Технологическая карта
план-конспект урока по окружающему миру (1 класс) на тему

Филиппова Ольга Васильевна

Конспект открытого урока

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon gde_zimuyut_ptitsy_1_klass.doc30.82 КБ

Предварительный просмотр:

                                 Технологическая карта изучения темы «Где зимуют птицы?», 1 класс

учитель начальных классов:

Тема

Где зимуют птицы?

Цель:

Создать условия для формирования первоначальных умений практического исследования природных объектов, формировать умение работать в группе.

Воспитывать любовь к природе, доброе и бережное отношение ко всему живому.

Планируемый результат

Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): научатся различать зимующих и перелетных птиц; группировать птиц по определенным признакам; объяснять причины отлета птиц в теплые края; приводить примеры зимующих и перелетных птиц; получат возможность научиться выдвигать предположения и доказывать их; понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнять; работать в паре, используя представленную информацию для получения новых знаний.

Метапредметные (компоненты культурно-компетентностного опыта/приобретенная компетентность): отвечать на вопросы; обобщать собственное представление; формировать готовность слушать собеседника и вести диалог, оценивать свои достижения на уроке; соотносить изученные понятия с примерами из реальной жизни; владеть диалогической формой речи в заданной ситуации.

Личностные: принятие и освоение социальной роли обучающегося; развитие мотивов учебной деятельности; формирование личностного смысла учения, уважительного отношения к иному мнению; принятие и освоение социальной роли обучающегося; развитие мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения; готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.

Универсальные учебные действия (УУД; умение учиться):

Познавательные: общеучебные – осознанное и произвольное речевое высказывание в устной форме по теме урока; логические – осуществление поиска необходимой информации (из рассказа учителя, родителей, из собственного жизненного опыта, рассказов, сказок и т. д.).

Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его; имеют желание учиться; положительно отзываются о школе; стремятся хорошо учиться и сориентированы на участие в делах школьника.

Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала; принимают учебную задачу; адекватно воспринимают информацию учителя или товарища, содержащую оценочный характер ответа.

Коммуникативные: умеют обмениваться мнениями, слушать другого ученика – партнера по коммуникации и учителя; согласовывать свои действия с партнером; вступать в коллективное учебное сотрудничество, принимая его правила и условия; строить понятные речевые высказывания.

Основные понятия

Понятия: перелетные и зимующие птицы; ученые-орнитологи.

Межпредметные связи

Окружающий мир, литературное чтение, технология

Ресурсы:

- основные

- дополнительные

Учебник  А. А. Плешаков « Мир вокруг нас», 1 класс.

Тема: «Где зимуют птицы?»

Методическое пособие, наглядный и раздаточный материал( пазлы птиц, проектор, рабочая тетрадь

Организация пространства

Работа фронтальная, индивидуальная, в группах

 

Технология проведения

Деятельность

ученика

Деятельность

учителя

Обучающие и развивающие задания каждого этапа

Диагностирующие задания каждого этапа

I этап.  Организационный момент.

Цель – активизация учащихся.

Формулировать законы работы в группе  и аргументировать их.

Проводить инструктаж, настраивать детей на работу.

I этап.  Организационный  момент.

Продолжаем новый день,

Первым делом гоним лень.

На уроке не молчать,

Всем работать, отвечать

- Ребята,  Муравьишке не терпится узнать, о каких животных жарких стран вы узнали на прошлом уроке? / дети по очереди называют животных саванны и тропических лесов/ 

– Каких птиц там можно встретить? /птица-секретарь, страус, павлин, попугай/

– А вот Муравьишка уверяет, что во время своего путешествия по Африке он видел обыкновенную деревенскую ласточку, которая летом выводила птенцов под крышей деревенского дома. Как же так? Что делала ласточка в далёкой Африке? / выслушиваются предположения детей/ 

– А я вчера у кормушки  видела птичку.

Узнайте ее по описанию. Это красивая птичка, размером с воробья. У неё белые щёчки, желтое брюшко; на голове чёрная шапочка, спинка зелёная, а крылья серо-голубые.  /синица/ 

– А мудрая Черепаха каждый день видит воробьёв, голубей, ворон, сорок. Кто из вас также часто видит этих птиц? – Почему они вслед за ласточкой не улетели в жаркие страны? /ответы детей/   
Вот и попытаемся мы с вами на уроке выяснить, почему некоторые птицы улетают зимовать в тёплые края, а некоторые птицы остаются зимовать в наших краях и по беседуем о том
«Где зимуют Птицы) (1 слайд)

I этап.  Организационный момент.

