Рабочая программа предмет окружающий мир, 4 класс, авторы курса Н. Я. Дмитриева, А. Н. Казаков
рабочая программа по окружающему миру (4 класс) по теме

Планирование уроков окружающего мира, 4 класс, авторы учебника Н. Я. Дмитриева, А. Н. Казаков (система Л. В. Занкова)

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma_okruzhayushchiy_mir.doc197 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Гимназия №3» г. Рубцовска

«ПРИНЯТО»

Руководитель МО

_________________

Протокол №___ от  ___________

«УТВЕРЖДАЮ»

Директор МБОУ «Гимназия №3»  ____________________________

приказ № ______от ___________

Рабочая программа

 Предмет ____окружающий  мир___________

 Класс   ___4_-  Б__ 

 

Срок реализации   2013…- 2014… учебный год

Количество часов: 68__; в неделю _2_ часа

Планирование составлено на основе  программы   начального____ общего образования по окружающему миру (автор Н. Я. Дмитриева, А. Н.__  Казаков)_____________ федерального___ компонента государственного____ стандарта общего________ образования (система Л. В. Занкова)__________ Самара:_Издательский дом ФЕДОРОВ Издательство «Учебная литература»,  2010 ____________________________________________________________

Учебник  Дмитриева Н.Я. Мы и окружающий мир 4кл. -  Самара:__________ Федоров,Издательство «Учебная литература»: _____________________

Составитель _Захарова Л. В.

учитель начальных классов

высшей квалификационной категории

(Ф.И.О. учителя, предмет,

квалификационная категория)

Рубцовск, 2013

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА К КУРСУ

Окружающий мир

Авторы

Н. Я. Дмитриева, А. Н. Казаков

Курс «Окружающий мир» разработан в соответствии с Федеральным компонентом Государственного стандарта для начального общего образования и психолого-педагогическими основами развивающей системы обучения (Л.В. Занкова).

В проекте Образовательных государственных стандартов нового поколения предмет «Окружающий мир», с одной стороны, рассматривается как фундамент для изучения значительной части предметов основной школы: физики, химии, биологии, географии, обществознания, истории; с другой стороны, - как первый, единственный и последний предмет в школе, рисующий широкую панораму природных и общественных явлений как компонентов единого мира. Именно такое понимание роли учебного предмета «Окружающий мир» изначально заложено в программу и учебники, разработанные в системе развивающего обучения.

Л.В. Занков полагал, что без знаний по биологии, географии, истории невозможно воспитание у детей младшего школьного возраста качеств человека-гражданина, патриота. Эти знания, по его мнению, содействуют широкому охвату явлений мира в его многообразии, они учат воспринимать факты и явления окружающего мира во времени и пространстве.

Стержнем курса является логика исторического развития Земли, природы, человека и человеческого общества, знаний человека об окружающем мире в их единстве и взаимопроникновении. По мере продвижения от класса к классу ячейки на этом стержне заполняются новыми знаниями, новыми способами деятельности, добытыми человеком на каждом этапе его исторического развития.

Реализовать такое содержание может интегрированный курс, основу содержания которого составляют «Естествознание» и «06ществознание». Это как раз те области познания, которые на данном этапе развития школьника и формируют его представления об окружающем мире. Привязывание явлений и событий к базовым философским понятиям: ко времени (исторический блок) и пространству (географический блок) служит упорядочиванию того широкого и разнообразного содержания, который характеризует интегрированный курс.

Интегрированный характер курса не означает механического соединения сведений из разнородных естественно - научных и исторических наук и цель его иная, чем сообщение определенной суммы знаний. Цель курса - ознакомление с окружающим миром, каким он является сегодня. Для ребенка 6-10 лет окружающий мир представлен прежде всего людьми, с которыми он общается, - родителями, школой, соседями («Я и ближний круг общения»). Люди же таковы, какими они стали в процессе долгого сначала биологического, а затем исторического развития. А вот понять, какими они стали и почему они стали такими, невозможно без естественно - научных, исторических знаний, без выражения эмоционально-ценностного отношения к событиям, фактам, явлениям.

Очевидно, что представление знаний о природе, человеке и обществе в их взаимосвязях расширяет не только развивающие и образовательные возможности курса, но и его воспитательные возможности. Через изучение процессов общественной жизни происходит социализация ребенка, приобщение его к ценностям гражданского общества, становление активной и ответственной гражданской позиции.

