Конспект урока "Где живут медведи?"
план-конспект урока (окружающий мир) по теме

Разработка урока . 1 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razrabotka_uroka_gde_zhivut_medvedi.docx24.66 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока « Где живут белые медведи »

Цель:  изучение нового материала, урок – путешествие.

Планируемый результат обучения, в том числе и формирование УУД:

—Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

— практическая работа в паре: находить на глобусе Северный Ледовитый океан и Антарктиду, характеризовать их, осуществлять самоконтроль;

— рассматривать и сравнивать иллюстрации учебника, извлекать из них информацию о животном мире холодных районов;

— приводить примеры животных холодных районов;

— устанавливать связь между строением, образом жизни животных и природными условиями;

— отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке

Формируемые УУД:

Личн-е: Освоить начальные навыки адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире; Формировать интерес к учению; осваивать роль ученика

Позн-е:находить на глобусе Северный Ледовитый океан и Антарктиду, характеризовать их,  рассматривать и сравнивать иллюстрации учебника, извлекать из них информацию о животном мире холодных районов;  приводить примеры животных холодных районов;  устанавливать связь между строением, образом жизни животных и природными условиями;

Комм-е:  работать в паре; участвовать в диалоге; отвечать на вопросы.

Регул-е: Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; осуществлять самоконтроль; оценивать свои достижения на уроке;формулировать выводы из коллективного обсуждения; работать по плану.

Оборудование: компьютер, презентация « Где живут белые медведи?», «Рабочая тетрадь» авт.Плешаков А.А., глобус,  карточки с названиями Северный полюс, Южный полюс, Северный ледовитый океан, Арктика, Антарктида, изображения белого медведя и пингвина, Мудрой Черепахи, раздаточный материал « солнышко».

Ход урока:

  1. Организационный момент

Прозвенел звонок весёлый,

Всех зовёт он на урок.

Ну-ка, все ли вы готовы?

Начинаем точно в срок!

На места все тихо сели,

Не нарушив тишину.

Приготовились к открытьям,

Я урок сейчас начну.

  1. Актуализация знаний.

О чём мы говорили на прошлом уроке? Перечислите названия зимних месяцев. Откуда появились названия месяцев? В какое время года дни рождения детей, если они их празднуют  1 сентября? 1 марта? 16 февраля?

  1. Мотивация учебной деятельности.

   Ребята, сегодня к нам на урок пришёл медвежонок. Посмотрите фрагмент из мультфильма  и скажите, как его зовут. («УМКА»).

  Как зовут этого медвежонка? Умка приглашает нас к себе в гости, в экспедицию. (Спросить, что такое экспедиция? – Поездка группы лиц, отряда с каким-либо спец. заданием (исследовательским, военным, просветительским).

Вы согласны? А где он живёт? Чтобы знать, какие вещи взять с собой в дорогу, мы должны узнать: где живут белые медведи? Чтобы поближе познакомиться с жизнью белых медведей, мы отправимся в экспедицию. Во время путешествия мы понаблюдаем за разнообразием животного мира и ответим на « хитрый вопрос». Ребята, я думаю, вы знаете что это? (глобус)

- А вы обратили внимание, что его макушка белая, да и снизу глобус тоже белый. И ведь это неспроста. Как вы думаете, почему?

  1. Работа по теме урока.

- Путешествуя по территории нашей страны, мы уже говорили, что существуют места, где очень холодно. Одно из таких мест – острова Северного Ледовитого океана – Арктика.  

   Найдём на глобусе и карте Арктику.

(Показать на глобусе и карте расположение Арктики.  Прикрепить на доску карточку с названием территории).

А вы обратили внимание, что его макушка белая, да и снизу глобус тоже белый. И ведь это неспроста. Как вы думаете, почему?

-Так обозначены на глобусе два полюса – Северный и Южный, Арктика и Антарктика. И мы отправимся туда с вами. Как вы думаете, какая погода будет на полюсах?

Арктика –это океан, покрытый льдом. Слой льда очень толстый и крепкий.

 Эта территория отличается своеобразной  погодой.

В Северном ледовитом океане встречаются острова, но они тоже покрыты снегом и льдом.

Арктика – суровый край. Эта территория отличается своеобразной  погодой. Здесь долгая зима и  очень короткое лето с белыми ночами, когда солнце почти не уходит с неба. Снег лежит круглый год. С середины октября до конца февраля здесь царит долгая полярная ночь, когда солнца не видно. Температура может опускаться до -60 градусов.