Повторение пройденного

Коммуникативные УУД

Личностные УУД

II этап. Актуализация знаний.

Цель – показать многообразие мира птиц.

Работать с информацией, представленной в форме загадок .

Участвовать в обсуждении проблемных вопросов, формулировать собственное мнение и аргументировать его.

Организовать работу в группе по разгадыванию загадки(сборка пазлов),

показать учащимся всё многообразие мира  птиц,

включить учащихся

в обсуждение проблемных вопросов.

II этап. Актуализация знаний.

-  Как часто мы наблюдаем за птицами в небе, любуемся их полетом и мечтаем побывать на их месте. Нам даже снятся такие сны. Какое удивительное ощущение полета, полной свободы . Сердце выскакивает из груди, дыхание замирает! И тут, увы, мы просыпаемся.

Скольким людям птицы подарили это счастье чувствовать себя свободными! Может быть, поэтому птицы ближе всех нам по духу, поэтому мы воспеваем это чудо природы в стихах, картинах, сказках.

Попробуем же сегодня, хоть краешком глаза, частичкой своей души заглянуть в чудесное, загадочное, покрытое тайной царство птиц!

Сегодня в течении урока мы будем составлять кластер по теме «Птицы»

Организует работу по составлению кластера из  «комочков снега».

Физминутка

Отгадайте загадки, ответы скажете только после того, как соберете пазлы птиц).

Ребята, поработаем в группах, но прежде расскажите о законах работы в группе (Приложение)–

Летом я ловила мошек,

Я зимой поем и крошек.

Люблю сало поклевать,

К вам в окошко залетать.

Очень юркая я птица,

А зовут меня…(синица)(слайд № 2 по щелчку)

Мальчишка в сером армячишке

По дворам шныряет,

Крохи подбирает,

По полям ночует,

Коноплю ворует. (Воробей).

Трещала с самого утра:

 «Пор-р-ра! Пор-р-ра!»

 А что – пора?

Такая с ней морока,

Когда трещит …(сорока).  

В зимнем лесу

Песни пою.

В морозы и в стужу

Гнездышко вью.

Там будут птенцы.

Об этом все знают.

А самка с гнезда никогда не слетает.

Своим теплом птенцов согревает.  (Клест).

     В деревне есть часы такие,

Не мертвые. А живые,

Ходят без завода,

Они птичьего рода.  (Петух).

-Что у этих птиц общее?(Строение тела птиц). (слайд № 3 )

Птицы одинаковы по строению тела, но могут быть разные по окраске, по форме, по размеру. Чтобы проверить верно, это или нет, я предлагаю вам выполнить практическую работу.

(слайд № 4).

II этап. Актуализация знаний.

- Что вы знаете о птицах и их жизни?

Каких птиц вы знаете?

Составление кластера на тему «Птицы». 

По окончании работы группы отчитываются о проделанной работе.

         

Познавательные УУД

Коммуникативные УУД

-Ребята, а не кажется  ли вам, что среди этих птиц есть одна лишняя? Какая? (Петух- это домашняя птица).

Познавательные

Практическая работа :

логическая задача на сравнение птиц. Есть начало фразы, надо закончить ее. Каждая группа получает карточку с заданием.

1. Клюв синицы тонкий, а у дятла…толстый.

2.Ворона большая, а воробей …маленький.

3. Снегирь малоподвижный, а синица…шустрая.

4. Синицы высиживают птенцов летом, а клесты…зимой.

По окончании работы группы задают вопросы противоположной группе, отчитываются о проделанной работе.

Коммуникативные УУД

Регулятивные УУД

III этап. Изучение нового материала.

Цель – Познакомить учащихся с перелетными и зимующими птицами.

Научиться принимать непосредственное участие в заботе о зимующих птицах.

Работать с информацией, представленной в учебнике.

Осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь (работать  в группе).

Оценивать правильность выполнения заданий.