От 1 к 4 классу прослеживаются следующие взаимозависимости. Начальные представления о Космосе служат базой для понимания процессов, происходящих в природе Земли. В свою очередь неживая и живая природа - это та среда, в которой развивается история человечества, а человек своей деятельностью изменяет природу Земли. Таким образом, предметом анализа является единство неживой и живой природы, роль развития человека, общества, его открытий на разных этапах истории и постепенное высвобождение человека из-под власти природы и, наконец, вмешательство человека в природу. Исключение какого-либо звена из этой цепочки нарушает ход развития современной жизни и, соответственно, логику учебного курса.

В 1 классе эти взаимозависимости даны в самом общем виде, перед ребенком в равной мере разворачивается широкая картина природы и человеческого общества с древнейших времен до наших дней. Она дается в самом общем виде в форме рисунков. Курс носит пропедевтический характер, но в нем уже заложен исторический подход к рассматриваемым явлениям.

Этот подход к развитию содержания сохраняется и во 2 классе, в котором на первый план выступает неживая и живая природа. Она является той основой, на которой базируются рассматриваемые в учебнике связи: природа - жизнь человека - развитие общества. Поэтому доминируют естественно - научные методы познания. Изучение строения Земли и ее оболочек способствует осознанию взаимозависимостей между компонентами неживой природы, пониманию процесса образования на Земле условий, в которых оказалось возможным возникновение и развитие живых организмов, то есть биосферы.

Дальнейшее развитие курса в 3 и 4 классах продолжает эти линии, но на первый план выходит знание о человеке и человеческом обществе. Содержание курса 2 класса, в том числе сведения о солнечной тепловой энергии, о наличии воды на разных территориях Земли и т.д., подводит учеников 3 класса к пониманию причин формирования разных природных зон. Сначала они получают представление о природных зонах Земли, о появлении человека и его расселении на Земле. Затем вместе с нашими предками путешествуют по территории Древнерусского государства, открывают новые земли, знакомятся с природными зонами России и ее историей при постоянном сравнении с историей развития других стран мира.

Содержание курса в 4 классе - следующий этап познания человеком окружающего мира. Начинается эпоха Великих географических открытий. Дети знакомятся с историей открытия, природой, населением Америки, Австралии, Антарктиды при постоянном сравнении с природой России. Развиваются науки, люди изобретают все больше машин, бытовой техники, технических средств, которые входят в повседневную жизнь человека. Растет интерес человека к познанию самого себя, к своему здоровью и необходимости принимать меры по его сохранению.

В историческом плане в 3 и 4 классах прослеживается, как постепенно человек преодолевал свою зависимость от природных сил и усиливалось его обратное влияние на природу. Особое место в этих классах отводится истории России. Нашей задачей является ознакомление младших школьников с основными событиями истории родной страны в связи с общим развитием человечества - познанием им природы, открытием мира, трудным и долгим путем становления современного человечества, - так как многие современные социальные явления не могут быть поняты без сравнения с жизнью людей в других странах, в другие эпохи. Столь же значимой является связь истории России с историей малой родины. Программа предоставляет широкие возможности в каждой теме привлекать краеведческий, близкий ребенку материал, который конкретизирует общие для мира или России закономерности, на что нацеливают специально сформулированные в учебнике задания.

Программа построена по принципу «дифференциации, то есть расчленения целого на многообразные формы и ступени, возникновение различий в процессе движения содержания» (Л.В. Занков. Обучение и развитие. С. 101). В соответствии с этим принципом отбор содержания предмета осуществляется на основе сочетания мироведения и краеведения. Мироведческий подход позволяет раскрыть широкое разнообразие современного мира, его единство и целостность, тогда как краеведение на основании сравнения далекого и близкого конкретизирует это далекое, воображаемое, приближая его к опыту детей.

Таким образом, с 1 класса постоянно увеличивается количество и уровень рассматриваемых ребенком связей, постепенно они образуют, по выражению Л.В. Занкова, все более и более густую сетку. Предметами осмысления учеников становятся вечное движение, изменчивость самого мира и представлений о нем человека, долгий и трудный процесс познания законов и явлений природы, методы исследования и формы выражения этих представлений.

