Урок окружающего мира во 2 классе "Вода растворитель"
план-конспект урока (окружающий мир, 2 класс) по теме

Петрова Светлана Анатольевна

Урок-исследование во 2 классе по теме "Вода растворитель" (по учебнику Н. Я. Дмитриевой, А. Н. Казакова "Окружающий мир", система Л. В. Занкова)

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_okruzh_mira.doc77 КБ

Предварительный просмотр:

Петрова С. А. МОУ «Лихославльская СОШ №1», учитель начальных классов

Петрова Светлана Анатольевна, МОУ «Лихославльская СОШ № 1», учитель начальных классов.

Предмет: окружающий мир, 2 класс.

Тема урока: Вода-растворитель.

Учебник: «Окружающий мир» Н. Я. Дмитриева, А. Н. Казаков.

Конспект урока.

Цель урока: познакомить со свойством воды растворять в себе вещества.

Дидактические задачи урока:

  • опытным путем установить свойство воды растворять вещества, ознакомить с растворимыми и нерастворимыми в воде веществами;
  • обучить работе в группе;
  • развивать умения наблюдать, делать выводы, получать информацию из различных источников (из таблиц);
  • прививать интерес к окружающему миру.

Педагогические задачи урока:

  • познакомить учащихся с особенностями процесса научного познания, ступенями исследовательской деятельности;
  • научить различать проблемы, формулировать и отбирать полезные гипотезы, интерпретировать данные, делать выводы;
  • заинтересовать учащихся исследовательской деятельностью, поиском новых проблем, вопросов.

Тип урока:

По дидактической цели: урок изучения нового материала.

По содержанию элементов исследовательской деятельности – урок «Образец исследования» (начальный уровень).

Формы работы учащихся: работа в группах (мини-лабораториях).

Предметные результаты:

Обучающие научатся: проводить опыты, опытным путем установить свойство воды – растворять вещества, ознакомятся с растворимыми и нерастворимыми в воде веществами.

Метапредметные результаты:

Личностные УУД: применять правила делового сотрудничества: сравнивать разные точки зрения; считаться с мнением другого человека; проявлять терпение и доброжелательность в споре (дискуссии), доверие к собеседнику (соучастнику) деятельности.

Познавательные УУД: 

Общеучебные – осуществляют поиск необходимой информации в тексте, логические: устанавливают причинно – следственные связи; осуществляют анализ объектов с выделением существенных признаков, приводят доказательства.

Регулятивные УУД: Планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей, осуществляют рефлексию своей деятельности на уроке,

Коммуникативные УУД: оформляют диалогическое высказывание, в соответствии с требованиями речевого этикета, учитывают разные мнения и стремятся к координации различных позиций в сотрудничестве.

Используемые технологии, активные формы обучения: развивающее обучение, использование современных информационных технологий (программа – презентация), развитие исследовательских навыков.

Оборудование:

  • для опыта: стакан с водой, поваренная соль, песок, марганцовокислый калий, глина, фильтрованная бумага, стеклянная воронка, палочка для размешивания (на каждую группу);
  • таблицы для записи результатов исследования;
  • таблички с основными понятиями темы;
  • компьютер;
  • иллюстрации воды в различных состояниях.

Структура и ход урока.

№№

п/п

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность

обучающихся

Время

(в мин.)

1

Орг. момент (этап самоопределения).

- Посмотрите на игрушку. Что в ней необычного?

- А что будет, если одну деталь убрать?

- Вот так же и знания человека состоят из маленьких «деталей». И только когда эти «детали» собраны вместе, и не упущена ни одна, тогда знания начинают действовать, и их можно применить в жизни. Каждый наш урок и то, чему мы на нем учимся, являются такими «деталями», частями наших знаний.

Рассматриваю игрушку.

Ответы детей.

1 мин.

2

Актуализация знаний, мотивация учащихся.

- Готовясь, к уроку я натолкнулась на такую заметку. Послушайте: «Этот материк самый необычный на Земле. Он весь покрыт водой. Но, не смотря на такое обилие воды, здесь работают научные станции».

- Как вы считаете, такое возможно? Где? (Антарктида).

- В каком состоянии находится вода на этом материке?

- Объясните, почему вода может так о себе говорить?

Я и туча, и туман,

Я ручей и океан,

Я летаю и бегу,

И стеклянной быть могу.

- Что объединяет эти иллюстрации?

- Где мы можем наблюдать воду в твердом состоянии? При какой температуре замерзает вода?

- Где мы можем наблюдать воду в газообразном состоянии?

- Где мы можем наблюдать воду в жидком состоянии?

- Объясните, на что указывают эти стрелки на схеме?

- При каком условии, вода может менять свое состояние? (Температура).

