Урок по окружающему миру "Многообразие растений"
план-конспект урока по окружающему миру (2 класс) по теме

Дорофеева Ирина Васильевна

Урок во 2 классе по программе "Школа России"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon dorofeeva_i.v.doc96 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Многообразие растений»

Цель: создание условий для расширения и углублений знаний учащихся по теме.

Задачи:

  1. Образовательные: 

                        - создать условия для расширения знаний о многообразии растений;

                        - познакомить с некоторыми конкретными представителями каждой групп  растений, встречающихся в родном крае и уметь их распознавать.

  1.         Развивающие:

- создать условия для развития умения ставить перед собой учебную задачу;

- развивать умение группировать их (деревья, кустарники, травы, лиственные и хвойные деревья).

  1. Воспитательные:

- создать условия для воспитания культуры учебной деятельности, коммуникативной культуры учащихся при работе в группе;

- воспитывать бережное отношение к растениям.

Тип урока: урок новых знаний.

Межпредметные связи: русский язык, литературное чтение, изобразительное искусство, краеведение

Оборудование:

  • компьютер;
  • мультимедиа проектор;
  • презентации 1, 2
  • портативная камера;
  • учебник «Окружающий мир» А.А Плешакова 2 класс
  • карточки с заданиями

№ п/п

Этапы урока/Время

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Примечание

Планируемые результаты

1.

Эмоциональный настрой (2 мин.)

Цель: создание эмоционального настроя на современную коллективную деятельность

Приветствует обучающихся, проверяет их готовность к уроку.

 Я в школе на уроке.

Сейчас я начну учиться.

Внимание мое растет.

Я, как разведчик все вижу.

Память моя крепка.

Голова мыслит ясно.

Я готов к работе.

Я работаю.

- Откройте глаза и улыбнемся друг к другу.

Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку.

Коммуникативные УУД: планирование сотрудничества с учителем и сверстниками

2

Актуализация знаний (5 мин.)

Цель: создание условий для активизации знаний

С помощью этих цифр 18, 1, 19, 20, 6, 15, 10, 6 нужно расшифровать слово

-Можно пользоваться алфавитом.

- Расшифруйте это слово

Растение.

Работа в группах

Ответы детей

Презентация 1.

Слайд 1

Коммуникативные УУД:

умение отвечать на поставленный вопрос

Предметные УУД:

формулировать несложные выводы

3.

Постановка учебной задачи (3 мин.)

Цель: создание условий для подведения детей к формулированию темы и постановки задач урока. Составление плана работы.

Учитель выдвигает проблему.

-Предположите, о чем мы будем говорить сегодня на уроке?

- А что вы уже знаете по этой теме?  Что ещё хотели бы узнать?

-Какие задачи мы поставим сегодня перед собой?

- Прочитаем в учебнике, что говорит об этом муравьишка, (стр.56)

- Сегодня мы узнаем, на какие группы можно разделить растения, научимся

выделять и сравнивать признаки этих групп, будем ценить красоту мира

растений.

Участвуют в обсуждении вопросов, формулируют собственное мнение.

Тему и цели урока формулируют сами учащиеся, определив границы знания и незнания

.

Слайд 2

Запись на доске:

1) Деление растений на группы

2) Мир растений многообразен

3) Выделение и сравнение признаков у растений

4) Бережное отношение к природе

Познавательные УУД: самостоятельное умение отвечать на поставленный вопрос, аргументировать

Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

Регулятивные УУД: целеполагание как способность принять учебную задачу на основаниитого, что уже известно и усвоено, и того, что ещё неизвестно;

Планирование как способность самостоятельно определять последовательность выполнения действий;

4.

«Открытие нового знания»

(10 мин.)

Цель: создание условий для знакомства с многообразием растений

Физминутка

- Каждой группе даны рисунки растений, вы должны разделить их на группы.

Задание для 1-ой группы: береза, малина, колокольчик, дуб, сирень, ландыш.

Задание для 2-ой группы: липа, черемуха, смородина, душица, слива, подорожник.

Задание для 3-ей группы: сосна, ель, калина, одуванчик, крыжовник, клевер.

- Что может сказать об этих растениях каждая группа?

- Чем отличается дерево от остальных растений?

У деревьев есть один большой ствол, покрытый корой, от которого отходят ветки.

- Отгадайте загадку:

Русская красавица

Стоит на поляне.

В зелёной кофточке

В белом сарафане? (берёза)

-Давайте проведём зарядку для глаз, чтобы снять напряжение и усталость. Обведите зрачками воображаемый контур берёзы.

- Берёза является символом России.

- Берёза, а что интересного ты хотела рассказать о себе? (рассказывают

ребята 1 группы)

-(обращение к ели) - Почему ты стоишь отдельно?