А раз здесь повсюду снег и лёд, холод, наверное, тут никто не может жить. И в этом краю не встретишь ни птиц, ни зверей. Так ли это? Нет, конечно!

Несмотря на то, что в Арктике холодно, там можно встретить некоторых животных.

Какую одежду берём? Слайд

-Итак, мы взяли с собой тёплые вещи и отправляемся  в путешествие к этим полюсам. Встаньте все около своих парт отправимся с вами в экпедицию.

Слайд- самолёт.

Руки в стороны – в полёт

Отправляем самолёт.

Правое крыло вперёд,

Левое крыло вперёд.

Раз, два, три, четыре,

Полетел наш самолёт


-Садитесь на свои места. Итак, мы с вами летим. Как вы думаете, что там под нами сейчас, белое- белое?

-Под нами океан. В эту самую минуту мы с вами летим над Северным Ледовитым океаном, а он почти весь закован толстым, крепким льдом.

 Давайте посмотрим: кто живёт там.

- Давайте посмотрим, как живёт белый мишка на Северном полюсе.

- Смотрите внимательно. У вас будет задание. Вы должны узнать, почему белый медведь может выжить на Севере, в холодном, ледяном краю? Что ему в этом помогает?

 Могучих белых медведей называют «белым хозяином Северного полюса», нигде, кроме Арктики, не живут. По – гречески «арктус» - медведь. Предполагают, что название этого района Земли связано с обитающими здесь белыми медведями.  

Белый медведь – самый крупный хищный зверь на Земле. Весит около 700кг, а длина его тела достигает трёх метров. Почему медведи белые? (Они живут среди снега, и такая окраска помогает им слиться сих средой обитания). Такой зверь разгуливает на арктическом морозе в теплой красивой шкуре, под которой скрывается толстый слой жира. Шуба и жир не дают медведю замерзнуть и помогают медведю плавать. Всю жизнь они проводят во льдах и в воде.

Мишка очень хороший пловец, ведь его пища находится в воде. Иногда медведь уплывает от берега на расстояние до 500км от берега и может долго плыть со скоростью 4-5 км в час, .

Ныряя в воду, медведь оказывается под толстым слоем льда. Медведь способен разбить слой льда своей большой головой.

Излюбленная пища белых медведей - тюлени, рыба, морские водоросли, птичьи яйца. Животные, которые питаются мясом, рыбой называются  Хищниками.

А для такой пищи нужны острые зубы!

Лапы медведя имеют длинные крепкие когти для того, чтобы не скользить по льду, чтобы цепляться за кромку льда, когда надо вылезти из воды.

Подошва лап покрыты у медведя густой жесткой шерстью, поэтому лапы не мерзнут и не скользят на льду. А между пальцами есть плавательные перепонки.

Даже в этих суровых условиях  у белых медведей появляются детёныши. Когда приходит пора обзаводиться потомством, медведица забирается в снежную пещеру. Детёныши, только что родившиеся у медведицы, по размеру похожи на новорождённого котёнка. Пока медвежата не подрастут, медведица не выходит из снежной берлоги. В отличие от бурого медведя, белые медведи в спячку не впадают.В Арктике очень часто можно видеть белую семейку.

Вот такой он – хозяин белых северных пустынь.

- Как медведь выживает в таких суровых условиях?  

Вы должны узнать, почему белый медведь может выжить на Севере, в холодном, ледяном краю? Что ему в этом помогает?

ФИЗМИНУТКА.

  Живёт в Арктике морж. Этот великан не боится медведей. Хотя у моржа острые могучие клыки, сам по себе он безобидный. Клыки ему нужны для того, чтобы выкапывать из ила раковины и съедать их содержимое.

Ещё один обитатель Арктики – тюлень. Он питается рыбой. Тюлень прекрасно плавает и ныряет. Вместо ног у него ласты. Тюлень может долго находиться под водой, но ему  обязательно нужен воздух, поэтому время от времени он выныривает на поверхность, чтобы набрать воздуха.  Когда зимой поверхность воды замерзает, животное головой пробивает лёд, чтобы не задохнуться. Возле лунок тюленей поджидают белые медведи.

   На берегах Северного Ледовитого океана птицы выводят птенцов, устраивают целые «птичьи базары».

  Что помогает зверям и птицам Арктики выжить в таких суровых условиях?  Животные Арктики имеют большой подкожный жировой слой, густой мех или пух.

 

   Мы с вами побывали в северной части земного шара в гостях у Умки. А теперь отправимся на Южный полюс.