- Какими свойствами обладает вода? Выберите из таблицы эти свойства и запишите ответы соответствующими цифрами.

Свойства:

  1. без цвета;
  2. не имеет запаха;
  3. плохо проводит тепло;
  4. долго удерживает тепло;
  5. прозрачность;
  6. текучесть.

Учащиеся слушают текст заметки.

Отвечают на вопросы учителя.

Рассматривают иллюстрации, составляют схему

Работаю самостоятельно:

выбирают из таблицы свойства воды. Отвечают, доказывают.

5 мин.

3

Постановка проблемы.

- Мы вспомнили все изученные свойства воды. А какое свойство воды человек использует, когда моет посуду, стирает белье, моется сам? Ваши предположения?

- Многим кажется, что они хорошо знают воду. Ведь все ежедневно умываются, пьют воду, часто наблюдают, как идет дождь, как течет река. Но оказывается, не так все просто в природе. В ней еще много тайн. Ученые стараются разгадать их. А пока мы начнем с простого: постараемся заполнить таблицу и ответить на вопрос: « Почему для мытья посуды используют именно воду».

 - Для этого мы с вами откроем научную лабораторию, разделимся на группы. В каждой группе выберем научного руководителя.

Учащиеся высказывают свои предположения.

Выбирают в группе «руководителя»

2 мин.

4

Определение темы и цели исследования.

- Нам предстоит исследовать, что происходит в воде с различными веществами. А что такое исследование?

- Исследование – это один из видов профессиональной деятельности человека. Ученый и рабочий, преподаватель ВУЗа и учитель – человек любой профессии при грамотном подходе к делу использует элементы исследовательской работы.

 - Любое исследование начинается со сбора информации.

- Что находится у вас на столах? ( Стаканчики с водой, вещества).

- Нам нужно исследовать, что же происходит в воде с различными веществами. Какую цель мы поставим перед собой? (Выяснить, что происходит в воде с различными веществами).

Учащиеся высказывают предположения

2 мин.

5

Выдвижение  рабочей гипотезы, ее подтверждение.

- Вашим «лабораториям» задана задача. Прочитайте и сформулируйте вашу гипотезу, что произойдет? Гипотеза – это научное предположение, суждение о каком-либо явлении, объекте.

- Какие предположения есть у вас по данной теме? Запишите их в таблице.

Ход работы.

Предполагаемые ответы.

Ответы после эксперимента.

1. Насыпьте соль в стакан с водой. Размешайте.

2. Насыпьте марганцовокислый калий в стакан с водой. Размешайте.

3. Насыпьте песок в стакан с водой. Размешайте.

4. Насыпьте мел в стакан с водой. Размешайте.

Учащиеся выдвигают рабочие гипотезы в группах, делают записи в таблице.

Учащиеся проводят опыты в группах, записывают результаты опытов в листах исследования

13 мин.

6

Формулирование вывода по результатам исследования

- Что предполагали? Что получили? Сделайте вывод. (Одни вещества растворяются быстро, хорошо, другие – медленно, а третьи не растворяются).

Вывод: Вода – прекрасный растворитель. Проделывая опыты, вы увидели, что одни вещества очень быстро растворяются в воде, другие плохо. Но ученые считают, что вода в состоянии растворять даже стекло. Но этот процесс происходит очень-очень медленно. Вода растворяет многие вещества, она принимает цвет того вещества, который в ней растворяется. При этом, чем больше в воде разных растворенных примесей, тем больше изменяются ее вкус и свойства. Растворение – это проникновение молекул одного вещества между молекулами другого.

- Так какой же свойство воды вы используете, когда моете руки, посуду? Сколько раз в сутки вы пользуетесь этим свойством воды?

- Вода – растворитель. Приведите примеры, как человек в быту использует это свойство воды.

- Допустим, вы не знаете, что растворено в каждом из четырех стаканов. Какие органы чувств помогут вам это определить? (органы зрения, вкуса, обоняния). Обсудите в своей группе, какие меры предосторожности надо соблюдать.

- Вода – растворитель, но не все вещества в ней растворяются. Как очистить воду от нерастворимых веществ? Ваши версии, исследователи! Выдвигаем гипотезы.

- Проверим вашу версию.

  1. Возьмите пустой чистый стакан; стакан, в который добавлен речной песок; фильтрованную бумагу (бумажную салфетку); воронку и палочку.
  2. Сделаем фильтр. Фильтр – это приспособление для очистки воды. Сложите вчетверо бумагу. Отогните одну часть, вложите фильтр в воронку.
  3. Воронку поставьте в пустой стакан.
  4. Вылейте воду с растворенным песком в воронку, предварительно размешав песок.
  5. Наблюдайте за водой, которая вытекает из воронки.

