Конспект урока по развитию устной речи специальной коррекционной школы 8 вида "Посуда.Уход за посудой."
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс) по теме

Селешкова Татьяна Александровна

Данная разработка урока поможет в работе учителю коррекционной школы 8 вида.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл posuda_-_otkrytyy_urok_seleshkova.docx893.95 КБ
Файл analiz_uroka_-_posuda.docx15.55 КБ

Предварительный просмотр:

муниципальное казенное специальное (коррекционное)

образовательное  учреждение  для обучающихся, воспитанников

с ограниченными возможностями здоровья

«Специальная (коррекционная) общеобразовательная

школа-интернат VIII вида № 95»

603086 г.Нижний Новгород, ул.Мануфактурная д.15 тел. 246-42-15, 246-55-79

Открытый урок

по развитию  устной речи

на основе изучения

предметов и явлений

окружающей действительности

«Посуда. Уход за посудой.»

3 Б  класс

Провела

учитель начальных классов

 Т.А..Селешкова

Ноябрь

2012 – 2013

учебный год

Тема урока: «Посуда. Уход за посудой».

Урок с использованием  коммуникативной технологии обучения.

Тип урока: повторно - обобщающий.

Цель: формирование обобщенного понятия посуда и уход за ней.

Задачи:

1. Обучающие:

1.уточнить и конкретизировать представления детей о посуде.

2.сформировать знания о классификации посуды и применять их в жизни.

3.Обобщить знания об уходе за посудой с целью формирования жизненно важной компетенции учащихся.

4.развивать словообразовательную функцию;

5.составлять распространенное предложение;

6.составлять описательный рассказ.

2. Коррекционно-развивающие:

7.коррекция мышления на основе упражнений в установлении логических связей;

8.развитие памяти и внимание;

9.формирование представление о речевом поведении.

3. Воспитательные:

10.воспитывать коммуникативную культуру учащихся;

11.осознавать необходимость общения;

12.развивать активность и самостоятельность общения в группах.

Оборудование: картинки с изображением различной посуды; конверты с осколочными картинками; плакаты с этапами работы; выставка различных видов посуды; слайды.

Ожидаемый результат:

расширение знаний о разных видах посуды;

развитие активности и самостоятельности в группах;

оценка собственной деятельности.

Ход урока.

I. Организационный момент:

Веселый зазвенел звонок,

Давайте же начнем урок,

Работать вместе будем,

Всё важное обсудим.

На урок к нам пришли гости, посмотрите на них, улыбнитесь им! Чтобы урок наш получился интересным и полезным, вы должны постараться показать свои знания, которые вы получили на уроках развития речи. Я думаю: у вас у всех все получится!

2.Введение в тему.

Загадки.  Слайд 1

- Отгадайте, загадки:

Если хорошо заточен,

Все легко он режет очень.

Хлеб, картошку, свеклу, мясо,

Рыбу, яблоки и масло. (Нож)

Он пыхтит, как паровоз,

Важно кверху держит нос.

Пошумит, остепенится,

Пригласит чайку напиться. (Чайник)

Если я пуста бываю,

Про тебя я забываю.

Но когда несу еду,

Мимо рта не пронесу. (Ложка)

Длинная ручка у ложки большой,

Себе я налью суп куриный с лапшой.

Ею налью и борщ и окрошку,

Её назовите, подумав немножко.

      (Половник)

Сладким сахаром полна,

К чаю подаётся,

Ты конечно догадался,

Как она зовется. (Сахарница)

Ребята, а как вы думаете, о чем сегодня на уроке пойдет речь?

3. Сообщение темы урока.

Давайте проверим, правильно ли вы предположили.

5

2

3

4

1

6

Д

О

С

У

П

А

- Расшифруйте загаданное слово.

- Тема сегодняшнего урока «Посуда. Уход за посудой»

C:\Users\User\Desktop\IMG_1209.JPG

Сегодня на уроке мы должны уточнить знания о посуде, научиться делить ее по группам, ухаживать за ней. А главное - научиться применять эти знания в своей жизни!

