Природа в опасности. Охрана природы.урок по курсу Окружающий мир,3 класс по учебнику Плешакова А.А.
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс) на тему

Антипова Ирина Ильинична

Аннотация

Представленный конспект  урока  ознакомления с новым материалом 

« Природа в опасности. Охрана природы» по курсу «Окружающий мир »по учебнику Плешакова А.А.в 3 классе  разработан с использованием электронных образовательных ресурсов. ЭОР использован как источник  учебной информации, позволяющий интенсифицировать образовательный процесс, погрузить обучающегося в яркий красочный мир природы, систематизировать имеющиеся у детей представления об окружающем мире.

Цель работы: разработать приёмы  использования дополнительных источников  учебной информации к материалам учебника по теме: «Природа в опасности. Охрана природы »

задачи: выяснить, как влияет использование ЭОР в ходе урока на интенсификацию образовательного процесса.

Современные образовательные технологии требуют активного применения электронных образовательных ресурсов  Именно поэтому требуется конкретизация использования ЭОР на уроке. В данной работе

рассмотрено использование интерактивных методов обучения  как способ поддержки традиционного обучения на различных этапах урока :

- актуализация знаний о взаимосвязи живой и неживой природы, экологических связях, влиянии человека на природу.

- проверка учителем  знаний и способов действий учащихся с использованием ЭОР и  выявление пробелов в усвоении знаний.

- организация работы по изучению темы урока,  проверка полноты, осознанности усвоения изученного.

При разработке конспекта урока были учтены возрастные психофизиологические особенности обучающихся младшего школьного возраста[2;3], такие как : 

·                доминирующие  непроизвольные формы внимания, восприятия, памяти при которой любая деятельность привлекает в основном своей эмоциональной значимостью[3]; с этой целью использованы аудиофрагмент «Игра воды» (№ 207219 ) , анимированная модель «Пищевая цепь»;

·                мышление носит наглядно-образный, предметный характер. 

использованы иллюстрации: «Животные, истреблённые человеком (№ 125487)», «Исчезающие виды растений (№ 125480)», « Охота (№ 125504)» ,«Редкие виды»

·                физическую нагрузку дети способны удерживать не более 5 -7 минут. [2];-проведены физминутки в сопровождении анимированного фрагмента, демонстрирующегося на экране;

Представления, полученные детьми чувственным путем, закрепляются в процессе выполне­ния различных практических работ. [2]Для этого на уроке учащимся предлагается работа с моделями,  рисунками, таблицами ( интерактивные  схемы «Роль млекопитающих в природе (№ 202182)», «Значение птиц в природе (№ 202174) »

.Работа с различными моделями помогает ребенку рассматривать структуру природных и со­циальных объектов, устанавливать связи между их компонентами, выявлять последовательность процессов и прогнозировать их.[3] На уроке используется серия интерактивных заданий для исследования «Загрязнение воздуха»[1],что  предполагает стимулирование эмоционального, духовно-нравственного и интеллектуального развития ребенка, формирование самостоятельной познавательной деятельности;

 В процессе урока создаются  условия для проявления самостоятельности, инициативности, творчества детей в различных видах дея­тельности. Усвоение учащимися знаний и умений рассматривается как средство развития, а не как самоцель. Данный вид серии интерактивных заданий предполагает индивидуальную  или работу в парах в зависимости от обеспеченности компьютерами. По остальным использованным электронным ресурсам организована коллективная и фронтальная работа.

Данный урок был проведён в 3 классе филиала д. Бегеняш МОБУ СОШ д Дергачёвка в апреле 2013 года.  Применение ЭОР на данном уроке, без сомнения, расширило , систематизировало и углубило исходные представления обучающихся о природных и социальных объектах окружающего мира, помогло осознать целостность окружающего мира, заложить основы экологической грамотности, освоить элементарные правила поведения в мире природы и людей, нормы здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде.

 

Список использованных источников

1.Плешаков А.А. Окружающий мир. Учебник для 3 класса. В 2 частях. Часть 1. – М.: Просвещение, 2009г.