- Потому что я не такое как они.

-Давайте угадаем, как называется это дерево.

Что же это за девица?

Не швея, не мастерица,

Ничего сама не шьёт,

А в иголках круглый год (ель)

- Почему же ель не такая как все остальные деревья?

- Как мы называем деревья, у которых на ветках листочки в виде пластинок?

- А если листья в виде иголок?

- Так какие бывают деревья?

Итог. Деревья бывают ЛИСТВЕННЫЕ и ХВОЙНЫЕ

- Что вы видите на слайде?

Кустарник.

- Что можно сказать о кустарнике?

Кустарник имеет не один ствол, а много стволов. Один ствол живет 20 - 50 лет. Но постоянно образуются новые, которые сменяют старые стволы.

- Отгадайте загадку:

Красненька матрешка,

Беленько сердечко (малина)

- Малина, а что интересного ты хотела рассказать о себе? (рассказывают ребята 2 группы)

- Что вы видите? Что можете сказать о растениях-травах?

Травы имеют мягкие зеленые стебли. Травы живут меньше, чем деревья и кустарники. Но есть высокие травы — кукуруза, подсолнечник.

- Сегодня мы рассмотрим еще один всем известный цветок. Отгадайте какой:

Был цветочек золотой,

За неделю стал седой,

А денечка через два

Облысела голова. (Одуванчик)

- Сейчас одуванчик много интересного расскажет нам о себе? (рассказывают ребята 3 группы)

- На какие группы мы разделили растения?

Травы, кустарники, деревья.

Работа в группах

Делят иллюстрации на группы

Ответы детей

Участвуют в разгадывании загадки

Дети мысленно обводят глазами контур берёзы.

Инсценированное сообщение о берёзе

Я - береза. Я - древесное растение. Почему меня считают древесным

растением? Правильно, у меня один большой ствол. Он покрыт белой корой.

Я очень люблю солнышко. У меня дома есть вода и свет. Я расту вместе со

своими подружками. Как вы думаете, где я расту? Березу используют в

медицине. Из березовых почек, коры, древесины делают лекарство.

Участвуют в разгадывании загадки

Ответы детей

Ответы детей

Участвуют в разгадывании загадки

Инсценированное сообщение о малине

Я - малина. Я кустарник. Почему меня считают кустарником? Я расту на полянках, опушках, оврагах. Люблю влагу. Человек использует в пищу все части растения: плоды, листья, молодые побеги. Я могу расти в саду и в лесу. Ягоды малины употребляют свежими. Их можно сушить, варить варенье. В лесных ягодах малины содержится больше полезных веществ.

Ответы детей

Участвуют в разгадывании загадки

Инсценированное сообщение об одуванчике

Мне и луга для жизни подходят, и лесные опушки, сады и огороды. Я пробиваюсь сквозь трещину в асфальте, а могу даже вырасти на старой крыше дома. Вот какой я стойкий и смелый путешественник! Из меня варят мед и варенье. Из корней делают напиток, похожий на кофе. Из молодых листьев готовят салат. Я тоже лекарственное растение, из меня готовят лекарства от бессонницы, зубной боли и глазных болезней.

Ответы детей

Слайд №3, №4 (берёза и ель)

Запись на доске:

ЛИСТВЕННЫЕ  ХВОЙНЫЕ

Слайд №5 (кустарники)

Слайд №6, №7 (подорожник, кукуруза).

Слайд № 8, №9 (пижма, душица)

Слайд №10, №11

Познавательные УУД:

 пользоваться дополнительной литературой

Коммуникативные УУД:

 проявлять интерес к содержанию и групповой работе

Личностные УУД:

-интерес к познанию новых растений;

-положительное отношение к учёбе

Предметные УУД:

ориентироваться в мире растений на основе знакомства с данной темой

5.

Динамическая игра.

Цель: создание условий для первичной рефлексии полученных знаний через динамическую игру.(2 мин.)

Учитель называет:

-травы - дети хлопают

-кустарники - дети приседают

-деревья - дети поднимают руки вверх

(берёза, подорожник, смородина, слива, роза, дуб, ель, ромашка, репейник, зверобой)

Выполняют движения

 6.

Первичное закрепление (5 мин.)

Цель: создание условий для получения первичных знаний знаниями в практической деятельности

- Перед вами лежат памятки «Как различать растения». Самостоятельно справа добавьте по два представителя к каждой группе.

- Кто может назвать примеры деревьев, кустарников и трав?

-Кто не успел заполнить последнюю колонку, подумайте дома и допишите. Проверку осуществим на следующем уроке.

Индивидуальная работа по карточкам

Регулятивные УУД: 

способность принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности;

формировать умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной целью

Личностные УУД: самоопределение

7

Обобщение и закрепление новых знаний (7 мин.)

