, багряный Веселой, пестрою стеной

Стоит над светлою поляной

Березы желтые резьбой Блестят в лазури голубой Как вышки, елочки темнеют,

А между кленами синеют

То там, то здесь в листве сквозной Просветы неба, что оконца

Лес пахнет дубом и сосной.

За лето высох он от солнца,

И очень тихою вдовой

Вступает в пестрый терем свой.

На пажитях немых люблю в мороз трескучий

При свете солнечного снега блеск колючий Леса под шапками иль в инее седом,

Да речку звонкую под темно-синим льдом.

Смотрю, как роща зеленеет

Палящим солнцем облита,

И в ней какою негой веет От каждой ветки и листа.

Чем жарче день, тем сладостней в бору Дышать сухим смолистым ароматом.

И весело мне было по утру

Бродить по этим солнечным палатам.

-Сегодня мы путешествуем в лес, узнаем его жизнь и обитателей. Но прежде чем начать путь, немного отдохнем.

  1. Физминутка.
  2. Знакомство с природным сообществом.

-Давайте представим, что мы художники и должны закончить рисунок леса. Мы уже изучили природу лесной полосы, вам не трудно будет выполнить это задание.

-Но лес у нас сегодня необычный. Это лес района Кавказских Минеральных вод-Бештаугорский заказник. Это один из 25 заповедных мест Ставропольского края. Он был создан в декабре 1997 года. Это особо охраняемый участок, где животные и растения находятся под охраной.

-А какие леса произрастают в нашем крае: лиственные или хвойные?

-Вот сейчас мы и начнем заселять наш лес. Чем является лес для живых организмов?

4


-Да, это большой многоэтажный дом. Каждый этаж имеет свое название, то есть все растения располагаются ярусами. Нижний ярус это мхи и лишайники.

-А в какой природной зоне мы с ними встречались?

  1. Доклады детей о мхах и лишайниках.

Лишайники представляют собой в сущности 2 растения - водоросли и гриб, ведущие совместный образ жизни. Кстати, предполагают, что возраст одного ИЗ лишайников и Антарктиде 10 тысяч лет. А за сто лет лишайники вырастают всего на 5 мм. Им не нужны ни тепло, ни вода, ни пища. Однако они погибнут при малейшем загрязнении воздуха.

Мхи могут выжить в условиях Арктики и Антарктиды. Но больше всего много разных мхов в теплом и влажном тропическом лесу. Здесь они обычно селятся на стволах деревьев.

В лиственных лесах России их меньше: опадающая листва каждый год мешает им расти. Есть мхи, растущие на камнях. Устроены они несложно: у них нет корней, не бывает цветов и плодов. Есть стебли и листья. Листья едва различимы невооруженным глазом.

Мхи очень выносливы. Стойко переносят высыхание. Бывали случаи, когда они оживали, пролежав несколько лет в гербарной папке. Один пролежал 19 лет, но потом, смоченный водой, начал расти.

-Второй ярус травянистые растения, ягоды и грибы.

-Какие растения- травы и цветы - вы встречали в нашем лесу.

( Дети прикрепляют:        ветреницу,        мать-и-мачеху,        первоцвет,        ландыш,

фиалку, хохлатку, медуницу, землянику, грибы.).

  1. Рассказ детей о ландыше.

Много сказок и легенд существует о цветах.

Это можно сказать и о ландыше.

Ты, наверняка, видел эти изящные белые колокольчики на тонком стебельке, зажатом между двумя листьями. Аромат цветов ландыша можно сравнить только с изысканным ароматом лесных фиалок.

Множество легенд сложено о прекрасном поэтическом цветке.

Старинное русское предание рассказывает о безнадежной любви водяной царевны Волховы к удалому молодцу Садко. Узнав, что Садко любит простую девушку Любаву, Волхова вышла на берег, чтобы в последний раз послушать песню и игру на гуслях своего любимого. Долго ходила Волхова по лугам и опушкам, но Садко нигде не было. Как вдруг она увидела двоих среди стройных берез - это они: Садко и Любава. Заплакала с горя гордая царевна, горькие слезы покатились из ее синих как море глаз, жемчужинами падали они в траву и превращались в ароматные, серебристые цветы - символ верности, любви и нежности. Печальная ушла навсегда Волхова в свое холодное подводное царство.