2.Стюхина Г. А. Психологические особенности и механизмы развития ребенка младшего школьного возраста. М., Педагогический университет «Первое сентября», 2010

3. Кравцова Е.Е. "Психологические особенности детей младшего школьного возраста, М: Педагогический университет "Первое сентября", 2008г.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:


Природа в опасности. Охрана природы

Цель  урока: сформировать представление о сложившейся экологической ситуации и мероприятиях, направленных на охрану природы (Красная книга, заповедники, национальные парки, рациональное использование природных ресурсов человеком и т.д.), актуализировать знания учащихся о взаимосвязи живой и неживой природы и влиянии человека на окружающую среду, развить умение сравнивать и делать выводы из увиденного.

 Задачи:

- обучающие:  познакомить учащихся с тем, как человек влияет на природу и с какой целью созданы заповедники и  Красная книга; познакомить учащихся с некоторыми исчезающими видами растений и животных;

-знакомство с методами изучения окружающего мира (наблюдение, эксперимент, моделирование, измерение и др.);

-развивающие:  учить правильному поведению в природе;   развитие познавательного интереса, логического мышления и внимания   учащихся;  

-       формирование элементарных представлений о природе, человеке и обществе в их взаимодействии;                                                                     

-воспитательные: воспитывать любовь к природе и бережное отношение к ней.

Тип урока  : урок ознакомления с новым материалом

Формы работы учащихся : фронтальная, индивидуальная, групповая.

Необходимое техническое оборудование:      компьютер ,мультимедийный проектор ,интерактивная доска,интернет, ЭОР  ЕК ЦОР .                                                    

               

 

                                                                                       

Таблица 1.

СТРУКТУРА И ХОД УРОКА

Этап урока

Название используемых ЭОР

(с указанием  порядкового номера из Таблицы 2)

Деятельность учителя

(с указанием действий с ЭОР, например, демонстрация)

Деятельность ученика

Время

(в мин.)

1

2

3

5

6

7

1

Орг. момент

Обеспечивает мотивацию учения

Настраиваются на урок, проверяют свою готовность к уроку.

2 мин

2

Проверка домашнего

задания

Пищевые цепи(ОЭР-1)

Пищевые цепи (ОЭР-2)

Значение птиц в природе (ОЭР-3)

Роль млекопитающих в природе

 (ОЭР-4)

Демонстрация ЭОР.

Проверка учителем  знаний и способов действий учащихся с использованием ЭОР, выявление пробелов в усвоении знаний.

Демонстрируют выполнение домашнего задания, сообщает о проблемах, возникших при выполнении самостоятельной работы, о затруднении при выполнении отдельных заданий

7 мин

3

Постановка темы и целей урока

Организация внимания учащихся. Ставит вопросы.

Отвечают на вопросы, определяют тему урока.

2 мин

4

Изучение нового материала

Загрязнение воздуха (ЭОР-5)

Актуализация знаний о взаимосвязи живой и неживой природы, экологических связях, влиянии человека на природу.

Организует коллективную работу учеников с электронным ресурсом.

Отвечают на вопросы, выполняют  предложенные задания, делают выводы.

6 мин

5

Физкульт минутка

Игра воды (ЭОР-6)

Учитель сопровождает движения речью в игровой форме под мелодию ЭОР.

Дети повторяют движения.

3 мин

6

Работа в рабочей тетради

Организует работу. Проверяет полноту, осознанность усвоения изученного.

Работают самостоятельно, взаимопроверка.

5 мин

7

Природа в опасности –лекция учителя

Охота (ЭОР-7)

Животные истреблённые человеком

 (ЭОР-8)

Исчезающие виды растений (ЭОР-9)

Редкие виды животных

 (ЭОР-10)

Демонстрация ЭОР.

Организует коллективную и фронтальную работу учеников с электронным ресурсом.

Знакомятся с материалом, отвечают на вопросы учителя, размышляют, делают выводы.

Фронтальная работа.

10 мин

8

Работа в рабочей тетради

Организует коллективную работу учеников с кроссвордом

Работают коллективно.

Записывают слова.

5 мин

9

Итог урока

Организует обобщение знаний, полученных на уроке,подведение итогов работы.

Даёт качественную оценку деятельности класса и отдельных учащихся.

Оценивает их результаты. Даёт домашнее задание.  

Отвечают на вопросы. Делают выводы из урока.