- Так что же такое посуда? (Посуда – это предметы, из которых пьют, едят, готовят пищу.)

4. Актуализация опорных знаний. Слайд 2

1. – Какой посудой пользуются для приготовления пищи? (Кастрюлей, сковородой, …)
– Как называется эта посуда?
(Кухонная).
– Какая еще посуда бывает? (Чашка, блюдце, сахарница, … – это чайная посуда).
– А как назовете глубокую тарелку, супницу, салатницу ..?
(Столовая)
– Как называются приборы, которыми мы пользуемся при  приеме пищи?
(Ложка, вилка, нож). Диалог сопровождается наглядностью.
– Какая посуда тебе нравиться?
(Чистая, блестящая). Что надо делать, чтобы посуда была такой?

Вывод: Какая бывает посуда?

5. Работа в группах.

- Сегодня, ребята, мы будем работать с вами в группах. В каждой группе у нас три человека. Это наши маленькие бригады, каждая бригада сидит за отдельным столом и будет стараться правильно выполнять каждое своё задание. Возьмитесь за руки! А дружно работать в бригаде нам поможет такое стихотворение:

Дружная работа, дружная игра –

Пусть отстанет кто-то – это ерунда.

Правило простое в жизнь с собой возьмем.

Мы помочь готовы товарищу во всем.

- Желаю Вам сегодня трудиться дружно и помогать друг другу.

Правило вывешивается на доску:

Мы  помочь готовы товарищу во всем.

-Упражнение в распознавание различных видов посуды.

 (1 группа-чайная посуда, 2 г.-кухонная,3г.- столовая).

- Сейчас от каждой группы выйдет по одному человеку к доске.

На доске три плаката: Столовая Чайная Кухонная

Чашка, сахарница, тарелка, салатница, сковородка, кастрюля, селедочница

миска, блюдце.

- Ребята из первой бригады найдут чайную посуду

- Ребята из второй бригады найдут кухонную посуду

- Ребята из третьей бригады найдут столовую посуду

А сейчас приготовьтесь рассказать о вашей посуде. Для чего она предназначена.

(по 1 уч-ся от группы)

Слайд3

–  Посудой люди пользовались с древних времен. Сначала она была деревянной, глиняной. Потом изобрели различные материалы, и появилась стеклянная, металлическая, фарфоровая, пластмассовая … посуда.
Вывод: Из каких материалов делают посуду?

6.Упражнение в распознавание материала, из которого делается посуда.

– А сейчас узнаем, из какого материала чаще всего делают посуду.

- Вопрос первой бригаде:

- Скажите,  из чего сделаны стаканы? Как называется посуда из стекла?

Вопрос 2 бригаде:

- Из какого материала сделаны кастрюли? Как называется такая посуда? (металлическая)

Вопрос 3 бригаде: - Из какого материала делают контейнеры для хранения продуктов ? Как называется такая посуда? (пластмассовая посуда)

7. Слуховая гимнастика.

- Послушайте моё задание:

Опустите головки, глазки закройте.

Послушайте звуки без остановки.

Узнайте по звуку материал -

Стекло, пластмасса или металл.

Учитель стучит по посуде из различных материалов. Дети отгадывают по звуку материал, из которого сделана посуда.

 слайд4

– Теперь я проверю, знаете ли вы части посуды. Сравнение разной по виду посуды (кастрюля, чайник, чайник для заварки, кружка, тарелка).
Словарь: Дно, донышко. Что значит «выпить до дна»? Ручка (работа над многозначностью слова «ручка»). Крышка. Носик. Отличие – по размеру, по форме, по цвету, материалу, по виду посуды.

Вывод: Какие части посуды вы знаете?

8. Работа с осколочной картинкой.

 - Каждая бригада получает конверт с осколочной картинкой и складывает её.

1 бригада

2 бригада

3 бригада

чашка

чайник

кастрюля

– А сейчас каждая группа должна посовещаться и дать характеристику своему предмету. Для этого надо закончить предложения, которые даны на доске:

Это – __________.

У него (неё) есть_______________.

Он (она) нужен (нужна) для ________________.