Участвовать в обсуждении проблемных вопросов, формулировать собственное мнение и аргументировать его.

Организовать фронтальную работу по учебнику.

Включить учащихся

в обсуждение проблемных вопросов.

Организовать работу  в группах

обеспечить

контроль

за выполнением

задания.

.

III этап. Изучение нового материала.

1).Вступительная беседа учителя.

-Ребятки, как вы думаете сколько видов птиц на Земле?(Ответы детей)

Птиц на земле очень много- около 9 тысяч видов.

-А какие бывают птицы по размеру, как вы считаете?(ответы детей)

Есть птицы очень большие, чуть ли не двух метровой величины, есть и совсем крошечные, не больше бабочки или стрекозы.

- А как, по вашему мнению, все ли птицы умеют летать? (Ответы детей)

Есть птицы, которые могут летать выше облаков, а есть и такие, которые вовсе не могут летать.

-А где могут жить птицы? (Ответы детей)

Одни птицы живут в лесу, другие – в степи, но есть и такие, которые не могут жить, ни в лесу, ни в степи. Они живут только в пустыне или в горах, а другие – только на берегу моря.

- Ребята, а как вы считаете, чем питаются птицы? (Ответы детей)

Одни птицы питаются рыбой, другие- насекомыми. Есть хищные птицы, которые поедают других зверей и птиц, а есть «вегетарианцы», которые едят только растительную пищу, в основном ягоды и семена.

-Как называются домики птиц? (Ответы детей)

Одни птицы селятся в дуплах, а другие вьют гнезда на земле или ветвях деревьев и кустов. (СЛАЙД 5)

Учитель предлагает выполнить  практическую работу в группах  с  текстом. Работа в группах. Выделить , те предложения, в которых говорится  о птицах.

2). Объяснение нового материала по развороту учебника стр. 16

-Какие птицы зимуют в наших краях?

Ученики. Воробей, галка, синица, дятел.

– Поставьте галочку около птицы, которую вы видели зимой.
– Эти птицы не боятся морозов, а еду ухитряются добывать себе даже в очень снежные зимы. И всё-таки тяжело им зимой. Особенно трудно маленьким птичкам. Из десяти, может быть, одна-две доживают до весны.
 – На одном из прошлых уроков мы узнали, как можно помочь птицам зимой. Расскажите, чем вы помогли птицам этой зимой? /ответы детей/

-В разных странах живут разные птицы. Подумайте, могут ли все эти птицы собраться вместе в зимнюю пору?

-Почему?

Зимой многие птицы совсем не смогли бы находить себе корм. Поэтому они улетают в теплые края, где корма всегда достаточно. Эти птицы называются перелетными. (слайд № 6). Теперь мы знаем, что перелетные птицы улетают на зиму в теплые края. А раньше люди этого не знали. Конечно, они замечали, что зимой некоторые птицы исчезают, а весной вновь появляются. Лишь со временем ученые – орнитологи узнали, куда улетают перелетные птицы.

-Как же это удалось сделать ученым?

Ученые- орнитологи придумали надевать на лапки птицам маленькие кольца.

-А как эти кольца помогли им?

На каждом кольце был номер и адрес места, где была окольцована птица. Когда кто-то в других странах встречал окольцованную птицу, (слайд № 7)он сообщал об этом по данному адресу. Так ученым удалось узнать, где зимуют птицы. (слайд № 8)

Но не все птицы улетают. Те, которые проводят зиму у нас называют зимующими. Это синицы, поползни, дятлы и другие птицы. Они не улетают потому, что и зимой могут найти себе корм.

(слайд № 9)

- Почему эти птицы улетают на юг? Что птицам страшнее зимой холод или голод? Правильно- голод. Не страшна зима птицам, если есть корм. Сыта птичка и тепло ей под пухом и перьями. И все же нередко птицы зимой голодают. Особенно трудно бывает во время метели, сильного мороза. Из десяти птичек выживает только две. А чтобы им помочь, мы должны… а что мы должны?

Мы уже сделали кормушки и угощаем птичек. Но оказывается, ребята, - не всегда птички бывают, довольны нашим угощением.(слайд № 10 )

III этап. Изучение нового материала.

Практическая работа в группах: поиск предложений , в которых говорится о птицах. Лишние предложения выделить красным маркером

Каждая группа получает карточку с заданием.