В курсе реализуется диалектическое единство теоретического и практического содержания в их историческом развитии. Все естественные науки выросли из человеческой практики. Чтобы выжить, человек вынужден был приспосабливаться к местным условиям. При этом у него возникало много вопросов: почему сменяются день и ночь, почему идет снег и дождь, почему бывает холодно и тепло, почему разнообразен растительный и животный мир Земли, почему так отличается в других странах жизнь людей и их культура и т.д. Постепенно человек накапливал достаточно знаний, чтобы ответить на возникающие вопросы.

Взаимозависимость теоретического и эмпирического при изучении окружающего мира реализуется в ходе раскрытия в содержании следующих линий: 1) история открытия и познания природы Земли; 2) развитие человека и человеческого общества; 3) сведения о людях, вошедших в историческую память народа.

Широкая содержательная область, которая представлена в учебниках «Окружающий мир», дает возможность каждому ребенку найти сферу своих интересов. Учитель может ограничиться предусмотренным органами образования минимумом содержания или его расширить с учетом возможностей класса и отдельных учеников.

Богатое содержание - не единственное условие общего развития школьников. Важно, чтобы это содержание добывалось ими в процессе самостоятельной деятельности либо индивидуально, либо в группе. В программе курса выделены виды связей между различными компонентами окружающего мира, а также общеучебные умения, которые предполагают возможность активно и творчески оперировать имеющимися знаниями, в том числе самоанализ , и самоконтроль как необходимые качества личности, составляющие способность к саморазвитию.

Погружение в широкую природную и общественную среду активизирует эмоционально-чувственную сферу детей, пробуждает у них интерес к своей Земле и родному краю, к людям Земли и их прошлому, к своей семье, чувство сопричастности к тому, что происходит в нашем общем доме.

Таким образом, всеми своими средствами курс создает условия для общего развития школьников, воспитания гражданина России.

Учебный курс «Окружающий мир» призван решать в системе общего развития учащихся следующие задачи:

■        формировать широкую целостную картину мира с опорой на современные научные достижения;

■        на основе предметных знаний и умений подвести учеников к осознанию объективно существующих связей и зависимостей между природой, обществом и человеком, к осознанию разнообразия и многомерности окружающего мира, его противоречивости;

■        в ходе решения первых двух задач развивать логичность и самостоятельность мышления, развивать историческое мышление, формировать экологическую культуру;

■        формировать общеучебные умения: воспринимать проблему, выдвигать гипотезу, делать обобщения и выводы; ориентироваться

в пространстве и времени; формировать умение работы с картами, таблицами, схемами, добывать информацию в соответствующей литературе, пользоваться справочниками, развивать устную и письменную речь; самостоятельно проводить опыты, наблюдения, практические работы;

■        воздействовать на развитие эмоционально-волевых, нравственных качеств личности; воспитывать чувство патриотизма и любви к Родине, гордости за свой край, способствовать эстетическому воспитанию; на ознакомительном уровне представить науки, помогающие познавать окружающий мир.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ        

4 класс (68 часов)

Человек и окружающий мир  (21 час)

        Взаимосвязи между человеком, природой и миром, созданным человеком. Энергия – источник движения.

        Человек познаёт самого себя.  Клетка – основа строения и роста живых организмов.  Тело человека: опорно-двигательная система. Изобретение микроскопа, открытие микроорганизмов.  Кожа.

        Правила здорового образа жизни: правила гигиены, режим труда и отдыха, физкультура и спорт. Лекарственные растения. Первая помощь при переломах и порезах.

        Условия жизни европейцев в Средние века. Эпидемии и борьба с ними. Расширение знаний о Земле. Открытие Америки Христофором Колумбом. Кругосветное плавание Фернана Магеллана.

        Практические работы: осенние работы на пришкольном участке; составление комплекса утренней гимнастики; составление режима дня; определение своего роста и веса; наблюдение за работой мышц и их утомляемостью; рассматривание клетки под микроскопом; оказание первой помощи при ушибах и порезах; работа с гербарными экземплярами лекарственных растений; работа с картами: контурной, физической, природных зон.

        Исследовательская работа. Транспортные средства. Транспорт будущего. Открытие Америки её природа, население.

        Экскурсии в планетарий, политехнический музей.

