Разработка по окр.миру 4кл. по теме "Арктика. Арктические пустыни".
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс) по теме

Монге-Назын Надежда Кан-ооловна

Цели деятельности учителя: Создать условия для ознакомления учащихся с особенностями природы (условиями неживой природы, живыми существами, взаимосвязями  в природе), значением природы данной зоны для человека, её использованием, определения существенных признаков природных зон и сравнения их,; обучения нахождению на карте полушарий зоны Арктики; способствовать формированию у учащихся понятия "Арктика", развитию интереса к предмету "Окружающий мир"

Тип урока: Изучение нового материала с первичным закреплением

Планируемые результаты: Предметные (объём освоения и уровень владения компетенциями): получат возможность научиться работать с учебником, работать с моделями изучаемых объектов и явлений окружающего мира

Метапредметные: овладеют способностью понимать учебную задачу урока, отвечать на вопросы, обобщать собственные представления; слушают собеседника и ведут диалог, оценивают свои достижения на уроке; умеют вступать в речевое общение, пользоваться учебником

Личностные: имеют мотивацию к учебной деятельности, навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных ситуациях 

Методы и формы обучения: фронтальная, индивидуальная, групповая

Дидиктический материал: презентации; тематическая подборка фотографий; учебники, карточки для индивидуального опроса; тест "Моря, озёра и реки России"; рабочая тетрадь; смайлики для оценивания своего настроения; таблица "Знаю-хочу знать-узнал"

Оборудование: интерактивная доска, компьютер; карта "Природные зоны России"

Основные понятия: зона арктических пустынь

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zona_arkticheskikh_pustyn.docx25.29 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                                  Тема: Арктика. Арктические пустыни. 4 класс

Цели

деятельности

учителя

Создать условия для ознакомления учащихся с особенностями природы (условиями неживой природы, живыми существами, взаимосвязями в природе), значением природы данной зоны для человека, её использованием, определения существенных признаков природных зон и сравнения их, определения границ знания; обучения нахождению на карте полушарий зоны Арктики; способствовать формированию у учащихся понятия «Арктика», развитию интереса к  предмету «Окружающий мир»

Тип урока

Изучение нового материала с первичным закреплением

Планируемые

образовательные

результаты

Предметные (объём освоения и уровень владения компетенциями): получат возможность научиться работать с учебником, работать с моделями изучаемых объектов и явлений окружающего мира.

Метапредметные (компоненты культурно-компетентностного опыта/приобретённая компетентность): овладеют способностью понимать учебную задачу урока, отвечать на вопросы, обобщать собственные представления; слушают собеседника и ведут диалог, оценивают свои достижения на уроке; умеют вступать в речевое общение, пользоваться учебником.

Личностные: имеют мотивацию к учебной деятельности, навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных ситуациах

Методы и формы

обучения

Объяснительно-иллюстративный; фронтальная, индивидуальная, групповая

Дидактический

материал

Презентации; тематическая подборка фотографий; учебники, карточки для индивидуального опроса; тест «Моря, озёра и реки России»; рабочая тетрадь; смайлики для оценивания своего настроения; таблица «Знаю-хочу знать-узнал»

Оборудование

Интерактивная доска, компьютер; карта «Природные зоны России»

Основные понятия

Зона арктических пустынь

                                                                                           Организационная структура урока

Этапы

урока

Обучающее и развивающие компоненты, задания и упражнения

                  Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формы организации взаимодействия

на уроке

Формируемые умения

(универсальные учебные действия)

Промежуточный

контроль

      1

         2

                                 3

           4

           5

                6

            7

1.Моти-

вация

(само-

опреде-

ление)

к учебной

деятель-

ности

Эмоцио-

нальная, пси-

хологическая

мотивацион-

ная подготов-

ка учащихся

к усвоению учебного

материала

Начинается урок,                      Слайд 2

Он пойдёт ребятам впрок.

Постарайтесь всё понять,

Учитесь тайны открывать,

Ответы полные давать,

Чтоб за работу получать

Только лишь оценку «пять!»

Слушают учите-

ля, принимают

участие в диало-

ге.Демонстри-

руют готовность

к уроку, готовят

рабочее место к

уроку

Фронтальная,

индивидуаль-

ная

Коммуникативные:

вступают в диалог,

Личностные: имеют

желания учиться;

проявляют интерес

Организация

рабочего места

2.Актуа-

лизация

опорных

знаний

1)Фронтальный

опрос.