Карточка с заданием.

 I группа.

Ласточка- птица воздуха. Она редко и неохотно опускается на землю. Она дает молоко, мясо. Тело покрыто длинной и пушистой шерстью. В начале августа ласточки собираются в стаи и отправляются зимовать в теплые страны.

II группа

Летом синицы питаются только насекомыми. Зимой насекомые прячутся и синичкам приходится туго. Это животное питается мышами и очень любит молоко со сметаной. Ведь они не улетают в теплые края, а зимуют рядом с нами.

По окончании работы группы отчитываются о проделанной работе.

Личностные УУД

Регулятивные УУД

Познавательные УУД

Коммуникативные УУД

Мы немного устали. Давайте отдохнем.

Физминутка.

-А какие советы вы могли бы дать друг другу?

* Не распугивать птиц возле кормушек.

* Чистить снег.

* Стараться подкармливать птиц в одно и то же время.

Личностные УУД

Закрепление изученного

Контролирующее задание.

Работа по тетради стр. 14 зад.1 групповая работа

На партах у вас карточки с названием птиц
 – Помогите птицам ответить на вопрос: кому из них улетать осенью в тёплые края, а кому оставаться на родине?
дятел  синица журавль                          ласточка воробей                           грач соловей                            сова 
б) Игра «Третий лишний»

 – Назовите птицу, которая отличается от двух других:   галка                   ласточка                       грач                    дятел                            воробей              поползень                    

VII. Итог урока. Рефлексия деятельности.

Цель – подвести итог проделанной работе на уроке.

VII. Итог урока. Рефлексия деятельности.

Ребята, вспомните, какой вопрос мы поставили перед началом урока?

Смогли ли мы на него найти ответ?

Что же помогло сегодня на уроке вам так хорошо определять зимующих и перелетных птиц? (Практическая работа)

- Перечислите  перелетных и зимующих птиц. Какую помощь мы должны оказывать зимующим птицам?

1.Какое количество птиц прилетает на кормушки.

2.Какие птицы появились, а какие исчезли?

Наблюдение за птицами около кормушке


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

1 класс. Технологическая карта раздела « Числа от 1 до 5». Технологическая карта урока «Число и цифра 1».

Особенностью содержания современного начального образования является не только ответ на вопрос, что ученик должен знать (запомнить, воспроизвести), но и формирование универсальных учебных действи...

Выступление с практической направленность по теме "Технологическая карта урока как индикатор готовности учителя работать по новому образовательному стандарту.Требования к проектированию технологической карты".

Статья содержит теоретические обоснования и практические рекомендации по применению технологической карты урока. Материал предназначен для учителей начальных классов, реализующих ФГОС НОО....

Технологическая карта урока технологии "Технологические операции ручной обработки материалов. Овечка" 2 класс

по программе "Технология" . Е.А. Лутцева. УМК "Школа 21 века". Можно использовать для внеурочного занятия или кружка "Умелые руки"...

Технологическая карта урока технологии "Технологические операции ручной обработки материалов. Овечка" 2 класс

по программе "Технология" . Е.А. Лутцева. УМК "Школа 21 века". Можно использовать для внеурочного занятия или кружка "Умелые руки"...

Методический семинар. «Технологическая карта урока. Оптимизация технологической карты урока».

Учить детей сегодня трудно,И раньше было нелегко.Читать, считать, писать учили:«Даёт корова молоко».Век XXI – век открытий,Век инноваций, новизны,Но  от учителя зависит,Какими д...

Технологическая карта коррекционно-развивающего занятия на тему: Правописание буквосочетания жи-ши в 1 классе Технологическая карта занятия

1.Познакомить с правилами правописания жи-ши,закрепить умение использовать правило жи-ши при письме;2.Развивать память,логическое мышление,орфографическую зоркость;3.Воспитывать трудолюбие,аккуратност...

Методическая разработка " Технологическая карта урока по окружающему миру в 4 классе на тему: "Карта полушарий". Практическая работа "Карта полушарий", УМК "Планета знаний"

Методическая разработка " Технологическая карта урока по окружающему миру в 4 классе на тему: Карта полушарий. Практическая работа "Карта полушарий", УМК "Планета знаний"...