А в Англии есть другое предание.

Три дня и три ночи бился рыцарь Леопард со страшным драконом. На четвертый день побежденное чудовище уползло в глубь леса, чтобы больше никогда оттуда не появляться. Но победа дорого стоила рыцарю, его тело

5


было жестоко изранено клыками и когтями дракона. На том месте, куда капали капли крови рыцаря, выросли цветы чистоты и святости - ландыши.

В Германии и во Франции раньше отмечали Праздник Ландышей. В этот день люди украшали свой дом букетами ландышей, прикалывали букетики к своей одежде. Но сейчас этот праздник, пожалуй, не стоит устраивать, слишком мало осталось на земле ландышей. Было бы не справедливо сорвать и загубить такие красивые цветы даже ради праздника. Пусть растут!

Кстати, все наши лесные цветы - первоцветы занесены в Красную книгу. Давайте вспомним редкие цветы нашего региона.

катран - был найден и произрастает только на Пятигорье, занесен как редкое растение в Красную книгу России; ландыш кавказский; шафран; безвременник; ветреница южная; рябчик широколистный (учитель демонстрирует данные цветы).

  1. Много хороших слов мы говорили о Красной книге. Учили охраняемых животных по каждой природной зоне. Но сегодня послушайте очень проникновенные слова о Красной книге.

Не только люди обладают даром речи. Говорят и книги. Но есть такая книга - она кричит! Это «Красная книга» - справочник об исчезающих растениях и животных.

Почему она «красная»? Красный цвет - сигнал запрета, понятный людям всего мира. Горит красный светофор, значит, проезда нет и прохода нет. Стой, человек! Подумай, почему каждый день исчезают навсегда животные и растения?

Почему сила и могущество человека несут им гибель? Если исчезают твои меньшие братья, значит, опасность грозит и тебе!

Красный цвет - цвет крови, цвет жизни. А пока есть жизнь - есть надежда.

Оставь после себя не кучу мусора, а посаженное дерево, спасенную птицу, чистую воду и воздух! Услышь тех, кто зовет на помощь!

-Еще об одних обитателях леса мы забыли сказать. Догадайтесь, о ком идет речь.

И на горке, и под горкой,

Под березой, и под елкой,

Хороводами и в ряд В шляпках молодцы стоят. (ГРИБЫ)

(Показ грибов)

-Как вы думаете, лесу грибы нужны?

-Ответ мы найдем, прочитав в учебнике статью «Нужны ли в лесу грибы?» с.170.

Чтение статьи по учебнику с. 179.

-Для чего нужны грибы?

(Они помогают деревьям всасывать из почвы воду с растворенными солями. Грибами питаются и лечатся животные. Грибы способствуют размножению растительных остатков.)

  1. Третий следующий ярус - кустарники. В наших краях произрастают такие кустарники как терновник, боярышник, дикий крыжовник и малина.

6


  1. А какие деревья мы посадим в нашем лесу? (дети называют деревья и прикрепляют их).

Больше всего лесов на горах Бештау, Железной, Развалке. Этот лесной массив объявлен заказником. В лесах Пятигорья произрастают 87 видов лесных деревьев и кустарников. На северных склонах господствуют граб, на горе Бештау сохранился старый буковый лес. В этом лесу темно. В травянистом покрове видны папоротники. На южных склонах больше всего Дуба. В подлесках - лещина, на опушке - боярышник. На Развалке растут береза повислая, рябина обыкновенная.

  1. Доклад        о буке.

Неизвестно для нас такое дерево как бук. Послушайте о нем. Характерной особенностью бука является пепельно-серый гладкий ствол, овальные листья, заостренные на концах, плод-орешек, напоминает сильно увеличенное зерно гречихи, 2-3 таких орешка, собранные вместе и одетые крепкой оболочкой, образуют мохнатые шарики.

Очень интересна г.Бештау. Ее верхнюю часть занимают луговые степи, на северном склоне растения близкие к субальпийским лугам, а внизу склоны покрыты лесом. С целью охраны па территории района проводятся посадки леса. На западном склоне Машука посажен массив грецкого ореха. В долинах Подкумка много фруктовых садов. В районе станции Змейка высажена сосна.