Преобразования в России (10 часов)

Россия при Петре I. Петербург и его достопримечательности. М. В. Ломоносов – основоположник русской науки. Горное дело: горные породы и минералы (гранит, известняк, мрамор, соль, руды металлов, горючие полезные ископаемые), происхождение полезных ископаемых, их свойства и разработка. Люди, занятые горным делом.

Развитие русского военного искусства. А. В. Суворов. Отечественная война 1812 г. М. И. Кутузов.

План местности.

Практические работы:определение состава и свойств полезных ископаемых (гранита и известняка, песка и глины), работа с коллекциями горных пород и минералов; работа с исторической картой; составление плана комнаты, школьного или садового участка.

  Исследовательская работа. Петербург – один из прекраснейших городов мира.

Экскурсии в краеведческий, исторический, минералогический музеи, Бородинскую панораму.

Мир человека в Новое время (27 часа)

Открытие новых земель: северных земель России, Антарктиды, Австралии, Уссурийского края. Особенности природы России и сравнение с природой других материков. Природные зоны гор.

События в России в начале ХХ века. Развитие промышленности. Ликвидация безграмотности. Образование СССР.

Великая Отечественная война (1941 – 1945). Государства – участники войны. Герои Великой Отечественной войны. Судьба родного края в этот период.

Развитие науки и техники.

Сельское хозяйство: растениеводство, животноводство. Выращивание овощных и цветковых культур на пришкольном участке. Особенности  сельского хозяйства родного края. Отношения между городом и селом.

Экологические проблемы России и вашей местности. Охрана природы. Заповедники и национальные парки.

Новые знания о человеке. И. П. Павлов. Открытие деятельности нервной системы. Нервная система и органы чувств. Органы кровообращения. Органы дыхания. Болезни дыхательных путей и их профилактика. Органы пищеварения. Правильное питание и здоровье. Гигиена ротовой полости и зубов. Выделительная система и её значение для организма. Правила здорового образа жизни: правильное питание, полезные и вредные привычки.

Пртические работы. Сбор материала о судьбе края в обозначенный исторический период; оказание первой помощи при лёгких травмах; подсчёт ударов пульса в спокойном состоянии и после физических упражнений; определение количества дыхательных движений в минуту; составление меню с учётом содержания необходимых для организма веществ; весенние работы на пришкольном участке; работа с картами: физической, политической, природных зон России и мира, контурными картами.

Исследовательская работа. Органы чувств.  Витамины в жизни человека.

Экскурсии  в политехнический, зоологический музеи, в дендрарий, в краеведческий,  исторический музеи.

Современная Россия (10 часов)

        Россия – многонациональное государство. Уважение к культуре, языку, истории народов России. Москва – столица государства, её достопримечательности. Государственное устройство. Государственная символика: герб, флаг. Гимн. Конституция – Основной закон России. Основные государственные праздники. Обязанности граждан, их права. Права несовершеннолетних детей. Нравственные нормы жизни. Государства – соседи России.

        Краеведение (в течение года).  Областные (краевые, республиканские) органы власти.  Областная (краевая, республиканская)

 Символика. Родной край в изучаемый исторический период: особенности хозяйственной деятельности, быта и культуры.

        

Исследовательская работа. Буларусь (Англия, Франция, Германия, Китай…)

Экскурсии в краеведческий музей, художественную галерею, музей прикладного искусства.

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ К КОНЦУ ЧЕТВЁРТОГО КЛАССА

ОБУЧАЮЩИЕСЯ ДОЛЖНЫ

  • устанавливать связи:

- между производственной деятельностью человека  и природой;

- между городом и деревней, промышленностью и сельским хозяйством;

  • владеть общеучебными умениями (в рамках изученного)

- уметь осуществлять классификацию  объектов окружающего мира по самостоятельно выделенным признакам;

- подводить объект (явление) под понятия разного уровня обобщения (например, мир – государства – Россия – республика, область (край) – город (село) и т. д.);

 - систематизировать изученные в 1 – 4 классах естественно – научные и исторические понятия;

- описывать объекты наблюдения, выделять  их существенные признаки;

 - проводить простейшие измерения с помощью приборов и инструментов;

 - работать с простейшими моделями;

 - достаточно полно и доказательно строить устное высказывание, в письменном тексте выделять главное, составлять план и небольшое письменное высказывание;

 - пользоваться учебной, справочной и дополнительной литературой;

 - оформлять результаты исследовательской работы;

  • знать / понимать

-названия основных органов человека и их значение;

