Урок окружающего мира в 3 классе по теме "Разнообразие веществ".
презентация к уроку по окружающему миру (3 класс) по теме

Понкрашина Анна Владимировна

Разработка урока окружающего мира по теме "Разнообразие веществ" для 3 класса составлена на основе учебника А.А Плешакова  УМК "Школа России". Добавлена презентация из 25 слайдов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ponkrashina_a.v.okruzh.mir_.3_klass.rar1.41 МБ

Предварительный просмотр:

Сценарий урока с использованием компьютера.

Окружающий мир. 3 класс.

Автор: Понкрашина Анна Владимировна

Полное название образовательного учреждения: Томская область, с. Кожевниково, Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение "Кожевниковская средняя общеобразовательная школа № 2"

Предмет: Окружающий мир

Тема: Разнообразие веществ

Класс: 3

Время реализации занятия: 45 минут

Цель урока: Познакомить с веществами: соль, сахар, крахмал, кислота; учить правильно пользоваться этими веществами; расширять кругозор обучающихся.

Тип урока: ознакомления с новым материалом

Метод обучения: словесный, наглядный, практический

Оборудование:

  1. Вещества: соль, сахар, крахмал, кислота (лимонная или лимон).
  2. Продукты для практической работы (картофель, хлеб, яблоко, груша);
  3. Раствор йода, пипетка;
  4. Компьютер, проектор, экран.

Учебно-методическое обеспечение:

  1. Плешаков А.А. Окружающий мир. 3 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. М.:Просвещение, 2009. – 159с: ил. – (Школа России).
  2. Плешаков А.А. Окружающий мир. 3 класс. Рабочая тетрадь. М.:Просвещение. – (Школа России).
  3. Целоусова Т.Ю, Максимова Т.В. Поурочные разработки по курсу Окружающий мир. 3 класс. М: «ВАКО», 2004, 320 с.

Авторский медиапродукт: 

  1. презентация 22 слайда (операционная среда редактор Microsoft Power Point, Microsoft Word)
  2. вид медиапродукта: наглядная презентация учебного материала

Схема взаимосвязи кадров презентации: линейная

Целесообразность использования медиапродукта на занятии:

  1. Недостаточное количество наглядного информационного материала в существующих учебно-методических пособиях.
  2. Повышение эффективности усвоения учебного материала за счет одновременного изложения учителем необходимых сведений и показа демонстрационного материала.
  3. Развитие наглядно-образного мышления за счет повышения уровня наглядности.

План проведения урока:

Этапы урока

Временная реализация

 Слайд

I.Организационный момент

II.Повторение пройденного материала

III.Проверка домашнего задания.

IV.Разнообразие веществ - работа по теме урока.

V.Практическая работа в группах по определению наличия крахмала в продуктах.

VI.Физкультминутка

VII.Кислоты — лекция учителя

VIII.Итог урока.

IX. Домашнее задание.

1 минута

4 минуты

1 минута

15 минут

8 минут

 3 минуты

6 минут

5 минут

  2 минуты

№ 2

№ 3 - №13

№14 - №15

№ 16 – 20

№21

№ 22

Карта урока

Комментарий хода урока

Развитие личностных качеств и психических процессов

Репродуктивные формы деятельности

Продуктивные формы деятельности

I.Организационный момент

Внутренняя дисциплина, организованность

II.Повторение пройденного материала. Дети вспоминают значения терминов из словарика и отгадывают кроссворд, в результате высвечивается тема урока.

Память,

Внимание

Активизация знаний

III.Проверка домашнего задания.

Дети отвечают на вопросы учителя.

Память,

Внимание

Активность, логика

IV.Разнообразие веществ – работа по теме урока.

1. Введение в тему урока.  Разгадывание загадок.

2. Рассказ о соли заранее подготовленного ученика.

3.Рассказ о сахаре заранее подготовленного ученика.

4. Рассказ учителя о крахмале.

Внимание

Любознательность, активное слушание, четкость и вырази-

тельность речи, логика

V.Практическая работа в группах по определению наличия крахмала в продуктах.

Результаты исследования дети записывают в тетради, по одному представителю от каждой группы докладывают о результатах.

Организованность

Исследовательские способности, сотрудничество, ответственность за общее дело

VI.Физкультминутка

Двигательная активность

Интерес

VII.Кислоты — лекция учителя

Учитель рассказывает о том, в каких продукта есть кислота, предупреждает об осторожном обращении с уксусной кислотой, для некоторых животных и растений кислота является средством защиты, а  из-за загрязнения атмосферы выпадают осадки в виде кислотных дождей.

Внимание

Восприимчивость

к новому, активное слушанье, бережное отношение к природе

VIII.Итог урока.

Дети говорят о том, что им запомнилось и понравилось на уроке, разгадывают кроссворд в тетради и читают вывод в учебнике.

Рефлексивность

IX. Домашнее задание.

Внимание

Ход урока.