2)Работа по карте.

3)Выполнение

теста.

Работа с картой природных зон.   Слайд 3

-Давайте, ребята, проверим наши знания.

-Перед вами карта природных зон России.

1)-Покажите и назовите, какие реки, впадают в моря Северного Ледовитого океана. (Это наш могучий – Енисей, Лена, Обь и др…)

2)-Какой самый большой океан мира находится на востоке России? (Тихий океан).

-Покажите и назовите, какие реки, впадают в моря Тихого океана. (Амур и крупнейшие китайские реки – это реки Хуанхе, Янцзы.)

2)-Ребята, сейчас вам нужно выполнить тест «Моря, озёра и реки России»

Отвечают на вопросы учителя.

Показывают на карте.

Фронтальная,

индивидуаль-

ная

Познавательные:

осуществляют поиск,

и выделение необходимой инфор-

мации; осознанно и произвольно строят

речевое высказывание.

Коммуникативные:

Высказывают свою точку зрения.

Регулятивные: ориентируются на карте; контролируют учебные действия, замечают допущенные ошибки.

Устные ответы

3.Сооб-

щение

темы и

цели урока

Эмоционналь-

ная, мотива-

ционная подготов-

ка учащихся к

уроку

Слайд 4.

-Сегодня мы, с вами, на уроке будем путешествовать (на самолёте). Наш маршрут – направление с севера на юг по природным зонам России. Наша научная экспедиция отправляется за Полярный круг, к бескрайним просторам Северного Ледовитого океана, к его островам, в зону арктических пустынь. Короткое название этой зоны – Арктика.

-А членами нашей сегодняшней экспедиции являются: географы, ботаники, зоологи и экологи.

(Группы формируются по жетонам, которые

Дети выбрали в начале урока.)

Слушают учителя.

Прогнозируют

Содержание

урока.

4.Изу-

чение

нового

мате-

риала

1)Составление

плана работы.

2)Заполнение

таблицы «Знаю-хочу знать-узнал»

3)Работа с картой природных зон

4)Самостоятельная работа

а) -Ребята, нам нужно составить план изучения Арктики.

- Как вы думаете, на какие вопросы

мы с вами должны будем ответить в ходе изучения этой зоны?

(Кластер составляется на слайде) Слайд 5.

- На какие вопросы вы уже можете ответить?

б)-Заполните первые две колонки таблицы.

Слайд 6.

-Найдите на карте природных зон, зону арктических пустынь.  И назовите острова,

которые относятся этой зоне.

(Земля Франца Иосифа, Северная Земля, Новосибирские острова и остров Врангеля)

-Каким цветом обозначена на карте зона арктических пустынь? (синим цветом)

Вывод: Исходя из всего сказанного на уроке, опираясь на свои раннее полученные знания, подумайте и расскажите, какой вы представляете Арктику?

-Молодцы! Многое вы уже знаете об Арктике. На какие вопросы нашего плана изучения этой зоны мы уже с вами ответили? (Ответы учащихся)

-Что ещё мы должны изучить? (Ответы учащихся)

Слайд 7.

-На самолете мы отправляемся в экспедицию в зону арктических пустынь, уточним свои представления об этой зоне и найдём ответы на поставленные вопросы.

 

Слушают учи-

теля; прогнозируют

содержание

урока

Работа в тетрадях. Дети заполняют две первые колонки, исходя из полученной информации и своих знаний, опыта.(Третья колонка заполняется при подведении итогов)

Слушают учителя, и отвечают на вопросы; показывают на карте.

Фронтальная,

индивидуаль-

ная

Выполняют задания

Познавательные:

Выделяют и формулируют познавательную цель;

Выбор наиболее эффективных способов решения задач, планирование; структурирование знаний.

Коммуникативные:

Выражают свои мысли с достаточной полностью и точностью; формулируют и аргументируют своё мнение в коммуникации; осуществляют постановку вопросов; адекватно используют речевые средства для решения коммуникативных задач.

Устные ответы

5.Практи-

ческая

деятель-

ность

Работа в группах

-Каждая группа получает раздаточный материал и опорную карточку. Материал самостоятельно изучается и обсуждается в группе. Дети готовят краткие сообщения. (Если возникнут вопросы, спрашиваете у учителя)

Работа с карточками.

Групповая

Познавательные:

самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель;

осуществляют поиск и выделение необходимой информации; прогнозирование, структурирование знаний; осознанно и произвольно строят речевое высказывание.