 - некоторые правила предупреждения травм;

 - нормы здорового образа жизни;

 - полезные ископаемые и их значение в хозяйстве;

 - основные  этапы истории России;

 - даты важнейших событий в истории Отечества и государственные праздники;

 - народы, населяющие Россию (не менее трёх);

 - название основного закона страны;

 - достопримечательности родного края;

 - названия наиболее крупных стран мира и их столиц;

  • уметь:

-находить на физической карте местоположение изучаемого объекта;

 - различать полезные ископаемые;

 - иметь навыки самообслуживания, соблюдать правила безопасности в быту;

 - соблюдать правила предупреждения простудных, инфекционных, желудочных заболеваний;

 - оказывать простейшую помощь при порезах, ушибах, обморожениях, простуде;

 - узнавать наиболее распространённые лекарственные растения родного края;

 - соблюдать правила охраны природы;

 - ориентироваться в социальной среде, пользоваться общепринятыми правилами общения;

 - кратко характеризовать некоторые различия между людьми и свои индивидуальные особенности, ценить положительные поступки окружающих;

 - описывать основные исторические события, происходящие в современной  России;

 - соотносить год с веком;

 - узнавать выдающиеся исторические памятники истории и культуры России.

Работа по данному курсу обеспечивается УМК  для обучающихся:

  1. Дмитриева Н.Я.  Окружающий мир 4 кл. -  Самара: Федоров, Издательство «Учебная литература»:.
  2. .Дмитриева Н.Я., Казаков А. Н. Рабочая тетрадь для 4 кл. к учебнику «Окружающий мир» - Самара: Федоров, Издательство «Учебная литература».

Работа по данному курсу обеспечивается УМК  для учителя:

  1. Дмитриева Н.Я., Казаков А. Н. Методические пояснения к курсу «Окружающий мир» 4 кл. - Самара: Федоров, Издательство «Учебная литература».

Тематическое планирование

Название раздела программы

Количество  часов

Сроки изучения раздела

Кол-во лабораторных и практических работ

Кол-во контрольных работ

Экскурсии, внеклассное чтение, развитие речи

1.

Человек и мир, созданный им

21

4

2.

Преобразования в России

10

1

1

3.

Мир человека в новое время

27

5

1

4.

Современная Россия

10

5

1

5.

Резерв

1

Итого:

68 + 1

15

4

Календарное  планирование

№ урока

Дата

Корректировка программы

Количество  часов

Применение ЦОР

Используемое оборудование

2

1  

Человек и мир, созданный им мир

Условия современной жизни

1

видеосюжет

проектор

2

Техника и человек

Исследовательская работа. Транспортные средства. Транспорт будущего

1

ЭОР

проектор

3.

Человек познаёт самого себя

1

видеофильм

проектор

4.

Клетка – основа строения и роста живых организмов

1

микроскоп

5  

Режим в жизни человека

Практическая  работа составление режима дня

1

ЭОР

проектор

6

Лекарственные растения

Практическая  работа

Работа с гербарными экземплярами растений

1

гербарий

7

Где и как жили рыцари

1

ЭОР

проектор

8

Почему осанка выделяла рыцаря

1

ЭОР

проектор

9.

Тело человека. Опора и защита тела

Практическая работа определение своего роста и веса

1

видеосюжет

проектор

10.

Позвоночник

1

ЭОР

проектор

11.

Череп Грудная клетка

1

ЭОР

проектор

12

Живые рычаги

1

видеофрагмент

проектор

13.

Мышцы и движение

Практическая  работа

Наблюдение за работой мышц  и их утомляемостью

1

видеофрагмент

проектор

14.

«Чёрная смерть»

1

видеофрагмент

проектор

15.

Начало Нового времени

1

ЭОР

проектор

16.

Расширение знаний о Земле

Экскурсия

 в планетарий

1

видеосюжет

проектор

17.

Развитие науки. Устройство Вселенной. Почему предметы падают вниз

1

видеосюжет

проектор

18.

Открытие невидимого мира

микроскоп

19.

Победа над эпидемиями

1

ЭОР

проектор

20.

Зачем нужна гигиена

1

видеосюжет

проектор

21

Особенности кожного покрова

1

ЭОР

проектор

22

Преобразования в России

Россия при Петре I Царь – плотник. Выход к морю

1

историческая карта

23

Пётр I – царь и человек

Исследовательская работа. Петербург – один из прекраснейших городов мира.