I.        Организационный момент

Проверь, дружок,
Готов ли ты начать урок?
Всё ль в порядке
Книжка, ручка и тетрадка?
Проверили? Садитесь!
С усердием трудитесь!

II.        Повторение пройденного материала

(слайд №2) Вспомните значения терминов из вашего словарика, и отгадайте кроссворд:

  1. Первая ступень познания. (Восприятие)
  2. Крошечные организмы. (Бактерии)

3.Совокупность людей, объединенных исторически обусловленными формами совместной жизни и деятельности. (Общество)

  1. Группа живущих вместе близких родственников. (Семья)
  2. Как называются огромные группы, на которые делят все живое? (Царства)
  3. Как называется любой предмет, любое живое существо? (Тело)
  1. Участок земли, где вся природа находится под строгой охраной.
    (Заповедник)
  2. Население государства, жители страны. (Народ)
  3. Какое слово получилось в выделенной строчке кроссворда? (ВЕЩЕСТВА.)

III.        Проверка домашнего задания.

Что такое вещества? (Это то, из чего состоят тела.)

Из чего состоят вещества? (Вещества состоят из частиц - молекул и атомов.)

Что вы можете рассказать о частицах? Какие вещества бывают? (Твердые, жидкие и газообразные.)

IV.        Разнообразие веществ – работа по теме урока.

Тема сегодняшнего урока «Разнообразие веществ». На уроке мы познакомимся с некоторыми веществами. Вещества изучает особая наука – химия. На свете очень много веществ: сейчас их известно несколько миллионов. С некоторыми из них мы встречаемся каждый день.

(слайд №3) Давайте отправимся на кухню!

Подумайте, какие вещества есть на кухне? (Соль, сахар, вода, мука, сода и другие)

Какое первое вещество нам встретилось, узнаете из загадки:

(слайд №4) Отдельно - я не так вкусна,
                    Но в пище — каждому нужна.
 (Соль)

Рассказ о соли подготовленного ученика:

Самое важное для человека свойство поваренной соли - то, что она соленая на вкус. Поэтому ее используют для соления пищи.

Поваренная соль — это одна из минеральных солей, встречающихся в природе. Некоторые соли люди добывают и используют как удобрения для растений. Для человека соль жизненно необходима. Если ее долго не хватает организму, человек может погибнуть. В древности соль ценилась буквально на вес золота. Солью расплачивались вместо монет, из-за соли страны воевали друг с другом.

(слайд №5) Времена эти прошли, сейчас соль добывают в достаточном количестве. И запасы ее на Земле поистине неисчерпаемые. Гигантские куполообразные глыбы, целые соляные горы, есть и в недрах Земли, и на ее поверхности.

(слайд №6) В растворенном состоянии соль содержится в воде морей и океанов, в минеральных озерах, соленых ручьях. Вся эта соль в твердом виде заняла бы около 70 миллионов кубических километров. Таким количеством можно покрыть всю Землю слоем, толщина которого бы превышала 30-этажный дом! Соль добывают выпариванием, а также в соляных шахтах, примерно так же, как и каменный уголь.

(слайд №7) Кроме того, в соляных шахтах устраивают подземные санатории для больных астмой — соляной воздух для них целебен.

(слайд №8) С солью связано много метких, красочных выражений, различных поверий:

Чтобы лучше узнать человека, надо с ним «пуд соли съесть»;

Рассыпать соль — к ссоре, к несчастью;

Вспомните старинный русский обычай встречать гостей с хлебом-солью.

(слайд №9) Есть еще одно вещество, с которым мы обязательно встретимся на кухне. О себе оно говорит так:

Я бел, как снег,

В чести у всех,

В рот попал –

Там и пропал. (Сахар)

Рассказ о сахаре подготовленного ученика:

По внешнему виду сахар можно спутать с солью. Зато их не спутаешь по вкусу. Сладкий вкус - главное свойство сахара.

(слайд №10) Когда-то сахар делали только из сахарного тростника, который растет в Индии, Китае и других странах, где климат постоянно теплый и влажный.

Долго искали замену сахарному тростнику. Сейчас почти половину всего сахара в мире получают из свеклы.

(слайд №11) В старину сахар был очень дорогой диковинкой. Во многих странах вместо него употребляли мед, сладкий сок клена, березы, липы.

(слайд №12) Обыкновенный сахар не единственное сладкое вещество в природе. Во фруктах содержится фруктовый сахар, в молоке — молочный сахар. Глюкоза — еще одна разновидность сахара. В природе она встречается в различных частях растений. Особенно богаты глюкозой плоды винограда и виноградный сок. Глюкозу еще называют виноградным сахаром.

(слайд №13) А это что за вещество, которое очень похоже по цвету на соль и сахар?

Хоть, как пудра, нежен, бел,
А не сахар и не мел.
Он в кисель из года в год
Превращает нам компот.
(Крахмал)

Крахмал — одно из питательных веществ, необходимых человеку. Он содержится во многих продуктах растительного происхождения.