Много у нас и курортных парков. Железноводский парк создан в природном лесу. Кисловодский, Пятигорский и Ессентукскийпосажены на склонах гор и равнинах (посажены: каштан, тополь, туя, кипарис, серебристая ель).

  1. Но наш лес будет неполным без животного мира. Какие животные живут в лесах Пятигорья? (Дети прикрепляют животных).

И наших лесах водятся зайцы, барсуки, дикие котики, куницы., волки, кавказская гадюка, лисица. И последнее время сюда выпущены кавказские олени, в Городских парках хорошо прижились белки. В наших лесах водятся кабаны. В отличие от домашних кабаны немного выше ростом. Старый кабан достигает веса до 150 кг. Самцы имеют клыки. Можно встретить небольшую ростом с домашнюю козу косулю, напоминающую оленя. Рога у косуль имеют только самцы. А знаете сколько у ежа иголок?

  1. Доклад        о ежах.

А действительно, сколько? Мало кто об этом задумывался, но зоологи подсчитали: на каждом квадратном сантиметре ежиного тельца в среднем 15 штук. А всего у ежа 6-7 тысяч иголок. А как новорожденные ежики? Уже с иголками? Нет, на розовом тельце у них только множество бугорков. Иголки на их месте появится только через несколько часов. Сначала они мягкие и светлые, но постепенно твердеют и темнеют. А растут довольно быстро - за сутки на мм. Двухнедельный ежик уже совсем колючий. А глаза еще не открыл (только на 16 день). Слепой еще, а уже в клубочек умеет свертываться - не подходи!

  1. Многочисленно птичье население района. На Кавминводах гнездятся скворцы, голуби, ласточки. Большими стаями кочуют вороны, грачи, галки. В

кустарниковых зарослях обитают черные дрозды, сыч, щеглы, пеночки, чижи. Многие наши животные охраняются законом. Птицы украшают природу, оживляют лес звучной песней. Нередко в лесу можно найти в дуплах мертвых птичек. Они погибают не от холода, а из-за отсутствия пищи. Вы, подкармливая птиц, в трудную минуту, можете спасти их от голодной смерти.

  • Хорошо в лесу в любое время года, а особенно летом. Закройте глаза и представьте, что вы снова в лесу. Что лежит у вас по ногами? (Старые листья, сквозь них пробивается трава.Остатки старой травы, сухие веточки).

-Ученые называют это лесной подстилкой. Часть старой листвы и отмершие растения постепенно перегнивают, превращаясь в перегной. Это работа микроорганизмов, бактерий, насекомых и личинок. Поэтому в лесу и не скапливается большое количество старой листвы. А некоторым животным лесная подстилка помогает в холодные зимы. Как, вы думаете каким животным она служит защитой от холодов? ( Которые зимой впадают в спячку: ежам, медведям, разным жукам).

-А почему вы не заселили и наш лес жирафа и белого медведя? орла и рыбу?

Верно, белому медведю будет не только жарко в нашем лесу, но и останется голодным. А жирафу будет мешать крона деревьев, и что он будет есть зимой? А рыба живет в водоеме.

А наши растения и животные хорошо ладят между собой, между ними существует тесная связь, они живут сообща. Поэтому лес называют природным сообществом.

Природное сообщество - это совокупность растений, животных, грибов и микроорганизмов, представляющих собой определенное единство.

-Давайте докажем это, составив цепочки питания. (Дети составляют 2 3 цепочки питания).

Да, в природе во всем строгий порядок. Вес в ней крепко-накрепко связано, живет по строгим законам: и растения, и насекомые, и рыбы, и птицы, и звери. Не жить лосю в пустыне, а верблюду - в тайге; не питаться волку травой, а зайцу- мясом.

А может быть, эти законы природы несправедливы? Почему, в самом деле, и филин за зайцем охотиться, и лиса, и волк, и рысь, а заяц - ни за кем?

Что же, давайте, устроим путаницу и поглядим, что получится.

...Надоело как-то зайцу волков бояться.

-Хватит, - стукнул он лапой по пеньку,- поразбойнячили! - Пошел к кузнецу и говорит ...