1

ЭОР

проектор

24

Становление Российской науки. Горное дело. Горные породы. Полезные ископаемые.

Практическая работа: определение состава и свойств полезных ископаемых

1

видеофрагмент

проектор

25

Каменное царство

Практическая работа: работа с коллекциями горных пород

1

видеофрагмент        

проектор

26

Руды металлов

1

видеофрагмент        

проектор

27

Горючие полезные ископаемые

видеофрагмент        

проектор

28

Кто открывает и добывает полезные ископаемые

физическая карта России

29

Русское военное искусство

Ни разу не побеждённый

видеофрагмент

проектор

30

Отечественная война 1812 года

ЭОР

проектор

31

План местности

Экскурсия в краеведческий музей

ЭОР

проектор

32

План местности

33.

Мир человека в новое время

Северные земли России.

1

плакат - задание

34.

35.

Поиски неведомой земли

2

плакат

36.

Русские на шестом континенте

1

видеофрагмент

проектор

37.

Дальний Восток России

1

историческая карта

38.

Особенности природы гор

1

историческая карта

39.

Человеческие расы

1

историческая карта

40.

41.

Развитие науки и техники

2

видеофрагмент        

проектор

42

Новые знания о человеке.

Практическая  работа :оказание первой помощи при лёгких травмах

1

видеофрагмент        

проектор

43.

Открытие деятельности нервной системы

1

видеофрагмент        

проектор

44.

Значение кровеносной системы

1

ЭОР

проектор

45.

Россия в ХХ веке.

1

историческая карта

46.

События начала века

историческая карта

47.

Великая Отечественная война (1941 – 1945гг.)

1

физическая карта России

48.

Век научных открытий

1

плакат - задание

49.

Охрана природы

1

видеофрагмент        

проектор

50.

Охрана природы. Заповедники.

1

ЭОР

проектор

51.

Органы дыхания

Практическая работа: определение количества дыхательных движений в минуту

1

ЭОР

проектор

52.

Органы дыхания. Гигиена дыхания.

1

плакат

53.

Сельское хозяйство. Животноводство.

1

историческая карта

54.

Растениеводство

1

историческая карта

55.

Растениеводство и животноводство 

Экскурсия в краеведческий музей

1

историческая карта

56.

Зачем человек ест

1

ЭОР

проектор

57.

Состав пищи

Исследовательская работа. Витамины в жизни человека.

1

видеофрагмент                

проектор

58.

Органы пищеварения

1

видеофрагмент        

проектор

59.

Длинная дорога бутерброда

11

историческая карта

60.

Современная Россия

Человек и общество

1

видеофрагмент        

проектор

61.

62.

Устройство государственной власти

2

историческая карта

63.

64.

Символы и праздники России

2

видеофрагмент        

проектор

65.

66.

Человек в современных условиях

2

ЭОР

проектор

67.

68.

Нравственные нормы жизни

2

видеофрагмент        

проектор

69.

Резерв

Есть порох в пороховницах

Экскурсия в краеведческий музей

1

видеофрагмент        

проектор

Итого 68 + 1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа предмет изо, 4 класс, автор курса Б. М. Неменский

Рабочая программа к курсу изобразительное искусство и художественный труд, 4 класс, автор курса Б. М. Неменский...

Рабочая программа предмет математика, 4 класс, автор курса И. И. Аргинская

Планирование уроков математики, 4 класс, автор учебника И. И. Аргинская (система Л. В. Занкова)...

Рабочая программа предмет технология, 4 класс, автор курса Н. А. Цирулик

Планирование уроков технологии, 4 класс, автор учебника Н. А. Цирулик (система Л. В. Занкова)...

Рабочая программа предмета «Окружающий мир » для 2 класса

Рабочая программа  предмета «Окружающий мир » для 2 класса  составлена на основе Федеральных государственных образовательных стандартов второго поколения  и программы УМК «Начальная шко...

Рабочая программа предмета «Окружающий мир» для 1 класса составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта

Рабочая  программа  предмета  «Окружающий  мир»  для  1  класса  составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандар...

Рабочая программа предмета Окружающий мир, 1-4 классы

В рабочей программе представлены планируемые результаты, содержание и календарно-тематическое планирование....