Ученые химики подсказали, как узнать, есть ли крахмал в том или ином продукте. Для этого нужна разбавленная водой настойка йода. Если капнуть на продукт, в котором содержится крахмал, настойка йода приобретет сине-фиолетовый цвет.

V. Практическая работа

Практическая работа проводится по группам (класс делится на 6 групп). Каждая группа получает картофель, яблоко, хлеб, грушу. Также каждой группе выдается пипетка и раствор йода.

Задание:

  1.  С помощью разбавленной настойки йода определить, есть ли крахмал в продуктах. (слайд №14)
  2.  Результаты исследования записать и зарисовать в тетрадь. (слайд №15)

По окончании работы о результатах исследования докладывает один представитель от каждой группы.

VI.        Физкультминутка

С какими телами вы работали на практической работе? Какие бывают тела? (Искусственные, естественные.) 

  Если я называю искусственное тело, то вы садитесь, а если естественное тело – стоите.

   Радуга, трактор, кукла, зайчик, трава, дождь, воздушный шар, туман, самолет, солнце, звезды, медведь.

VII.        Кислоты — лекция учителя

(слайд №16) Большая группа веществ, с некоторыми из которых мы можем встретиться на кухне — это кислоты. Каждому знаком кислый вкус лимона. Такой вкус ему придает содержащаяся в нем лимонная кислота. В яблоках содержится яблочная кислота, в листьях щавеля — щавелевая. Когда прокисает молоко, в нем образуется молочная кислота.

Какое общее свойство этих веществ? (Кислый вкус.)

Можно ли пробовать любую кислоту на вкус? (Нет.)

(слайд №17) На кухне можно встретить одну из таких кислот — это уксусная кислота. К бутылочке с этой кислотой нельзя прикасаться. Это вещество используется только в разбавленном виде.

(слайд №18) Некоторые животные и растения защищаются с помощью кислоты.

(слайд №19) Из-за загрязнения окружающей среды кислоты стали образовываться высоко в небе. Нередко они выпадают вместе с дождем на землю, так получаются кислотные дожди. Основная причина кислотных дождей - это загрязнение воздуха различными вредными газами и одним из их источников является автомобиль. Оксиды азота, в большом количестве выбрасываемые автомобилями, взаимодействуя с водой, становятся в итоге различными азотсодержащими кислотами.

(слайд №20) Кислотные дожди наносят огромный ущерб природе и здоровью детей. Вода в морях, реках и озерах становится непригодной для жизни. Огромный урон наносят кислотные дожди лесам, паркам, садам. В разгаре лета у растений вдруг желтеют и опадают листья, побеги становятся хрупкими, словно стекло. Установлено, что хвойные породы деревьев страдают от кислотных дождей в большей степени, чем лиственные. Из-за кислотных дождей становятся непригодными для обработки пахотные земли. Кислота разрушает легкие людей, разъедает металлы, краски, разрушает различные ответственные конструкции мостов, башен, антенн и даже самолетов.

VIII.        Итог урока

(Слайд №21) С какими веществами мы сталкиваемся каждый день на кухне? (Сахар, соль, крахмал, кислоты). Что нового и интересного узнали для себя?

Дети разгадывают кроссворд в тетради (стр.17) и читают вывод в учебнике (стр. 43)

IX. Домашнее задание

(слайд №22)

  1. По учебнику: задание 1, 2 (стр. 43).
  1. Прочитать статью на стр. 39—42 учебника; подготовить ответы
    на вопросы раздела «Проверь себя» (стр. 43).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация для 2 класса к уроку окружающего мира по теме "Три состояния вещества" по УМК "Начальная инновационная школа", автор учебника В.А. Самкова

Данная презентация для 2 класса составлена к уроку окружающего мира по теме "Три состояния вещества" по УМК "Начальная инновационная школа", автор учебника В.А. Самкова. Презентаци...

Тест по окружающему миру 3 класс - тема «Тела, вещества, частицы",«Разнообразие веществ»

Тест по окружающему миру 3 класс  - тема  «Тела, вещества, частицы»,«Разнообразие веществ»...

Конспект урока по окружающему миру (3 класс). Тема: Тела, вещества, частицы. УМК "Школа России"

Цели деятельности учителя: формирование представления о телах, веществах, частицах.Планируемые результатыПредметные:знать: понятия: «тела», «вещества», «частицы»;ум...

Конспект урока окружающего мира 3 класс по теме "Большой круговорот веществ в природе" УМК "Школа 2100"

Подробный конспект урока окружающего мира 3 класс по теме "Большой круговорот веществ в природе" по учебнику А.А.Плешакова УМК "Школа 2100"....

Конспект урока по "Окружающему миру", 3 класс, тема: Разнообразие веществ

Класс: 3ВУМК: Школа РоссииТема урока: Разнообразие веществТип урока: Урок изучения и первичного закрепления новых знаний, повторение ранее полученных знаний. (получения нового знания)Цель: познакомить...