9. Физкультурная минутка.

Я пыхчу, пыхчу, пыхчу,

(Дети поднимают плечи)

Больше греться не хочу

(Поворот головы из стороны в сторону)

Крышечка запрыгает, будто кто-то двигает.

(Дети прыгают на месте)

Вот уже кипит вода, значит, чай пить пора.

(Наклоны головы вперед-назад)

10. Игра "Что изменилось?"  (используется натур. посуда)

 Посмотрите и запомните, что стоит на столе. Закройте глаза. (Со стола убирается желтый чайник и ставится на его место красный чайник.) Откройте глаза. Что появилось на столе?- Красный чайник.- Чего не стало?- Желтого чайника.

- Правильно. Посмотрите на стол еще раз, закройте глаза. (Со стола убирается сахарница и ставит на ее место молочник.) Откройте глаза. Что появилось на столе?

- Зеленый молочник.

- Чего не стало?

- Синей сахарницы. - Молодцы! Вы были очень внимательными, похлопайте себе.

C:\Users\User\Desktop\IMG_1235.JPG

Пальчиковая гимнастика "Помощники".

Дети приглашаются на ковер, им предлагается встать в кружок и сделать пальчиковую гимнастику.

Раз, два, три, четыре,         Попеременно ритмично ударяют кулачок об кулачок и хлопают в ладоши.

Мы посуду перемыли:         Одна ладонь скользит по другой.

Чайник, чашку, ковшик, ложку        Загибают пальчики, по одному, на каждое название посуды

И большую поварешку.        

Мы посуду перемыли,         Одна ладонь скользит по другой.

Только чашку мы разбили,         Снова загибают пальчики.

Ковшик тоже развалился, Нос у чайника отбился.         

Ложку мы чуть-чуть сломали.         Попеременно ритмично ударяют кулачок об кулачок и

Так мы маме помогали.         хлопают в ладоши.

11.Игра "Что лишнее?"

На доску ставится 4 предметные картинки с изображениями посуды и игрушек.

-Игра, в которую мы будем играть, называется "Что лишнее?" Что вы видите? Перечислите картинки.- Тарелка, кастрюля, мяч, стакан.

- Что здесь лишнее и почему?

- Лишний мяч. Он - игрушка.

- А все остальное?

- Посуда.

- Правильно. Назовите следующие картинки. (Ставится на наборное полотно новый комплект: Кастрюля, сковородка, чайник , утятница).

- Что лишнее и почему?- Лишняя тарелка. Из нее нельзя пить.

- А из остальной посуды?

- Можно пить.

- Верно. Молодцы!

Отрабатываются исключения по принципу назначения посуды (чайная, кухонная, столовая)

-Чашка, стол, стакан, кружка.

- Что здесь лишнее и почему?

- Лишний стол. Он - мебель.

- А все остальное?

- Посуда.

12. Составление загадок-описаний по образцу со зрительной опорой. Слайд5

Приглашаю к себе группу детей и показываю каждому  предметную картинку так, чтобы другие дети ее не видели. Используется схема-опора по составлению описательного рассказа.

- Посмотри на картинку, : Расскажи о предмете, не называя его. Что это? Какая она? Что на ней нарисовано? Для чего она нужна?

Ребенок. Она белая, круглая. На ней нарисованы цветочки. Из нее едят суп. Что это?

- Эта тарелка.

- Молодец. Ты правильно составил(а) загадку. И ребята тоже молодцы. Быстро отгадали ее.

Аналогично составляют загадки остальные дети. Оказываю им необходимую помощь.

13. Знакомства с правилами мытья посуды. Слайд 6

- Ребята, а что делают с посудой, после того, как поели. (Её моют).

- Ребята для мытья посуды существуют определенные правила. На доске шесть плакатов.

Расставьте в правильном порядке этапы мытья посуды. Каждая бригада на своем месте, посовещавшись, формирует последовательность мытья посуды из карточек. Затем один человек от бригады зачитывает получившуюся запись:                  

      Проверка на слайде

Очистить

Вымыть

Прополоскать

Высушить

Убрать

- Молодцы, ребята, вы правильно  установили последовательность мытья посуды.