Получают оценку за работу на уроке и принимают комментарий  учителя. Записывают домашнее задание.

5 мин

Таблица 2.

ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ НА ДАННОМ УРОКЕ ЭОР

Название ресурса

Тип, вид ресурса

Форма предъявления информации (иллюстрация, презентация, видеофрагменты, тест, модель и т.д.)

Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР

1

Пищевая цепь

Интерактивное задание

Анимированная модель

http://www.school-collection.edu.ru/catalog/res/ac5c10c1-001a-4423-b7e7-e831c39780c9/?interface=pupil&class[]=43&class[]=44&class[]=45&subject=25

2

Пищевая цепь. Задание 9

Интерактивное задание

Анимированная модель

http://www.school-collection.edu.ru/catalog/res/9e0b1efd-831c-4dad-b1fb-a6ca648100e8/?interface=pupil&class[]=43&class[]=44&class[]=45&subject=25

3

Значение птиц в природе (№ 202174)

Чертёж/Графика/Схема

Интеррактивная схема

http://www.school-collection.edu.ru/catalog/res/4aae6c9a-2bf4-491a-a7f6-3191034fcf0f/?interface=catalog

4

Роль млекопитающих в приро-де (№ 202182)

Чертёж/Графика/Схема

Интеррактивная схема

http://www.school-collection.edu.ru/catalog/res/5b4bd54b-cb40-478e-9650-2d12b2214f74/?interface=catalog

5

Загрязнение воздуха. Задания (№ 180989)

Интерактивное задание

Серия заданий лдя исследования

http://school-collection.edu.ru/catalog/res/09325c01-2008-4961-b343-1de268f16261/?interface=teacher&class[]=42&class[]=43&class[]=44&class[]=45&class[]=47

6

«Игра воды» (№ 207219)

Аудиофрагмент

Аудиофрагмент

  1. http://school-collection.edu.ru/catalog/res/c2fa06e1-757d-4741-9086-3b27a46ece6c/?interface=teacher&class[]=42&class[]=43&class[]=44&subject=33

7

Охота (№ 125504)

Иллюстрация.

Иллюстрация. Охота

http://www.school-collection.edu.ru/catalog/res/740e2d29-8b8c-11db-b606-0800200c9a66/?interface=catalog

8

Животные, истреблённые человеком (№ 125487)

Иллюстрация.

Иллюстрация.

http://www.school-collection.edu.ru/catalog/res/740e2d2a-8b8c-11db-b606-0800200c9a66/?interface=catalog

9

Исчезающие виды растений (№ 125480)

Иллюстрация.

Иллюстрация.

http://www.school-collection.edu.ru/catalog/res/740e2d2b-8b8c-11db-b606-0800200c9a66/?interface=catalog

10

Редкие виды животных, занесённые в Красную книгу (№ 125482)

Иллюстрация.

Иллюстрация.

http://www.school-collection.edu.ru/catalog/res/740e2d2c-8b8c-11db-b606-0800200c9a66/?interface=catalog

1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок окружающего мира в 4 классе по теме: «Природа в опасности. Охрана природы».

Тип урока: изучение новой темы с элементами проектной деятельности.Цель урока: раскрыть экологическую проблему, познакомить с правилами поведения в природе.Задачи урока:1.    познакомит...

Рабочая программа по окружающему миру 3 класс (к учебнику Плешакова А.А.) ФГОС

Рабочая программа содержит пояснительную записку, содержание курса, учебно-тематический план, требования к уровню подготовки, учебно-методическое обеспечение образовательного процесса...

Урок Окружающего мира в 3 классе «Природа в опасности! Охрана природы.»

Данный урок составлен на базе УМК «Школа России», разработан в соответствии с темой и учитывая возрастные особенности учащихся. На уроке используется ИКТ, как сопровождение изучаемого материала, как с...

Презентация к уроку окружающего мира 1 класс к учебнику Плешакова "Когда придет суббота?"

Презентация к уроку окружающего мира 1 класс к учебнику Плешакова "Когда придет суббота?"...

Презентация к уроку окружающего мира 1 класс к учебнику Плешакова "Куда текут реки?"

Презентация к уроку окружающего мира 1 класс к учебнику Плешакова "Куда текут реки?"...