Если перевернуть глобус вместе с подставкой вверх ногами, то вы увидите вторую « белую шапку». Это Южный полюс. Как вы думаете, раз полюс южный, какая там температура? Мы сейчас как раз подлетаем к нему.

 ФИЗМИНУТКА.

Все дружно встали

 И как мишки зашагали.

Будем делать повороты,

Выполняйте все с охотой.

Наклонились влево, вправо.

Получается на славу!

Хоть зарядка коротка,

Отдохнули мы слегка.

     

     Если перевернуть глобус вместе с подставкой вверх ногами, то вы увидите вторую « белую шапку». Это Южный полюс. Как вы думаете, раз полюс южный, какая там температура? Мы сейчас как раз подлетаем к нему.

     

       Внизу, под нами, огромная белая страна. Только на этот раз не океан, а земля, закованная в ледяной панцирь – огромный материк Антарктида. Холоднее места не сыщешь во всём мире. Даже летом здесь пятидесятиградусные морозы, а про зиму и говорить нечего. Зимой столбик градусника опускается почти до цифры – 90 градусов.   При таком холоде даже сталь делается ломкой.

Впереди остров, которого нет ни на одной карте. Странный остров – огромная плавучая ледяная гора! Что это? (айсберг).

-Какие животные живут в Антарктиде?

-А одного вы уже знаете – это тюлень.

-Так же здесь обитают птицы, которые не летают.

ЗАГАДКА:

Про полёты позабыл,
Крылья в ласты превратил,
Рыбку ловит среди льдин
Антарктический … (пингвин)

Может кто-то знает о ком пойдёт речь? Это пингвины.  Крылья им нужны для того, чтобы грести под водой. Гнёзда для птенцов они не делают - негде и не из чего. Но ведь на снег яйцо тоже не положишь – замёрзнет пингвинёнок! Мама –пингвиниха снесёт яйцо, а пингвину- папе приходится держать его на лапках и согревать собственным пухом. Пингвины очень любят кататься с горки, но не на салазках, а на брюшке. Людей они совсем не боятся.

-А боятся они вот кого – клыкастого и пятнистого, как леопард, тюленя – морского леопарда. Он, подкарауливая пингвинов, прячется под водой.

-Наше путешествие подходит к концу. Где мы сегодня побывали? (на Северном и Южном полюсе).

-Похожи ледяные пустыни Северного и Южного полюсов? Почему?( да потому что, на Северном и Южном полюсах вечная мерзлота и очень низкие температуры).

-Давайте же ответим теперь Муравьишке, где живут белые медведи?

-А вот Мудрая Черепаха приготовила для вас вопрос. Охотятся ли белые медведи на пингвинов?

-Как вы думаете?

IV. Самостоятельная работа с самопроверкой

-А пока мы будем возвращаться домой, во время пути выполните задания теста.

- Молодцы. Выполнили.  Сейчас еще одна работа, каждому из вас достается белый медведь, вы должны его раскрасить и поместить на наш айсберг 1 класс.

V. Рефлексия учебной деятельности на уроке.

-Ну вот мы и дома.На память о нашем путешествии я хочу подарить вам маленькое солнышко, тепла которого так не хватает обитателям Арктики и Антарктики. Понравилось вам путешествие? Если понравилось, нарисуйте улыбающееся солнышко, а если не понравилось, то грустное. Покажите, что у вас получилось.

VI. Итог.

-Какие цели мы достигли на уроке?

Домашнее задание.

Нарисовать на выбор одно животное, обитающее на Северном полюсе.

 вы думаете, раз полюс южный, какая там температура?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока: "Где живут белые медведи и слоны", 1 класс

Конспект урока: "Где живут белые медведи и слоны", 1 класс...

План-конспект урока по окружающему миру 1 класс "Как живут животные"

Представлен план-конспект урока по теме: "Как живут животные". Урок с использованием различных медийных устройств позволит учащимся лучше усвоить и воспринять материал урока....

конспект урока по окружающему миру 1 класс по теме:"Как живут растения"

Конспект урока окружающий мир в 1классе по теме:"Как живут растения"...

конспект урока "Окружающий мир" с использованием ЭОР «Как живут растения?»

Конспект урока " Окружающий мир" с использованием ЭОР по стандартам ФГОС....

Конспект урока "Как живут животные?"

Разработка урока по новым стандартам....

Конспект урока "Как живут животные?"

Разработка урока по новым стандартам. Программа Школа России....

"Где живут белые медведи и где живут пингвины?"

Интегрированный урок окружающий мир + труд в первом классе....