- Что произошло? Сделайте вывод. (Нерастворенные вещества остались на фильтре).

- Такая очистка воды называется фильтрованием. В быту для очистки воды применяются более совершенные фильтры, чем у нас.

Учащиеся высказывают свои предположения, делают выводы.

Учащиеся приводят примеры.

Обсуждение в группах, высказывание предположений.

Проводят опыт в группах по заданному алгоритму

Учащиеся делаю вывод.

10 мин.

7

Творческое применение знаний и умений в новой ситуации.

- Представьте, что вы пошли в поход по родному краю. Откуда вы будете брать воду для питья и приготовления пищи, как будете ее очищать?

- Во время похода вы нечаянно рассыпали всю соль. Она смешалась с песком. Как быть?

- За каким свойством воду мы сегодня наблюдали на уроке?

- Какое значение в живой и неживой природе имеет свойство воды растворять разные вещества? Найдем ответ в учебнике.

/Работа с учебником, с. 107/

Учащиеся высказывают предположения.

Работают с текстом учебника

7 мин.

8

Подведение итогов урока.

- Итак, сегодня на уроке в наши знания добавилась еще одна маленькая «деталь».

- Какими находками, полученными на уроке, можете поделиться дома с родителями, с друзьями?

Учащиеся высказываются.

2 мин

9

Домашнее задание.

- Как вы считаете, какие знания вам необходимо закрепить дома? Очертите себе круг домашнего задания. 

- Подготовьте дома небольшой рассказ (устный или письменный) о значении воды в природе.

Учащиеся предлагают варианты заданий.

1,5 мин

10

Рефлексия

- Оцените работу класса. Поделитесь своими впечатлениями. Кто может похвалить себя? За что? Расскажите.

Учащиеся оценивают свою работу и работу класса на уроке.

1, 5 мин

Дополнительный материал.

  • Посмотрю я в окошко: идет длинный Антошка (дождь).
  • На дворе – горой, а в избе – водой (снег).
  • Летит орлица по синему небу. Крылья распластала, солнышко застлала (туча).
  • Текло, текло и легло под стекло (лед на реке).
  • Молоко над речкой плыло, Ничего не видно было, Растворилось молоко – Стало видно далеко (туман).
  • Утром бусы засверкали, Всю траву собой заткали. А пошли искать их днем, Ищем, ищем – не найдем (роса).

- Что такое вода?

Вы слыхали о воде? Говорят, она везде!

В луже, в море, в океане и в водопроводном кране.

Как сосулька, замерзает, в лес туманом заползает,

Ледником в горах зовется, лентой серебристой вьется.

Мы привыкли, что вода – наша спутница всегда!

Без нее нам не умыться, не наесться, не напиться.

Смею вам я доложить: без нее нам не прожить!

- Что особенного в ней?

- Как можно объяснить пословицу: «Вода – всему голова!»?

  • Зачем размешивают ложкой сахар и соль, когда насыпают их в воду? (При помешивании воды ложкой процесс растворения сахара и соли, благодаря движению воды, существенно убыстряется).
  • Почему вода в природных источниках имеет самый разный вкус?  (Различный вкус воды объясняется ее свойством растворять в себе разные вещества. Эти вещества и придают воде привкус).

Физминутка.

К речке быстро мы спустились, наклонились и умылись

1, 2, 3, 4! Вот как славно освежились!

А теперь поплыли дружно. Делать так руками нужно:

Вместе – раз, это – брасс. Одной, другой – это кролль.

Все как один плывем, как дельфин.

Вышли на берег крутой и отправились домой.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока окружающего мира с презентацией по теме "Вода - растворитель"

На уроке учащиеся проводят опыты. В ходе опытов открывают свойство воды - растворять вещества. К уроку прилагается авторская презентация...

Урок окружающего мира по теме "Вода - растворитель" УМК ПНШ 3 класс

Урок по окружающему миру по теме"вода - растворитель" групповая работа на уроке...

Урок окружающего мира в 3 классе по теме «Вода-растворитель»

Паспорт Урока по окружающему миру в 3 классе по теме «Вода-растворитель»...

Разработка урока окружающего мира в 3 классе по теме "Вода - растворитель"

Разработка урока составлена в виде технологической карты  для  УМК "Перспективная начальная  школа"....

Разработка урока окружающего мира в 3 классе по теме "Вода - растворитель"

Разработка урока составлена в виде технологической карты  для  УМК "Перспективная начальная  школа"....

Конспект урока по окружающему миру. Тема: "Вода - растворитель"(УМК "Перспективная начальная школа",3 класс).

Цели деятельности учителя:  формирование знаний о воде как растворителе, о растворимых и нерастворимых веществах; формирование навыка делать фильтр;  формирование знаний о растворах в природ...