Цель: создание условий для осознания каждым обучающимся степени овладения полученных знаний.

-Почему надо беречь растения?

- Прочитайте рассказ «Красота растений» самостоятельно (стр.56)

Зеленые растения - дивный наряд Земли. Прекрасные деревья. Клены, березы, ели, сосны своим пышным, торжественным видом словно призывают нас полюбоваться ими. Прекрасны цветы. Величавы в своей красоте лилии и розы, цветущие в наших садах. Удивительно хороши и наши луговые, лесные цветы: ромашки, фиалки.

-Какую пользу приносят растения?

а)        выделяют кислород

б)        радуют нас своей красотой

в)        дают продукты питания

г)        различные лекарственные растений

-Какой вывод можете сделать?  (природу надо беречь).

 -Прослушаем стихотворение в исполнении  Басова Артёма.

Любите природу!

Храните природу!

Не жгите траву!

Не ломайте кусты!

Не сыпьте на землю всякую гадость!

И даст вам природа здоровье и радость!

-А сейчас проверим, как вы запомнили группы растений, поиграем в игру «Найди лишнее растение» 

1. группа - сирень, калина, одуванчик, орешник.

2. группа - сосна, липа, ель, пихта.

3. группа - подорожник, крапива, осина, ромашка

Ответы детей.

Работа с учебником

Чтение стихотворения учеником:

Работа в группах

Презентация 2 по теме: «Красота растений».

Регулятивные УУД: 

контроль, коррекция и осознание того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению;

Познавательные УУД:

становление познавательных процессов: внимания, памяти, мышления, а также мыслительных операций: анализа, сравнения, обобщения.

Предметные УУД:

подбирать точные слова в соответствии с задачей высказывания, формулировать несложные выводы

Личностные УУД:

умение сопоставлять свои поступки с поступками других людей

8.

Рефлексия учебной деятельности (4 мин.)

Цели: создание условий для рефлексии.

-Ответим на вопрос, поставленный в начале урока.

- Какие бывают растения?

-На какие группы делятся растения?

-Назовите отличительные признаки деревьев, кустарников и трав.

-Как надо относиться к природе?

- Всё ли мы сегодня узнали о растениях?

Итог: конечно же нет. Поэтому продолжим изучать данную тему на следующем уроке.

- Выберите и продолжите любое предложение:

  1. На сегодняшнем уроке я узнал        
  2. На этом уроке я похвалил бы себя за        
  3. После урока мне захотелось        
  4. Сегодня я сумел        

Ответы детей.

КоммуникативныУУД: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

Регулятивные УУД: 

оценка и самооценка

9.

Домашнее задание (2мин.)

Цель: создание условий для активизации познавательной деятельности через творческое домашнее задание.

- С кем можно поделиться полученной информацией о растениях?

-Этот год 2013 объявлен годом экологии, годом защиты окружающей среды. В нашей школе для ребят 2-х классов дано задание, нарисовать растения, занесённые в «Красную книгу» России. 

Поэтому предлагаю подобрать материал о растениях, занесённых в «Красную книгу» России и поделиться об этом со всеми ребятами на следующем уроке. Это могут быть рисунки, загадки, стихотворения, сообщения о растениях. А затем, из полученного материала, мы можем сделать книгу.

Ответы детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по окружающему миру РАСТЕНИЯ ЗИМОЙ для 3 класса

Урок открытия новых знаний разработан в свете требований новых ФГОС.Рассмотрены вопросы развития универсальных учебных действий на уроке окружающего мира в 3 классе....

методическая разработка урока по окружающему миру "Растение - живой организм"

Конспект урока по окружающему миру по программе "Гармония"...

конспект урока по окружающему миру:"«Растения – живые тела ( организмы) ».

Тема урока:  «Растения – живые тела ( организмы) ».Тип урока: комбинированный.Форма урока: урок с использованием компьютерной презентации. Цели урока:Образовательная цель: обобщить и система...

УМК ПНШ урок по окружающему миру "Растения сада" (2 класс)

       Урок и презентация направлены на формирование УУД: предметных: наблюдать и делать простые выводы; регулятивных: ставить учебную задачу, работать по совместно со...

Проект урока по окружающему миру : «Растения встречаются повсюду»

На уроке расширяются  представления школьников о растении как части природы, его строении и жизненных процессах, разнообразии и распространении на Земле представителей флоры...

Урок по окружающему миру "Растения сада""

разработка урока с использованием ИКТ...

Конспект урока по окружающему миру « Растения в домашней аптечке»

Цель. Дать представление о разнообразии лекарственных растений, познакомить с правилами их сбора, хранения и использования.Задачи:   1) формирование  представления о лекарственных расте...