Регулятивные:

ориентируются в учебнике; контролируют учебные действия, замечают допущенные ошибки,

осознают правило контроля и успешно используют его в решении учебной задачи.

Личностные: осуществляют действия смыслообразования; оценивают усваимое содержание с нравственно-этической точки зрения;  осознают ответственность за общее дело; следуют в поведении моральным нормам и этическим требованиям

6.Продол-

жение

работы

над новой

темой

Физминутка

«Снежинка» (Упражение для глаз)

Слайд 9-10

Слайд 11. Рассказы членов экспедиции

-Давайте, послушаем географов, потом ботаников, зоологов и в конце экологов.

-Молодцы! Все научные группы хорошо поработали. Возвращаемся домой. Во время полёта сядьте поудобнее, расслабьтесь, закройте глаза и послушайте музыку, вспомните о приятных моментах нашего путешествия  в Арктику.

(Звучит аудиозапись)

Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель; осуществляют поиск и выделение необходимой информации; осознанно и произвольно строят речевое высказывание.

7.Закреп-

ление

изучен-

ного

материа-

ла

Слайд 13.

1)Заполнение таблицы

2)Разгадывание кроссворда

-Можем ли мы назвать арктическую зону пустынной?

(В Арктике совсем не пусто. Там, несмотря на суровые условия, имеются растения и даже животные, которые выращивают своё потомство).

-Оправдались ли ваши предположения?

-Разгадайте кроссворд и восстановите предложение «… - царство льда и снега»

Вопросы к кроссворду:

1.Эти птицы, собираясь на скалистых берегах, образуют «птичьи базары». Этих птиц можно увидеть около реки и в нашей местности.

2.Близкий родственник тюленя.

3.Птицы, откладывающие  яйца на голые камни.

4.Это животное бывает добычей белого медведя.

5.Растение полярной зоны.

6.Самый крупный обитатель морей и океанов.

7.Пища рыб северных морей.

Ответы: 1.Чайка.2.Морж. 3.Кайры. 4.Тюлень. 5.Лишайники.6.Кит. 7.Рачки.

Ключевое слово: Арктика.

(Дети восстанавливают предложение и читают его хором).

 

Отгадывают кроссворд

Индивидуаль-

ная, коллек-

тивная

Устные ответы

8.Итоги урока.

Рефлек-

ция.

Домаш-

нее зада-

ние

Слайд 15.

Обобщение полученных на уроке сведений.

Заключительная

беседа.

-Что нового узнали о зоне арктических пустынь? Заполним третью колонку таблицы «Знаю-хочу знать-узнал»

-Чему вы учились на уроке?

-Понравилась ли вам быть исследователями?

-С какими затруднениями вы столкнулись на уроке?

-Выберите смайлики такого цвета, каким бы вы обозначили своё настроение в конце урока.

Отвечают на

вопросы.

Фронтальная,

индивидуаль-

ная.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тест по окружающему миру по теме "Зона арктических пустынь"

Тест по окружающему миру поможет проверить знания учащихся по теме "Зона арктических пустынь". Программа "Школа России" 4 класс....

Тест по окружающему миру по теме "Зона Арктических пустынь"

Тестовая работа при изучении "Природных зон"...

Тест по окружающему миру 4 класс .Зона арктических пустынь. Тундра.

Тест  по окружающему миру для 4 класса на тему "Зона арктических пустынь. Тундра"  можно использовать в любом УМК. В тесте содержатся задания с выбором ответа, а также задания с дополнением ...

Тест по окружающему миру 4 класс .Зона арктических пустынь. Тундра.

Тест  по окружающему миру для 4 класса на тему "Зона арктических пустынь. Тундра"  можно использовать в любом УМК. В тесте содержатся задания с выбором ответа, а также задания с дополнением ...

Тест по окружающему миру на тему "Зона арктических пустынь"

Данный тест универсален для всех видов УМК....

Конспект урока по окружающему миру по теме "Зона Арктических пустынь".

Конспект урока по окружающему миру по теме "Зона Арктических пустынь" составлен для учащихся 4 класса,  УМК "Школа России" с применением ТРКМ.Место урока в теме: Изучение...

Урок по окружающему миру на тему "Зона арктических пустынь" (4 класс)

Конспект урока по окружающему миру на тему "Зона арктических пустынь" с илююстрациями и заданиями для групповой работы детей....