-Кузнец, кузнец, не скуешь ли ты мне стальные клыки и стальные когти, да такие большие, такие острые, такие страшные, чтобы все меня боялись!

Выковал кузнец косому стальные клычищи, когтищи и отправился тот на охоту. Идет стальными зубами лязгает, рычит: Р-р-разорву!»

Волки как увидели это чудо-юдо кусачее - перепугались и наутек. А за ними -лисы, а за лисами - филины. Совсем не осталось в лесу врагов у зайца. Раздолье косому.

8


Прошел год, другой, третий, развелось зайцев в лесу видимо - невидимо. Мечутся по лесу - тощие, голодные. Есть - то стало нечего: обглодали все осины, ивы, выщипали всю траву, не осталось в округе ни одного огорода, ни одного сада. Ну а дальше такое было! Но, пожалуй, потому что у нее очень грустный конец - пропадать зайцам с голоду.

  1. Итак, у каждого животного, у каждого растения есть свой дом, своя квартира. Дом наших растений и животных - это сообщество лес. А для щуки сообщество водоем, дом для клевера луг. С этими сообществами мы тоже будем знакомиться на следующих уроках.

Мы выяснили, что лес для животных является домом. А еще чем он служит животным? (В лесу животные находят пищу).

-Рассмотрим пример:        взаимоотношения дерева и жука-короеда.

Здоровому молодому дереву жуки не страшны, любое повреждение на коре заливается смолой. А вот когда дерево стареет, оно уже не может справиться с множеством короедов и погибает, освобождая место молодым растениям. Вред или пользу приносят короеды лесу?

(Для молодых деревьев это польза, а для старых нет.)

  • Тем не менее, короеды ускоряют круговорот веществ. Все в лесу взаимосвязано и неразрывно. Если нарушить эти связи, то нарушится и экологическое равновесие.

-Могут ли растения жить без животных. А животные без растений? (Нет. Они живут как бы семьей, помогая друг другу. Например, белка, запасая корм на зиму, уносит шишки далеко от деревьев, на которых они выросли, так распространяются семена).

-Что можете сказать о жизни леса?

(Растения в лесу растут ярусами. Животные делят между собой эти этажи: одни живут на деревьях, другие - в кустах, третьи на земле или даже под землей. Все живые организмы живут сообща.)

-Как можно назвать лес? (мы назовем лес природным сообществом.)

-Наша небольшая планета Земля добра к нам. Ответим ей теплом на тепло, любовью на любовь. Родина! Родная природа! Эти слова наполнены глубоким смыслом. Все богатство русской природы принадлежит народу, значит вам, дети.

-И действительно «Даже хрустнувший под колесами жук - укор человеку»,-так говорил писатель В.Песков, и это верно. На нас людях, лежит нелегкая обязанность: не дать исчезнуть живому, что так доверчиво окружает нас на Земле. Это обязанность сильного.

  1. Итог        урока.

-Что нового вы узнали на нашем уроке?

-Что особенно интересным показалось вам в нашем уроке?

-О чем бы вам хотелось рассказать своему другу? Своим родителям?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Техноголическая карта урока "Жизнь леса"

Технологическая карта урока...

Технологическая карта урока "Жизнь леса" УМК "Школа России" 4 класс

Технологическая карта урока предназначена для проведения урока окружающего мира УМК "Школа России" в 4 классе. Урок направлен на изучение детьми природного сообщества "лес", как комплекса обитающих со...

Урок «Жизнь леса. Лес – природное сообщество» - 4 класс

Конспект урока  по окружающему миру в 4 классе  «Жизнь леса. Лес – природное сообщество» - седьмой урок  раздела «Родной край – часть большой страны». Школа России...

Конспект урока "Жизнь леса. Лес - природное сообщество"

Конспект урока "Жизнь леса. Лес - природное сообщество"...

Тема урока : Жизнь Леса

Предмет: «Окружающий мир»4 класс Тема урока: ЖИЗНЬ ЛЕСАПрограмма «Окружающий мир»(«Мир вокруг нас») автор А.А.Плешаковучебник «Мир вокруг нас»...

Урок " Жизнь леса"

Конспект урока по окружающему миру...

Конспект урока "Жизнь леса. Природное сообщество"

Данная методическая разработка может быть использована в начальной школе на уроках окружающего мира....