14.Рефлексия. Тарелочки с оценкой: «Я похвалил бы себя за то…»

15. Подведение итогов.

- Ребята, вы сегодня молодцы! Вы дружно трудились и помогали друг другу. Домашнее  задание каждый из вас получит на карточках, которые надо будет вклеить в свои тетради.

Кроссворд: Каждая бригада получают индивидуальную карточку.

Образец индивидуальной карточки:

Впиши, в клетки кроссворда название посуды и найди название блюда.

Вилка, нож, тарелка, сковорода, чашка, ковш, кастрюля.



Предварительный просмотр:

АНАЛИЗ УРОКА

РАЗВИТИЯ УСТНОЙ РЕЧИ НА ОСНОВЕ ИЗУЧЕНИЯ ПРЕДМЕТОВ И ЯВЛЕНИЙ ОКРУЖАЮЩЕЙ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ

Открытый урок развития устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности по теме «Посуда. Уход за посудой» был проведен учителем Т.А.Селешковой  с обучающимися, воспитанниками 3 б  класса.

Цели данного урока содержат образовательный, развивающий, коррекционный и воспитывающий аспекты, по уровню достижения реальны. Цели данного урока связаны с целями предшествующих учебных занятий. Основная цель соответствовала выбранному типу урока, его структуре. Этапы урока былине всегда взаимосвязаны.

        Татьяна Александровна совсем недавно взяла класс и для неё важен выбор методов, средств, форм работы с коллективом класса.

Для создания успеха  учитель старался использовать следующие педагогические умения:

  • распределять внимание в работе с обучающимися, воспитанниками;
  • тактично детализировать выдвигаемое требование;
  • акцентировать внимание на положительных моментах;
  • поощрять любые позитивные действия ребенка;
  • терпеливо ожидать результатов деятельности.

Для достижения положительных результатов Татьяна Александровна создала атмосферу важности работы. Использование информационных технологий на всех этапах урока дало возможность сэкономить время, проверить правильность знаний, глубину и осознанность умений использовать их на практике (задание – осколочная картинка), иллюстрировать урок, помогло привлечь всех ребят к активному участию в потоке правильных ответов. Отбор содержания материала был рассчитан на учет способностей и возможностей обучающихся, воспитанников.

        В ходе урока Татьяна Александровна стимулировала интерес детей к работе, поддерживала в них уверенность в своих силах. Используя методический прием «синквейн»  учитель добивалась глубины понимания учебного материала, решала триединую задачу: образовательную, коррекционно – развивающую, воспитательную. Активность на уроке средних и слабых учеников – показатель успешного применения приема на уроке.

        Важное значение учитель придает режиму умственного труда обучающихся, воспитанников. На уроке проходило 2 физпаузы – пальчиковая гимнастика и двигательно-речевая физминутка.

        Детям понравился процесс обучения, они были раскованы, желание работать  исходило от всех.

        Цель урока была достигнута.        

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока математики во 2 классе специальной (коррекционной) школы 8 вида.

Урок математики на тему: "Обобщение и систематизация знаний и умений учащихся по теме: Приёмы сложения и вычитания с переходом через разряд".  урок представлен в форме путешествия с капелькой вод...

Конспект урока математики во 2 классе специальной (коррекционной) школы VIII вида.

Урок математики на тему: "Разложение двузначного числа на десятки и единицы. Вычитание из двузначного числа всех единиц ". Урок направлен на решение не только коррекционно-обучающих и воспитател...

Конспект урока по развитию устной речи специальной коррекционной школы 8 вида

Данная разработка урока поможет в работе учителю коррекционной школы 8 вида....

Конспект урока математики в 3 классе специальной (коррекционной) школы VIII вида. Тема урока: Деление по содержанию. Решение задач.

Тема урока: Деление по содержанию. Решение задач.Тип урока: урок «открытия» нового знания.Цель урока: познакомить с новым видом деления: по содержанию, закрепить умения выполнять арифме...